Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

            ИМЕНА В ИСТОРИИ             

НЕБО ЗНАЛО ИХ В ЛИЦО

 

100 лет назад, 24 сентября 1938 года, весь мир облетело сообщение ТАСС: экипаж самолета «Родина» впервые в истории авиации совершил сверхдальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Отважные летчицы Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова стали первыми женщинами, которым присвоили звание Герой Советского Союза.

Как птичница летать научилась
Полина Денисовна Осипенко (в девичестве Дудник) родилась 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Бердянского района Запорожской области. Будущая легендарная летчица до двадцати лет никогда не видела самолета.
Она была девятым ребенком в бедной крестьянской семье, сполна изведала нужду и безрадостное детство. Когда Полина окончила два класса церковно-приходской школы, перед родителями встал вопрос: где добыть денег, чтобы купить дочери обувь, одежду, тетради? Затруднение разрешилось просто: девочка в школу больше не пошла, ее отдали в няньки. Затем ей пришлось батрачить. Чего только не делала Полина: белила деревенские хаты, плела лапти, ходила на заработки в Бердянск…
Когда в селе Новоспасовка организовался колхоз, Полине поручили уход за птицей. Однажды на луг около птицефермы опустились два самолета. Некоторые утверждают, что не будь этой вынужденной посадки, никогда бы в Советском Союзе не появилась такая замечательная летчица, как Полина Осипенко. Так ли это?
Старожилы Новоспасовки рассказывают, что в тот день все сельчане – от мала до велика – прибежали к самолетам. Полина увидела среди летчиков женщину, и это, дескать, настолько поразило птичницу, что с этого дня она решила тоже научиться летать…
Долгие годы советская пропаганда замалчивала некоторые страницы из биографии прославленной летчицы. Не принято было упоминать, что в 1926 году Полина Дудник вышла замуж за своего односельчанина, военного летчика Степана Говяза, который сыграл важную роль в ее дальнейшей судьбе. Именно к своему мужу в Качу, где тот служил, в апреле 1931 года Полина уехала из Новоспасовки. Уехала с мечтой самой стать летчицей.
Первая попытка птичницы поступить в 1-ю военную школу летчиков имени Мясникова не увенчалась успехом. Полина устроилась работать официанткой в столовую, чтобы быть поближе и к мужу, и к аэродрому.
Полеты происходили на нескольких площадках, куда к полудню на самолете У-2 привозили стартовый завтрак. В этих постоянных полетах Степан да и другие летчики-инструкторы разрешали Полине сначала подержаться за управление, а затем и «порулить». Так она и научилась летать на У-2.
«Все выше, и выше, и выше…»
Подавая борщ и котлеты, Полина каждый день упрашивала начальника школы принять ее на учебу. Тот – ни в какую. Существует версия, что Полине помог Ворошилов. Мол, во время визита Ворошилова на Качу официантка упросила наркома обороны зачислить ее курсантом в авиашколу…
Скорее всего, основанием для зачисления Полины в авиашколу послужило вовсе иное обстоятельство – был разрешен набор женского звена курсантов. Вот таким образом и появились в нем Полина.
СССР наращивал свой военно-технический потенциал, стремительно увеличивая авиапарк. Ощущалась острая нехватка летчиков. А девушки в СССР тогда, зачастую, ни в чем не уступали мужчинам. Однако, надо отдать должное Полине, она выделялась и среди них: и характером, и упорством.
Курсант Полина Говяз обладала великолепной техникой пилотирования. Закончив 1-ю военную авиашколу в Каче, служила летчиком, а затем командиром звена в авиачастях Харьковского, Житомирского и Киевского гарнизонов.
Когда Полине дали отпуск, она приехала на побывку в родную Новоспасовку. Приехала, конечно, в летной форме. Колхозники ходили
за ней по пятам, а некоторые бесцеремонно спрашивали: «Скажи правду, ты действительно летаешь или просто носишь военную форму?».
Осипенко говорила, что летает, но ей не верили. Даже мать – и та усомнилась. Тогда Полина решила доказать, что она летчица. Вместе с матерью уехала в свою часть. Старушка была на аэродроме, когда дочь поднялась в воздух. Самолет делал «петли Нестерова», «бочки», «штопоры». Мать стояла на зеленом поле, смотрела в небо и плакала...
Полина неустанно совершенствовалась как летчица. Она была на редкость настойчива, упорна, трудолюбива. Весной 1935 года Полину Говяз перевели в Московский военный округ, а затем назначили инспектором ВВС. Вскоре она участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле и была представлена руководству страны. С высокой трибуны Полина заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!». И слово свое сдержала. В 1936 году она поднялась на высоту свыше 9 000(!) метров.
Всего же наша землячка установила пять мировых авиационных рекордов высоты и дальности полетов для женщин.
Завтракали в Севастополе, а ужинали в Архангельске
Три летчицы отправлялись в рискованный рейс на !летающей лодке! Они позавтракали в Севастополе, а ужинать им предстояло в Архангельске. Гидросамолет все время летел над сушей, вынужденная посадка исключалась. Большую часть пути пробивались сквозь густую облачность, летели «вслепую». Несколько раз самолет обледеневал. Этим полетом летчицы за 10 часов 33 минуты соединили воздушной трассой Черное и Белое моря и установили новый мировой рекорд. На гидросамолете было пройдено 2416 км.
В экипаже гидросамолета МП-1, который возглавляла Полина, Марина Раскова оказалась не случайно. Пожалуй, в те времена в СССР Марина была среди женщин едва ли не единственным дипломированным летчиком-штурманом. В 1934 году Раскова сдала экзамены на звание штурмана в Ленинградском институте инженеров ГВФ.
Марина была почти на пять лет младше Осипенко. Родилась она и выросла в Москве. Окончила семилетку, училась в музыкальном техникуме, который пришлось оставить. В 17 лет Раскова вышла замуж и через год родила дочь Татьяну.
С 1932 года Марина, как вольнонаемная, работала чертежницей в аэронавигационной лаборатории Военной Воздушной академии РККА им. Жуковского. Когда на Черном море прокладывалась новая пассажирская гидроавиалиния Одесса-Батуми, фотосъемки и описание отрезков будущей трассы поручили выполнить Расковой.
Марина представила обстоятельный доклад о своей работе, и всем стало ясно: Раскова состоялась как штурман. Оставалось оформить это звание документально, и тогда ей разрешили сдать экстерном положенные экзамены, которые она блестяще выдержала.
Если Полина Говяз до двадцати лет вообще не видела самолета, то Валентина Гризодубова впервые поднялась в воздух, когда ей еще не было и … двух лет.
Было некое знамение в самой дате ее появления на свет: Валентина Степановна родилась в Харькове, в ночь на 1 января, чуть ли не с боем часов, возвестивших начало нового, 1910 года. Ее отец – авиаконструктор, изобретатель, летчик – стоял у истоков авиастроения в Украине. Он создал несколько типов летательных аппаратов, причем, также и моторы к ним, – строил своими руками и сам испытывал.
Однажды, когда мать Вали ушла на работу, а двухлетнюю дочурку не с кем было оставить, Степан Васильевич привязал девочку к себе за спину – чтобы не вывалилась из аэроплана – и полетел испытывать новую машину. И такое случалось не раз. Так, буквально с пеленок, началась для Валентины Гризодубовой дорога в небо.
Мать Вали, Надежда Андреевна, с детских лет приучила дочь к музыке. Окончив в юности музыкальное училище и Харьковскую консерваторию, Валентина Гризодубова могла бы стать замечательной пианисткой. Спустя годы, ее игру транслировали по телевидению, и профессионалы изумились, как виртуозно эта знаменитая летчица исполняла классические произведения…
Кроме музыки был еще технологический институт, но мечта о небе победила все остальные привязанности. В 19 лет Валентина уже была летчиком-инструктором в Тульской летной школе, где она проработала с 1929-го до 1934 года. Незаурядные летные способности, хорошая теоретическая подготовка заметно выделяли ее среди коллег.
… И по 25 тысяч рублей каждой
Идея беспосадочного перелета женского экипажа из Подмосковья на Дальний Восток принадлежит Валентине Гризодубовой. После возвращения Осипенко и Расковой из Архангельска она сформировала для этого свой экипаж. Из-за разных проволочек перелет неоднократно откладывался и мог быть вообще отменен под предлогом ухудшения погоды на Дальнем Востоке. И только за день до старта его все же разрешил лично Сталин.
24 сентября 1938 года переоборудованный самолет АНТ-37, названный летчицами «Родина», с подмосковного аэродрома Щелково взял курс на восток. Вся страна следила за рейсом хорошо известных трех отважных женщин: командира корабля Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой.
Перелет был не вполне удачным: спустя сутки после старта, связь с самолетом была потеряна. Позже стало известно, что через 26 часов полета, когда самолет был еще далеко от аэродрома назначения, горючее подошло к концу.
Чтобы не подвергать опасности находящегося в носовой части штурмана, Гризодубова приказала ей выпрыгнуть с парашютом. Приземлилась Раскова далеко от места посадки самолета. Во время прыжка с ноги соскочил унт. Десять суток в осенней тайге она провела с минимальным аварийным запасом пищи. Когда ее нашли, она была настолько истощена, что ее пришлось нести на носилках. Гризодубову и Осипенко нашли на день раньше.
Поиск трех женщин стал делом всей страны. Были использованы самолеты, в тайгу направлялись поисковые группы. Обнаружив самолет третьего октября, звено гидросамолетов гражданского Воздушного флота вылетело на помощь из Комсомольска. При спасении летчиц произошла трагедия: в районе приземления «Родины» столкнулись два самолета — типа «Дуглас» и ТБ-3. Почти все погибли, спаслись лишь четыре человека…
Гризодубова в сложнейших условиях блестяще посадила машину на берегу Аргуни, притока Амура. Самолет «Родина» прошел 6 450 километров, установив новый международный рекорд.
Уже из Хабаровска в Москву героические женщины следовали специальным поездом, увитым цветами. По всему пути их под гром оркестров встречали толпы людей. А самолет «Родина» вызволили из болота зимой, когда окреп лед. Летом 1939 года «Родина», пилотируемая мужем Гризодубовой – летчиком Виктором Соколовым, возвратилась в Москву.
За осуществление героического беспосадочного дальнего перелета всем его участницам было присвоено звание Героя Советского Союза и каждой выдана единовременная денежная награда – по 25 тысяч рублей.
Штурвал – на себя
По-разному сложились судьбы у этих удивительных женщин.
Когда Полина еще только готовилась к установлению авиационных рекордов, ее супруг – Степан Говяз – получил назначение в другую часть. Почему их разлучили? Степан со своей фамилией не вписывался в биографию будущей героини? Он пытался поддерживать связь с женой, но вскоре был репрессирован. Полина оформила развод…
Осенью 1938 года Степан Говяз из заключения писал родственникам: «Отдельные лица разбивали нас своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к окончательному разрыву… Вскоре я выйду на волю, и не приеду до тех пор, пока обратно не восстановлюсь в авиацию и не получу звание. Не подумайте, что я преступник, враг народа. Нет!». Но его так и не освободили…
Полина вышла замуж за летчика-истребителя Александра Осипенко. Он был почти на три года младше своей жены, но уже успел повоевать в Испании. 22 февраля 1939 года ему также было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот такая была «звездная» семья. Жить бы да радоваться…
11 мая того же года майор Полина Осипенко погибла при исполнении служебных обязанностей. Причины авиакатастрофы так и остались невыясненными.
Известно только, что погибла легендарная летчица во время учебно-тренировочных сборов при отработке техники пилотирования в слепом полете на УТИ-4 вместе с начальником Летной инспекции ВВС, комбригом Анатолием Серовым. Не исключено, что опытных пилотов подвели приборы.
Майор Марина Раскова с началом Великой Отечественной войны приступила к организации женских авиационных полков. Кстати, в этом ей помогала подруга Полины, та самая Вера Ломако. Позже Вера командовала эскадрильей истребителей. А Раскова, как известно, стала командиром 587-го бомбардировочного авиационного полка на самолетах Пе-2. Марина Михайловна погибла в авиакатастрофе 4 января 1943 года при перелете в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка.
И Осипенко, и Раскова похоронены в Москве у Кремлевской стены.
Валентина Гризодубова во время Великой Отечественной командовала 101-м авиационным полком дальнего действия. На ее счету – 200 боевых вылетов.
После Победы Валентине Степановне предлагали возглавить дивизию – она отказалась: «Ни одного дня без войны я в армии находиться не буду…». Трудилась в авиа- и радиопроме СССР. Удостоена звания Герой Социалистического труда.
Скончалась Валентина Степановна 28-го апреля 1993 года от внутреннего кровоизлияния (язва желудка). Могли спасти, да опоздали… Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Древние говорили: «Человек живет до тех пор, пока хотя бы в одном сердце живет память о нем». В Запорожье есть улицы Осипенко, Расковой, Гризодубовой…

ИМЕНА - Сергей Ильин, (Запорожье)

Обложка журнала №029
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005