Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

                         Р Е Д А К Ц И О Н Н А Я    С Т А Т Ь Я                       

БИЗНЕС ВРЯД ЛИ ПОЛУЧИТ ТО, НА ЧТО ТАК НАДЕЕТСЯ?

   Если вся русская литература вышла из «Шинели» Николая Васильевича Гоголя, то практически вся верхушка нынешней украинской власти вышла из бизнеса. Впервые в новейшей истории Украины высшие государственные посты не занимают представители «великого и страшного» племени партийно-хозяйственного актива советских времен. Однако среди широких масс отечественной буржуазии не заметно ликования. Напротив, наблюдатели отмечают устойчивую тенденцию к снижению деловой активности. И если крупный бизнес невольно прижимает уши, не будучи уверен в том, что не попал в проскрипционные списки, которые то ли есть, то ли их нет (сначала их обнародует первый вице-премьер, потом его дезавуирует сама премьер-министр), то бизнес помельче чувствует себя обманутым в своих сокровенных надеждах. Раздаются жалобы на деятельность фискальных органов, практически в тех же выражениях, что и при Кучме.
   Особенно подлили масла в огонь изменения в системе упрощенного налогообложения. Ни много ни мало, а свыше трех миллионов предпринимателей Украины использовали в своей деятельности так называемый «единый налог», от которого в результате правительственных нововведений остались буквально «роги и ноги». Если учесть, что в среднем мелкий бизнесмен кормит 7-10 человек, нетрудно подсчитать, что были затронуты интересы половины населения Украины. Наконец, на фоне «мясного», «нефтяного» и «долларового» кризисов отношения между Бизнесом и Властью перешли в политическую плоскость. Это прямо признала Премьер-министр Юлия Тимошенко, когда, на состоявше мся 16 мая с.г. брифинге, отвечая на вопрос нашего журнала о главных неудачах 100 дней деятельности правительства, отметила, что Власть «упустила мелкий и средний бизнес. А именно эти люди и совершили оранжевую революцию», – подчеркнула она, добавив, что буквально с завтрашнего дня правительство начинает диалог с предпринимателями. И действительно, на следующий день в том же клубе Кабмина, где проводился брифинг, состоялась встреча министров с бизнесменами… С тех пор различных заседаний и «круглых столов» с участием различных официальных лиц, вплоть до Президента включительно, прошло немало, но до сих пор неясно, совершился ли кардинальный поворот в системе координат делового мира и истеблишмента, или гора родила мышь. Кроме того, напрашивается вопрос: неужели необходимо почти четыре месяца и куча усилий для того, чтобы одни бизнесмены (пусть и бывшие, предположим) договорились с другими бизнесменами? Рисунок: Александр Карманов
   Мир большой политики и больших денег не сентиментален, вернее, терпит сантименты только на словах. В делах же царствуют голые интересы и временные ситуационные союзы во имя этих самых интересов. Интерес бизнеса – не слишком тяжелая «длань государева» (платишь меньше – получишь больше), стабильные и понятные правила игры, надежда на государство в качестве защитника собственности и результатов коммерческой деятельности. Именно по этим пунктам большинство предпринимателей средней руки и разошлись с бывшей властью, так как подвергались постоянному государственному рэкету, были вынуждены вести двойную бухгалтерию, не чувствовали себя в безопасности от криминальных поползновений, поэтому и поддержали «оранжевое дело» в надежде на перемены к лучшему.
   У политиков, волею судеб оказавшихся в высоких кабинетах, особенно у политиков, находящихся в начале властного пути, интерес совсем другого толка. Прежде всего, Власть заботится о контроле над вверенной ей территорией, поскольку государство не имеет права быть бессильным. Неважно, что является препятствием контролю – активное сопротивление или пассивный саботаж – оно должно быть устранено.
   Затем любой нормальный политик заботится о своем политическом капитале, а любой нормальный чиновник – о росте своего влияния, или, хотя бы, о сохранении «статус-кво». Когда же на горизонте начинают маячить выборы, у любого демократического правительства интересы переходят в область заботы о завоевании максимальных электоральных симпатий, проще говоря – начинается охота за голосами. Все прочие интересы – производные от этих фундаментальных.
   Нетрудно понять, что интересы Власти и Бизнеса не антагонистичны, но и нигде не совпадают напрямую. Совпадение проявляется только опосредованно. Например: рост политического капитала посредством успешного развития бизнеса на такой-то территории, или наоборот – укрепление бизнеса благодаря политической деятельности политика Икс. Но бизнес – это еще не все общество, а буржуазия – далеко не весь электорат. Нынешняя власть воцарилась в условиях жесткой борьбы, в атмосфере повышенных ожиданий. Эти ожидания не могут быть в полной мере исполнены, но и не могут быть, ни в коем случае, игнорированы. Так как администрация Ющенко-Тимошенко находится лишь в начале своей государственной деятельности, а до парламентских выборов, которые все считают судьбоносными, остается менее года, то особое внимание к социальной сфере становится для нее не только неизбежным, но и крайне необходимым. Пенсионеры и малоимущие еще очень долго будут в нашей стране в большинстве и с их голосами на выборах нельзя не считаться.
   Успехи социальной политики нынешней администрации налицо. Перевыполнен бюджет, растет доверие к правительству на юге и востоке страны, увеличились доходы граждан. Разумеется, мы далеки от циничных предположений, что эти впечатляющие результаты достигнуты за счет угнетения бизнеса, хотя кое-кто уже называет Юлию Тимошенко «большевичкой». Гораздо симпатичнее для нас соображения о том, что во всем виновата спешка и обилие проблем, а особенно – совершенно ненормальная «тенизация» украинской экономики, в которой Бизнес повинен не менее Власти. Там, где отсутствуют или не работают законы, неизбежно начинают работать «понятия» и переломить эту ситуацию быстро и безболезненно невозможно.
   То, что власть предержащие сознают интересы и опасения предпринимательства – так же несомненно, как и то, что в ближайший год неизбежен популизм. Ясно также, что давно назрели изменения в регуляторной и фискальной политике государства, но они невозможны без адекватных законов, следовательно, – без Верховной Рады, в которой позиции правительства не так уж блестящи. Поэтому можно предположить, что в скором времени Бизнес вряд ли получит то, на что так надеется, хотя, конечно же, будет услышан. В конце концов, компромисс – это всегда движение навстречу.
   Не так ли?

Текст: Александр Карманов
Фото: Евгений Конев

Обложка журнала №009
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005