Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ              

Украинское государственное предприятие «Укрхимтрансаммиак» -
крупнейший транспортировщик
аммиака на территории СНГ

 Созданный в 1979 году аммиако­провод «Тольятти-Горловка-Одес­са» является одним из самих значительных в мире по протяженности (1018 километров по территории Украины) и объемам перекачивания аммиака (2,1 млн. тонн в год). В 2001 году, на базе трех самостоятельных управлений аммиакопровода – Приднепровского, Николаевского и «Укрвнешхимпром» - был создан единый промышленный комплекс, обеспечивающий наиболее эффективное функционирование системы транспортировки аммиака в Украине. В настоящее время он перекачивает аммиак от крупнейших заводов-производителей Украины и России – «Тольяттиазот», ОАО
«Мин­удобрения» (г. Россош, Россия), ОАО «Концерн «Стирол», Северодонецкое
объе­динение «Азот» и др. Экспортерами украинского и русского аммиака являются многие страны Европы, Азии и США.
Ежегодно аммиакопровод УГП «Укрхимтрансаммиак» транспортирует более 2,1 миллиона тонн жидкого аммиака. Высокий спрос на жидкий аммиак объясняется его широким применением в производстве минеральных удобрений – селитры и карбамида, в фармакологии и производстве холодильного оборудования.
Главная цель создания УГП «Укрхимтрансаммиак» - скоординировать усилия всех служб и управлений аммиакопровода для обеспечения стабильной и безопасной работы системы, надежности и безаварийности перекачивания аммиака. Украинский аммиакопровод проходит через семь густонаселенных областей Украины, пересекая крупные реки – Южный Буг, Днепр и Северский Донец, - водохранилища и лиманы, а также автомобильные дороги, железнодорожные пути, воздушные и подземные коммуникации. В связи с этим, в целях безопасности для окружающей среды предприятием непрерывно разрабатываются и внедряются меры по улучшению технического и технологического состояния аммиакопровода.
Подробно о мерах обеспечения безопасности работы аммиакопровода нашему корреспонденту рассказал директор Приднепровского управле­ния магистрального аммиакопро­вода УГП «Укрхимтрансаммиак» НИКОЛАЙ КОЛЕСНИК.

Для контроля участка такой огромной протяженности на УГП «Укрхимтрансаммиак» создана единая система технической связи. Контроль осуществляют два пульта управления: основной – в Тольятти, резервный пульт был создан на тот случай, если основной понадобится отключить для проведения профилактических работ. Также этот пульт может взять на себя управления в случае повреждения кабеля, который идет вдоль всего аммиакопровода от Тольятти до Одессы. Таким образом, система контролируется с двух пультов одновременно.
Кроме того, начальник смены каждого участка имеет полное представление о состоянии аммиакопровода благодаря системе телеметрии. Диспетчер на экране компьютера видит информацию о давлении на каждом участке аммиакопровода. Если вдруг произойдет утечка аммиака, то давление резко упадет. На экране появится строка с сообщением о снижении давления и прозвучит резкий звуковой сигнал. При этом, для предотвращения вытекания аммиака, посты, на участке между которыми происходит утечка, автоматически закрываются. На случай, если автоматика не срабатывает, диспетчер подает команду на дистанционное закрытие этих постов. Некоторое время после этого аммиак продолжает выделяться, но по мере снижения давления, интенсивность его выделения уменьшается. Далее – на каждые 25-30 км трубопровода есть обходчик, имеющий в распоряжении две единицы автотранспортной техники – УАЗ и трактор ЮМЗ или «Беларусь», а также необходимые приборы, запас воды, спецодежду, противогаз и т.д. Ремонтник выезжает на место аварии, проверяет показания приборов и докладывает о состоянии трубопровода.
Помимо этого, сегодня, по заказу УГП «Укрхимтрансаммиак», институт имени Патона разрабатывает программу так называемой «Красной кнопки», благодаря которой на пульт регулярно будет поступать сигнал об утечке аммиака и автоматически осуществляться рассылка сообщений всеми каналами связи: SMS, Интернет, телефонами – мобильными, домашними и телефонами близких родственников всего руководящего состава предприятия.
Ежегодно проводится комплексное обследование коррозийного состояния магистрального аммиакопровода, по результатам которого выявляются участки, где изоляция отработала свой ресурсный потенциал, и проводится ее восстановление. Эта процедура проходит с использованием самой современной системы диагностики и контроля, включающей проверку состояния изоляции трубопровода пеленговыми радиоприборами.
К трубопроводу также подключена катодная защита. Дело в том, что большой вред трубопроводу могут нанести блуждающие токи, в первую очередь, возникающие под воздействием электрифицированных железных дорог. В местах, где возможны пробои изоляции, возникает вынос металла, а это может привести к образованию свища, повреждений. Поэтому, при строительстве аммиакопровода были сразу установлены станции катодной защиты – лучшее из последних достижений науки и техники.
В местах, где трубопровод выходит на поверхность земли (обычно он проходит под землей на глубине 1,6 м), вмонтированы компенсаторы температур. В разные времена года наблюдаются перепады жары и холода. W – или S – образные изгибы компенсируют напряжение на магистрали.
Особого внимания требуют участки пересечения аммиакопровода с водными артериями. Аммиакопровод, проложенный по дну речек и лиманов, - очень сложное инженерное сооружение. Через водные преграды основную ветку постоянно сопровождает резервная, и при возникновении небезопасной аварийной ситуации поврежденная часть магистрали блокируется, а аммиак транспортируется по параллельной линии. Рядом проложены линии связи и телекоммуникации.
Наш вантовый мост через Днепр не имеет аналогов в мире, он оснащен сложным техническим оборудованием, имеет разностороннюю охрану. Его обследование проводится каждые три года.
Под руководством головного предприятия была недавно произведена полная замена большей части оборудования. Так, в районе Купянска была построена одна новая подстанция, в Николаевской области – две подстанции, заменены насосы. Благодаря этому мы сегодня можем качать более 341 тонны в час (сегодняшняя производительность аммиакопровода), но для этого требуется оформление соответствующей документации и получение подтверждения «УкрГИАП» (Украинский государственный научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза).
Предприятие постоянно проводит научно-исследовательские работы, постоянно пополняется парк специализированных машин и механизмов, обслуживающих трубопровод. Благодаря высокой автоматизации и слаженной работе персонала, магистраль достигла такой эксплуатационной безопасности, которая гарантирует спокойную жизнь жителям прилегающей зоны и экологическое равновесие окружающей среды.
Благодаря высокому качеству оборудования и высокой автоматизации - на аммиакопроводе стабильная экологическая ситуация. Трубы у нас французского производства, рассчитаны они первоначально на 20 лет эксплуатации, но в 1996 году была проведена их диагностика, и срок службы продлен еще на 10 лет. В 2001 году провели повторную диагностику и выяснили, что качество труб не изменилось.
Аммиакопровод строился на примере аналогичной магистрали в США, однако американский аммиакопровод имеет меньшую протяженность – 600 км, также меньше и диаметр его труб.
В США был случай крупной аварии. При строительстве аммиакопровода использовался принцип экономии места – параллельно аммиакопроводу шел газопровод. Кроме того, в непосредственной близости находились жилые постройки. Данная авария произошла при ремонте газопроводных труб. Была выкопана траншея, в которой рядом проходили оба трубопровода. Давление в аммиакопроводе на время ремонта было снижено. Случайно, ковшом экскаватора зацепили трубу аммиакопровода, царапина была 5 мм глубиной и 400 мм длиной. Видимо, посчитав ее незначительной, или, не заметив повреждения, ремонтная бригада закопала траншею. Включили подачу аммиака, и труба лопнула как раз в этом месте. Произошла большая утечка аммиака. Рядом был пруд и два фермерских хозяйства.
Поскольку вода очень хорошо впитывает аммиак, пруд на долгое время был выведен из строя. А фермерским хозяйствам нанесен большой ущерб.
Учитывая этот негативный опыт, мы провели трубопровод на расстоянии не менее километра от жилых зон, переселили из района пролегания аммиакопровода жителей или выплатили им денежную компенсацию.
Мы, в отличие от американских коллег, создали автоматическую систему отключения аммиакопровода – у них это делалось и по сей день делается вручную.
Мы также осуществляем поставку аммиака украинским предприятиям сельского хозяйства. В этих целях, в Приднепровском управлении существуют пять раздаточных пунктов и семь – в Николаевском. Но при том, что все оборудование находится в идеальном состоянии, в нашем управлении работает только один раздаточный пункт.
В советские времена, до 1990 года, мы регулярно раздавали пять – шесть тысяч тонн аммиака в год сельскому хозяйству. Но в эпоху развала СССР многие хозяйства начали переживать трудные времена. В итоге оборудование, специально предназначенное для внесения в почву удобрения, пришло в негодность. Ведь этот процесс требует учета некоторых технических тонкостей: нельзя вносить аммиак глубоко в почву – замерзнет почва, также нельзя вносить его близко к поверхности – не будет нужного эффекта, он улетучится.
К тому же, та экспортная цена, по которой продается аммиак – около 250 долларов за одну тонну, не под силу многим фермерским хозяйствам. Хотя, на самом деле, даже при такой стоимости это удобрение себя полностью бы оправдало.
Аммиакопровод - самый безопасный и при этом - самый дешевый способ транспортировки аммиака. Ведь, например, стоимость перевозки по железной дороге намного дороже и намного опаснее. Однако этот способ используется и в настоящее время, поскольку строительство аммиакопровода – это огромные денежные вложения, не каждый производитель аммиака может себе это позволить.
А мы идем на огромные траты по поддержанию системы, не считаясь со средствами, вложенными в обеспечение безопасности ее функционирования. Так, четыре года назад, была построена система оповещения. В России подобной нет до сих пор, хотя там аммиак дает большую прибыль, чем у нас. Ежемесячно мы проверяем ее исправность, включаем сирену, предварительно ставим в известность население.
Также, к примеру, мы провели замену запорной арматуры на насосной станции №9. Был установлен шаровой кран, функция которого подобна функции обычного водопроводного крана. Но, учитывая, что аммиак проходит под высоким давлением (80-90 атмосфер), предприятие идет на такие затраты.
Оплата электроэнергии в месяц – полмиллиона гривен. Обеспечение насосных станций емкостями с водой, постройка водных скважин – тоже немалые расходы.
Словом, мы никогда не экономим на вопросах безопасности. Хотя, в целом, наше предприятие очень рачительно и бережливо. Все отходы мы полностью утилизируем, вплоть до электрических лампочек, которые сдаются на ртутный завод.
Чрезвычайно важен человеческий фактор в работе предприятия. Мы понимаем, что никакая автоматизация не заменит человека. Только, если сотрудники дисциплинированно, внимательно и ответственно будут относиться к выполнению своих обязанностей, четко следовать инструкциям, возможна эффективная работа предприятия. У нас высокие требования к работникам, но, предъявляя эти требования, предприятие проявляет заботу о сотрудниках: достойный уровень зарплат, льготные путевки в санаторий, культурные и развлекательные программы. Мы можем уверенно сказать, что на сегодняшний день на предприятии создан сплоченный коллектив профессионалов, болеющих душой за свою работу и преданных общему делу.

Обложка журнала №019
Архив предыдущих номеров
2018 год:
010203
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005