Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИНВЕСТЛИКБЕЗ             

«Золотой дождь» инвестиций

 

  На сегодняшний день инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики, без них она не сможет ни развиваться, ни просто существовать.
Вопрос привлечения инвестиций сегодня одинаково остро волнует и власть, и отдельных предпринимателей. Как заполучить желанного инвестора? Что тут важно, а чем можно пренебречь? Каким образом, создавая благоприятный для капитала инвестиционный микроклимат, избежать риска будущих конфронтаций?

Чтобы привлечь инвестора, надо, в первую очередь, грамотно и компетентно составить инвестиционное предложение, в которое должны быть включены важнейшие категории информации для потенциального инвестора:

1. Резюме.
2. История компании и собственность.
3. Продукты и/или услуги.
4. Управленческий и производственный персонал.
5. Описание отрасли, рынка и конкуренции.
6. Операции компании.
7. Финансовая история.
8. Стратегический план.
9. Факторы риска и стратегия снижения рисков.
10. Прогноз финансового состояния.
11. Потребность в финансировании.
12. Правительственная поддержка и законодательство.
13. Финансовое предложение.
14. Приложения.
В дополнение ко всему должны быть учтены конкретные требования к раскрытию финансовой информации и ограничения, накладываемые Нацбанком Украины и региональными актами. Возможность использования при необходимости приложений позволяет сделать исчерпывающим и достаточно компактным содержание основного документа.
Список требуемой информации довольно “тяжелый” и много сил нужно потратить на подготовку такого документа. Но позиция “для нас это слишком сложно, договоримся с инвестором как-нибудь и без этого” - заведомо проигрышная. Вы не только впустую потратите свое время, но и упустите шанс лучше разобраться в собственном бизнесе.
К тому же, вам совсем не обязательно заниматься этим самостоятельно. Сегодня в Украине существует достаточное количество консалтинговых фирм, специализирующихся на подготовке и составлении подобных документов.
Как правило, инвесторы специализируются на какой-то конкретной отрасли, определенных размерах вложений. Чтобы не терять времени, владельцам компании важно понять, насколько соответствует их бизнес тому, что ищет тот или иной инвестиционный институт. Следующий шаг – создание правдивой и интересной «истории» о бизнесе, например, в форме информационного меморандума. Инвесторы тоже должны рассказать свою «историю» потенциальному партнеру. Ведь компания, привлекающая инвестора, должна изучить его, чтобы потом не возникло серьезных проблем. Существует несколько основных моментов, важных для инвестора. Он может быть заинтересован в возврате на инвестиции не менее 30 % годовых, следовательно, ваш бизнес должен удвоиться за 3 года. Необходимо доказать инвестору, что у компании есть четкая и аргументированная стратегия развития. Важную роль играет уровень корпоративного управления: насколько правильно менеджмент работает с акционерами, каковы принципы и реальные функции совета директоров, правления, генерального директора, существует ли управленческая отчетность. Следующий вопрос касается рисков, связанных с возвратом вложений. Обычно профессиональные инвесторы стараются уложиться в 3-5 лет, больший срок им менее интересен. Нужно доказать инвестору, что он за это время получит обратно свои деньги с прибылью. Затем рассказать, как он сможет это сделать: успешно продать бизнес, либо компания сможет выйти на открытый рынок акций, либо он получит очень высокие дивиденды. И, наконец, при оценке инвестор изучает конкурентную среду и место компании на рынке. Важно, чтобы бизнес был лидером или выигрышно отличался от конкурентов. Если это не так, то надо убедить инвестора, что компания выйдет в лидеры за какой-то период. Важно изучить своего потенциального партнера, чтобы избежать несовпадения ожиданий. Надо узнать как можно больше о предыдущих инвестициях предполагаемого партнера, понять, как он видит свою роль в вашем бизнесе, хочет ли он управлять или будет помогать только по вашей просьбе, что он реально принесет бизнесу, кроме денег. Это ключевые вопросы при выборе инвестора.
Чтобы найти инвестора, мало подготовить подробный бизнес-план. Иногда нужно еще иметь достаточно обаяния и харизмы.
Мы попытались найти некий перечень условий и правил, которые должна соблюсти компания, чтобы наверняка заинтересовать потенциального инвестора. К сожалению (или к счастью?), единого свода универсальных рекомендаций не получилось. Окончательное решение инвестора об участии в проекте зависит от массы второстепенных факторов, вплоть до личной симпатии к переговорщикам.
Тем не менее, каждый специалист инвестиционного дела считает своим долгом выделить какие-то особенные принципы, методы и способы общения соискателя с потенциальными инвесторами. Все они утверждают, подкрепляя свои тезисы примером из собственной практики, что именно это, и ни что другое обеспечит успех.
Культурные различия между украинцами и иностранцами — основная проблема привлечения иностранных инвестиций. Имеются в виду различия в подходах к принципам ведения бизнеса и предпринимательской деятельности. Разная оценка одних и тех же проблем сильно препятствует притоку капитала из-за рубежа.
Большинство украинских предпринимателей не понимают, что в глазах иностранцев материальные активы в структуре стоимости современной компании составляют не более 25% ее рыночной стоимости. На Западе привыкли, что для компании важнее доброе имя, проверенные связи и положение на рынке, нежели производственные мощности, недвижимость или счет в банке. Прежде чем обращаться к инвестору, украинский предприниматель должен максимально приблизиться к европейским моделям ведения бизнеса и четко представлять стратегию развития собственного бизнеса.
Чтобы проект был профинансирован, он должен отвечать определенным стандартам. В нем должно быть предусмотрено правильное соотношение собственного и внешнего капитала. Если проект рисковый, то большая часть необходимых затрат (по крайней мере, на первых этапах) должна покрываться собственным капиталом. Не стоит забывать и о технических деталях: технико-экономическом обосновании проекта, разработке правильного бизнес-плана и т. п. Если все условия соблюдены, шансы на получение запрашиваемых средств достаточно велики.
Для инвестора важно наличие у соискателя опыта работы в той сфере, где будет реализовываться проект. Если для реципиента это новый вид деятельности, инвестор может настаивать на привлечении к проекту внешних специалистов или партнеров, компетентных в данном бизнесе.
Немаловажный момент — определение условий выхода инвестора из бизнеса, разумеется, если речь идет о портфельных инвестициях. Как правило, вопросы выкупа доли или пакета акций, принадлежащих инвестору, решаются в переговорах инвестора и владельца предприятия. Спрогнозировать цену украинской компании, а значит, и цену акции или доли, через несколько лет сложно, но это необходимо сделать хотя бы приблизительно. Если собственник планирует в будущем выкупить долю у инвестора, то в договоре, как правило, просто фиксируется обязательство инвестора при выходе из бизнеса продать свою долю владельцу «по справедливой цене». То есть, приглашаются независимые оценщики, которые определяют стоимость предприятия, а окончательная сумма определяется за столом переговоров.
Очень важно при поиске инвестора быть честным и убедительным. Отдельные предприниматели требуют слишком многого, принимая во внимание их вклад в проект и положение в отрасли, либо же не прорабатывают отдельные аспекты проекта или слишком оптимистически оценивают шансы на успех. Инвестор хочет, чтобы с ним разговаривали на основе фактов и цифр, доказывали предположения или выводы.
Но одним из главных факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании, является все-таки человеческий. Личности владельца реципиента, его поручителей или партнеров могут сыграть решающую роль в переговорах с инвесторами. Ведь работает не компания с компанией, а человек с человеком.
Наличие сильной команды на предприятии будет дополнительным преимуществом, причем, за это инвесторы готовы выплатить премию, иногда достигающую 40%.
А что говорят и прогнозируют по этому поводу властьимущие?
«Чтобы привлечь иностранный капитал, необходимо самим вкладывать в свою экономику», - уверен Юрий Ехануров. В противном случае, по его словам, никто не поверит, что в эту страну можно вкладывать средства. «Иначе ты будешь профессиональным нищим, который умеет хорошо просить, типа: «…сами мы не местные», - пояснил он. Ехануров отметил, что инвестору нужны, в частности, развитая инфраструктура и квалифицированная рабочая сила - все это в Украине обязательно будет и во многом уже есть.
На Украине наблюдается крупномасштабный инвестиционный кризис, так считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. «Инвестиционный кризис затронул не только иностранные, но и внутренние инвестиции. Можно говорить о крупномасштабном кризисе», - сказал Погребинский. По словам эксперта, «капитальные вложения в экономику сократились почти вчетверо».
Крупные инвесторы не придут в Украину без гарантий правительства, - такое мнение высказал генеральный директор компании First Ukrainian Development Limited Ефим Бородулин.
Гарантии-то наше правительство дать может, конечно. Да, вот только, поверит ли западный инвестор этим гарантиям с учетом шаткости политической ситуации в стране? Так что, выход у вас один, господа предприниматели: ищите инвестора самостоятельно. И да прольется на вас «золотой дождь» инвестиций!

Темой интересовалась Татьяна Делик
Рисунок: Александр Карманов


Обложка журнала №015
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01020304
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005