Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

                З В Е З Д А   ПО   ИМЕНИ                  

Валентин Гафт:

«Чужую жизнь играю, как свою,
И, стало быть, свою играю, как чужую»

Гафт Валентин Иосифович. Народный артист России. Лауреат многих театральных премий. Родился 2-го сентября 1935 года в Москве. Его отец, Иосиф Романович, – адвокат по профессии, в начале Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. Был тяжело ранен. Мама, Гита Давыдовна, была домохозяйкой. В 1957 году Валентин Гафт окончил школу – студию МХАТ. Работал в разных театрах Москвы. С 1969 года – бессменно в театре «Современник», который считает своим вторым домом.
В кино сыграл более 80 ролей.

Многие коллеги считают его малообщительным, суровым и даже «колючим» человеком. Возможно, за его хлесткие эпиграммы. Вот одна из них: «Все знают Мишу Козакова, всегда отца, всегда вдовца, Начала много в нем мужского, Но нет мужского в нем конца». Гафт не любит тусовок, разного рода фестивалей, считает их «халявной гульбой». Ценит уединенность: «У меня голова болит от скопления людей». Почти не снимается в телесериалах, совсем не участвует в рекламе. По его мнению, она очень мешает основной работе. «Работа – это главное. Если она есть, то нет времени останавливаться…», – заметил Валентин Иосифович в одном из своих интервью. Единственный раз был занят в антрепризном спектакле. И то только потому, что там играла Инна Чурикова. Гафт высоко ценит партнерство с истинными мастерами.
Не рвется в режиссеры. К разного рода наградам относится спокойно. Говорит, что получать их, конечно, приятно, но « премии теряют смысл, если их так много». Романтик и максималист. Не прощает лживости, предательства, неискренности. Художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек сказала о нем: «В театре одни Гафта любят безоговорочно, другие – с оговорками. Валя может правду сказать в глаза. Он – из тех, кого называют совестью коллектива». Режиссер Эльдар Рязанов, в фильмах которого Гафт создал немало блистательных образов, считает Гафта идеалистом..
А для зрителей «от Москвы – до самых до окраин», знакомых с Гафтом преимуще-ственно по кинофильмам, (поехать в Москву в театр нынче для многих любителей искусства из провинции – проблема), Валентин Гафт – мощный артист, которому все сценические жанры и амплуа покорны. И если столичный зритель имеет счастливую возможность «пойти на Гафта», увидеть его живого, то многочисленные почитатели его таланта на просторах СНГ и в дальнем зарубежье спешат в кинотеатры, буквально припадают к экранам телевизоров, когда в титрах фильмов значится звездное имя – Валентин Гафт. В послужном списке сыгранных им ролей – множество образов, характеров: героев и злодеев, идеалистов и циников, разных.
И, почти всегда, незабываемых.
...Боевой командир, герой, испытанный в огне Великой войны. Орел со связанными крыльями, запертый в клетку забытого Богом и государством военного гарнизона из фильма Петра Тодоровского «Анкор! Еще, анкор!» Пристальное, неусыпное око особиста, пещерный быт, беспробудное пьянство, стукачество и никакого просвета впереди... Герой Гафта – сильный, умный, порывистый, победитель в бою с открытым врагом, уходит из серого, животного мирного прозябания сам. Уходит непобежденным.
…Председатель гаражного кооператива из фильма Эльдара Рязанова «Гараж». Этакий флюгер, главная задача его – уловить, «чья возьмет», и сохранить свое прибыльное, зыбкое «статус-кво». Образ трагикомический, узнаваемый, собирательный. И очень живой, как, впрочем, все работы Мастера.
...«Президент» угнетенных и оскорбленных в фильме Рязанова «Небеса обетованные» – защитник обездоленных, рыцарь без страха и упрека. Ради своих друзей по несчастью он сражается лицом к лицу с официальными притеснителями беззащитных и бесправных сограждан. Предводитель бомжей Валентина Гафта – неуемная, вои-стину вулканическая страсть к справедливости, трогательная любовь к отброшенным на обочину существования людям и щемящее душу желание спасти бедолаг, подарить им достойную человека жизнь… И – подсознательное понимание своего бессилия. Дон Кихот конца ХХ века в отдельно взятой стране вечных реформ и не сбывающихся надежд.
...Импозантный, в какой-то степени даже привлекательный, «весь в белом» главарь мафии из фильма «Воры в законе», жестокий, не останавливающийся ни перед чем ради наживы, сибарит, любитель «красивой жизни», готовый лишить жизни любого, кто идет ему наперекор.
…Настоящий полковник, в лучшем смысле этого понятия, отец солдатам и джентльмен, благородный почитатель прекрасного пола, готовый на подвиг во имя торжества справедливости и благосклонности прекрасной половины человечества из фильма «Старые клячи»… Нудный бюрократ – чиновник из виртуального министерства свободного времени («Забытая мелодия для флейты»)... Лихой гусар, стареющий храбрец и красавец, который еще прочно держится в седле, но под гнетом казарменной жизни и атакующим огнем женских чар, уже мечтает о своем «причале» на жизненном берегу («О бедном гусаре замолвите слово»). Сколько характеров, образов создал, а если точнее, сценических, киношных жизней прожил, пожалуй, так вдруг не сосчитает и сам Артист! И чувство благодарности от встречи с ними наполняет души зрителей. «Под каждой маской – тайна жизни». И всегда – неповторимый артистизм, изящество, тонкий юмор, проницательность интеллектуала и психолога. Предельная самоотдача! Что отмечают и театральные, и кинокритики.
Однако, сам Валентин Иосифович более строг к себе и своему творчеству. В интервью он как-то сказал: «У меня по линии театра всем руководил случай, а по линии кино никакого счастья не было. Там все получалось как-то посредственно. Но на кино я никогда особо и не рассчитывал. Мне в последнее время предлагают мало ролей…Ну, может быть, это и к лучшему: у меня и без того много «плевков в вечность» (выражение Ф.Г. Раневской – А.В.) в виде плохих картин и ролей. Я вообще в кино не очень умею сниматься. «На всю оставшуюся жизнь», «Таня», рязановские картины – вот и все приличные работы» И это не кокетство, а требовательность Мастера к себе. «Чужую жизнь играю, как свою. И, стало быть, свою играю, как чужую».
Путь Гафта в артисты, а потом и к звездам, можно назвать счастливым. Но шипов на этой дороге было все-таки больше , чем роз. Вырос будущий артист в Москве на улице Матросская тишина. Как вспоминает о себе Валентин Иосифович в своей книге «Сад забытых воспоминаний»: «Напротив была психиатрическая больница, справа – тюрьма «Матросская тишина», слева – рынок, а еще левее – студенческое общежитие МГУ. А через дорогу была школа, где я учился... Двор на Матросской тишине был
бандитский. Помню клички: Свист, Аршин, Пигарь... У меня не было клички, но я все время пытался с нашими как-то дружить, так как они держали мазу за меня, то есть могли тебя защитить и защищали. Я был как бы под опекой, но часто мне хотелось доказать, что я не из трусливых. Когда мне последний раз выбили зуб, я подумал: «Боже, а как же я буду артистом?»
Валентин тогда играл в школьной самодеятельности, в футбол в дворовой команде, в шахматы с пациентами психбольницы. Поступать в школу – студию МХАТ юный поклонник Мельпомены пришел в 1953 году с фиксой (так в те годы называли зуб в коронке из желтого металла. Фикса была, как знак принадлежности к «блатным», т.е., к полукриминальному миру – А.В.) С фиксой наш герой прокрасовался в студии целых два курса. На пути в профессию Валентин Гафт встретил добрых, по-настоящему интеллигентных людей. Знаменитый в те годы артист Сергей Столяров, игравший вместе с Любовью Орловой в широко известном фильме «Цирк», которого Валя подкараулил на улице с просьбой «прослушать», пригласил незнакомого подростка в гости и учил его правильно читать басню Крылова «Слон и моська». Это были первые уроки режиссуры.
Михаил Козаков и Игорь Кваша, в ту пору второкурсники школы – студии МХАТ, опекали первокурсника. Не отказал в профессиональной консультации совершенно незнакомым мальчишкам с улицы и кумир публики, знаменитый чтец устных рассказов Ираклий Андроников. На робкую просьбу двух пацанов: «Дяденька, проведите нас», (в театр, где мастер художественного слова читал свои устные рассказы – А.В.), тот просто ответил: «Пойдемте». Правда, в следующую встречу Ираклий Луарсабович охладил пыл юных поклонников Мельпомены, сказав Вале и его товарищу, что артистами им быть не следует. «Зачем? Кого вы будете играть, мальчики, – рабочих, колхозников? Отелло вы не сыграете никогда», – сказал великий артист, поглаживая Валю Гафта по беспокойной голове.
Отелло Валентин Гафт сыграл в театре на Малой Бронной, в постановке выдающегося режиссера Анатолия Эфроса. Да так страстно, что чуть не задушил по-настоящему Дездемону – Ольгу Яковлеву. У Эфроса Гафт играл недолго, но работу с ним считает лучшей школой, а его спектакли – классикой. О работе с Ольгой Яковлевой вспоминает: «…она действительно прекрасная актриса… она так любила искусство в себе, что мало кому его оставляла». Как свою удачу вспоминает Гафт и роль в пьесе Радзинского «Обольститель Колобашкин». «На «Колобашкине» я очень много получил не только, как артист, но и как человек. Я понял, что такое справедливость, что такое донос, что такое ложь. Анатолий Васильевич вытаскивал из актеров какие-то человеческие, порядочные вещи, которые не очень-то часто можно выявить в жизни».
В 50-60-70-е годы прошлого столетия карьера в кино у сложившегося уже артиста не складывалась. Гафт об этом периоде своей жизни рассказывает: «Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так – делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня». «Свой театр» он тоже обрел не сразу. Но к счастью театра «Современник», его художественного руководителя Галины Борисовны Волчек и самого Артиста, они нашли друг друга и не расстаются уже 35 лет. Поразительная верность! Валентин Иосифович считает Волчек своим режиссером. Спектакли, поставленные ею, – долгожители, не сходят со сцены по 8-12 лет!
Иногда Гафта называют секс-символом. Валентин Иосифович, похоже, раздражается по поводу этой расхожей фразы в свой адрес. «Это из области фиговых листков, что ли?» – отвечает вопросом на вопрос корреспондента. О личной жизни, тем более о ее интимной стороне, он, как и должно настоящему мужчине, распространяться не любит. Личная жизнь замечательного Артиста складывалась отнюдь не всегда замечательно. Был женат четыре раза. В браке с балериной Инной Елисеевой, теперь уже покойной, родилась единственная дочь Гафта – Ольга. В 2002 году она покончила с собой. Валентин Иосифович очень тяжело переживает гибель дочери и сейчас. Настоящим другом и заботливой любовью стала для Валентина Иосифовича его жена, Ольга Михайловна Остроумова, известная русская актриса. Как говорят их друзья, Гафт и Остроумова по-детски счастливы. И дай им Господь здоровья и счастья на долгие годы!

Текст: Агнесса Виноградова


Обложка журнала №010
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005