Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

               ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ            

Морские порты Украины - хозяева собственных судеб?

 

Морской транспорт Украины занимает не столь значительное место в структуре внутренних перевозок, как в европейских странах, но имеет большой транзитный потенциал. На побережье Черного и Азовского морей находятся 20 морских торговых портов (Ренийский, Измаильский, Усть-Дунайский, Белго­род-Днестровский, Ильичевский, Одесский, Южный, Николаевский, Днепро-Бугский, специализированный порт «Октябрьск», Херсонский, Генический, Скадовский, Евпаторийский, Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский, Бердянский, Мариупольский) и 12 портпунктов, не считая значительного числа портов и пристаней, принадлежащих предприятиям, не подведомственным Министерству транспорта Украины, рыбакам (4 морских рыбных порта), металлургам, судостроителям, нефтегазодобытчикам.
По данным института ЧерноморНИИпроект, десятки лет готовящего всю техническую документацию по строительству, реконструкции, развитию портов Черноморско-Азовского бассейна, общая протяженность причального фронта основных 20 морских торговых портов превышает 38 км. Из них - 11 км предназначены для навалочных и насыпных грузов, около 15 км - для всех видов генеральных грузов, 4,5 км - для пассажирских операций, 1,5 км - для наливных грузов и 4 км - для вспомогательных операций.
Наиболее значительными из морских торговых портов Украины являются расположенные неподалеку друг от друга (в северо-западной части Черного моря) Одесский, Ильичевский и Южный порты. На их долю суммарно приходится около 70% всего грузооборота украинских морских портов. Эти порты имеют наилучшие морские подходы (осадка принимаемых судов - от 11,5 до 14 метров), в то время как другие в состоянии принимать суда со значительно меньшей осадкой.
В Одесском и Ильичевском торговых портах находятся и крупнейшие в Украине контейнерные терминалы. В устьевой части крупнейших украинских рек Днепра и Южного Буга расположена другая группа морских портов - Николаевский, Херсонский, «Октябрьск», Днепро-Бугский (порт глиноземного завода), работающих как с навалочными, так и с генеральными грузами.
Конкурентоспособность водного транспорта ни у кого не вызывает сомнения, везде в Европе он признан наиболее экономичным и экологически чистым. В Украине он оказался наиболее неконкурентоспособным потому, что судовладельцы обязаны платить высокие сборы за прохождение шлюзов, за подъем пролетов железнодорожных мостов, экологический сбор. Порты имеют достаточно низкие аккордные ставки при перевалке грузов, хотя энергетическая составляющая грузовых операций постоянно растет.
На берегах Крымского полуострова расположены морские - Евпаторийский, Севастопольский, Ялтинский, Феодосийский, Керченский торговые порты. Они предназначены, прежде всего, для обслуживания транспортных потребностей самого Крыма. Такие порты, как Ялтинский и Севастопольский, являются весьма перспективными для развития пассажирских, круизных перевозок. Феодосийский торговый порт занимает второе место в Украине по перевалке нефти и нефтепродуктов.
На северном побережье Азовского моря расположены Бердянский и Мариупольский морские торговые порты, для которых характерна близость к наиболее промышленно-развитым районам Украины - Донбассу и Приднепровью. Экспорт металла и другой продукции этих регионов и обеспечивает основную загрузку портов.
Украина имеет также три морских торговых порта в низовьях Дуная - Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский. Через эти порты проходили значительные грузопотоки в направлении придунайских стран. Но эти порты в последние годы оказались в числе наиболее пострадавших предприятий: вначале от эмбарго ООН на торговлю с Югославией (в 1992-1995 годах), потом - от прекращения сквозного судоходства по реке в 1999 году из-за разрушения югославских мостов на Дунае.
Строились украинские морские торговые порты для нужд огромной страны - Советского Союза - и перерабатывали в 1990 году более 120 млн. тонн грузов. Распад СССР, разрыв экономических и хозяйственных связей между возникшими новыми государствами, экономический кризис в этих странах привели к резкому сокращению грузооборота в украинских портах. Пик падения грузооборота пришелся на 1996 год, когда было переработано всего 51 млн. тонн.
В новых условиях, когда в Украине начался переход от плановой экономики к рыночной, основной задачей руководства портов стало привлечение клиентов - грузовладельцев и судовладельцев. В значительной степени в последние годы это удалось сделать.
Сегодня морские порты Украины являются одними из наиболее благополучных в экономическом отношении предприятий страны, хотя пока Украина не может обеспечить существенный рост объемов своей внешней торговли. Свои надежды морские торговые порты возлагают на рост транзита, чему способствует очень выгодное расположение Украины, прежде всего, для грузопотоков из таких стран, как Россия, Белоруссия, Казахстан. Определенные надежды связываются и с планами транзита каспийской нефти в Европу через грузинские и украинские морские порты.
В структуре экспорта значительное место занимают металлы, зерновые, нефть и нефтепродукты, химические грузы и минеральные удобрения, строительные материалы, руда. В транзите доминируют нефть и нефтепродукты. Велика также доля минеральных удобрений, металлов, угля, наливных химических грузов.
Особым фактором, влияющим на развитие и рост портов, по мнению специалистов, призван стать глубоководный судовой канал «Дунай-Черное море» - в некотором смысле амбициозный транспортный проект. Необходимость его реализации обу­словлена несколькими позициями: интеграционными процессами в Евроазиатском пространстве, определением экспертами Европейского Союза этого 7-го водного Международного транспортного коридора как наиболее приоритетного в направлении Восток-Запад, традиционными торгово-экономическими связями стран Европы в районе Дунайского бассейна, традиционными торгово-экономическими связями между странами Востока-Запада, наличием мощных украинских морских портов для перегрузки грузов (не меньше 20 млн. т) в соединении река-море, расчетными данными экспертов ЕС относительно прогноза увеличения объемов перевозок по пути 7-го водного МТК в 2-3 раза до 2015 года, необходимостью создания альтернативы румынским каналам для оптимизации пропускной возможности, уменьшением затрат и повышением качества услуг при прохождении товаров в системе река-море. Кроме этого, главное преимущество канала «Дунай - Черное море» заключается в возможности двустороннего движения судов в круглосуточном режиме в течение всего года. Остается только надеяться, что реализация этого проекта свершится в нынешнем году, как того требует Министерство транспорта и связи.
Все 20 основных морских торговых портов Украины являются государственными предприятиями. Этот их статус закреплен в Кодексе торгового мореплавания Украины. Морские порты обладают большой самостоятельностью. В соответствии с законом Украины о государственных предприятиях - государственные органы не имеют права вмешиваться в их хозяйственную деятельность. Основным рычагом влияния на политику портов со стороны Государственного департамента морского и речного транспорта Украины и Министерства транспорта Украины являются контракты с начальниками портов, которые заключает Министерство.
Помимо морских торговых портов, Украина также располагает 4 морскими рыбными портами (Ильичевским, Севастопольским, Керченским и Мариупольским), находящимися в ведомстве Государственного комитета рыбного хозяйства. Из этих четырех портов один - Ильичевский - акционирован, остальные являются государственными предприятиями. В связи с резким сокращением поступления рыбной продукции в Украину морские рыбные порты почти полностью переключились на переработку тех же грузов, что и торговые порты. Переработкой грузов активно стали также заниматься многие судостроительные, судоремонтные заводы, испытывающие нехватку заказов по своему профилю деятельности.
Если обратить внимание на финансово-хозяйственную деятельность морских торговых портов, то в целом объем грузопереработок возрастает с каждым годом. В 2007 году, по данным Министерства транспорта и связи, обороты по грузопереработке увеличили: Скадовский МТП (в 2 раза), Ялтинский МТП (на 95%), СМТП «Октябрськ» (на 80,3%) и Херсонский МТП (на 62,2%). В первый месяц 2008 года свои показатели за минувший год озвучили морские порты Донецкой области: в общем, переработка грузов выросла на 10% — до 18,6 млн. тонн. Из них, 14,1 млн. тонн приходится на экспортные грузы (рост 8,3%), 3,5 млн. тонн — на транзитные грузы, 0,7 млн. тонн — на внутриукраинские грузы (рост в 2,2 раза), 0,3 млн. тонн — на импортные (рост в 1,9 раза).
Более 90% переработанных грузов приходится на Мариупольский морпорт.
К сожалению, для деятельности морских портов не чужды понятия «контрабанда и коррупция», поэтому конец 2007 года был «ознаменован» долговременной масштабной операцией «Цунами», направленной на активизацию борьбы с контрабандой, Службы безопасности Украины во всех южных морских торговых портах. Только по результатам первого этапа операции, с ноября прошлого года была увеличена таможенная стоимость импортных товаров на сумму свыше 2,5 миллионов гривен. Обнаружено несколько фактов незаконной деятельности ряда должностных лиц контролирующих органов при оформлении экспортно-импортных операций. По оценке специалистов, свыше 70 процентов грузов ввозятся с нарушением действующего таможенного законодательства Украины, что позволяет получать организаторам контрабандных сделок сверхдоходы в виде неуплаченных таможенных платежей в размере свыше 100 млн. грн. ежемесячно, а, следовательно, наносить экономический ущерб государству.
В частности, механизмы совершения контрабандных акций заключаются в незаконном освобождении большей части груза от таможенного контроля, недекларировании груза, укрывательстве сведений относительно количества, стоимости и наименования товаров. Недавно СБУ также перекрыла канал контрабандного перемещения на территорию Украины мясопродуктов производства США, Бразилии и Аргентины на сумму более 100 млн. грн., а также раскрыла один из теневых механизмов импорта по переработке мясопродукции.
Как установили правохранители, через морские порты в Одессе и Мариуполе в адрес одного из украинских субъектов хозяйствования поступили десятки тысяч тонн мясного сырья. Анализ тенденций в проведении экспортно-импортных операций свидетельствует, что владельцы грузов намеренно не предоставляют таможенным органам документы на значительную часть товаров, ожидая послабления режима на таможенной границе. Поэтому не редкость, когда в акваториях портов Черноморско-Азовского бассейна «толпятся» несколько судов, сознательно не желающих разгружаться, что, безусловно, негативно сказывается на показателях хозяйственной деятельности портов, как государственных предприятий.
Как уже упоминалось, морские порты Украины являются «хозяевами собственных судеб», следовательно, и развитие портов - дело самостоятельное, но обойтись без инвестиционных проектов не может ни один порт. Так, например, руководство Херсонского МТП считает, что без инвестиций со стороны обновление основных фондов очень сложно. К тому же, есть и другие планы: капитальная реконструкция большинства складских помещений и освоение левого берега Днепра. На решение таких проблем инвестиций должно быть не менее 20 миллионов долларов. Еще один пример: Одесский морпорт на свое развитие намерен реализовать 8 инвестиционных проектов на 1,5 млрд.долларов до 2011 года. Другие порты также начинают привлекать иностранных и частных инвесторов для создания специализированных комплексов по переработке различного рода грузов и контейнерных перевозок.
Конкурентоспособность водного транспорта ни у кого не вызывает сомнения, везде в Европе он признан наиболее экономичным и экологически чистым. В Украине он оказался наиболее неконкурентоспособным потому, что судовладельцы обязаны платить высокие сборы за прохождение шлюзов, за подъем пролетов железнодорожных мостов, экологический сбор. Порты имеют достаточно низкие аккордные ставки при перевалке грузов, хотя энергетическая составляющая грузовых операций постоянно растет.
Такое положение дел специалисты объясняют, прежде всего, пробелами в законодательстве Украины. В стране до сих пор нет законов «О морских портах», «О внутреннем водном транспорте». Между тем, приведение правил судоходства по внутренним водным путям Украины к нормам Европейского союза — требование уже не сегодняшнего, а вчерашнего дня.

Текст: Наталья Тофан



Обложка журнала №025
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005