Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

                                     З Н А Ч И М О Е   И М Я                                     



НОВРУЗ АЛЛАХВЕРДИЕВ:

«УКРАИНСКИЕ МОСТОСТРОИТЕЛИ – САМЫЕ ТРУДОЛЮБИВЫЕ В МИРЕ»

 

ИСТОРИЯ

   Каждый, кто впервые попадает в город Николаев с одесской трассы, проезжает через Южно-Бугский или, как его принято здесь называть, Варваровский мост. Кто въезжает со стороны киевской трассы, проезжает по мосту Ингульскому. Путешественник, движущийся по соседней Херсонской области в крымском направлении, проезжает мост через Днепр, соединяющий Херсон и Цюрупинск. Все три моста – прекрасные инженерные сооружения, каждый из них по-своему уникален и является истинным архитектурным украшением той местности, в которой расположен. Все они созданы николаевскими мостостроителями. Кроме того, специалисты мостоотряда-73 построили крупный железнодорожный мост через реку Южный Буг в районе села Трихаты, ряд других мостов, путепроводов, транспортных развязок и тоннелей в Украине, России, других странах СНГ, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
   Предшественником мостостроительного отряда-73 был мостопоезд №444, созданный еще в сороковых годах для восстановления разрушенного войной народного хозяйства. В первую очередь после войны старались восстанавливать железнодорожные мосты, которые играли важнейшую роль в обеспечении транспортных грузопотоков, многократно превосходящих автомобильный и гужевой транспорт. Мостопоезд №444, не имевший постоянной дислокации и кочевавший с одного объекта на другой, был поездом в буквальном смысле этого слова: платформы с материалами и специальной техникой, товарные вагоны, теплушки, кое-как оборудованные под жилье для мостостроителей. Мостопоезд находился в структуре Министерства путей сообщения СССР, а позднее – Министерства транспортного строительства.
   Новая страница в истории этой организации открылась в конце пятидесятых, когда мостостроители осели в Николаеве и приступили к сооружению Варваровского моста. Тогда думали, что остались в городе ненадолго – до окончания строительства этого крупнейшего объекта, но как показала жизнь, мостоотряду пришлось связать свою дальнейшую судьбу с городом на Буге.
   Варваровский мост, общая протяженность которого вместе с насыпной частью составляет около 2 км, стал уникальным по конструктиву объектом не только для Украины, но и для СССР, других стран Европы. Здесь впервые были применены многие новейшие на тот момент технологии, водолазные работы удалось свести к минимуму. Скальные грунты под мостом были рыхлыми, и их уплотнение с использованием бетона производилось при помощи взрывотехнических работ. Было изготовлено сложнейшее 64-метровое пролетное строение. Варваровский мост стал единственным в стране, разводка которого осуществлялась горизонтально. Сдача объекта состоялась в 1964 г. Сразу 13 человек, принимавших участие в строительстве, стали лауреатами Ленинской премии.
   Во время работы над объектом мостоотряд «поселился» рядом, в районе улицы Большой Морской. Здесь создавалась производственная база мостоотряда, возводилось жилье для рабочих. Так в Николаеве родилась улица Мостостроителей.
   Этот мост до сих пор интенсивно эксплуатируется, испытывая огромные перегрузки. Ежедневно пропускает большое количество транзитного транспорта, следующего в направлении Одессы, Крыма, Ростова. В 1991 г. здесь ремонтировали металлическую ортотропную плиту разводной части, а в 2001 провели масштабную реконструкцию.
   Очередным достижением мостотряда-73 стал Ингульский мост, возведение которого началось в конце семидесятых. А в 1986 г. мостостроители сдали замечательный мост через Днепр в районе Херсона. В те годы производственная база мостоотряда полностью переместилась на Промзону, где предприятие находится до сегодняшнего дня.

Мост Варваровский

 

СОВРЕМЕННОСТЬ

   Девяностые для мостоотряда оказались временем суровых испытаний. Специфика мостостроения заключается в том, что строительство и реконструкция объектов такого масштаба у нас финансируется за счет госбюджета. А на бюджет в разгар экономического кризиса рассчитывать не приходится. Объемы производства с каждым годом сокращались, техника вырабатывала ресурс и не обновлялась, долги по зарплате росли, наиболее квалифицированные специалисты уходили с предприятия, уезжали на заработки в Россию, дальнее зарубежье. Мостоотряд брался за любые работы, освоил даже строительство причалов.
   Трест «Мостобуд» (бывший «Мостострой №1») акционировался, а мостоотряд-73 выделился в отдельное юридическое лицо в составе треста. К самостоятельности юридической добавился рост бюджетных заказов, вызванный общим оживлением украинской экономики. Благодаря значительным усилиям председателя наблюдательного совета Продивуса Владимира Степановича и огромному профессиональному опыту председателя правления ОАО «Мостобуд» Иржицкого Юрия Савича, удалось коренным образом переломить ситуацию. Постепенно у мостостроителей стала появляться работа, люди начали возвращаться на предприятие…
   Бум дорожного строительства в последние годы привел к резкому наращиванию объемов производства. Только за декабрь прошлого года мостоотряд выполнил работ на 6,8 млн. грн., а в целом за год – более 31 млн. грн. План на текущий год – освоить свыше 60 млн. грн. А ведь еще недавно были времена, когда и 10-20 млн. в год считались для мостостроителей большой удачей.
   Мостоотряд славится своими железобетонными изделиями и металлоконструкциями. Даже в сложные времена эти участки не простаивали, удовлетворяли интересы фирм, частных заказчиков, а сегодня и подавно работают, полностью себя окупая и принося прибыль. И все же основная забота мостостроителей – серьезные сдаточные объекты. Впрочем, других тут и не бывает. В прошлом году трудились на Каховской ГЭС, на строительстве мостов в Запорожье, Киеве, Одессе, а также в ряде других регионов Украины.
   Но главное достижение последних лет – работа на строительстве трассы Одесса – Киев. Здесь николаевские мостостроители ударными темпами соорудили четыре моста и путепровода на территории Одесской и Николаевской областей – на 297-м, 298-м, 319-м и 373-м километрах трассы. Работы, начатые в Одесской области в июле 2003 г., а в Николаевской – годом позднее, были полностью завершены к октябрю 2004 г. В общей сложности на строительстве этой трассы, равной которой нет даже в России, несмотря на ее огромные бюджетные возможности, николаевские мостостроители освоили около 21 млн. грн. Начинание Министерства транспорта и связи по строительству трассы Одесса – Киев сослужило хорошую службу для мостростроителей и дорожников многих регионов страны. Впрочем, эти работы? в основном уже завершены. А каковы дальнейшие перспективы мостоотряда-73?

Мост ингульский

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

   Времена кардинально изменились, и в последние годы николаевские мостостроители уже не боятся остаться без дела. Тем более, что качество выполняемых работ они подтверждали многократно, на каждом доверенном им объекте.
   Сегодня николаевские мостостроители разбросаны по объектам всей Украины. Их можно встретить в Николаевской, Херсонской, Киевской, Одесской, Запорожской, Кировоградской областях. Нужда в профессионалах и наличие новых объектов привели к тому, что численность трудового коллектива стремительно приближается к 400 человек. Такого здесь не было даже в советские времена. Тем временем набор новых специалистов продолжается буквально каждый день!
   Одним из перспективных объектов для мостостроителей является автотранспортная магистраль через Днепр (г. Запорожье), к строительству которой николаевцы вместе с другими подрядчиками приступили в ноябре прошлого года. Согласно проекту, разработанному «Киевсоюздорпроектом», в течение ближайших лет необходимо построить сразу два огромных моста через Днепр, причем каждый мост спланирован в «двойном» исполнении: по первому осуществляется движение транспорта в одну сторону, по второму – в противоположную. Кроме собственно мостов, необходимо построить транспортные развязки, серию мостов, путепроводов и других сложных инженерных сооружений. Сложность объекта подтверждается тем фактом, что мостостроители хотят пригласить сюда зарубежных проектировщиков, участвовавших в создании проекта крупнейшего в Европе моста высотой в 384 м, открытого недавно во Франции.
   Николаевцы работают и в Киеве, на строительстве Подольского моста. Здесь планируется создать современную магистраль, которая сможет разгрузить от автотранспорта действующие мосты столицы Украины.
   В будущем году намечается начало строительства объездного моста через Днестровский лиман, по которому пройдет трасса, связывающая южную часть Одесской области с остальной Украиной. Нынешняя магистраль была проложена много лет назад через молдавскую территорию в районе села Паланка, и таможенно-пограничные проблемы вокруг этого участка дороги сегодня настолько велики, что построить объездную трассу оказалось проще.
   Но свои главные надежды мостостроители связывают с проектом строительства объездного моста через Южный Буг севернее Николаева, в районе Матвеевка – Родники. Если этот проект стоимостью около 200 млн. долларов США будет реализован, областной центр сможет изменить поток транзитного транспорта, следующего сегодня через центр города, и снизить нагрузку на Варваровский и Ингульский мосты. Одновременно мостоотряд получит гарантированные объемы работ у себя дома на шесть лет вперед, людям не придется ездить на объекты по всей стране. Здесь надеются, что новый Кабмин сможет реализовать этот масштабный проект, который под символические проценты готов кредитовать Эксимбанк Японии.

Мост Антоновский

 

КАДРЫ

   Что такое работа мостостроителя? Это работа вахтовым методом вдали от дома, когда по 15 суток не видишь собственной семьи, это тяжелейший труд в жару и холод, под дождем, снегом или лучами знойного летнего солнца, это бесконечные командировки, это, наконец, высочайший уровень ответственности за конечный результат, когда необходимо, чтобы возводимое сооружение соответствовало проекту, многочисленным расчетам, выдерживало всевозможную нагрузку, в том числе ветровую и сейсмическую.
   У николаевских мостостроителей – свои традиции. Одна из них предписывает брать на работу тех, в ком полностью уверен. Нередко это бывают супруги или дети самих мостостроителей, потом их внуки… Так и рождаются производственные династии.
   Одними из наиболее известных николаевских мостостроителей по праву считаются бывшие работники мостоотряда – старший прораб Григорий Степанович Кононенко, бригадир Павел Сергеевич Омельченко, механик Андрей Демьянович Петко, бывший главный механик Вячеслав Михайлович Малов, отдавшие предприятию десятки лет. Среди людей, которыми гордится коллектив - бригадир комплексной бригады, заслуженный строитель Украины, награжденный орденом Славы III степени, орденом за Заслуги III степени А.Т. Латынин, бригадир В.А. Попов, бригадир Л.Н. Харкалюк и монтажник А.И. Харкалюк, сварщики Л.Н. Жук и В.П. Столяров, водитель с сорокалетним стажем В.А. Геращенко и его молодой коллега Г.Н. Конов, заслуженный строитель Украины, начальник участка О.А. Минатый и прораб Р.О. Минатый, водитель М.П. Омельченко, начальник отдела снабжения Ю.М. Шайгородский и экономист А.Ю. Шайгородский.
   Особо стоит выделить команду руководящих работников – главного инженера А.П. Сметюка, заместителя начальника мостоотряда-73 В.Г. Демяненко, главного механика О.И. Мирошниченко, главного энергетика Ю.В. Тютюнника, главного бухгалтера Н.А. Кричинюк, начальника планово-производственного отдела К.И. Молчанова и начальника отдела кадров Л.П. Бразговку.
   Много лет начальником мостоотряда был легендарный николаевский строитель, под руководством которого возводились Варваровский и Ингульский мосты, лауреат Ленинской премии Лев Георгиевич Карели. В течение 12 последних лет предприятием руководил Николай Георгиевич Курочка, которому удалось сберечь производственную базу и костяк коллектива, а затем постепенно нарастить объемы производства. В прошлом году на этом посту его сменил Новруз Искендерович Аллахвердиев, который еще молодым специалистом начал свою трудовую деятельность в мостопоезде №444 в 1973 году.

 

ЧЕЛОВЕК НОВОГО ДНЯ

   Новый руководитель мостоотряда – человек с огромным опытом мостостроения. Он родился и вырос на северо-западе Азербайджана, неподалеку от Кировобада (ныне Гянджа), окруженный любящими родителями, братьями и сестрами. Поскольку ребенок родился в марте, родители назвали его Новруз, что означает «новый день», в честь одноименного мусульманского праздника. Его отец Искендер (Александр) назван в честь Александра Македонского, а фамилия Аллахвердиев в переводе означает «данный Богом».
   Н.И. Аллахвердиев окончил факультет «Мосты и тоннели» Азербайджанского политеха, по распределению попал в Николаев. Строил Ингульский мост, мост через Днепр, другие объекты. В 1980-84 гг. работал гражданским специалистом в Афганистане, участвовал в сооружении мостов и тоннелей на дороге Кабул-Хайратон, на горном перевале Саланг. В середине девяностых в Ливане принимал участие в строительстве тоннеля по французскому проекту на дороге Бейрут – Тир, связывающей столицу с южным Ливаном. Позднее принимал участие в прокладке железнодорожной ветки Кизляр – Харлан-Юрт в обход Чечни по территории Дагестана. Также в составе ЗАО «Строймостмонтаж» треста «Мостобуд» участвовал в работах на трассах Москва – Минск, Москва – Воронеж, Москва – Нижний Новгород. В Николаев вернулся в прошлом году.
   – Украина стала для меня второй Родиной, настоящим домом, – признается Новруз Искендерович. – Я овладеваю украинским языком, мне нравится украинская культура. А еще скажу, что украинские мостостроители – самые трудолюбивые в мире. Говорю это не ради красного словца, а на основе собст-венного опыта. Никто не работает так самоотверженно и добросовестно, как украинцы.
   В мостоотряде он не тратил времени на раскачку, сразу взялся за дело. Основными направлениями избрал для себя поиск новых объемов работ, радикальное обновление парка техники, повышение зарплаты персонала, улучшение условий труда рабочих.
   – Хочу видеть в мостоотряде самую мощную и современную технику, которая понадобится нам на новых объектах, – говорит начальник. – Взял для себя за правило каждый месяц покупать что-то новое. Сейчас мечтаю взять новый тягач-суперМАЗ. Дорого, но он того стоит.
   По мнению Н.И. Аллахвердиева, каждый, кто работает в мостоотряде, должен быть доволен зарплатой. «Добросовестным и квалифицированным работникам необходимо не просто повышать зарплату, их нужно буквально озолотить за их тяжелейший труд», – считает он.
   Аллахвердиев не только талантливый руководитель, но и заботливый семьянин. Родители в добром здравии живут в Азербайджане, отцу уже 87 лет. Сам он с супругой Солмаз Алиевной, педагогом по профессии, сыновьями Яшаром и Гошей действительно считает Николаев вторым домом. Старший сын уже женился, внук Эльдар учится в 34-й школе. Сейчас Новруз Искендерович ждет еще одного внука.
   Аллахвердиева отличают общительность (он даже немного говорит по-украински) и восточное гостеприимство. Свободное время предпочитает проводить на даче, готовя шашлык для друзей. В отпуск ездит на Родину к родителям.
   – Он искренний, отзывчивый, интеллигентный. Уважает подчиненных, отличный специалист. Когда вернулся в коллектив, мы приняли его с дорогой душой, – так говорят в мостоотряде о своем начальнике.

Текст: Станислав Козлов

Обложка журнала №007
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005