Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

                            И М Е Н Н Ы Е   Т А Й Н Ы                           

О кладах и сокровищах

   Само слово «сокровище» означает нечто скрытое, сокровенное, спрятанное и трудно встретить человека, который оставался бы равнодушным к историям о кладах. В устном народном творчестве и в произведениях литераторов тема кладов окружена ореолом таинственности и даже мистики, часто связанной с нечистой силой, охраняющей сокровища.
   Вот как, например, описывает кладоискательство Н.В. Гоголь в своих знаменитых «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
   «Бесовский человек» Басаврюк, соблазнив бедного парубка Петра возможностью быстрого обогащения, приводит его в глухой Медвежий овраг на полуночную встречу с ведьмой. Баба-Яга, как всякая уважающая себя нечистая сила, начинает со страшных магических церемоний, сопровождаемых таинственными заклинаниями, и, наконец, определяет место сокрытия клада. «Петро, поплевав на руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю… Что-то тут твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом сундук. Уже хотел он достать его рукою, но сундук начал уходить в землю…
   Ведьма топнула ногою: синее пламя выхватилось из земли; середина её вся осветилась и стала будто из хрусталя вылита; и всё, что ни было под землею, сделалось видимо, как на ладони. Червонцы, дорогие камни в сундуках, котлах…»
   Насколько авантюрно кладоискательство, видно также из истории с русским купцом Акимом Седых. После смерти в 1894 г. автора всемирно известного романа «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона на острове Уполу архипелага Самоа появилось множество слухов о якобы спрятанных им там несметных сокровищах. На них «клюнул» Аким и, снарядив судно, отправился на поиски клада. Достигнув острова, он купил виллу Стивенсона и начал многолетние поиски сокровищ, которые завершились полным провалом. Дотла разорившись, купец умер нищим на чужбине.
   Однако клады – это не только плоды народной фантазии. О том, что обычай прятать сокровища существовал ещё с глубокой древности, свидетельствуют и весьма авторитетные авторы: Аристофан, Платон, Аристотель, Гораций, Плутарх и другие.
   О сокрытии кладов в земле говорит и Святое Писание. Широко известное выражение «зарыть талант в землю», то есть не проявить свои способности, основано на библейской притче о том, как хозяин, уезжая в далекие края, оставил трем рабам свои сбережения. Одному он доверил пять талантов серебра (талант – около 26 кг), второму?– два и третьему – один. Первые два раба увеличили полученные суммы, пустив их в торговый оборот. А третий, зарыв свой талант в землю, сберег его без прибыли, за что хозяин осудил его.
   На Руси появились нравоучения, связанные с зарытием кладов. «Повесть о крещении Владимира» (конец XI в.) призывает к отказу от земных благ и к накоплению духовных богатств: «Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже (где) тля тлить и татье (разбойники) подкапывають, а скрывайте себе сокровище на небесех, идеже ни тля тлить, ни татие крадуть».
   А в «Поучении» Владимира Мономаха (1117 г.) сокрытие кладов в земле вообще считалось великим прегрешением.
   Сокровища прятались обычно в периоды великих потрясений – войн и стихийных бедствий. Но на Руси этот обычай стал столь обыденным явлением, что ему всегда поражались иностранцы. Они не могли понять, зачем закапывать деньги в землю в мирное время, если существует немало способов более выгодного их применения.
   Даже во времена Екатерины II императрица вынуждена была признать в «Наказе», что крепостные крестьяне закапывают свои деньги, боясь пустить их в обращение, боясь показаться богатыми, чтобы богатство не навлекло на них гонений и притеснений.
   Но самым неотразимым доказательством того, что клады – не плоды мифотворчества, являются реальные находки в наши дни. Причем нередко обстоятельства обнаружения сокровищ оказываются более удивительными, чем самые увлекательные вымыслы.
   Обычно в ходе планомерных археологических раскопок клады попадаются весьма редко. Как правило, их находят случайно, когда занимаются совершенно другими делами: пашут землю, роют котлованы или что-то строят. В Ольвии мне самому несколько раз удавалось находить монеты, выброшенные из норок мышами и хомяками.
   Однажды люди заметили, что птица переносит в гнездо какие-то блестящие предметы. В гнезде оказалась куча литовских, польских, прусских и русских монет XVI века. Просто, вспахивая поле, люди не заметили клад, а птица, привлеченная блеском серебра, начала сносить его в гнездо. Неоднократно клады средневековых монет находили кроты и свиньи, рывшиеся в земле.
   В последние десятилетия кладоискательство было поставлено на техническую основу. В различных уголках Украины, особенно на нашем юге, появились «искатели», оснащенные металлодетекторами, и невиданные массы древних монет потекли на черные рынки.
   Для большинства людей клады представляют собой чисто материальную ценность. Но измеряются они совершенно по другой ценностной шкале. Ведь каждая находка монетного сокровища представляет собой важнейший документ, беспристрастно отражающий историю, экономику и культуру конкретной местности в отдельный исторический момент. И разбазаривание клада – не что иное, как уничтожение этого документа, сравнимое с вырыванием страниц из книги.

Текст: Владимир Рубан,
кандидат исторических наук

Обложка журнала №007
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005