Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЯ СОБСТВЕННОЕ              

Александр Шевченко
Генеральный директор - председатель правления ОАО «Николаевская ТЭЦ»:

«Если в этом году цена на газ не увеличится,
то тарифы на тепловую энергию останутся на прежнем уровне»

 

 

ИМЕНА: - 105 лет прошло с тех пор, как в городе Николаеве вспыхнула первая электрическая лампочка, благодаря пуску первой в истории Николаева электрической станции. Сегодня она носит название ОАО «Николаевская ТЭЦ». Предприятие не только производит электроэнергию, но и обогревает Николаев. Скажите, не довлеет ли над Вами и предприятием груз 105-летней истории?
А.Ш.: - История любимого предприятия не может быть грузом! Она лишь учит и дает возможность почувствовать себя близким к непреходящим ценностям. Правда, мой первый визит на Николаевскую ТЭЦ вызвал неоднозначную реакцию. Я увидел предприятие с действительно более чем столетней историей и в прямом, и в переносном смысле. Богатые традиции, квалифицированные кадры и, вместе с тем, старые корпуса, оборудование, машины. Задумайтесь только: главный котел ТЭЦ работает с 1939 года! А в целом, нужно думать о будущем, чтобы через сто лет в Николаеве было электричество и тепло, вырабатываемые ТЭЦ. Сегодня у нас есть, чем гордиться: персонал дееспособный, оборудование работает, у сотрудников глаза светятся от задора и желания работать, зарплаты повышаются. Все эти вещи позволяют чувствовать себя молодыми, несмотря на 105-летнюю историю.
ИМЕНА: - Энергетическая отрасль в Украине является не только стратегической, но и проблемной. Ощущает ли НТЭЦ на себе общегосударственные энергетические проблемы и как их преодолевает?
А.Ш.: - Ощущает, в плане повышения тарифов. Чем выше тарифы, тем выше должен быть уровень благосостояния населения. Мы вынуждены были поднять тарифы на тепло, поскольку произошло повсеместное повышение цены на газ. Но, к сожалению, мы видим то, что благосостояние наших потребителей в большинстве своем остается на недостаточном уровне, и это влияет на платежи. Именно поэтому сегодня вся энергетическая отрасль Украины находится не в лучшем положении.
ИМЕНА: - В лучшие годы своей истории НТЭЦ вырабатывала энергию для самых крупных промышленных предприятий города, сегодня, увы, большинство из них перестали существовать, за счет чего выживает НТЭЦ?
А.Ш.: - Не могу согласиться с тем, что промышленность Николаева перестала существовать. Она переживает не лучшие времена и только, а станция теперь работает в более экономичном режиме, что позволяет обновлять и модернизировать основные фонды. В целом же, все четыре паротурбинных котла готовы в любой момент снова работать в полную силу. Сейчас же мы работаем только на население, соответственно, нагрузка станции составляет только 30%. Все остальное силовое оборудование (котлы, турбоагрегаты) работают не в полном режиме. Это «не есть хорошо», ведь оптимальной является нагрузка в 70%.
ИМЕНА: - Как Ваше предприятие взаимодействует с местной властью? Оказывает ли она влияние на Вашу работу? Помогает в решении проблем?
А.Ш.: - У нас установились нормальные рабочие отношения с городским головой. Вопросы, которые нужно решать как оперативно, так и долгосрочно, все рассматриваются, обсуждаются, с взаимной поддержкой, взаимопониманием. Мы отапливаем городские бюджетные организации, и на сегодняшний день проблем с выплатой из бюджета нет. Непосредственно с Владимиром Чайкой и городскими коммунальными службами постоянно находятся общие вопросы, и главный из них - это тарифы. Тарифная политика в Николаеве была одной из немногих грамотно проведенных. Не было еще претензий к нам, что мы хоть на копейку завысили тариф. Это плюс и новому Департаменту ЖКХ Николаева во главе с Виталием Яворским, который проводил общественные слушания, рассматривал наши материалы, находил общие точки соприкосновения. На сегодняшний день вопросов нет, что нельзя сказать о других городах. Там, где тарифная политика не была приведена в соответствие с требованиями законов, наши коллеги-тепловики опять получили большие убытки, которые неизвестно как будут возмещаться.
ИМЕНА: - 105 лет назад Николаевскую электростанцию строила и до революции 1917 г. эксплуатировала частная компания АО «Русские электротехнические заводы «Сименс и Гальске», как сегодня Вы смотрите на предложение о покупке предприятия частными структурами?
А.Ш.: - Если говорить о возможности перехода предприятия в частные руки, то это должен быть строго контролируемый вопрос со стороны, прежде всего, государства. Есть печальные примеры, когда неконтролируемый процесс привел к тому, когда завод из гигантов судостроения превратился в плачевное, ведущее жалкое существование раздробленное на мелкие части предприятие. Поэтому изначально должен быть отобран инвестор, у которого есть необходимые средства вводить новые мощности, модернизировать уже имеющиеся. Это процесс не одного дня и не одного года. Этим должны заниматься серьезные структуры, настоящие профессионалы своего дела, корпорации, фирмы, которые на этом уже «съели собаку».
ИМЕНА: - Есть ли в Украине такие структуры?
А.Ш.: - Трудно судить. Наверно, такие структуры есть. Другое дело - оборудование. Здесь уже каждый собственник, каждый инвестор «со своей колокольни» смотрит: одни начинают зарубежное оборудование устанавливать, другие комбинируют – часть оборудования завозят из-за рубежа, часть покупается у отечественного производителя.
ИМЕНА: - Рыночные отношения диктуют свои условия, сегодня в работе НТЭЦ главное - не только произвести тепло, горячую воду, электроэнергию, но и выгодно их продать, как складываются отношения с потребителями? Как повлиял рост тарифов на платежи населения? Какую работу проводит НТЭЦ, чтобы повысить уровень расчетов?
А.Ш.: - Мы только в 2005 году перешли на прямые отношения с нашими потребителями, населением. До этого мы работали через предприятия, которые продавали наше тепло мимо нас. И посколько с потребителями напрямую мы работаем пока непродолжительное время, однако есть уже позитивные результаты. Учитывая прошлый сезон, мы обеспечили стопроцентный сбор платежей, население рассчиталось за прошлый отопительный сезон полностью. Это обусловлено тем, что были созданы все условия для того, чтобы все потребители получали, во-первых, качественные услуги в отопительный сезон, во-вторых, обслуживание нашего потребителя организовано, я считаю, на довольно высоком уровне. Наш абонентский отдел в центре города на Наваринской работает в самое удобное время для потребителей, обеспечен квалифицированным персоналом для того, чтобы можно было обслужить качественно каждого потребителя, обеспечить его необходимыми данными, оказать посильную помощь в оформлении документов, перерасчетах и т.д. Кроме того, те наши шаги навстречу потребителям, которые мы делаем с начала этого отопительного сезона, например, призовая акция по результатам отопительного сезона – это все в комплексе дает позитивные результаты.
ИМЕНА: - Есть ли в стране еще тепло­электроцентрали, которые работают на оборудовании 50-х годов?
А.Ш.: - Есть, но наша - самая экономичная. Новые станции, конечно, имеют лучшие показатели работы. Это естественно. Их в 80-е годы создавали, там уже были совершенно другие турбины, насосы, а наша станция - послевоенного образца, восстановленная после Великой Отечественной войны. При этом и они, и мы работаем на том же оборудовании, только разных годов выпуска.
ИМЕНА: - Это плюс или минус, по Вашему мнению?
А.Ш.: - Для сегодняшних показателей работы старейшей в Украине ТЭЦ - это большой плюс. Из-за отсутствия инвестиций нигде в целой стране до сих пор не построили ничего нового, нигде на государственном уровне не возобновили устаревшие основные фонды. Работаем на том, что имеем, поддерживаем, ремонтируем, не дожидаясь «манны небесной», в смысле, дотаций из государственного бюджета.
ИМЕНА: - Какое первое чувство возникло, когда Вы пришли на НТЭЦ в качестве генерального директора?
А.Ш.: - Неоднозначное. Не могу описать. До последнего времени живет внутри чувство, что вокруг - своеобразный вид советского застоя, оборудование и общее состояние зданий и сооружений оставляли желать лучшего. Николаевской ТЭЦ - 105 лет, лучшие годы пришлись именно на время существования Советского Союза, и сегодня мы гордимся тем, что сохранили лучшие, я подчеркиваю, лучшие традиции.
ИМЕНА: - В том числе оборудование, да?
А.Ш.: - Оборудование как раз поддерживалось в нормальном состоянии, по сравнению со всем остальным. Все остальное, конечно, приходится приводить сейчас в порядок, который бы радовал глаз.
ИМЕНА: - За счет чего НТЭЦ удается оставаться самой экономичной из постсоветских станций в Украине? Ведь, как Вы заметили выше, оборудование станции устарело не только физически, но и морально?
А.Ш.: - В первую очередь, благодаря тому, что нам удалось не потерять квалифицированный персонал, что, к сожалению, произошло на большинстве предприятий нашего города, а также собрать ремонтный персонал, который своими силами выполняет как реконструкцию, так и ремонты любой сложности. Добавьте к этому и заинтересованность администрации станции в персонале, чтобы быть не хуже, а лучше всех, постоянное стремление ко всему новому. Забота о состоянии оборудования позволяет быть удовлетворенными теми показателями, которые есть.

ИМЕНА: - Что, по Вашему мнению, мешает Николаевской ТЭЦ работать еще более эффективно: заниженные тарифы, недостаток оборотных средств, непонимание вышестоящих органов?
А.Ш.: - Тарифы уже не занижены. Среднеэкономические показатели обоснованы. Хотя еще пять лет назад они были реально занижены. По непонятной для сегодняшнего менеджмента причине, никто из руководства станции не думал, за счет чего производить ремонт, устанавливать тепловые сети и т.д. Сейчас идут ремонтные работы за те средства, которые были заработаны зимой, идет модернизация оборудования, заказываем конструкции на Полтавском заводе. Если пять лет подряд вообще ничего серьезного не делалось, то за последние два года объем работ, которые освоены, очень даже приличный.
ИМЕНА: - А можно говорить о том, что на станции в ближайшие годы будет полностью заменено оборудование, и она перейдет на новый уровень в своей работе?
А.Ш.: - Если государство, как единственный на сегодняшний день собственник нашего предприятия, решит вложить в подобное предприятие инвестиции, то все возможно. О глобальных перестройках и глобальных изменениях своими силами здесь речи не может идти, только государственная политика, программы, инвестиционные проекты в развитие энергетики страны.
Инвестиция может быть государственной или частной. Если это государственная инвестиция, то она должна привлекаться под гарантии каких-то крупных европейских банков с минимальными процентами. Если же частная инвестиция, то это строительство новых мощностей, на которых частник будет зарабатывать, продавая, скорее всего, электроэнергию. Это направление сейчас наиболее перспективно. Тепло - это товар, который в нашем случае потребляет, в основном, только население. А население – это социальная сторона вопроса.
При минимальном уровне рентабельности на тепло возврат тех кредитных средств, которые будут потрачены на модернизацию станции – это дело не одного года. Вот почему частные структуры пока и не торопятся вкладывать средства в теплоэлектроэнергетику Украины. Одно из возможных направлений - это строительство комбинированных станций, которые, в основном, нацелены на выработку электроэнергии и через электроэнергию обеспечат возврат этих кредитных ресурсов через 5-10 лет.
ИМЕНА: - В 2005 году на государственном уровне говорилось о том, что энергетики должны своими проблемами заниматься сами, а если не могут, то пусть население на индивидуальное отопление переходит. Что-то изменилось?
А.Ш.: - Массовая индивидуализация отопления – это просто утопия, я так считаю. Два года назад совершенно неосознанно, без научного подхода к этой теме кто-то решил, что котел в каждой квартире спасет Украину. К счастью для теплоэнергетики, сегодня на уровне Министерства топлива и энергетики готовится проект нового закона, в котором будут учтены как интересы централизованного отопления городов, так и перспективы индивидуального отопления в новостройках, в тех районах, где это необходимо и экономически обоснованно. Если говорить о примерах частного хозяйствования в теплоэнергетике, то можно посмотреть на станции в Крыму, Белой Церкви, Черкассах, Северодонецке. Там, где грамотный, хозяйственный инвестор, мы видим положительные показатели работы подобных станций, их развитие, модернизацию. Есть, к сожалению, и негативные примеры.
ИМЕНА: - А в европейских странах энергетика находится больше в частных руках или в государственных?
А.Ш.: - Я бы сказал, что у них действует комбинированная система. Есть частные мощности, в том числе, теплоцентрали, есть государственные. Там единого подхода, что все должно быть частным, нет. Как и в Украине, есть стратегические объекты, которые нельзя передавать в частные руки, а есть объекты, которые давным-давно являются полностью частными, работают, получают прибыль, рентабельность позволяет развиваться и модернизироваться.
ИМЕНА: - Как сказалось повышение тарифов на платежах? Как николаевцы отреагировали на то, что в прошедшем отопительном сезоне тарифы на тепло и горячую воду выросли в два раза?
А.Ш.: - Рост тарифов был обусловлен ростом цены на газ, и это уже все понимают – это объективная реальность. Есть цена на газ, есть тарифы на тепло, и эти тарифы, хотим - не хотим, нужно воспринимать такими, какие они есть, тем более, что уровень рентабельности в этих тарифах заложен самый минимальный, который только возможен. Конечно, первые 2-2,5 месяца были для нас сложными, если не сказать, очень сложными, потому что шла адаптация населения-потребителей к новым тарифам, но с января можно констатировать, что положение улучшилось. И этот отопительный сезон 2006-2007 закончили с хорошим результатом сбора платежей, показателями оплаты услуг населением на сегодняшний день это 75 %. И у нас есть еще время за летние месяцы для того, чтобы продолжить работу с населением, нашим добросовестным плательщиком, с помощью идеологической работы, акций и убеждений, а уже со злостными неплательщиками - через судебные иски и работу судебных исполнительных органов.
ИМЕНА: - Претенциозную работу через суды Вы тоже начали не так давно, не более года тому назад. Повлияла ли такая работа на платежи, стало ли меньше несознательных плательщиков? Вообще, приносит ли результаты претенциозная работа?
А.Ш.: - Естественно, с переходом на прямые расчеты с населением возникла необходимость создания действенного юридического департамента, куда и вошли юристы, занимающиеся претенциозной работой, как с населением, так и с юридическими лицами. Те потребители, которые наращивают долги с каждым месяцем, с каждым отопительным сезоном, попадают под исковую, судебную работу наших юристов. Сначала направляются претензии, потом иски, через районные суды мы получаем решения и уже работаем с исполнительными службами по погашению долгов потребителями перед нами.
ИМЕНА: - Было ли уже за этот год работы, когда через суды описывалось имущество у кого-то из должников-потребителей?
А.Ш.: Был ряд показательных случаев. Квартиры, правда, не отбирались, а вот имущество через исполнительную службу описывалось, реализовывалось, направлялось на погашение долгов. И это не единичный случай, таких случаев было несколько. Это очень действенная мера.
ИМЕНА: - Вы говорили, что даже в новых тарифах уровень рентабельности минимальный. Тем не менее, как сопоставить очень низкий уровень рентабельности с необходимостью выживания предприятия со 105-летней историей, ведь наверняка износ оборудования на станции очень высок?
А.Ш.: - На данном этапе роста тарифов мы посчитали, что уровень рентабельности, который мы установили, это тот достаточный минимум для возможного проведения ремонтных работ в межотопительный период и приведения оборудования в порядок. Если в следующие периоды уровень рентабельности будет повышен на какую-то величину, то все эти деньги будут направлены на ремонт, модернизацию оборудования, но пока необходимо постепенно, поэтапно уровень рентабельности повышать, чтобы не было резких скачков для потребителей и было не так накладно им оплачивать наши услуги.
В тарифе, который на сегодняшний день действует, заложена 3% рентабельность. Для того, чтобы предприятие развивалось, необходимо поднять процент рентабельности хотя бы до 6-7%, тогда в несколько раз увеличатся оборотные средства, направляемые на ремонт оборудования, что позволит в нормальном состоянии поддерживать и оборудование, и тепловые сети.
ИМЕНА: - Сейчас много говорится об энергосберегающих технологиях, пла­нируется ли реализация каких-то проектов на Николаевской ТЭЦ?
А.Ш.: - Николаевская ТЭЦ такие проекты внедряет уже на протяжении последних десяти лет, и касаются они основного энергетического оборудования, внедрение осуществляется собственными силами. Персонал на Николаевской ТЭЦ подобран квалифицированный, грамотный, и мы постоянно думаем, как повысить эффективно­сть и надежность работы оборудова­ния, добиться максимальных экономичес­ких показателей. Мы внедряем новые способы сжигания газа, новые методы эксплуатации оборудования.
ИМЕНА: - 105 лет истории позади. Какой видится перспектива Николаевской ТЭЦ?
А.Ш.: - Я могу сказать, что у Николаевской ТЭЦ есть перспектива на ближайшие десятилетия, потому что есть солидный запас квалификации кадров, запас прочности оборудования, желание персонала работать и показывать хорошие результаты. За это время, я надеюсь, в нашем государстве произойдут перемены, государство осознает необходимость в немалых инвестициях в модернизацию предприятий теплоэнегретической отрасли.
ИМЕНА: - Какие задачи ставятся перед предприятием в период подготовки к следующему отопительному сезону? Ожидается ли повышение цены на газ, будут ли пересматриваться тарифы? Чего ожидать зимой 2007-2008?
А.Ш.: - Подготовка к новому отопительному сезону началась еще до окончания предыдущего. С января начали закупку материалов, организацию ремонта оборудования. Ремонтная кампания идет полным ходом: испытание тепловых сетей, ремонт котлов, модернизация турбогенераторов. Все идет по плану, сбоев нет, средства на проведение ремонтных работ есть. И в октябре во всеоружии будем вступать в новый отопительный сезон.
Правительство обещает: если в этом году цена на газ не увеличится, то тарифы на тепловую энергию останутся на прежнем уровне. Если будет повышен прожиточный минимум, то, естественно, минимальная зарплата будет повышена, и мы должны будем поднять тариф. Но это незначительное повышение.
ИМЕНА: - Что бы Вы хотели пожелать потребителям и работникам ТЭЦ в преддверии юбилея?
А.Ш.: - Потребителям - всегда получать от НТЭЦ качественную услугу, быть хорошими плательщиками и участвовать в наших акциях постоянно. Всем, кто когда-то восстанавливал станцию после войны, я хочу пожелать, прежде всего, здоровья. А тем, кто сегодня трудится на Николаевской ТЭЦ, хочется пожелать оптимизма и веры в свои силы.

ИМЕНА - Елена Токаренко
Фото - Игорь Сахацкий

Обложка журнала №021
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005