Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

                               И М Е Н Н А Я    С И Т У А Ц И Я                         

Сухие верфи

Черный судостроительный квадрат

В 2003-м была приватизирована Государственная акционерная холдинговая компания «Черноморский судостроительный завод». Валентина Семенюк – на то время глава парламентского Комитета по вопросам приватизации – назвала ГАХК «ЧСЗ» в числе первой пятерки объектов, подлежащих реприватизации. 17 марта с.г. прокуратура Николаевской области подала в Киевский хозяйственный суд иск с требованием разрыва договора о продаже 90,25% акций холдинга и возвращения его государству в связи с невыполнением покупателями договорных обязательств.

   В настоящее время судьбой бывшего лидера советского судостроения озабочена межведомственная комиссия во главе с вице-премьером Анатолием Кинахом. Как сообщил на пресс-конференции в Николаеве мэр города Владимир Чайка, комиссия временно «заморозила» всю производственную деятельность на предприятии, поручила Фонду госимущества проверить выполнение покупателями своих инвестиционных обязательств, а Службе безопасности – изъять у новых владельцев всю документацию, касающуюся военного судостроения (которая попала к ним вместе со всей инфраструктурой завода и с которой, по компетентным сведениям, они норовят снять гриф секретности).

Таинственные покупатели

   Два года назад, когда всерьез заговорили о приватизации Черноморского судостроительного, среди потенциальных покупателей были замечены норвежские и греческие судостроители, машиностроители с Урала и даже Индустриальный союз Донбасса. Победило в приватизационном конкурсе ОАО «Николаевская малотоннажная верфь» – предприятие, созданное… на базе производственных площадей цеха № 47 Черноморского судостроительного завода. «Малотоннажка» с уставным фондом в 2,6 млн. грн., основным направлением деятельности которой декларировалось строительство небольших морских яхт по индивидуальным проектам, стала владельцем холдинга, объединявшего на территории 300 га семь дочерних предприятий и шесть разнопрофильных ООО с общим уставным фондом почти 130 млн. грн.
   Неспециалистов настораживал хотя бы такой факт: в 2002-м Николаевское сельхозпредприятие «Нибулон» приобрело у ЧСЗ 7,2 га земли под строительство зернотерминала за 79,5 млн. грн., а оставшиеся почти 300 га отошли за 119,305 млн. Специалистов из ФГУ он не удивил. Фонд госимущества объяснял дешевизну масштабностью инвестиционных обязательств нового собственника. Победитель конкурса должен был, по его условиям, отдать долги по зарплате и в Пенсионный фонд, погасить или реструктуризировать просроченные задолженности ГАХК по кредитам, предоставленным коммерческими банками. Кроме того, новый собственник обещал обеспечить достижение объемов производства судов в эквиваленте металлопродукции не менее чем на 60 000 тонн в год и осуществлять на предприятии судостроительную и судоремонтную деятельность в течение трех лет. Не удивил специалистов даже такой короткий срок обещанной деятельности в таком отнюдь не молниеносном бизнесе, каковым является судостроение.
   Но до судостроения руки у новых инвесторов пока не дошли. Хватило бумажной работы. В мае 2004 года на общем собрании акционеров холдинга «ЧСЗ» было принято решение о дополнительном выпуске акций на 150 млн. грн., а в августе на акции дополнительного выпуска проведена подписка, об условиях которой знали далеко не все акционеры. И в сентябре 2004 года, по утвержденным результатам подписки, правда, уже на 195 млн. грн., собственником всего дополнительного пакета стало ООО «Центр развития проектов», которое на момент проведения эмиссии акционером холдинга не являлось. Причем заплатило за полученные акции оно также нестандартно – не деньгами, как было предусмотрено условиями эмиссии, а пакетами акций низколиквидных ОАО – «Укрэнерготранссервис» и «Укрресурсообеспечение».
   В июне-августе 2004 года за счет имущества дочернего ОАО «СВ «Меридиан» создается ЗАО «Судоремонтно-судостроительный завод», Черноморский машиностроительный завод учреждает ЗАО «Завод судового машиностроения», а ЧСЗ становится одним из учредителей ЗАО «Наваль», в уставный фонд которого передано имущество холдинга на 141 млн. грн. А уже в сентябре ЗАО «Наваль» совместно с ООО «Центр развития проектов» учреждают новое ЗАО «Николаевский судостроительный завод «Наваль», в уставный фонд которого ЗАО «Наваль» внесло в качестве «вступительного взноса» имущественный комплекс «ЧСЗ». Сдается, Черноморский судостроительный после означенных процедур тоже перешел в виртуальный режим существования. Во всяком случае, после работы на ГАХК комиссии облгосадминистрации ее глава и заместитель николаевского губернатора Сергей Исаков заявил в конце марта прессе, что стоимость основных фондов Черноморского судостроительного сегодня составляет… 12 млн. грн. Напомним, что продавалось предприятие более чем за 119 млн.
   К счастью, у нас есть с чем сравнивать. В купленные на территории ЧСЗ 7,2 га все тот же «Нибулон» вложил в общей сложности 183,7 млн. грн., а это 75% всех капиталовложений ныне упраздненной СЭЗ «Николаев», которая создавалась, в первую очередь, под судостроительную отрасль. Как сообщил на уже упомянутой пресс-конференции городской голова Владимир Чайка, все судостроительные гиганты Николаева дают в горбюджет 3,2%, а сельхозпредприятие «Нибулон» – 1,2%. Впрочем, что дает, кроме головной боли, приватизированный Черноморский судостроительный – отдельный вопрос.
   Хотя, если подойти непредвзято, новые владельцы ЧСЗ могут «похвастаться» не только трехмиллионной задолженностью по зарплате и шестимиллионной – Пенсионному фонду. У них есть производственные успехи. Еще свежи в памяти «открытия» нового министра транспорта Евгения Червоненко в виде автомобиля «Майбах» и яхты «Укрзалізниці» «Мрія-1» стоимостью 9,9 млн. грн. Так вот эта самая яхта создавалась Николаевской малотоннажной верфью! Сейчас мало кто помнит трехлетней давности скандал по приватизации Львовского автобусного завода, когда тоже ставилась под сомнение правомерность покупки. Сдается, фигуранты те же…
   Некая «малотоннажка» выкупает 90-процентный пакет акций ЧСЗ. А дальше, кроме «железнодорожной» яхты, – ничего. По инвестиционным обязательствам нужно строить и корабли, выплачивать заработную плату и т.д. Но если кораблей нет, нет и зарплаты. А тут еще прокуратура Николаевской области возбудила два уголовных дела: по невыплате зарплат и по нарушениям условий приватизации. Что же делать? Выход один – вернуться к старой технологии бумажных манипуляций.

«Крайним» назначен «Нибулон»

   Если у тебя на дачном участке хорошо плодоносит лишь репей, а у соседа грядки ломятся от урожая, то кто виноват? Естественно, сосед, который науськивает кротов, отсасывает ночью воду и подбрасывает за забор семена бурьянов. Приблизительно так же, почувствовав, что запахло жареным, начали действовать братья Чуркины по отношению к своему процветающему соседу по приватизационному участку.
   Используя медиа-ресурсы газет и телевидения, председатель наблюдательного совета ГАХК «Черноморский судостроительный завод» Игорь Чуркин основным препятствием нормальной деятельности завода назвал продажу СП «Нибулон» «70% лучших достроечных набережных» ЧСЗ; он обвинял соседа и в том, что «Нибулон» «освобожден от уплаты налогов и сборов»; второй причиной, которая якобы препятствует собственникам ЧСЗ выполнять их обязательства, является то, что, по утверждению Чуркина-старшего, горсовет «передал водную акваторию, участки железной и автомобильной дорог в аренду «Нибулону».
   Иногда очень трудно сказать на белое – «белое» (а вдруг ты пытаешься тем самым обелиться?). Тем не менее, чтобы убедиться в некотором наличии дальтонизма, г-ну Чуркину достаточно было бы заглянуть в документы. Если под «Черным квадратом» Малевича стоит подпись «Черный квадрат» Малевича, то с этим становится трудно спорить. Да, никаких достроечных набережных завода «Нибулон» не покупал. Они остались в составе холдинга, и их достаточно для того, чтобы предприятие работало по загруженности и мощностям в режиме 1990 года.
   Что касается СЭЗ «Николаев», то ЧСЗ начал пользоваться ее льготами значительно раньше «Нибулона», однако это ему не помогло.
   Относительно «водной акватории» и прочего – такая же «правда», как и сама фраза «водная акватория», поскольку акватория, которой пользуется «Нибулон», ЧСЗ никогда не принадлежала, кроме того, правомочность отвода земли «по дну» подтверждена двумя решениями судов. Причем каждое из дел прошло три инстанции, и во всех правота «Нибулона» была подтверждена.
   Слова же Чуркина о том, что «Нибулон» является «первым в Украине частным портом», не соответствуют действительности. Нет у «нибулоновского» зерноперегрузочного терминала статуса порта и не было, все его действия, относящиеся к прохождению судов к терминалу, подотчетны Днепро-Бугскому морскому порту. Терминал не вправе быть портом, но суть даже не в этом. Дело в том, что акватория, которой пользуется «Нибулон», не является и не являлась территорией ЧСЗ.

Обложка журнала №008
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005