Для коректного відображення елементів сайту внесіть його в список дозволених в AdBlock.
Всеукраїнський громадсько-політичний журнал
Про журнал
Концертна агенція
Рекламодавцям
Контакти

Останній номер

                                И М Е Н Н О Й    П Р О Г Н О З                           

Бюджетные забавы

Внесение поправок в Закон о государственном бюджете на 2005 год запомнилось легкостью прохождения, фееричностью Премьер-министра и фактической поддержкой со стороны оппозиции. И если коммунисты голосовали за рост социальных выплат, то объединенные социал-демократы – за будущее влияние этих выплат на рост инфляции. Они понимали: такая команда такой бюджет не потянет.

   Сегодня у критиков экономической программы правительства уже появились весомые аргументы. Стали известны макроэкономические показатели первых трех месяцев. Впервые за годы независимости мартовская инфляция (1,6%) превысила размер февральской (1%).С учетом инфляции в январе ее общий квартальный показатель достиг 4,4%, что стало третьим результатом в истории украинской гривни.
   Увеличение денежной массы в первом квартале оказалось наибольшим с 2000 года, а рост внутреннего валового продукта по сравнению с первым кварталом снизился в два раза (5,5% против 12,3%).
   Что бы ни говорили в правительстве, а там практически ничего об этом и не говорят, при таком старте в начале года главный бюджет страны будет успешно провален. Есть даже пессимистические оценки роста инфляции до 18-20%, снижения роста ВВП до 5-6% и промышленного производства – до 7-9%.
   Как это ни грустно признавать, но для подобного прогноза есть все основания: инфляционная инерция последнего квартала прошлого года, ценовые ожидания от повышенных социальных выплат, усиление налогового давления на бизнес и тарифная атака на промышленные предприятия способны затормозить развитие украинской экономики.
   Можно ли этого избежать? Безусловно. Есть немало действенных инструментов. Среди них – привлечение денег на депозиты в банках, вложение их в ценные бумаги, содействие импорту продовольствия, создание резервов нефтепродуктов, сдержанность в повышении тарифов, прекращение нагнетания инфляционных ожиданий, повышение производительности труда.
   Вопрос в другом – будут ли эти инструменты эффективно задействованы правительством? Если судить о потенциале министров по программе «Навстречу людям», то в их способность управлять экономикой Украины, верится слабо. Масштабы не те для претворения в жизнь теоретических знаний. Вот бы страну другую. Представьте, каким бы министром финансов Литвы был Виктор Пинзеник? Вполне успешным могло бы стать министерство экономики Черногории под руководством Сергея Терехина. Что касается Анатолия Кинаха, то уверен, он вошел бы в историю Кипра, как лучший министр промышленности. Но у нас это все не работает. Есть имидж, есть галстуки, даже всеобщее катание на коньках и непринужденное общение с прессой. Нет пока что главного – результатов.

   Это в 2000 году у Ющенко была амбициозная команда. Сегодня ребята уже не те. То ли на холоде майдана, то ли в уютных загородных поместьях, но амбиции растворились. Реформаторский дух стал предметом воспоминаний. Впечатление такое, что работает только Юлия Тимошенко. Остальные напоминают героев фильма «Тимур и его команда»… в перерыве между съемками.
   Неудивительно, что политику такого Кабинета министров мало кто понимает. Говорят, что инфляция не должна превысить 9,8 %, и поднимают тарифы на перевозки и электроэнергию для крупных промышленных предприятий. Увеличивают доходную базу бюджета и протягивают «ежовую рукавицу» бизнесу. Обещают, что налоговые льготы отменят, но в отдельно взятой специальной экономической зоне оставят. Мясо будет стоить 11 гривень, но его никто не увидит. Как в том анекдоте:
      – Нам мясо положено?
      – Положено – ешь.
      – А мне не положено.
      – Не положено – не ешь.
   Первые трещины в бюджете могут появиться уже в середине мая. Этому будут способствовать апрельские выплаты и традиционное для Украины «неожиданное» повышение цен на бензин. По большому счету, ничего страшного не произойдет – всего лишь удар по правительственным расчетам. Экономика в целом проверку выдержит. Если гривенная масса не станет усиленно расти, а доллары, вырученные от экспорта, будут к нам же и возвращаться, Национальному банку не будет стоить больших усилий удерживать финансовую ситуацию.
   От буксующей экономики, скорее, достанется другим. Если прошлогодний бюджет был документом экономического роста, то нынешний по праву называют бюджетом проедания. В нем нет экономической составляющей. Авторы понимали: неминуемое повышение цен все равно не поглотит социальные выплаты, а значит, будущий избиратель сможет прочувствовать на себе эффективную работу правительства. Шаг довольно рискованный, ведь откровенное заигрывание с электоратом может обернуться для новой власти необратимыми последствиями. Бюджетные забавы могут перерасти в серьезные выступления оппозиции, на чьей стороне впервые окажется бизнес. Но настоящая «ложка дегтя» ждет Виктора Ющенко. Разочарование в украинских реформах со стороны Запада может стоить ему доверия. Хотя, кто знает – может, это и было одной из целей бюджетной кампании? Во всяком случае, председатель СНБО Петр Порошенко не спешит расставаться с постом главы бюджетного комитета Верховной Рады. Симптоматичный знак, не правда ли?

Текст: Игорь Данилов
Рисунок: Вадим Симинога

 


Ukrainian banner network
Обкладинка журналу №008
Архів попередніх номерів

2022 рік:
01
2021 рік:
01020304
2020 рік:
01020304050607
2019 рік:
0102030405
2018 рік:
01020304
2017 рік:
0102030405
2016 рік:
010203040506
2015 рік:
0102030405
2014 рік:
01020304
2013 рік:
0102030405
2012 рік:
010203
2011 рік:
010203040506
2010 рік:
0102030405
2009 рік:
010203040506
2008 рік:
010203040506
2007 рік:
010203040506
2006 рік:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 рік:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 рік:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Українська банерна 100x100

Дивіться нас на Youtube



Наші партнери

 

Designed by Vladimir Philippov, 2005