Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

             ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР             

ВЫМОЛЕННАЯ БЛАГОДАТЬ

К 1020-й годовщине крещения Руси

 

(Продолжение. Начало в 05 (29)2008)

Филиалом музея – памятника «Исаакиевский собор» является храм Воскресения Христова, больше известный как Спас на Крови, так как был построен на месте убийства царя – освободителя Александра II. Собор сильно пострадал в период Великой Отечественной войны и в советское время. После сложнейших реставрационных работ, которые длились почти 30 лет, в 1997 году собор вновь открыл свои двери для посетителей. В будущем планируется освятить его и проводить в нём службы, посвящённые памяти жертв войн, вооружённых конфликтов, репрессий. У нас была цель – Валаам, и мы покинули северную столицу.
Ранним утром мы прибыли в город Приозёрск и катером по водам Ладожского озера устремились к Валааму. В северной части Ладоги расположен Валаамский архипелаг, насчитывающий около 50-ти островов. Есть места, словно особо предназначенные для прославления величия Творца. Часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остаётся благословенный остров Валаам. Согласно преданиям, много веков назад здесь жили язычники. Первый из учеников Христовых, Святой апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, отправился из Новгорода на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой апостол Андрей предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом православной монашеской обители, которую стали называть Северным Афоном.
Сегодня на самом большом острове Валааме возвышается величественный ансамбль Спасо-Преображенс­кого ставропигиального мужского монастыря, насчитывающего около двухсот насельников, как в самой обители, так и в скитах и подворьях. Летом монастырь посещает множество паломников для поклонения святыням Валаама: мощам преподобных Сергия и Германа – основателей обители, мощам прозорливого старца Антипы Афонского, а также иконе Божьей Матери Валаамской. Историки считают датой основания монастыря 960-й год. Благодатную землю Валаамскую избрала своим домом Пресвятая Богородица, явившаяся в конце XIX века одной благочестивой верующей, страдающей тяжёлой болезнью ног, и сказала ей идти на Валаам, где та найдёт исцеление.
«Там живу. Меня увидишь на Валааме», - эти слова Богородицы засвидетельствовали Её особое покровительство Валааму.
Вся многовековая история Спасо-Преображенского монастыря свидетельствует о том, что он неизменно оставался сосредоточением православной духовности, одним из главных просветительских центров и молитвенной школой иночества на Руси. На сегодняшний день главное дело иноков – это возрождение духовных традиций старого Валаама. Ничто не сломило твёрдого духа насельников Валаама: ни суровость климата, ни оторванность от материка, ни трудные условия быта. Благодать, вымоленная многими поколениями монахов, согревшая эту северную землю, согревает души и современных иноков. Святую обитель Валаамскую посещали императоры Александр I, Александр II, члены императорских фамилий. Что влекло на Валаам царствующих особ, о чём подолгу беседовали они с седыми старцами?! О судьбах ли России, или о спасении своих душ?!
Сохранившаяся мраморная беседка с иконой Божьей Матери «Знамение» свидетельствует о пребывании здесь императора Александра I.
На Валааме искали покоя и вдохновения люди науки, культуры, искусства. Здесь бывали и русский писатель Иван Шмелёв, и великий художник Иван Шишкин… До сих пор растёт сосна, перенесённая на полотна мастером живописи, который провёл здесь пять творческих сезонов.
Человек, приехавший сюда, чувствует святую благодать этих мест, как бы ни была изувечена его душа мирской жизнью. И это не случайно. Здесь, действительно, было очень много подвижников, которые кровью своей засвидетельствовали веру свою в Христа и приняли мученическую кончину во времена воинствующего атеизма. Жили в обители и великие старцы, и ревнители веры православной. Всё это вместе создаёт неповторимый Валаамский дух.
А с какой любовью восстановлены монахами архитектурные памятники, хотя и позднего времени ( в нач. XVII-го века всё было разрушено шведами) . Как они вписываются в природу! Не вся природа на Валааме нерукотворная. Есть места, где землю, буквально в мешочках, привозили паломники и монахи. В течение многих десятилетий возделывались монахами сады. Они завозили виды деревьев, которые не растут на Ладожской земле, состоящей из камня габродиабаза. Этот камень – почва очень тёплый и при выделении энергии разгоняет грозовые тучи. Дубовая аллея, яблоневый сад – всё это результат труда не одного поколения монахов. Название «Валаам» означает «высокая земля». Сегодня эта ухоженная местность именуется «Природный парк «Валаамский архипелаг».
В первый же день мы посетили ближайший Никольский скит на острове Крестовый, откуда открывается вид на миниатюрный Пьяный остров. Таможенники не пропускали по водному пути пьяных на Валаам и оставляли их трезветь на островке, отсюда и происходит название последнего.
Незабываемым стал и поход в скит Всех Святых. До него нужно пройти 7,5 киллометров по чудной лесной дороге, которая ведёт через Владимирский мост, сооружённый в 1861 году при игумене Дамаскине. При нём же была проложена грунтовая дорога в лесных дебрях. Сколько труда затрачено, чтобы провести её по болотам через лесную чащобу! Братия трудилась упорно, безымянно, не для славы, а во имя Божье.
По пути встречается каменная часовня в прославление страданий Иисуса Христа. Внутри прекрасно выполненный иконостас из чёрного и красного гранита. Недалеко от часовни имеется могила прозорливого старца иеромонаха Антипы Афонского, который до сих пор почитается и паломниками, и братией монастыря. Многие при жизни ходили к нему исповедоваться и спросить доброго совета. Особенно много было у него духовных дочерей. По уставу насельников скита Всех Святых вход женщинам туда воспрещён, поэтому и просил старец Антипа похоронить его за территорией скита, чтобы и после могли приходить к нему его духовные дети. Такой устав был принят в связи со следующими обстоятельствами. В Валаамском монастыре сначала существовало три вида жития: общежительное, скитское и отшельническое. Со второй половины XIX века на Валаам стали совершать рейсы паломнические пароходы и высаживать на пустынный берег многочисленных приезжих. Во избежание плотских соблазнов при настоятеле Дамаскине все пустынники были собраны в скиты, где могли проводить свою жизнь в уединении и безмолвии. Женщинам в этот скит вход разрешается только один раз в год – на праздник Всех Святых в первое воскресенье после Троицы.
В скиту есть колодец с удивительно прозрачной водой, который находится значительно выше уровня Ладожского озера, а, следовательно, вода здесь другая, не грунтовая.
В двух километрах от Спасо-Преображенского монастыря находится иегуменское кладбище. Сюда ведёт дорога, усаженная пихтами и лиственницами. В сочной зелени утопает кладбищенская каменная церковь, в окружности которой хоронили почившую братию. Среди памятников особенно выделяется крест высотой около двух метров из чёрного полированного гранита над могилой игумена Дамаскина. Наибольшего расцвета Валаамский монастырь достиг именно под его духовным окормлением. Любил игумен сооружать: часовни, поклонные кресты, дороги, лестницы, скиты, колодцы, сады, корпуса, мастерские… 62 года подвизался на Валааме отец Дамаскин. Примечателен его путь от простого инока до настоятеля обители.
Валаам хочется посещать ещё и ещё. И не только из-за неповторимо красивой природы, а потому, что там очень много духовно преображённых людей. Мы их видели в скитах, на подворье монастыря, в трапезной и просто на улицах. Как мы устаём в миру от того, что видим вокруг себя людей злых, настороженных, недовольных жизнью, собой, окружающим. Общение с такими людьми не прибавляет ни радости, ни чистоты. Общение с молитвенниками – монахами укрепляет нашу веру, ведь молятся они не столько за себя, сколько за тех людей, кто «не устроены, не обучены»(слова Блаженнейшего Митрополита Владимира). Весь мир премудро сотворён Создателем и венец этого творения – Человек. Многим славит человек Господа: и делами рук своих, и достижениями разума своего, но более всего он славит Бога душой своей бессмертною, сердцем чистым и святыми молитвами. Таковы и монахи. Смотря на них, мы и сами духовно ободряемся. Сколько монастырей мы посетили: Псково-Печерский, Иоанновский, Валаамский, Александро-Свирский, Тихвинский, Варлаамо-Хутынский…
И везде так близко к небу и так далеко от земли.

Текст - Ольга Вассель , старший научный сотрудник музея судостроения и флота, прихожанка Свято-Никольского храма

Обложка журнала №030
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005