Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network
      Н А З Ы В А Я    В Е Щ И   С В О И М И    И М Е Н А М И      

   Сколько себя помню, наша система образования пребывает в состоянии кризиса. Вернее, не сколько помню, а сколько учусь. А учимся мы сначала сами, а потом вместе с детьми. Помню радостное возбуждение, как у всех нормальных первоклашек, сменилось дискомфортным ощущением, что взрослые что-то от нас хотят, только не говорят что. К восьмому классу, вместе с неврозом, пришло полное понимание, что в нашей стране правда – это не то, что есть, а то, что ею считается, и взрослые (прежде всего учителя) хотят от нас, чтобы мы говорили и делали только то, что положено. Бандитизма и наркотиков тогда в классах еще не было, но эта всепроникающая атмосфера неправды в школе ощущалась особенно остро. Именно там наше поколение получило первые и самые серьезные уроки конформизма, лицемерия и ханжества. После школы институт был просто рассадником либерализма и свободомыслия, хотя те уроки, конечно, даром не прошли, и у очень многих жизненная философия «чего изволите» засела накрепко. Замечу, что из всех моих товарищей студенческих лет, учившихся в педагогическом институте, а их было немало, по специальности не работает теперь ни один человек…
   Профессия, производственный брак которой обходится обществу дороже всего, постепенно становилась прибежищем людей к ней безусловно малопригодных. Как-то домой возвратился зареванный племянник и заявил, что больше в школу не пойдет. В процессе «разбора полетов» выяснилось, что мальчишка старательно подготовился к уроку и радостно тянул ручку, а когда его не спросили, выпалил: «А я знаю ответ!». На что получил от молодой учительницы словесную оплеуху: «Знаешь и заткнись!» Таких примеров антипедагогики можно привести изрядное количество. К счастью, в школе всегда были люди, для которых учительство – это не профессия, а призвание. И их не так уж мало. Но…
   Стало ясно – школа болеет так же, как и всё общество. Перестроечные годы показали историю болезни в цифрах: «рабочий день» школьника для нормальной успеваемости должен продолжаться 14-16 часов, лишь 10 процентов выпускников школ можно назвать практически здоровыми, тогда как первоклассников?– 90, каждый третий школьник нуждается в психологической, а то и психиатрической помощи, средняя школа рассчитана на среднего ученика и не дает возможности отстающему подняться, а одаренному развить свои способности и т.д., и т. п.
   Было поломано немало критических копий, рассмотрены и отвергнуты различные концепции образования, намечены мероприятия, но тут под тяжестью проблем развалился Советский Союз. Сколько же иллюзий породили революционные годы! Мы надеялись, что «заграница нам поможет», и наше образование станет по-настоящему европейским. Ну что ж, теперь можно, по прошествии тринадцати лет, подводить некоторые итоги.
   К сожалению, без всякого сомнения, из проблем советской школы ничто не утрачено, а многое преумножено. К мизерным зарплатам учителей добавились холодные, не отремонтированные классы, отсутствие методической литературы, педагогические проблемы, возникающие из-за демонстративного благополучия или неблагополучия учеников, и множество иных забот и проблем, так или иначе связанных с деньгами родителей. Причем речь идет не о «ресторанных наценках» в буфетах некоторых школ, а о наглядных пособиях, плакатах, колченогих столах и стульях. Нагрузка нисколько не уменьшилась. Правда, теперь родители, осознав, что только качественное образование способно обеспечить будущее любимому чаду, сами стараются, водят их на дополнительные занятия, нанимают репетиторов. Здоровья у детей, естественно, не прибавляется. Запредельные нагрузки хорошо иллюстрирует такой факт: портфель младшего школьника со всем необходимым весит в среднем 5-7 килограммов, при том, что обладатель его может сам еще не набрать 20 килограммов вместе с ботинками.
   Отдельный разговор об учебниках. Слава Богу, дефицит учебной литературы преодолен, но что это за литература! Украинизация нашей школы привела, ко всему прочему, к обилию учебников откровенно низкого уровня. Мои попытки что-либо понять из школьного учебника биологии потерпели сокрушительное фиаско. Отказавшись, наконец, от намерения разобраться в громоздких словесных конструкциях, я спросил: «Ребята, как вы это понимаете?». И получил замечательный ответ: «А мы не понимаем. Мы учим наизусть, а потом забываем». Все же наши дети самые умные. Складывается впечатление, что не меньше половины учебников нашей школы издано только для того, «щоб було», и, притом, «було не так, як у Москві». Точка.
   Я уже упоминал о деньгах, которые помимо всяких законов и правил родители вынуждены нести и нести в школу. В результате за учебный год набегает кругленькая сумма. А как, каким словом назвать явление, когда ученик, по каким-то причинам не принявший участия в очередных поборах в лице своих родителей, начинает получать незаслуженно низкие оценки, а то и вовсе оскорбления? Все мы прекрасно понимаем, что бесплатное образование?– это фикция. И как-нибудь, а для своего ребенка родитель оторвет денежку от сердца. Но хотелось бы знать, куда эти деньги будут потрачены, на какие цели. Внятного ответа добиться невозможно. Сбор средств с родителей должен быть узаконен, введен в какие-то рамки. И если мы все равно платим, то, уважаемые народные избранники, ограничьте нас хотя бы от произвола. Я уже не говорю о малообеспеченных семьях, у которых каждая копейка на счету.
   Наверное, не только у меня, но и у очень многих осень прочно ассоциируется со школой. Время, когда от летней распаренной неги нужно переходить к серьезной работе. Если верно утверждение, что каков учитель, такова и страна, то верно и обратное утверждение – какова страна, такова и школа. А значит, рано рапортовать о радужных перспективах. Украинская средняя школа нуждается в постоянном внимании всего общества, а власти – в постоянном стимулировании их интереса к проблемам образования. Все больше богатых семей отправляют детей учиться за границу уже не в университеты (то само собой), а в средние школы. Ничего хорошего я в этом не вижу. Вырастает поколение «хозяев жизни», для которых эта страна будет чужой. Потому что, каковыми бы ни были проблемы нашей школы, это НАША школа. И любить свое Отечество она все-таки учит.

Текст: Александр Карманов
Фото: Владимир Филиппов

Обложка журнала №006
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01020304
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005