Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЯ  В  МЕДИА-БИЗНЕСЕ             

Юрий Минин

«Сделать прибыльным можно любое дело, если оно тебе нравится, если любишь его и тех, для кого ты этим делом занимаешься»

Среди николаевских издателей и редакторов Юрий Минин стоит несколько особняком.
Его знают, уважают, с удовольствием печатаются в его журнале «Имена» и газете «События и комментарии», где платят едва ли не лучшие в городе гонорары (исключение составляет разве что «Деловой союз»), но вроде бы считают «не совсем своим». Причин тут несколько – и то, что он сам держится со всеми на улыбчиво-дружеской, но четко осязаемой дистанции, и то, что, являясь, по сути, маленьким медиамагнатом местного масштаба (тихо и незаметно для окружающих создавшим себя собственными руками), не вписывается и в представления о «новом украинском», а значит, как-то постоянно ускользает от попыток точной и окончательной идентификации, и то, что делая, по сути, то же, что делают многие в Николаеве, делает это успешно и даже с некоторым вызывающим шиком.
Перепробовав себя в различных проектах и изданиях, он, в конце концов, уютно устроился со своими собственными сразу в нескольких нишах. И продолжает озадачивать тех, кто пытается разгадать тайну его успеха. Когда-то Никиту Михалкова ехидный журналист спросил: «А не кажется ли вам, что при нынешнем состоянии отечественного кинематографа ваш фильм «Очи черные» — это пир во время чумы?» И получил ответ: «Совершенно верно. Заметьте только, что это мой пир во время вашей чумы». Ото ж…
 

— Журнал «Имена» изначально выглядел, как удачная альтернатива «Горожанину» — то есть, как попытка занять нишу комплиментарно-заказного буклета, выигрывающего у конкурентов лишь качеством, но не концепцией… Поправь меня, если я ошибаюсь.
Ю.М. — И ты, и я в разные временные периоды «имели удовольствие» поработать в должности главного редактора журнала «Горожанин». И твои, и мои попытки сделать журнал интересным и незаангажированным изданием разбились о циничную позицию издателя «всё равно, о чем писать, лишь бы деньги платили». Хотя, если порыться в архивах и посмотреть журналы тех лет, когда мы с тобой «рулили», то можно найти в них и интересные материалы, и неоднократные попытки сформировать удобоваримую для читателя редакционную политику.
Ты ушел от издателя и в пику ему открыл журнал «Новый горожанин» (не лучшее название, позволявшее издателю говорить рекламодателям, что ваш журнал - его филиал), а я подался «в наймы» на год в качестве главного режиссера одной телерадиокомпании — по мотивированной просьбе её хозяев, чтобы она обрела новые офисные помещения, штат, лицо и главное — лицензию Нацсовета. Поскольку же я никогда не любил работать «на дядю» и понимал, что по выполнении своей задачи мне нужен будет собственный медиа-проект, то взял и зарегистрировал всеукраинский журнал «Имена». За выпуск его я принялся ровно через год, сразу после выполнения своей задачи на телерадиокомпании.
Что касается концепции нашего журнала. Во-первых, количество заказных материалов не превышает 30% от объема, в то время, как в «Горожанине» эта планка достигает 90-100%. Во-вторых, наши материалы пишут профессиональные журналисты, в то время, как в «Горожанине», зачастую, случайные люди: агенты по рекламе, знакомые женщины издателя и прочие случайные прохожие его редакции. В-третьих, суть нашей концепции предельно ясна: рассказывать людям о людях, добившихся успеха, прошедших через житейские трудности, но сумевших-таки состояться в политике, бизнесе, искусстве…
Человек, если на минутку поверить Дарвину, произошел от обезьяны, соответственно, желание подражать, равняться, быть похожим на кого-то (телезвезду, миллионера, «крутого парня» и т. д.) сидит практически в каждом.
Ты смотрел в детстве фильм про Зорро? Я смотрел. И помню, как по окончании киносеанса каждый из нас, мальчишек, хотел быть Зорро. Завтра уже были другие объекты для подражания, другие ИМЕНА.

— Знающие люди давно заключают пари, когда уже в Николаеве закончатся люди, которым недостаточно видеть свое отражение в зеркале, но непременно требуется полюбоваться собой еще и на глянцевой обложке. В «Горожанине», «Регионе-Юг» кризис жанра налицо чуть ли не с первых дней существования (хотя спонсоры по-прежнему находятся). Вы планку держите, но выходите весьма нерегулярно. В чем причина - Ярмарка тщеславия закрывается?
Ю.М. — К существованию журналов типа «Горожанин», «Регион-Юг» и пр. я отношусь совершенно спокойно. Наша издательская фирма, помимо журнала и газеты выпускает книги, буклеты, листовки и пр. И здесь мы печатаем то, что нужно заказчику. Поэтому лично я отношусь к рекламным журналам, как к буклетам: полистал — и в сторону. Плохо одно: у заказчика формируется устойчивое мнение, что любую статью и журналиста можно купить, и, что все журналисты продажны. Поэтому, как для журналистики вообще, лучше бы вышеупомянутые издания назывались бы «рекламный буклет», а не «журнал».
Что касается продажи обложек. Во-первых, гласные и негласные тарифы «на обложку» существуют в большинстве изданий журнального формата. По слухам, можно полюбоваться собой даже на обложке «Бизнеса», но каждый ли готов выложить 100 тысяч не таких уж условных единиц, когда есть издания попроще и подешевле?
Во-вторых, продажа «на обложку» — болезнь, в основном, региональных журналов, не имеющих серьезного финансового донора (инвестора), или серьезных медиа-байеров, продающих прямую рекламу за достойную цену. У них, зачастую, просто нет другого выхода. Когда страница прямой рекламы стоит в журнале 15 тысяч долларов, и такой рекламы — минимум 30 % от объема, то можно и креативные обложки ваять, и журналы в Финляндии, а не в Хацапетовке печатать.
Журнал «Имена» выходит один раз в два месяца, согласно четкому графику, увязанному с подписными агентствами. Такой формат нас пока устраивает. И эта периодичность зависит не от «ярмарки тщеславия», которая будет работать, пока живо человечество, а от объема продаж прямой рекламы нашими медиа-байерами.

— На фоне журнала, «где хвалят за деньги» — квинтэссенцией этой философии стало для меня поучение рекламного менеджера «Горожанина»: «Вы ошибаетесь, если думаете, что у нас все обязательно платят, чтобы мы о них написали. Ничего подобного! Иногда люди платят, чтобы написали об их враче, просто их друге. Вот одна дама заказала два цветных разворота о своей собачке. Представляете, как это интересно?!» — ты вдруг начал выпускать газету-загадку: дорогущая цветная полиграфия, приличное количество рекламы, и при этом никак не прослеживающие «корни»… Ругаете вы всех, не хвалите практически никого, при этом «События и комментарии» явно не выглядят воронкой для слива компромата или инструментом для «медиамочилова» кого-то конкретного, каковым был, в частности, «Наш город». Неужели есть кто-то в Николаеве, кто готов платить за такое?
Ю.М. — Я долго не хотел браться за выпуск газеты. Потому что это каждодневный напряг, гонка, жесткий режим. А я люблю более спокойный образ жизни. Но спустя пару лет понял, что журнал, нацеленный на всеукраинскую аудиторию и с невысокой периодичностью, и в несколько ином формате — это одно, а возможность с помощью своей газеты влиять на общественное мнение в родном городе, делать качественно иной газетный продукт — это иное, которое может быть востребовано.
Выпуск газеты осуществляется за собственные деньги и средства от продажи прямой рекламы. Заказухи избегаем, потому что хотим завоевать доверие читателя. Целевая группа — бизнес-класс Николаевщины, интеллигенция. Дорогая бумага, цветная печать.
По итогам первого полугодия доходы от продажи рекламы покрывают расходы по выпуску газеты на 60%. К 1 сентября газета должна выйти «в ноль», после чего мы увеличим её объем еще на 4 полосы, преднамеренно уйдя «в минус». Рентабельной она станет не раньше марта 2007 года. Приятно, что по итогам Второй Киевской международной книжной выставки-ярмарки, наша газета была признана одной из лучших в Николаевской области, как по качеству полиграфии, так и по содержанию. Мы знаем, над чем нам еще нужно работать, чтобы газета стала авторитетным и интересным изданием.

— На заре «оранжевой революции», когда журналисты и даже некоторые издатели массово «отрекались от старого мира», подписывали петиции и заявления по поводу честных СМИ, ты сделал заявление, в котором просил не числить в этом ряду ваш редакционный коллектив. Почему?
Ю.М. — Я по-прежнему считаю, что журналист, редактор не имеют права быть членами той или иной политической партии, выступать за «оранжевую революцию» или за «бело-голубой реванш».
Мне может быть симпатичен по-человечески кто-то из политиков, но я не могу вступать в его партию, потому что тогда потеряю объективность, не говоря уже о партийной дисциплине в ряде партий, требующей полной поддержки даже не всегда разумных решений.
В период «оранжевой революции» некоторые из наших сотрудников ходили, увешанные оранжевой символикой, некоторые угрюмо голосовали за Януковича. Сейчас все они по-своему чувствуют себя обманутыми.
Мы не давили на своих сотрудников в том, что касается их права выбора. А коллег по цеху призвали тогда сохранять объективность, не вступая в ряды «революционеров» или «контрреволюционеров».

— Практически все медиапроекты, за которые ты брался, оказывались коммерчески успешными, и это на фоне рассказов большинства коллег о том, что делать в Николаеве оригинальное прибыльное СМИ практически невозможно. В чем твой секрет?
Ю.М. — Где-то лет десять назад мне удалось побывать в Лондоне в гостях у одного из крупнейших бизнесменов, миллиардера Ричарда Бренсона. И на вопрос о секрете его успехов он отвечал просто: «Делай то, что тебе нравится».
Сделать прибыльным можно любое дело, если оно тебе нравится, если любишь его и тех, для кого ты этим делом занимаешься.

— Ты мало участвуешь в журналистских тусовках. Сам почти не пишешь, хотя раньше делал это достаточно регулярно. Ты совсем «переквалифицировался в управдомы»? — перестал быть журналистом и окончательно выбрал кресло редактора-издателя? Или у тебя есть какие-то иные причины избегать общения с коллегами?
Ю.М. — Знаешь, у нас всё хорошо, системно так, жаловаться не на что, а это многим коллегам не нравится. Появляться часто на публике, чтобы быть объектом для сплетен и завистливых домыслов, желания никакого нет. Фуршетов избегаю, потому что тяги к дармовой выпивке и еде нет (вот уже и презентации отпали). На более-менее интересные пресс-конференции посылаю своих корреспондентов в надежде, вдруг кто-нибудь, что-нибудь ляпнет или выкинет из ряда вон выходящее. По сути же, на пресс-конференции в 90% случаев можно и не ходить, потому что заранее знаешь и вопросы, и ответы. Нельзя же так бездарно убивать своё время. Пресс-конференции давно уже перестали быть первоисточником информации.
Меня достаточно часто приглашают на какие-то концерты, фестивали. Как правило, я посылаю своего представителя. Когда же спрашивают, почему сам не пришел, отвечаю: «Мероприятия, которые я посещаю в обязательном порядке, это праздники, проводимые нашим концертным агентством».
Действительно, я больше менеджер, чем журналист-редактор. Потому что с утра и до вечера, зачастую без выходных — встречи, переговоры, звонки, проекты. Ведь кроме выпуска газеты и журнала мы выполняем большой объём
работ по полиграфии, рекламе (у нас рекламное агентство полного цикла), концертам и промо-акциям (своё концертное агентство). А ведь хочется еще и с семьёй повидаться.
Cамое смешное, что у меня дома лежат две написанные мной лет шесть назад юмористические книжки. Издать своё руки не доходят. Соль юмора испаряется быстро, ведь юмор и сатира зависят от времени, и смысл шутки стирается, как надпись мелом на школьной доске. Даже у Салтыкова-Щедрина нынешняя молодежь вряд ли поймет всю его «сатиру», хотя яд ее довольно крепок и не сильно выветрился со временем.
Если у меня появляется хоть малейшая временная возможность и интерес к личности человека, то это интервью я делаю сам. Не ради денег, потому что мне проще заплатить гонорар и не возиться с текстом, а потому, что мне действительно интересен этот человек, его судьба. Бывают редкие исключения. Когда меня что-то возмущает. Откладываю в сторону все дела. И пока не выскажусь, не успокоюсь. Но это уже скорее терапия для самого себя, хотя людям нравятся мои такие редкие резкие статьи.

— Во время выборов, когда народ вовсю зарабатывал деньги, тебя как-то не было заметно среди активных «жнецов». Это вдвойне странно для тех, кто знает тебя как очень успешного менеджера и как человека, умеющего зарабатывать деньги даже там, где другим это не удается. Это была принципиальная позиция или стечение обстоятельств?
Ю.М. — Как можно пройти мимо выборов, Ярослав? Да, на страницах наших изданий это не сказалось практически никак — здесь была принципиальная позиция нейтралитета ради объективности, ибо испачкаться можно быстро, а очистить даже химчистка имени братьев Головченко не поможет. Однако наше рекламное агентство работало «в полный рост». Произведенные нами телевизионные ролики для одной из политических сил шли на «Интере», «ICTV», «1+1», других центральных каналах, на мониторах в вагонах киевского метро. В марте 2006 года один из наших политвидеороликов занял пер­вое место по Украине в рейтинге политвидеоагитации. По городу мы залепили политрекламой свыше ста бигбордов с сити-лайтами, наша типография работала круглосуточно, тоннами выдавая продукцию для представителей таких разных политических сил.
Я же впервые отработал эти выборы в качестве политтехнолога в связке с российскими коллегами. Все три моих клиента остались довольны, хотя одна из политических сил и не добилась депутатских мандатов (пришли всего за 40 дней до выборов, шансов практически никаких, отговаривал я их как мог, всё равно пошли ва-банк, работали по-честному, показали лучший результат по Украине, как для своей политической силы, но куда хотели, не попали, при этом, остались очень благодарны).
В общем, выборы для наших предприятий были периодом продуктивным, хотя физически было очень тяжело. Хотелось одного - выспаться.

— Общим местом среди местных редакторов и журналистов стало сетование на то, что в Николаеве, в отличие от соседнего Херсона, народ «отвык читать буквы», и поэтому занятие медиабизнесом здесь — сродни фермерству в зоне рискованного земледелия. Как ты относишься к этой точке зрения?
Ю.М. — Недавно я вернулся из Запорожья. Так вот — это единственный город (столицу в расчет не берём, с инвесторами и дурак будет выглядеть умным), где газетный бизнес поставлен на профессиональную основу. Отличное качество материалов, полиграфии, приличные тиражи. В Запорожье нет ни одного своего журнала, а у нас зарегистровано штук 15, из которых более-менее регулярно выходят 4-5, а работаем с регионами Украины по продвижению только мы одни.
Бизнес можно делать на всем. Даже, если выпускать газету на туалетной бумаге. Кстати, это ноу-хау, еще никем не использованное в Украине. Жаль, что этот формат мне не интересен, даже ради денег. Редакторы и журналисты должны прекратить жаловаться, а с радостью приходить на работу и не зарплату отрабатывать, а постоянно искать что-то новое: темы, рекламодателей, формы продвижения газеты, новые формы подписки и т. п.

— Сформулируй свои главные принципы как:
- Издателя,
- Редактора,
- Журналиста,
- Рекламного менеджера.

Ю.М.Издатель, не жалей денег на журналиста, фотографа, дизайнера, редактора, рекламу.
Редактор, доверяй журналисту, но проверяй, что он написал. Будь для журналиста добрым учителем, вне зависимости от его заслуг.
Журналист, люби слово, как хирург скальпель. Никогда не иди на поводу у заказчика статьи. Не злись на редактора, работа у него собачья — читать всякий бред по несколько раз.
Рекламный менеджер, не обещай заказчику больше, чем редактор и издатель, даже ради денег. Делая большую скидку, помни, что ты забираешь деньги у журналиста, редактора, издателя и у самого себя.

— Знаю по себе: выпуская нечто оригинальное, вроде твоих «Событий и комментариев», постоянно ходишь по грани, все время рискуя свалиться то в изготовление артефактов, таких себе «чудинок для истории», то в желание «плюнуть на все» (один черт тебя, такого талантливого и изысканного, здесь никто не понимает!) и удариться в тупое зарабатывание денег. Как сохранить баланс?
Ю.М. — Удается не всегда. Иногда хочется «плюнуть на все». Но, когда вспоминаешь, что за тобой коллектив, который в тебя верит, набираешь в грудь новую порцию воздуха и тянешь свою тележку дальше.

— Выпуск издания, зависящего от рекламодателя, это всегда компромисс. Где для тебя лежит его граница?
Ю.М. — Компромисс — это, когда стороны умеют приходить к согласию. Мы горды тем, что 90% наших клиентов рекламного агентства, журнала (о газете говорить пока рановато) годами хранят нам верность и всегда идут на компромисс. Это, в первую очередь, заслуга нашего коллектива менеджеров, который складывался не за один день, но по праву считается в городе одним из самых высокопрофессиональных. Граница компромисса с рекламодателем пролегает в следующих областях: мы не переделываем свою рекламную работу без доплаты более двух раз, мы не допускаем неуважительного отношения, а, тем более, хамства в отношении наших сотрудников (в этом случае рекламодатель лично от меня услышит всё то, о чем постесняется сказать мой сотрудник), мы не позволяем (даже за деньги) диктовать нашим журналистам, что писать (могут изменяться лишь фактические неточности: даты, факты, цифры, фамилии).
Основа наших отношений с клиентами — это добрые, партнерские отношения, как в семье: мы и житейский совет можем дать, и в маркетинге подсобить, и конкуренту нашего партнера «варфоломеевскую PR-ночь» устроить. Мы любим наших читателей, рекламодателей, зрителей и очень рассчитываем на ответную любовь.

— В свою бытность завучем школы, ты экспериментировал с, казалось бы, безнадежными коллективами, раскручивая их до уровня популярных групп. Тогда это было темой твоей кандидатской диссертации. То, что ты сейчас делаешь на николаевском медиарынке - повод для докторской?
Ю.М. — Это повод сказать самому себе в старости: я занимался любимым делом, мне есть что вспомнить, я сделал все возможное, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Вопросы задавал Ярослав Индиков

Обложка журнала №015
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01020304
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005