Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

                     И М Е Н Н О Е    Р А С С Л Е Д О В А Н И Е                

Бой с тенью

   Приехать в Николаев заставили необычные обстоятельства. Пикетом в Киеве трудно кого удивить, но вид десятков людей в морской форме, стоящих у стен Кабинета Министров, привлек к себе внимание. Познакомился. Выяснилось, что лоцманы. Чем больше слушал этих крепких, проверенных морем людей, тем глубже захотелось разобраться в этой истории. Подумалось: неужели прав мой приятель, сказавший недавно: «донецкие, конечно, бандиты, но они хоть живут по понятиям, а то, что сейчас происходит – это игра без правил, или беспредел – кому как угодно».

   Первый звонок для государственного предприятия «Дельта-лоцман» прозвучал в прошлом году, когда в рамках возбужденного уголовного дела спецподразделение «Альфа» попыталось провести в отношении предприятия что-то похожее на спецоперацию. Однако обыск не получился. На пути «аниматоров» из «Альфы» возникли бойцы другого подразделения, вызванные охраной предприятия.
   Тогда история ожидаемого резонанса не получила. Не помогла и тысяча долларов, брошенных, по слухам, одному из николаевских журналистов для привлечения внимания к скандалу с «Дельта-лоцман».
   Как выяснилось позже, обвинения руководства «Дельта-лоцман» в незаконном списании продуктов питания на представительские расходы, положенные в основу уголовного дела, рассыпались при первых же выводах НИИ судебной экспертизы. Вскоре дело закрыли, но проверок меньше не стало. Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией СБУ, КРУ Министерства транспорта Украины, КРУ в Николаевской области, налоговики – это далеко не полный список проверяющих, а количество самих проверок за два года достигло двух десятков. Но ни разу серьезных нарушений финансово-хозяйственной деятельности «Дельта-лоцмана» обнаружить не удалось.
   Вместе с тем, в коллективе росли тревожные ожидания. Сообщение о смерти министра транспорта и связи Георгия Кирпы стало для многих предвестием тяжелых времен. Покойный министр симпатизировал николаевскому директору за его удивительное умение доводить до конца любое порученное дело, и лишение поддержки Кирпы делало предприятие уязвимым перед его противниками. Чем те и воспользовались…
   Депутаты Николаевского областного совета рассказали, что бороться с директором ГП «Дельта-лоцман» Виктором Бездольным – дело неблагодарное: столько энергии и целеустремленности, что выбить его из седла чрезвычайно сложно. Наверное поэтому наступление на директора преуспевающего государственного предприятия было развернуто сразу по нескольким направлениям.
   На юго-западном фронте назревали финансовые проблемы с созданием ГСХ «Дунай-Черное море». По непонятным причинам в Киеве заморозили процедуру согласования второй очереди проекта. Формально – по требованию международных организации и своих же экологов. При этом обращает на себя внимание то, что в 2004 году экологический мониторинг трассы канала был проведен, и превышения прогнозных оценок он не зафиксировал.
   Сложилась парадоксальная ситуация: украинский канал набирает ход, растет его популярность у судовладельцев, а собственник – Украина ничего не может сделать для сохранения уже созданных условий навигаций и планируемого развития. Заказчик работ, государственное предприятие «Дельта-лоцман», совершившее «Дунайское чудо» за счет собственных и заемных средств, ничего не может сделать. Его деятельность блокирована, а задолженность по кредитам растет. Киев молчит...
   Открывается второй фронт. Появляются иски руководителей Керченского и Феодосийского морских портов о признании недействительным Приказа Минтранса № 320.
   В свое время – весной 2004 года этот документ был воспринят неоднозначно. Некоторым казалось, что объединение портовых лоцманских служб в единую структуру в составе пусть и государственного, но все же николаевского предприятия, не совсем разумно. Первыми, кто ощутил разницу, стали сами лоцманы. Морской элите создали соответствующие условия, а посты регулирования движения судов стали напоминать о большой Европе, что на старом ландшафте смотрелось, согласитесь, не совсем обычно.
   Единственными, кто остался в накладе, были руководители двух крымских портов. Особенно досталось Керчи. Годами не занимаясь капитальными вложениями в причалы, порт жил с лоцманских сборов. Правда, отдача тем же лоцманам была явно неадекватной, что в свое время даже привело к их забастовке.
   Пересмотр Приказа № 312 для «Дельта-лоцмана» мог означать нокдаун. Вложив десятки миллионов в развитие лоцманских служб – в техническое оснащение, транспорт, социальное обеспечение, предприятие могло не выдержать такого удара. Однако Хозяйственный суд г. Киева выносит решение в его пользу, и такой поворот в деле для противников Бездольного становится неожиданным. Вступает тяжелая артиллерия.
   12 марта, за два дня до своего официального представления, в Николаев приезжает Павел Рябикин – человек для области не последний. Будучи успешным юристом, он в 2002 году избирается в Верховную Раду по 131 округу. Многие задаются вопросом: как и с чьей помощью молодой киевлянин делает столь стремительный пируэт в своей политической карьере? Возможно, ответ вырисовывается весной 2005 года – при назначении его заместителем министра транспорта и связи, отвечающим за морской и речной транспорт.
   Итогом первого визита в Николаев в качестве заместителя министра становится заявление об отстранении начальника морского порта Федора Бедина и резкая критика деятельности ГП «Дельта-лоцман». Бездольный опровергает обвинения сначала на совещании, а затем в прессе, объясняя случившееся желанием ряда частных структур растащить предприятие.
   Неуступчивая позиция директора приводит к эскалации конфликта, и 23 апреля николаевцы вновь, как и год назад, становятся свидетелями вторжения в офис «Дельта-лоцман» спецподразделения «Альфа». Повод – реанимированное уголовное дело по списанию продуктов.
   Сотрудников предприятия поражает процедура обыска: изымаются папки и укладываются в ящики, требования по составлению описи документов игнорируются. Бездольного допрашивают в его кабинете до позднего вечера, затем грузят изъятое в грузовики и уезжают. А через два дня в «Дельта-лоцман» приезжает комиссия КРУ Департамента морского и речного транспорта Украины для проведения комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности. Изъятое возвращают из СБУ. Вот только почему-то папки расшитые. Между тем, становится известно, что советы и наставления членам ведомственной комиссии в СБУ дает руководитель частной компании. Интересно, что этот человек присутствовал на совещании под руководством Рябикина, а впоследствии получил руководящую должность на одном из ведущих предприятий области. Наверное, не нужно пояснять, что предприятие входит в систему морского и речного транспорта Украины.
   Комиссия работает месяц, но еще до окончания этого срока, министр транспорта во всеуслышание заявляет о вскрытых нарушениях. И чем увереннее говорит Червоненко, а затем и местный губернатор Садыков, тем все очевиднее для коллектива «Дельта-лоцман» становятся истинные цели организаторов проверки. Все становится ясно при прочтении одной из заключительных рекомендаций комиссии: предприятие признать банкротом и поставить вопрос о его реструктуризации.
   Итак, в истории с государственным предприятием «Дельта-лоцман» может быть поставлена точка. Это произойдет, если коллективу не удастся отстоять своего директора - Виктора Бездольного. О своей позиции уже заявил профсоюз. Сначала в Одессе он обратился к руководителям государства с требованием не допустить развала предприятия. В Киев направились лоцманы для организации постоянного пикета, а в Севастополе внеочередная профсоюзная конференция приняла решение добиваться защиты коллектива с помощью всех конституционных возможностей.
   Поговорив с лоцманами, я понял, что настроены они весьма решительно, и хотя сейчас никто из них напрямую не говорит, какую следующую форму протеста они изберут, представление складывается. Тем более, что о своей поддержке недавно заявил и Центральный совет профсоюза работников морского и речного транспорта Украины. Ситуацию с «Дельта-лоцманом» там откровенно называют произволом и готовы в решающий момент направить значительное усиление под стены правительства.
   С каждым днем борьба за предприятие обостряется. Возможно, к тому времени, когда эта статья увидит свет, случится много событий, требующих отдельного комментария. Но то, что происходит сегодня, уже не укладывается в сознание. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, в ответ на обращение трудового коллектива, поручает провести объективную межведомственную проверку и рекомендует Минтрансу на ее период воздержаться от каких-либо кадровых решений по руководству ГП «Дельта-лоцман». В самом ведомстве, похоже, на это никак не реагируют, и никто не может сказать, чем закончится это противостояние.
   Сторонников Бездольного прибывает, но у его противников – ресурс власти. Местные журналисты, как я понял, догадываются о подоплеке, но в процесс предпочитают не вмешиваться. У некоторых из них явно обманутый вид: верили в лучшие идеалы, но то, что сделали с Бединым, а теперь пытаются сделать с Бездольным – угнетает.
Вы можете спросить: а из-за чего, собственно, разгорелся весь сыр-бор? Конечно же, за большие деньги. По некоторым оценкам, стоимость «Дельта-лоцмана» достигла 500 миллионов гривен. Естественно, что это не банковские счета, а основные фонды: построенные здания, технические объекты, специальный флот, научные разработки, одним словом все, что было создано за 7 лет существования предприятия. Желающих растащить это по углам в Николаеве много, но им мешает Бездольный, за которого вступился коллектив.
   Есть и другая причина атаки на «Дельта-лоцман». В области спешат создать государственную морскую администрацию, и даже, по слухам, начинают набирать ее штат. Процесс форсируется, но внятных объяснений на сей счет никто не дает. Если посмотреть на это со стороны, то дело покажется темным. Но если выслушать некоторых местных старожилов, то многое становится понятным. Есть театр военных действий, и называется он Бугско-Днепровско-лиманский канал. В 1999 году он был передан в эксплуатацию от Николаевского морского торгового порта государственному предприятию «Дельта-лоцман». С тех пор началась кампания по обвинению ГП «Дельта-лоцман» в монополизме, завышенном канальном сборе и «выкачивании денег с канала». Инициаторы этой кампании, тем временем, сами продвинулись далеко вперед в расширении своего влияния.
   Все началось с государственной администрации Днепро-Бугского морского порта, по дивному стечению обстоятельств, превратившейся впоследствии в самостоятельный порт. Параллельно с давлением на «Дельта-лоцман» группой «бизнесменов» велись действия за включение в сферу своих интересов Николаевского речного порта. Далее – Николаевский морской торговый порт, фактический захват которого стал возможным только после смещения его строптивого начальника Федора Бедина.
   На каждом новом этапе поглощений так называемая «группа бизнесменов» расширяла круг своих противников. Но ни мощному РУСАЛу, ни крупнейшей судоходной компании «Укрречфлот» не удавалось оказывать такого сопротивления экспансии, как коллективу предприятия «Дельта-лоцман». Хотя сейчас никто не может сказать, насколько ему хватит стойкости выдержать этот бой с тенью.
   Я вернулся из Николаева со смешанными чувствами. Стремление группы лиц создать в Николаевской области «закрытую зону» морских перевозок откровенно пугает. Но есть и приятный момент: оказывается, есть в Николаеве, Одессе и Севастополе люди, готовые стоять до конца за дело, которое они называют правым. Может, это и есть та гражданственность, которую укрепила в сердцах украинцев новая власть?

Текст: Сергей Ткаченко
Иллюстрация: Александр Карманов

Обложка журнала №009
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005