Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ЗВЕЗДА  ПО  ИМЕНИ             

Иван Носик

«Без постоянной учебы
большой талант может завянуть»

Когда Ивану Носику случается бывать на родной Николаевщине, он не упускает возможности выступить с сольными концертами для своих земляков. «Публика в Николаеве -потрясающая, чуткая, благодарная, умеет слушать и понимать даже очень сложную классическую музыку. Петь вообще – удовольствие. А в родном Николаеве - удовольствие вдвойне», - признается Иван Носик. Так было и на концерте, который он дал недавно в церкви Христа Спасителя в память о жертвах Чернобыльской катастрофы, где пел духовную музыку XVII – XVIII веков, и на концерте в областном Дворце культуры, посвящённом Великой Победе советского народа над фашизмом. Педагоги Ивана Носика всегда отмечали его хорошую музыкальную память. Но он обладает ещё одной замечательной памятью – памятью гражданина. И хотя репертуар в этих концертах вокалиста был разный, воспринимали пение Носика его многочисленные поклонники и просто меломаны одинаково восторженно. Благодарное “Браво!” сопровождало всё выступление замечательного тенора. А когда Носик запел “День Победы”, зрители, предельно заполнившие зал Дворца, в едином порыве встали. Это был творческий триумф артиста.
А мне вспомнился концерт Носика двенадцатилетней давности в малом зале Дома культуры УВД. Перед его началом, в ту пору декан музыкально-педагогического факультета НГПИ В.Ф. Иванов, представляя 24-х-летнего, тогда мало кому известного преподавателя кафедры хорового дирижирования, Ивана Носика, сказал, что “Бог дал ему умную голову и прекрасный голос”. И вот, чистый, сочный, со значительной толикой искреннего драматизма тенор легко, свободно завораживает слушателей. Помню, зал сосредоточенно притих. Певец страстно спел арии Андрея из оперы Аркаса “Катерина”, вдохновенно передал эпическую раздольность, жизнеутверждающую напевность партии Баяна из оперы Глинки “Руслан и Людмила”, томительную нежность песни Вакулы из оперы “Черевички” Чайковского, исповедальную душевность русских романсов и украинских народных песен… Пел, как соловей, потому что не может не петь. Среди просветлённых лиц слушателей того давнего концерта моё внимание особенно привлекло обветренное, загоревшее не на городских улицах лицо. Большие, натруженные руки застыли на коленях, в глазах – едва сдерживаемые слёзы радости. Это был отец Ивана Носика – Владимир Григорьевич Носик, - земледелец из села Лепетиха Березнеговатского района, что на Николаевщине.
Помню, обаявший присутствующих на том концерте молодой певец, передал огромную охапку вручённых ему благодарными слушателями цветов руководителю народной оперно-вокальной студии Нине Григорьевне Западинской. Кто – то из сидящих рядом меломанов шепнул мне тогда: “Браво! - Носику, а цветы – теще…” А Западинская пророчески произнесла: “ Это только начало пути Ивана Носика. Верю, что его голос будет звучать на большой сцене. Здоровья, счастья и любви, тебе, Ваня!”

- А как складывалась Ваша жизнь потом ?
Иван Носик: - Будучи преподавателем кафедры хорового дирижирования, я занимался в народной оперно-вокальной студии Нины Григорьевны Западинской. С её педагогической помощью подготовил довольно значительный репертуар сложных оперных арий, романсов, произведений народного творчества. Готовился к поступлению в Национальную музыкальную Академию Украины. Тогда же, в студии встретил свою судьбу - Машу Западинскую. Но…жизнь нередко корректирует наши планы. Родина призвала меня отдать ей гражданский долг – послужить в армии. В армии я с музыкой не расставался. Стал победителем фестиваля солдатской песни “Крылья Украины”. Эти “крылья” тоже очень помогли мне самоутвердиться и в жизни, и в искусстве. После службы в армии поступил в Национальную музыкальную Академию, успешно её окончил и был приглашён в Донецкий театр оперы и балета. Там был плотно занят в репертуаре, спел сложные партии Водемона в опере “Иоланта” Чайковского, Альфреда в “Травиате” Верди, Лыкова в “Царской невесте” Римского-Корсакова и другие.
Затем был приглашён в Национальную оперу Украины. Это был ещё один шаг вперёд по крутой лестнице оперного искусства. Кстати, искусство оперы - воистину божественное, не только по форме, но и по содержанию. Оно не может жить, процветать без Божьего покровительства. На республиканском оперном Олимпе было, у кого учиться и с кем соревноваться. Подготовил партии: Ленского (“Евгений Онегин” Чайковского), Андрея (“Запорожец за Дунаем” Гулака–Артемовского), Петра (“Наталка Полтавка” Лысенко), Герцога (“Риголетто” Верди) и другие. Когда меня пригласили в Большой театр Республики Беларусь, согласился, интересно было попробовать себя и на сцене соседней республики. Этот же интерес привел меня в Саратовский Академический театр оперы и балета. Это были годы напряжённого труда, дальнейшего освоения сложного оперного репертуара. Пел партии: Хозе (“Кармен” Бизе), моя любимая партия, Каварадосси (“Тоска” Пуччини). В театрах Беларуси и России подготовил более семи сложных партий оперного репертуара.

- А концертировать удавалось? Насколько мне известно, Вы, вдали «от родных берегов» выступали в концертном зале “Россия” в Москве, в составе группы “Тенора XXI века», в группе теноров в Саратове и в Астане… «Мастера бельканто» - так эти выступления официально назывались (В переводе с итальянского – «прекрасное пение» - А.В.).
Иван Носик: - Да… В группе «Тенора ХХI века» пел в 2003 году…Мне посчастливилось много петь и на сценах дальнего зарубежья. Концертировал во Франции, в Швейцарии, Дании, Италии, Бельгии, на Сицилии… Однажды пел в средневековом античном театре «Массимо», где впервые прозвучала опера Беллини «Норма». Чувства, впечатления - непередаваемые. Но всегда и везде я не просто пел, а ещё и учился петь у лучших вокалистов. И никогда не изменял своему главному вектору – оперной классике.

- Иван Владимирович, с чего начинается Родина, мы худо-бедно знаем… Если по песне, то “с картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…” А талант? Рождение и развитие таланта – это тайна. И всё-таки, Ваши мысли на этот счёт? Я вот где-то вычитала, что даже одно светлое воспоминание детства может воспитывать человека всю жизнь.
Иван Носик: - О, это необъятная тема и однозначно на неё не ответишь… Вырос я в Лепетихе Березнеговатского района. Красивейшее село, зелёное, тихое, уютное. Неподалёку - степная, илистая речка Ингулец. Необозримые поля. Небо не такое, как в городе. В деревне люди ближе к Богу. Отец работал агрономом в совхозе “Реконструкция”, мама – в детском саду – воспитателем. Она рано умерла. Царствие ей небесное! Нас у родителей было трое, я - младший. И родители, и старший брат Валерий, и сестра Таня – все пели. У отца был красивого тембра баритон. Сколько себя помню, я пел везде и всегда: в поле, когда пас живность, на улице с товарищами… Участвовал во всех кружках художественной самодеятельности. Первое моё сольное выступление состоялось в сельском клубе. Мне было восемь лет, пел я популярную и любимую в то время песню “Широка страна моя родная”. Если так можно выразиться, это был дуэт голоса и сердца. Никогда не забуду вдохновенного, упоительного звука тех аплодисментов моих односельчан! Успех был потрясающим, меня в буквальном смысле подняли на руки мои родные односельчане. Низкий поклон Вам, мои первые слушатели и ценители! Давно мечтаю дать настоящий, большой сольный концерт с оркестром в родной Лепетихе…
В селе работала музыкальная студия. Воспитанники её составляли основу сельского духового оркестра. Я был активистом этой студии. Однажды наш руководитель разложил перед нами инструменты для духового оркестра, сказал: “Выбирайте, кому, какой нравится”. Мне понравилась большая чёрная лакированная труба с блестящими медными кнопками. “Я буду на ней играть. Только сначала дайте её послушать”, - попросил педагога. Послушал. А потом уже узнал, что труба моя называется “кларнет”. И нотную грамоту изучал уже вместе с ним. Было мне лет двенадцать, как моему сыну Володе сейчас.
С чего начинается талант? Наверное, с атмосферы, в которой развивается растущая личность…Вот с таких педагогов, которые сеют разумное, доброе, вечное из любви к искусству, к людям, к детям, к своей Родине… С семьи. Всё начинается с детства. И, как ни банально это звучит, действительно, родительский дом – начало начал. Мои родители способствовали нашему развитию добрым, понимающим отношением к нам, детям.. Мы были дружны. Брат, Валерий, стал инженером – гидротехником. Зная, что я хочу стать артистом, первым раздобыл для меня справочник для поступающих в вузы. Сестра, Таня, окончила Киевский институт культуры, нанимала мне репетиторов, чтобы я мог успешно сдать вступительные экзамены в вуз. Все мои родные, педагоги, Нина Григорьевна, всем огромное спасибо за то, что помогли мне утвердиться в великом искусстве оперы, классической музыки. Но и сам человек должен всегда помнить, что без постоянной учёбы, кропотливого труда, самосовершенствования, самый большой талант может деформироваться, завянуть. Я доволен своей судьбой, своей профессией. Моя мечта осуществилась.

- Часто вижу на концертах Вашего сына Володю. Он ещё не выбрал будущую профессию?
Иван Носик: - Думаю, что как-то предопределять будущность сына пока рано. Пусть растёт здоровым, добрым, умным, работящим человеком. Володя не безразличен к классической музыке, знает многие арии, которые я пою. Особенно нравится ему ария Альфреда из оперы “Травиата” Верди. Кто знает, может быть, может быть… Если не забегать вперёд.

Беседовала Агнесса Виноградова
Фото из личного архива Ивана Носика


Обложка журнала №015
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01020304
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005