Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ДИАЛОГИ С ВЛАСТЬЮ             

Александр Нефедов, председатель Запорожского облсовета:
«Без снижения энергоемкости ВВП нам в Евросоюзе делать нечего»

ИМЕНА: Александр Степанович, досадно, но, провозгласив свой суверенитет, Украина не сумела реализовать ни одного более-менее масштабного проекта по разработке и эксплуатации месторождений углеводородного сырья в Азово-Черноморском, Приднепровском или Прикарпатском регионах. А ведь Украине, по оценкам специалистов, для удовлетворения своих нужд в энергоносителях ежегодно необходимо 40 млн. тонн нефти, около 100 млрд. куб. м природного газа, а также не менее 100 млн. тонн каменного угля.
Советское правительство не было заинтересовано в развитии нефтегазовой отрасли в Украине, потому что имело возможность получать в огромных объемах дешевое черное золото Тюмени и голубое топливо Уренгоя. Поэтому нефтегазовая добыча в Украине мало-помалу сошла на нет (3-4 млн. тонн нашей «домашней» нефти и газоконденсата в расчет не берем)…
А.Н.: И с углем Донбасса повторилась та же история. Разработка Канско-Ачинского, якутских и казахстанских карьеров, где себестоимость тонны топлива была в десять раз дешевле донецкой, привела к началу упадка угольных шахт Донбасса. Уже после распада СССР, когда Украина фактически оказалась без своей нефти и газа, у нее был шанс преодолеть энергетический кризис. Для этого необходимо было безотлагательно осуществить топливную революцию в Донбассе.
ИМЕНА: Истории известны подобные примеры. Так, Германия после поражения в Первой мировой войне, потеряв все колонии с их минеральными ресурсами, на базе собственной угольной промышленности наладила выпуск синтетического моторного топлива и тем самым обеспечила им не только свою экономику, но и армию. Именно этим топливом заправлялись танки Гудериана, которые шли на Москву…
А.Н.: Еще один пример – Южно-Африканская Республика. Когда мировое сообщество, осуждая расистский режим Йоханнесбурга, объявило относительно ЮАР эмбарго, и эта страна оказалась без нефти и газа, она бросила все свои силы и средства на реализацию программы по производству жидкого топлива из каменного угля. И даже сегодня, спустя много лет после отмены эмбарго, ЮАР полностью обеспечивает себя собственным моторным топливом.
Украина во время провозглашения своего суверенитета имела более 250 угольных шахт. Добыча угля в стране составляла 150 млн. тонн. В Украине вовсю дымили не менее десятка коксохимических заводов, где можно было бы в течение двух-трех лет наладить производство около 25 млн. тонн моторного топлива. Этим историческим шансом мы не воспользовалась. Нынче говорят, что, дескать, не было необходимых средств, инвесторов, специалистов... Может, не было главного – политической воли тогдашнего руководства страны?
ИМЕНА: А последствия не заставили себя долго ждать. Вскоре наивысшее должностное лицо России намекнуло слишком уж суверенным соседям, что, мол, нефтегазовый краник можно ведь и перекрыть...
А.Н.: Даже после такого откровенного намека ничего не изменилось в энергетической политике Украины – угольную отрасль продолжали разрушать (сегодня больше половины шахт закрыты, еще несколько десятков ожидают своего закрытия). То есть, стратегический гарант нашей энергетической независимости – уголь – по сути остается незадействованным в программе украинского экономического суверенитета.
Недавно об энергозависимости украинцам снова напомнила Россия – теперь газ нам предлагают по рыночной стоимости. Значит, снова придется повышать тарифы, изыскивать средства для субсидий. Увы, как говорится, не все так хорошо в Датском королевстве: энергозависимость наша продолжает расти. И здесь, наверное, стоит напомнить о том, что Донбасс имеет колоссальные запасы метана (около 13 трлн. куб. м!), которые практически не используются. Лишь в последнее время в этом направлении сделаны первые практические шаги…
ИМЕНА: Хотя идея утилизации содержащегося в угольных пластах метана, его целенаправленного отбора – не нова. Ее реализация в мире началась еще лет 30 назад, в период всплеска интереса к альтернативным источникам энергоносителей.
А.Н.: Именно тогда, в начале 80-х годов прошлого века, США стали пионером в производстве газа из угольных пластов. Сегодня в Соединенных Штатах такая технология получения метана – важный элемент газодобывающего производства: она дает примерно 40 млрд. куб. м газа в год, что составляет 7-8 % от общего объема его добычи в стране. Работы по извлечению метана из угольных пластов ведутся в Австралии, Китае, Канаде, Польше, Великобритании… Промышленную добычу метана из угольных пластов намерены вскоре начать и в Кузбассе. За счет этого здесь собираются, спустя некоторое время, полностью покрыть потребности региона в природном газе, решить таким образом ряд экономических, социальных и экологических проблем.
Учитывая, что по запасам метана в угольных пластах Украина – на восьмом месте в мире, а отечественные месторождения природного газа не в состоянии удовлетворить внутренние потребности, нет, наверное, необходимости доказывать: технологии получения и использования метана из угольных пластов должны активно внедряться в нашей стране.
ИМЕНА: При этом извлечение метана из угольных пластов не только снижает газоопасность добычи угля, спасая жизни многих шахтеров, но и повышает производительность (и рентабельность) шахт, уменьшает загрязнение окружающей среды...
А.Н.: И технические предпосылки для этого появились. Я имею в виду не только создание отечественной промышленностью передвижных азотно-мембранных станций, способных производить азот на месте его использования. Шахтный метан, например, в качестве топлива можно применять и на передвижных газотурбинных электростанциях, которые изготавливает ОАО «Мотор Січ».
Как известно, одним из перспективных направлений работы запорожских авиамоторостроителей стало изготовление модернизированных газотурбинных электростанций различной мощности. Наземное применение авиадвигателей – составляющая часть производственной дея­тель­ности ОАО «Мотор Січ». Так, на предприятии выпущено около двух тысяч передвижных электростанций мощностью 2,5 мегаватта. Они сыграли заметную роль в освоении Крайнего Севера бывшего Союза.
Блок-схема станции достаточно проста: газовая турбина плюс электрогенератор. Однако при этом практически 40 процентов энергии, которую вырабатывает авиадвигатель в виде тепла, раньше не использовали – выбросы горячих газов работающего двигателя не утилизировали. Теперь и для их стремительного потока с температурой до 500 градусов нашли применение, создав когенерационные установки, которые способны одновременно вырабатывать и электрическую, и тепловую энергию. Коэффициент полезного действия таких установок резко возрос. Соответственно, снизилась себестоимость электроэнергии. Например, расчеты и опытная эксплуатация показали, что при старых тарифах на природный газ (60 долларов за тыс. куб. м) стоимость электроэнергии, которую вырабатывала модифицированная газотурбинная станция ЭГ-6000, составляла всего лишь 6,5 коп. за 1 квт/час. Кстати, стоимость одной гигакалории тепла, выработанной на ЭГ-6000, почти в два раза ниже, нежели в среднем по Украине.
ИМЕНА: Станция ЭГ-600, наверняка, стоит недешево. А каковы ее возможности?
А.Н.: Одна электростанция ЭГ-6000 может обеспечить дешевой электроэнергией, теплом и горячей водой город с населением 120-130 тыс. человек. И необязательно для этого иметь рядом газопровод высокого давления. Несколько лет назад одно из сумских предприятий концерна «Укрросметалл» освоило изготовление винтовых компрессоров, которые обеспечивают работу подобных когенерационных установок даже при наличии газопроводов низкого давления. Был бы только природный газ. А ведь в Украине существуют так называемые малодебетные газовые скважины, осваивать которые ранее считалось нерациональным. Сколько их только на Крымском полуострове! Запасами природного газа богато и наше Приазовье. И мы намерены наладить добычу этого газа.
Собственно, повторюсь, как топливо для передвижных газотурбинных электростанций можно использовать не только природный газ, но и шахтный метан.
ИМЕНА: На пути к энергетической независимости нельзя обойтись без рационального использования энергоресурсов. Украина же платит огромные деньги за поставку газа и нефти из-за границы, а потом тратит приобретенные энергоресурсы с чудовищной расточительностью. Можно ли при этом вести речь о конкурентоспособности нашей экономики, открытии своих рынков?
А.Н.: У нас для изготовления любого продукта энергоресурсов расходуется в несколько раз больше, чем, например, в Германии, Японии или Великобритании. Потребление украинской промышленностью энергии в больших объемах обусловлено исторически. Немало наших заводов и фабрик спроектированы еще в начале XX века либо по безнадежно устаревшим технологиям, либо в расчете на выполнение дерзких планов первых пятилеток. В итоге сложилась ситуация, когда во врена СССР украинская промышленность потребляла энергии на 25 процентов больше, чем в среднем по Союзу. Даже Россия со своей тяжелой промышленностью и немалыми ресурсами была экономнее на 8 %, а богатый нефтью Казахстан — на 53 %.
Для независимой Украины такое наследство является сверхопасным, если учитывать, что страна обеспечена собственными энергоносителями только на 29,3 %, остальное приходится импортировать. Естественно, без снижения энергоемкости ВВП нам в Евросоюзе делать нечего.
ИМЕНА: Наши промышленные предприятия вроде бы и готовы переходить на энергосберегающие технологии, во всяком случае, несколько металлургических комбинатов уже заявили об этом…
А.Н.: Однако на выполнение соответствующих программ понадобится минимум пять-шесть лет. Плюс – миллиарды долларов, которые нужны только металлургии для перехода от мартеновских печей к кислородно-конвертерному способу производства стали. Правда, акционеров «Запорожстали» подобные затраты не остановили – это позволит ежегодно экономить где-то треть объемов потребляемого газа.
Или возьмите ту же электроэнергию. По данным Госкомитета по энергосбережению, потери при производстве и передаче электроэнергии сейчас составляют где-то почти 50 %. То есть, за счет уменьшения энергозатрат и обычных потерь, действительно, можно существенно сократить закупку энергоносителей за границей.
ИМЕНА: В Запорожской области есть опыт использования и вторичного тепла металлургического предприятия...
А.Н.: Действительно, две котельные областного центра уже не первый отопительный сезон получают тепловую энергию от комбината «Запорожсталь» (вместо газа для подогрева используется доменный и коксовый газ завода, ранее сжигаемый в факелах). Опыт комбината решили перенять и другие предприятия города.
Так, специалисты ферросплавного завода предложили свой проект. Он разделен на несколько этапов. На реализацию первых двух необходимо 1,5 миллиона гривен. Но затраты, по подсчетам специалистов, окупятся в течение двух месяцев. Таким образом, будут обеспечены заводские потребности в энергоносителях. Далее по проекту запланирован более серьезный отбор тепла, который на предприятии использовать негде, и завод готов продавать его городу. Это порядка 80 гигакалорий с каждого цеха. Весь завод на отопление потребляет в час порядка 4 гигакалорий, всего-навсего. Остается большой объем тепла, я думаю, на район хватит...
Запорожские тепловики уже приступили к детальному изучению проекта, проработке всевозможных вариантов его реализации. Возможную цену за свою тепловую энергию представители ферросплавного завода пока не называют, однако заверяют, что она будет самая низкая в городе. Необходимо еще раз просчитать все расходы…
Наша промышленная площадка обладает значительным объемом дополнительных источников тепла, которых могло бы хватить для обогрева всего города. Между тем, чтобы утилизировать тепло, необходимы дополнительные затраты. Местные власти готовы рассматривать любые, выгодные для Запорожья, варианты обеспечения теплом.
ИМЕНА: Наверняка, миллионы тонн условного топлива можно ежегодно получать и за счет альтернативной энергетики?
А.Н.: Энергия из возобновляемых источников – дорогое удовольствие. На Западе «альтернативщики» шли к рентабельности годами: при поддержке государства энергия ветряных мельниц и солнечных батарей подешевела в 10 раз и стала конкурентоспособной только через 20 лет после старта первых программ. А настоящий энергетический кризис эксперты предсказывают Украине через … несколько (!) лет. Он может стартовать уже в 2010 году, когда должно начаться массовое выведение из эксплуатации энергоблоков украинских АЭС, отработавших свое.
ИМЕНА: Эксперты все же отмечают, что у Украины есть неплохие шансы для реального энергосбережения…
А.Н.: Конечно, есть. Об этом свидетельствует и реализация нашей региональной программы энергосбережения. Так, только в нынешнем году мы намерены сэкономить 300 тысяч тонн условного топлива, а экономия от внедрения более прогрессивных технологических процессов на промышленных предприятиях составит порядка 68,4 миллиона куб. м. природного газа. Жаль, слишком поздно спохватились…
Например, важнейшая составляющая часть энергоемкости ВВП – электроэнергетика. Высокоэффективный, универсальный и быстро окупаемый способ энергосбережения – внедрение в энергетику и энергоемкие производства средств силовой электроники (СЭ). Достаточным научным и производственным потенциалом для этого располагает тот же запорожский завод «Преобразователь». Предприятие, поставлявшее около трети всех необходимых для бывшего Союза мощностей силовой электроники, сегодня значительно расширило номенклатуру своей продукции. Нужда в его изделиях огромная. Однако, к сожалению, даже металлурги с их прибылями нынче ощущают дефицит оборотных средств. Вот и получается, что желающих заказать преобразовательную технику много, но…
ИМЕНА: Желание потенциальных заказчиков не всегда совпадает с их возможностями ...
А.Н.: Хотя применение полупроводниковых устройств порой уменьшает потребление электроэнергии до 50(!) процентов. Той самой электроэнергии, на выработку которой в Украине продолжают затрачивать миллионы тонн условного топлива и миллиарды кубометров импортного газа. Заколдованный круг? Кем? Уже давно пора его разорвать… Что мы сегодня и делаем.


ИМЕНА
- Александр Аблицов.
(Запорожье.)

Обложка журнала №024
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005