Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network
                                 И М Я   В   И С К У С С Т В Е                              

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН
Великий русский художник (1842 - 1904)

«Я бью войну, сколько у меня есть сил. Бью с размаха и без пощады»

   Истории известно немало выдающихся личностей, судьба которых была уже, казалось бы, заранее определена. Их ожидала блестящая карьера, обеспеченное будущее. А они вдруг отказывались от всего, преодолевая осуждение и нападки со стороны родственников, знакомых, начальства ради своей собственной стези, которую избрали, уходя навстречу лишениям и неизвестности...

«ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ НАТУРЫ Я ВЗЯЛ ОТ МАТЕРИ»

   Родился Василий Васильевич Верещагин 14 (26) октября 1842 года в г. Череповце Новгородской губернии в многодетной семье старинного дворянского рода. Имение располагалось недалеко от реки Шексны. Отец художника, также Василий Васильевич, законченного образования не имел, звезд с неба не хватал, хозяйство вел по-старинке. Все же дослужился до чина коллежского асессора и вышел в отставку. Потом был избран предводителем уездного дворянства и почти безвыездно жил в своем имении. Мать, Анна Николаевна, была женщиной довольно образованной, французский язык знала лучше, чем русский. Однако имела слабое здоровье, была очень нервной и впечатлительной. Но именно она оказала наиболее сильное влияние на формирование личности будущего художника. «Впечатлительность натуры я взял от матери» – писал впоследствии Верещагин.
   Учиться Василий начал рано. В семь лет мальчик уже был принят в Александровский царскосельский малолетний кадетский корпус, где во время обучения особое пристрастие питал к истории.
   Спустя три года (в 1853 г.) был переведен в Петербургский морской кадетский корпус, где учились прославленные впоследствии адмиралы: Ф.Ф. Ушаков, И.Ф. Крузенштерн, П.С. Нахимов.
С   ильное впечатление произвели на юношу заграничные плавания. В 1858 г. на фрегате «Камчатка» Василий побывал в Копенгагене, Бресте, Бордо. В 1859 г. на фрегатах «Светлана» и «Генерал-адмирал» посетил Британию (Портсмут, Лондон, о. Уэльс).
   Уже в те годы Василий все свободное время отдавал рисованию. Занимался живописью самостоятельно, брал частные уроки, потом приступил к систематическим занятиям в Рисовальной школе. Здесь он нашел поддержку у директора школы Ф.Ф. Львова.
   1860-й стал переломным в судьбе В.В. Верещагина. В этот год он и сделал свой выбор. Успешно сдав выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе, и, получив звание гардемарина, Верещагин... объявляет о своем отказе от карьеры морского офицера и навсегда оставляет морскую службу. В этом же году поступает в Академию художеств.

ОН ВСЕГДА УСТРЕМЛЯЛСЯ ТУДА, ГДЕ СРАЖАЛИСЬ И УМИРАЛИ

    – Базиль... и рисовальщик?! – в ужасе воскликнула матушка, когда Василий объявил о своем решении навсегда оставить карьеру морского офицера и поступить в Академию художеств. Отец и вовсе отказал в материальной помощи.
   В 1861 г. состоялась плодотворная для начинающего художника поездка в Париж, где он знакомится с известными французскими художниками.
   После возвращения в Петербург начинает протестовать против заскорузлого академизма, принятого за основу обучения. В Академии художеств того времени было принято изображать только античные сюжеты. Василий тоже сделал рисунок на тему античной мифологии, получил благоприятные отзывы, а потом у всех на глазах его уничтожил.
   В 1863 году художник оставляет Академию и отправляется на Кавказ, который был только присоединен к России. Там он изучает местные обычаи и культуру. Тяга к путешествиям впоследствии забрасывает Верещагина в Туркестан и на Балканы, в Индию и Палестину, на Русский Север и в Америку, на Филиппины и на Кубу, в Японию и в Порт-Артур.
   В 1864 году Василий получает наследство от умершего дяди, что-то около тысячи рублей, после чего решает ехать на обучение в Париж. Поступает там в Школу изящных искусств известного художника
   Ж.-Л. Жерома. А когда приходит известие о начале войны в Туркестане с бухарским эмиром за присоединение Средней Азии к России, принимает решение отправиться в район боевых действий. Впоследствии это стало главным жизненным правилом – как только где-то начиналась война, он бросал свою мастерскую и устремлялся туда, где сражались и умирали.

«Я БЬЮ ВОЙНУ, СКОЛЬКО У МЕНЯ ЕСТЬ СИЛ. БЬЮ С РАЗМАХА И БЕЗ ПОЩАДЫ»

   В Туркестане Василий воевал в чине прапорщика. Однажды он возглавил довольно авантюрную вылазку из крепости и так увлекся, что оказался один в окружении врагов. Остался жив только потому, что подоспело подкрепление. Получил Георгиевский крест «За блистательное мужество и храбрость». Интересно, что Василий Васильевич, никогда не признававший других наград, этот орден носил всю жизнь.
   Война в Туркестане продолжалась и все отчетливее начинала представать перед художником в своем истинном, непарадном обличье. Уже там, в Туркестане, в нем начинает созревать осознанный протест против войны, против обыденности смерти на войне и привычки к смерти. Кроме того, Верещагин не разделяет людей на своих и врагов. Он с одинаковой силой показывает в своих картинах душевную опустошенность и тех, и других. Для художника в равной степени неприемлемо равнодушие русских солдат, спокойно раскуривающих трубки среди окровавленных трупов мусульман и неприемлема бессмысленная жестокость азиатов, когда они, празднуя победу, для большей торжественности расставляют шесты с нанизанными на них головами русских солдат.
   Картина «Апофеоз войны» (1871 г.) также принадлежит к туркестанскому циклу. Эта картина – символ с саркастической надписью художника «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Формально она отображает обычай времен Тамерлана (Тимура) (XIV–XV вв.). Этот завоеватель получал удовольствие от того, что оставлял пирамиды из черепов в завоеванных землях. Но настоящий смысл картины в другом... Кто-то считает, что войны есть следствие человеческой «недоразвитости». Циники утверждают: войны регулируют численность населения планеты и стимулируют научно–технический прогресс. Религиозные деятели успокаивают, будто бы «убиенные» на полях сражений попадут в более лучший мир, чем все остальные. Только сами они предпочитают на эти поля сражений не попадать. А вот В.В. Верещагину удалось сказать свое веское слово на века вперед, дать свой окончательный ответ на все споры и точки зрения. Война – это на самом деле только груда черепов, которые как бы кричат о человеческом безумии.
   Впоследствии Верещагин писал П.М. Третьякову: «Передо мною как перед художником война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны, действительны ли мои удары – это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаха и без пощады».

«КОГДА Я НАЧАЛ ПИСАТЬ ЭТИ КАРТИНЫ, ТО ПРИНУЖДЕН БЫЛ ОТВОРАЧИВАТЬСЯ ОТ ПРИСЛУГИ, ЧТОБЫ СКРЫТЬ И ПРОГЛОТИТЬ СЛЕЗЫ»

   Такая позиция, конечно, вряд ли могла понравиться. Художника начинают обвинять в том, что он «опозорил русскую армию». В ход пошла и клевета. Особенно усердствовал генерал Кауфман – командующий Туркестанским военным округом. И, как следствие этого, проявилась та самая «впечатлительность натуры». Художник переживает глубокий душевный кризис. Несколько картин были им уничтожены.
   Верещагин отправляется в Индию, где проведет два года. За это время Академия художеств посчитала возможным присвоить ему звание профессора, но Василий Васильевич категорически отказывается, не без оснований заподозрив, что его таким образом решили «прибрать к рукам».
   Балканский цикл картин многие критики считают вершиной творчества художника. В нем отображена русско-турецкая война 1877–1878 гг. за освобождение Болгарии от турецкого ига. Василий Васильевич прошел с русской армией весь боевой путь, лично участвовал в боях, был тяжело ранен и два месяца находился на излечении в госпитале. В этой войне погиб его родной брат Сергей, тело которого художник так и не смог отыскать среди тысяч убитых.
   Центральной в Балканской серии, пожалуй, является картина «Побежденные. Панихида». Она тоже может служить отображением «апофеоза войны». Поле из пожухлой травы, усеянное трупами, кое-как присыпанными землей, из-под которой торчат ноги, руки, головы побежденных. Опять война воспринимается просто как трагедия. Верещагин, видя чинимые турками зверства, когда поголовно вырезались целые болгарские деревни, не отрицая справедливости этой войны, не мог воспринимать ее иначе как трагедию. «Когда я начал писать эти картины, то принужден был отворачиваться от прислуги, чтобы скрыть и проглотить слезы», – писал он в своем дневнике.


ЗА НЕСКОЛЬКО МИНУТ ДО СВОЕЙ ГИБЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН СТОЯЛ НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ, РИСУЯ ПАНОРАМУ БОЯ

   После Балканской серии Верещагин на время оставляет кисть и обращается к прозе и уже в качестве литератора выступает с обличениями ужасов войны.
   С октября 1882 по март 1883 гг. снова отправляется в Индию. Индийский цикл отображает, в основном мирные картины. Это и памятники архитектуры, например, «Мавзолей Тадж–Махал в Агре», и суровая природа Гималаев. Но и здесь художник был верен себе. И здесь не смог оставить без внимания «варварство, бессердечие, холодное зверство» во время подавления индийского восстания английскими колониальными войсками. Приговоренных к казни индусов привязывали к пушкам, потом стреляли (картина «Расстрел из пушек»). Почему цивилизованные англичане получали удовольствие от разорванных в клочья человеческих тел, история умалчивает.
   Есть у В. Верещагина и Евангельский цикл. Для его создания он выезжал в Палестину, чтобы проникнуться событиями, которые описаны в Библии. «Распятие Христа» у Верещагина не похоже на картины других художников, потому что его «Распятие» на втором плане. На первом плане – народ, собравшийся посмотреть зрелище. «Шоу», как сказали бы сейчас. Собравшиеся ведут светские беседы, демонстрируя полное равнодушие к чужим страданиям и неистребимую человеческую наивную уверенность, что именно их это не коснется никогда.
   В 1891 году художник решил обосноваться в России. Он поселился вместе с семьей в Москве, выстроил деревянный дом, мастерскую. Василий Васильевич был женат дважды. Первый раз он женился в 1871 г. на немке Элизабет Марии Фишер-Рид, находясь в Мюнхене. Но госпожа Фишер была не из тех, кто мог терпеливо ждать мужа во время долгих поездок.
   Второй брак в 1889 г. с Л.В. Андреевской можно назвать удачным, несмотря на разницу в возрасте, составлявшую двадцать три года.
   Василий Васильевич познакомился с юной Лидией на собственной выставке, где она развлекала посетителей игрой на фортепьяно.
   В Москве художник работает над циклом картин об Отечественной войне 1812 года. Путешествует по Русскому Северу. В 1894 году выходит его книга «На войне в Азии и Европе».
   В начале века Верещагин предпринимает поездки на Филиппины, Кубу, Японию, где уже проявлялись первые ростки напряженности в отношениях с Россией.
   И вот снова война. На этот раз – русско–японская. Художнику уже за шестьдесят, но он остается верен себе. Если война, значит его место там. Тяжело было оставлять уютный дом, любящую жену, детей. И на этот раз навсегда.
   31 марта (13 апреля) 1904 г. флагманский броненосец «Петропавловск», на котором находился В.В. Верещагин вместе с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом С.О. Макаровым, подорвался на минах. Те, кому удалось спастись, утверждали, что Верещагин за несколько минут до взрыва стоял на капитанском мостике, рисуя панораму боя. Гибель художника потрясла весь мир. Не было, пожалуй, ни одной газеты, которая не рассказала бы об этой трагедии.
   Наверное, кто-то скажет, ну и что с того, что этому чудаку вздумалось «плетью обух колотить». Ведь после него мир пережил две мировые войны, множество локальных конфликтов, да еще «пророки» талдычат про третью мировую. Выходит, напрасно отдано столько сил борьбе против войны? Уверены, что не напрасно. Жизнь, принесенная в жертву во имя мира и любви, заставляет задуматься многих людей. А значит, остается надежда, что человечество когда-нибудь научится прощать и любить без войны.

Текст: Сергей Птах

Обложка журнала №002
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005