Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

             ИСТОРИЯ  ОДНОГО  НАРОДА              

Дом глаза и квартал слезы

На международный конкурс журналистских работ ?Серебряное перо?

 Когда в 1475 году Крымское ханство подчинилось туркам-османам, на месте бывшей эллинской колонии Керкинитиды (где крабы выползали на берег каждую весну) был отстроен заново город-крепость «Гёзлёв». Это удивительное название происходит от двух тюркских слов: «гёз» – глаз и «лёв» – дом. Татары объясняли это тем, что солнце на закате било им в глаза, когда отражалось от плоских блинчиков средневековых стекол, вставленных в свинцовую ставенку, закрывавшую окна в домах будущего курорта Евпатории. Это последнее название приморский город северо-западного Крыма получил от Екатерины II, увлеченной личностью и трагической судьбой понтийского царя Митридата VI Евпатора. Он некогда спас Керкинитиду от скифов, но потом закололся в будущей Керчи.
Небольшой город между обширной морской лагуной и соленым, и очень целебным Мойнакским озером, основной детский курорт Крыма Евпатория таит в своем сердце средневековый город из татарского, армянского, греческого, кара­и­м­ского, цыганского кварталов. «Дом глаза» – это живая история, которую так любят искать многие наши сограждане. Ведь задумайтесь, как случилось, что современники, вторгнувшиеся в наш быт с Интернетом глобальной экономики, так озабочены историей? Нет, конечно, не все!

У нас они тоже были…

В 1846 году военный губернатор Николаева Михаил Лазарев решился восстановить городской водопровод. Да, да! Это тот Лазарев, которому приписывали открытие Антарктиды и которого в местных газетах честят за свирепое самодурство, как будто он порол не матросов, а краеведов.
Для благоустройства города существовала шестигласная городская Дума, а городским головой был караимский купец Ага, торговавший золотом и табаком. Сам видел в архиве отписку этого Аги (по-турецки «господин») о полном банкротстве разворованной городской казны. Его оправдание было насквозь лживым – голова якобы не понимал русского языка. Подписался твердыми квадратичными еврейскими письменами – как будто хотел «откосить» от армии.
Лазарев не стал проверять познания в иностранных языках этого коренного, подчеркиваю, коренного жителя Николаева. Караимы и крымчаки жили в Голте (Первомайске) и Ачи-Кале (Очакове) задолго до прихода и турок, и русских. Адмирал сам дал деньги на восстановление подземных туннелей и керамических труб, которые предки караимов научились прокладывать еще у средневековых иранцев.
Последнюю кенассу караимов, стоявшую на углу улиц Лягина и Шевченко, переделали в частный особняк уже в ХХІ веке. Но еще стоят караимские дома в центре Николаева – дом №7 по той же улице Лягина. Есть и караимское национальное культурное общество. Его в числе 40 караимов возглавляет Наталья Сапак. Сестра председательницы, Татьяна Найда, часто ездит в Евпаторию на съезды караимов, заходит в отреставрированную действующую кенассу, где один из последних газзанов (говорят, у него есть коллега в Трокае) учит Пятикнижию Моисееву несколько сотен оставшихся в Евпатории караимов. На центральной площади города-курорта стоит памятник С.Дувану – городскому голове из караимов. К 2 500-летию Евпатории в 2003 году украинское правительство выделило 1,6 миллиона гривен на реставрацию храмового комплекса кенасс. Один миллион даже освоили.
Когда за стеной трамвайного парка у Центрального рынка в 1958 году сносили последнее караимское кладбище и мальчишки из соседней школы ногами футболили черепа караимов, рядом живущие одиночные семьи этих караимов проходили мимо соседей-«футболистов» с подчеркнутым равнодушием. С чего бы это?

Справка из Красной книги народов

Когда в седьмом веке из степей Восточной Европы уходили преемники грозных гуннов – протоболгары, их место занял новый – Хазарский каганат. Имен­но при хазарах в Приднепровье началось массовое переселение предков современных украинцев – склавинов. Славянин тогда означало «верующий». Уже стояла, основанная зятем протоболгарского правителя Кубрата, князем Кием, будущая столица Украины - Киев, ее обитатели, чудины, балты и славяне, платили хазарам дань. О Хазарском Каганате очень много писал сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой Лев. Но о первых покровителях караимов точно известно только из двух писем хазарского кагана Иосифа ІІ в далекую Испанию, где жил его адресат – канцлер Кордовского халифа и, по совместительству, еврейский раввин. Евреи с удивлением услышали о единоверцах с Волги и Дона и «жаждали» узнать правду.
К выходцам с Кавказа, заселившим Прикаспий и внешне похожим на современных ингушей, в седьмом веке прибыли хазары – тюрки из распавшегося Вечного Эля во главе с потомком родоначальника всех тюрок Ашинна. А с юга, к новому священному потомку волка - хазарскому кагану, в междуречье Терека и Волги двинулись политические беженцы из Иранского Адербидана (узнаете Азербайджан?). Там, в Иране, в начале шестого века закончилась гражданская война под предводительством Маздака – (по-персидски - «факельщика»). Местные евреи в очередной раз оказались не на победившей стороне в чужой войне. С ними шли караимы – «чтецы». По мнению Дубнова, эта версия иудаизма саддукеев возникла в Александрии. Но в Вавилоне ее проповедовал пророк Анан. Караимы не без оснований считали себя коленами одиннадцати племен Израилевых, рассеянных в вавилонском плену и не присутствовавших при казни Спасителя в Иерусалиме.
Вот из этого странного «сплава» и возник новый народ – смелый в бою, твердый в вере в истинного Бога и достаточно трудолюбивый, но не шумный и не склочный. Служивший хазарам и аланам караимский народ говорил на тюркском языке, близком к чувашскому, учил Пятикнижию Моисееву, ибо в Торе Бог сказал ему все! Талмуд не нужен. Но спокойного времени было мало. Уже через два века в степях показались варяги – как твердит канадский историк Омельян Прицак – колонизаторы из Дании и Швеции. Дом Фредегардов и дом Инглангардов – соперники в охоте за рабами.
Твердыней победителей был замок Хильдегард (сейчас это Старая Ладога). Там родился дядя конунга Ингвара (в летописи - князь Игорь), воитель Хелгу (вещий Олег). Он в девятом веке занял Киев, отбив его у соперников, а сын Ингвара - Святослав нанес грозный удар по обеим столицам Хазарского каганата. Добил каганат первый славянский самодержец Владимир Святой.
Тогда караимы ушли в Крым, где остались жить в горных крепостях Мангуп-кале и Чуфут-кале (в переводе на современный язык «Жидовская цитадель»: «жугут» - иегуда по-ирански, а «чуфут» – Иуда по-турецки). Пришедших в ХІІ веке в Крым татар привлекло в караимах сходство полупонятного языка, умение строить каменные замки и копать тоннели для воды (кирязы) – караимы построили для степняков уютную камерную столицу Бахчисарай с его фонтаном слез.
Да, был тогда спрос на караимов. В отличие от евреев, они не очень заносились в своей богоизбранности. Их брали в виде контрибуции и ныне записанный основателем украинской державы, король Галиции Даниил, и великий князь Летувы (сейчас Литва) Витаутас – теперь, кроме Евпатории, караимы живут в Галиче и Трокае. Удобные были горожане – тихие, без претензий, смелые и стойкие в бою. У этого народа после каганов не появилось своего вождя. Обратите внимание – ни одного яркого лидера с VII по ХIХ век! Хотя в сказках карачаевцев Гиреев называли хазарами?!
В Гёзлёв караимы пришли из Чуфут-Кале. Эта крепость сверху над Бахчисараем на доломитовой скале и сейчас потрясает воображение туристов. На ослах тащили камни храмов, дубовые висячие потолки родных домов, воздвигли храмовый комплекс из двух кенасс. Теперь есть даже религиозный совет караимов во главе с 83-летним ветераном войны Давидом Моисеевичем Элем. Эль-держава первых тюрок на Алтае.

Дыхание живой истории

Русские цари (Наполеон считал их германскими герцогами Гольдштейн - Готторками) очень любили посещать евпаторийских караимов. И святой благоверный царь-мученик Николай II, убежденный противник евреев, - оно и понятно, слишком много евреев было среди цареубийц, - часто посещал караимов. Этот царь очень обиделся, когда узнал, что «Протоколы сионских мудрецов» – фальшивка. «Хорошую идею испортили», – сгоряча сказанул государь. Но гахамы караимов – люди смирные, царей не убивают, а верят все-таки в истинного Бога и храм Соломона почитают. В подробности царь-фотограф не вдавался и на всякий случай помолился в Евпаторийской кенассе.
Кажется, что уже в начале ХХ века религиозные главы народа, упавшего в наше время из темной эпохи переселения народов, - начали невольно играть роль индейцев в резервациях Североамериканских Штатов, где туристы глазеют на яркие орлиные перья и томагавки аборигенов. Играли настолько ловко, что даже Гитлер не дал команду истреблять караимов. Гахам из Литвы предъявил ему статью итальянского ученого антрополога-расиста о расовых различиях караимов и евреев Восточной Европы. А ефрейтор без среднего образования очень верил истинной арийской науке о расах.
И вот, без больших трагедий, если не считать битвы на Куликовом поле, где караимы и генуэзцы со своими арбалетами совершенно напрасно страховали бестолковых татар, и без собственных вождей трудолюбивый народ – строитель крепостей и каризов (подземных водоводов) постепенно почти растворился среди соседних народов, стал этнографическим реликтом.
Собственными ушами слышал в русском драмтеатре, как Адин Штайнзальц, великий раввин хасидов назвал караимов «плохими евреями». Это похоже на давний спор славян: украинцы – это русские, а русские – это испорченный суровой природой Севера и ее обитателями: вепсами, муромой, мерянами и мещеряками, украинцы. В ХVII веке «хохлы» и «кацапы» - это прически или бороды. Языки еще не очень отличались.
Как это все сложно! – воскликнет читатель. – Зачем эта история? Лучше думать о правах человека, о правах личности! Какая разница, кто кому рабинович? Знаю, что кроме семьи Сапак, еще пара сотен горожан имели в паспорте пятую графу - «караим». Ну и что? Они ни в какое общество не записались! И в Евпаторию ездят только потому, что там целебные грязи и море на пляже солёнее, чем в Ялте или Семеизе. И дно больше для детей подходит. Лечат там детей с ДЦП и другими болячками. Краснокнижная национальность мало кого вдохновляет. Лучше к украинцам приписаться – все титульная нация.
Но не надо спешить! Никто не властен над своими чувствами и желаниями. Никто не может предвидеть, как именно будут консолидировать свою совместную деятельность наши потомки. Вот, после «весны народов Европы» - революции 1848 года - чехи взяли и восстановили свой изгнанный в деревню язык. И сейчас живут лучше нас, и ксенофобией не страдают. Для особо въедливых читателей поясняю: народ – это совокупность семей, которые, собираясь вместе сотни лет, меньше ссорятся друг с другом, чем с соседями, и поэтому отличают себя от других. Язык может только помочь их совместной творческой, а не прозябательной деятельности. А может и помешать, тогда они сменят его – главное, чтобы легче было выдумывать и изобретать!
Почти все, чем мы пользуемся, выдумано до нас. И сумрачные высокие дома караимов пережили своих строителей, а их архитектура продолжает накладывать отпечаток прошлого на других наших современников. Поэтому, когда будете в Евпатории, пройдитесь по кварталам Гёзлёва! Почувствуйте дух кенасс - храмов уходящего в заоблачные предгорные степи народа, сравните свои впечатления от развалин синагоги, от бережно хранимой татарами Текие – приюта дервишей, от мечети Хан-Джами, где осматривали и кандидатов на ханский престол знатные жены мурз, и богатырей - уланов, от армянской церкви и двух православных. Это нечто большее, чем визит на кладбище, где похоронены незнакомые родственники. Это след душ людей, которые могли бы жить иначе, чем мы живем в эру глобальной экономики. По-иному явить себя миру, чем русские, которые в безлесой степи огораживали подворья тесовыми заборами, чем украинцы с их легкими тынами – в быту разные народы по-разному относились к соседскому глазу. Караимам просто не повезло.
В ХVII веке ушла вода из подземных туннелей, все стали драться за пастбища в степном Крыму, а потом с севера пришли гренадеры Суворова и рухнул очередной симбионт караимов – Крымское ханство. А теперь и Советский Союз, в котором жили, и, которому служили маршал Малиновский (Рувим Яаков-оглы Малиновский), поэт Иван Сельвинский, а до них балерина Анна Павлова, приказал нам всем долго жить.
История иногда преподносит загадочные сюрпризы. Когда сын Кубрата I, проболгарский хан Аспарух занял задунайскую Болгарию, его родич и соперник хан Крум отловил двух знатных аваров – это те обры, которые зимой ездили по Карпатам, запрягая в свои телеги прабабушек нынешних гуцулов. Злобный хан допросил своих предшественников. Его интересовало, почему мораваки и франки так легко разгромили могучий Аварский каганат?
«Мы не соблюдали наши законы, часто ссорились и много пили, а думали только о сокровищах за построенными нашими рабами валами», – ответили на тогда общепонятном тюркском языке очередному покровителю славян «умом великие и сердцем гордые» военнопленные аристократы.
Крум сделал выводы. Болгарское государство возродилось даже после четырех веков «зубодробильного» османского ига, худшего, чем охота предков нынешних крымских татар на украинцев. Надо брать пример с этого хана! Знаете, когда нет в живых творцов и первооткрывателей, их достижения приписывают себе всякие «зайды». Ведь все мы – от Адама или от одной и той же пары обезьян – кто во что верит.
Безликая национальная идея – это как воскрешенный мертвец, кровь сосет как живой, но бесплоден. А Европейская хартия о местных языках – это не только для караимов и крымчаков, или туристов из благополучных Венгрии или Чехии – это для всех народов Украины

Текст: Игорь Иванников

 

Обложка журнала №020
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005