Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЕННЫЕ  ЗАПИСКИ              

Владимир Холявко:
«Я не могу без работы, без работы – я не человек»

    Вбивание первых колышков на своей делянке земного шара

    …И мы придумали уникальную акцию под названием «Зажечь маяки». Это была квинтэссенция целой научной теории, разработанной для выживания завода. Означала она то, что мы должны были хоть как-то застолбиться по ту сторону открывшегося занавеса, пусть поначалу даже с убытком для завода, дать знать о себе и потихоньку переманивать потенциальных покупателей…
    Это был умный ход: продав хотя бы по одной турбине, мы вбивали первые колышки в неразведанные земли. Глобус мы разделили на фрагменты, и каждый специалист получил «в разработку» свой кусочек земного шара, свою делянку на планете…
    …НПКГ «Зоря»-«Машпроект» нынче работает над крупным заказом по оснащению двигателями кораблей типа «Зубр» на воздушной подушке. Их строит по греческому заказу Феодосийская судостроительная компания «Море» вместе с Санкт-петербургским заводом «Алмаз». Подобные установки предприятие поставляет в Китай. Есть положительные коммерческие наметки на продвижение заводских двигателей для кораблей на рынки Южной Кореи, Греции, Сингапура.
    Мы пока удерживаем прочную монополию в странах СНГ на свою продукцию. И на ближайшую перспективу особых проблем с рынком сбыта у завода не предвидится: ни тот же Китай, ни Индия, ни Россия не смогут обойтись без наших турбин.
    Но предприятие не может жить днем завтрашним. Оно должно знать свою перспективу на ближайшие две пятилетки. И тут есть повод для тревоги.

    Браки на небесах, или Одно из чудес природы

    …Подписывая работникам командировки, я просил каждого «не в службу, а в дружбу», в виде мелкого подхалимажа, привезти мне брошюрку по пчеловодству.
    Никогда не подозревал, что постижение пчеловодческой науки откроет мне столько чудес из мира природы. Наблюдая, как живут и работают пчелы, я поражался их высокой организации и рационализму.
    Их невозможно называть насекомыми, это грешно. Пчелы - удивительные божьи создания, у которых нашей человеческой цивилизации еще учиться и учиться. Тридцать дней короткой пчелиной жизни - это неустанный труд (кстати, без выходных): весь день пчела крутится как белка в колесе, собирая нектар. Вечером перерабатывает его в мёд, упаковывает, запечатывает в соты, веет крылышками, осушая влагу.
    А процесс бракосочетания? Трутни с матками взмывают вверх - говорят, до десяти километров - и там, в небесах, паруются. В экологически чистом воздухе, в небесной звенящей синеве, в ярких солнечных лучах. Это действительно «браки на небесах».

    Это была катастрофа. Где выход?

    …Государства внутри Союза (такие, как Украина) получали большинство своих поставок от советских компаний. В течение всего периода «Заря» строила большие турбинные двигатели для ВМФ Советского Союза и стран восточного блока, но с массовым оттоком оборонных заказов завод вообще потерял рынок сбыта.
    Переживал я это время на каком-то втором или даже третьем дыхании. Что делать? Как быть? Что говорить многотысячному коллективу? У кого просить совета и помощи? Что будет с предприятием, у которого 85 процентов военных заказов остаются без оплаты?
    Это была катастрофа.
    Вспоминаю с содроганием это смутное время. Я понимал: спасти завод может только инстинкт самосохранения и мощный прагматичный интеллект.
Помню, срочно собрал экономический совет завода, куда вошли не бутафорские, а самые толковые специалисты.
    - Что будем делать? Лагерь социализма пал. Вместе с ним исчезла и наша военная мощь. Военную технику надо приспосабливать под гражданскую. Но имеем ли мы право ее рассекретить? Это первый вопрос. И второй: чем будет завод заниматься на гражданке? Энергетикой? Газоперекачкой? Времени на размышления у нас практически нет…
    Первый вопрос остался без ответа. Это был мой страх и риск. А по второму решили так - заводу осваивать газоперекачку.
    Я понимал: время - это поезд. Чтобы выжить, а главное, сохранить предприятие, нужно успеть зацепиться и вскочить хотя бы в последний вагон. Промедление - безработица, это гибель завода.
    И я рискнул. Ведь наша турбина уже успешно крутилась в Западной Европе, даже в Америке. Какая уж там секретность! Собственно, иного выхода не было!

    Николаев - моя жизнь. Тут, если придет время, и за меня помолятся

    …Было время, меня усиленно сватали в Чернигов. Валентина всегда - как я. Помню, собрал я детей на семейный совет.
    - Папа, - ответили дочери, - ты, конечно, можешь увезти нас. Но Николаев - это уже наша родина. И нам не хочется уезжать отсюда.
    На моей родине, в Чернигове, в основном оседлые, коренные, сплошняком родовитые аборигены. И не мудрено: городу этому больше тысячи лет. А здесь, в Николаеве, можно встретить кого угодно: и грузина, и татарина, и грека, и немца, и еврея. И каких тут только кровей за двести лет не намешано! Перепутались национальности, традиции, диалекты, все это еще не сформировалось, не осело, как на Черниговщине.
    Но Николаев - мой родной и по духу, и по жизни город. Это моя жизнь. Тут я прожил почти полстолетия, тут мне все дорого, близко и знакомо, тут родились мои дети и подрастают внуки, тут могилы моей жены и моей матери. Тут, если придет время, и за меня помолятся…

Фотографии предоставлены пресс-службой ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект»

Обложка журнала №012
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005