Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

             ИМЕННОЙ РАССКАЗ             

Леонардо да Винчи и мона Лиза

Больше всего Леонардо да Винчи увлекала радость постижения скрытых связей. Когда после долгих наблюдений и размышлений, он доходил до сути явлений, и ему неожиданно, по Божьей подсказке, раскрывалась новая истина. И сразу же прояснялось, как можно сделанное открытие приспособить к нужному делу. Недавно он долго бился над тем, почему камни падают к земле быстро, а листья с деревьев – неторопливо. Неожиданно сообразил и в своей записной книжке сразу же, без помарок сделал рисунок устройства для медленного опускания с небес всего сущего. Только через сто с лишним лет люди поняли, для чего нужен шатер над головой человека, решившегося прыгать с высоты, и назвали его парашютом…
Иногда подобные поиски затягивались. В такие дни он ходил сердитым, обеспокоенно мучился, не навсегда ли Бог лишил его возможности понимать окружающее и творить что-то новое. Чаще всего такое случалось, когда он начинал какую-нибудь новую картину. Лица, фигуры и даже их размещение у него не вырисовывались до тех пор, пока не проникнет в каждую душу, не разгадает, что мучает или радует того, кого он оживляет в красках.
Даже его Джиан Капротти, которого он взял к себе мальчишкой, и ставший для него не только учеником, в такие дни старался держаться от мастера подальше. Чтобы не мешать и не напоминать ему о себе. Знал: за такое понимание Леонардо, чувствовавший свою вину, отплатит еще большей лаской и вниманием…
Над заказами да Винчи работал нетороп­ливо, всегда не укладывался к сроку, и только качество сделанного спасало его от скандалов и больших неустоек. Но с Лизой все складывалось по-другому. Леонардо впервые столкнулся с ней возле своей мастерской. Пораженный необычным лицом, проплывшим навстречу, он даже повернулся и медленно пошел за прошедшей мимо него молодой итальянкой. Видно, в его взгляде было нечто такое, что заставило женщину оглянуться. Глаза их встретились, и они улыбнулись друг другу, будто знакомые. Оказалось, она живет почти рядом с его мастерской. Как выяснил он чуть позднее – в доме пожилого зажиточного купца, вселившегося сюда после недавней женитьбы.
Через несколько дней энергичный да Винчи уже предложил купцу сделать портрет супруги. Тот недоверчиво оглядел незнакомого художника, спросил, можно ли увидеть его работы. По комнате мастерской сосед ходил молча, видно прикидывая в уме, во что может обойтись заказ.
- Мы же стареем быстро, а женщине всегда хочется оставаться молодой, - убеждал его Леонардо.
Может быть потому, что купцу, как и художнику, уже подкатывало под пятьдесят, тот, улыбнувшись, кивнул. Довод все-таки перевесил прижимистость.
На следующее утро Лиза явилась на сеанс. Да Винчи попросил Капротти показать ей прежние и еще не законченные работы, а сам начал готовить краски и кисти. Издали, чтобы не смущать женщину, наблюдал за тем, как грациозно ходит соседка. Как она изящно склоняется над небольшими рамками, стоявшими в мастерской прямо на полу. Его всегда восхищала отзывчивая гибкость мальчишеского и женского тела.
Свои впечатления, закончив осмотр, та выразила очень кратко:
- Колдовство…
Художнику нравились немногословные люди. Он посадил натуру на стул против света, чтобы отчетливо просматривались все детали ее лица. А когда он решил чуть поправить ей левую руку, которая лежала на коленях, совсем перекрывая правую, женщина вздрогнула и отдернула ее как от ожога.
Во время сеанса, рассматривая модель, Леонардо думал, как прекрасны молчащие женщины. Все происходящее в их душе отчетливо пересказывают блеск глаз, изгибы губ, движения рук и всего тела. Они общаются с окружающими не словами. А тональностью голоса, взмахами ресниц, складками уголков своего рта, таящими искушения. Магию таких женских тайн и улавливает живописец. Главное – уметь высмотреть и удержать всю сложность чувств, которые их обуревают.
Еще по опыту прежних лет он помнил отлично: когда остаются один на один красивая женщина и художник, с их сердцами происходит невероятное. Несмотря на прекрасное знание анатомии и медицины, он так и не нашел разгадки этому чуду. Но зато хорошо чувствовал прелесть всплывающего в таких случаях взаимовлияния и невидимых связей. Хотя так и не смог толком определить, кто при этом являлся вампиром и донором - модель или художник.
Между Лизой и да Винчи такое безмолвное общение началось с первого сеанса. Через несколько дней, попрывыкнув и осмелев, Лиза спросила, почему Леонардо всегда смотрит на нее так пристально. Он несколько раз, не выпуская кисти, погладил двумя руками свою пышную бороду и улыбнулся:
- Вы же сами упомянули про волшебство… Вот я и колдую над вами…Хочу разобраться в мечтах и желаниях женщины. Чтобы перелить их в картину…
- И что же вы уловили?
- Многое… К примеру, желание заиметь ребенка… Маленького мальчишку…
Лиза вздрогнула, как в первый день, когда он прикоснулся к ее руке. И, уже глядя прямо в глаза художника, переспросила:
- Откуда вы знаете … про мальчишку?....
Улыбка, с которой был задан вопрос, вобрала все: материнскую радость ожидания; женскую стыдливость за то, что ее тайные чаяния угаданы чужим мужчиной; страх за несбыточность счастья …
Легкое движение ее губ было таким завораживающим и многозначительным, что Леонардо закрыл глаза. Так он легче запечатлевал увиденное в памяти для точного переноса на тополиную доску, на которой рисовался портрет. Он даже сделал шаг в сторону от мольберта. Сбоку слои нанесенной краски просматривались всегда иначе, давали возможность видеть натуру и картину в новом ракурсе. Когда разомкнулись веки, он вздрогнул от неожиданности. Теперь свет падал на губы женщины иначе, и улыбка виделась совсем другой. Просто - оскал самки, ждущей оплодотворения…
Он не понял сразу, почему произошло такое и в чем причина контраста. То ли вина игры лучей солнца и тени, или это в сознании всплыли забытые сеансы с первой в его жизни натурщицей. Когда он тридцатилетний и жадный на новые ощущения рисовал молодую красавицу с горностаем. И как его поразили тогда волчьи покусывания и повизгивания разгоряченной им женщины. Они так не вязались с ее надменной аристократичной внешностью, которую он видел перед этим и запечатлел на картине…
Но теперь его занимало и манило совсем другое. В своих отношениях и работах последних лет он избегал четких очертаний. Сейчас его больше привлекала воздушность впечатлений. Поэтому ему хотелось поймать и оставить в красках всю сложность полутонов настроения, облика Лизы и тех связей, которые начали проклевываться между ними.
Леонардо писал ее портрет неожиданно долго, чередуя рисование с раздумьями. Именно в эти годы он разгадал силу короткого сна. Если спать минут по пятнадцать-двадцать в течение суток после каждых четырех часов бодрствования, то, подсчитал он, усредненная длительность жизни человека приравняется к ста годам. Вот он и строил свои дни таким образом, отводя лучшие утренние четыре часа на портрет Лизы. Благо, дело купец не торопил, а да Винчи мог доскональней узнать мону, и спокойно поразмышлять над тем, какие тайны прячутся в ее лице, взгляде. Как она относится к тому, что чужой мужчина начал понимать ее состояние и скрытые мысли. Но самое главное – теперь, работая над портретом Лизы, у него появилась возможность постепенно нащупывать и передавать красками всю удивительную гамму таинства и красоты незавершенности человеческих отношений.
Удивил его и собственный мальчишеский трепет, когда он начал рисовать декольте платья Лизы. Особенно ложбинку, которая чуть выглядывала из него. Еще поразил стыдливый румянец, проступивший в эти минуты на лице натуры. Женщина словно уловила его волнение, поняла, о чем думается художнику. И не знала, радоваться тому или пугаться…
А ему нужно было не потерять это ее смущение и запечатлеть его в красках. Не раз с обнаженной грудью во время кормления ему позировала и мадонна Бенуа, и мадонна Лита. Но ни та, ни другая его не смущались, и он спокойно воспроизводил их пышные бюсты, хотя тогда был гораздо моложе...
Почему же сейчас все получалось иначе? И как дать почувствовать все переживаемое им и моной тем, кто станет смотреть картину позднее?
Даже Капротти учуял что-то необычное в работе учителя. Стал часто ревниво поглядывать и на ее портрет, и на его натуру…
Потом мона на несколько месяцев вместе с мужем укатила в Испанию. А когда после перерыва опять села на прежнее место напротив окна, да Винчи долго ходил перед нею, не понимая толком, что произошло с лицом натуры. Перед ним была женщина совсем с другими глазами, изменившимся ртом и губами. Только к концу сеанса, наслушавшись чертыханий художника о потери сходства, Лиза виновато призналась, что ждет ребенка…
- А помните, что я вам говорил, - хмыкнул Леонардо…
Что важнее? – мысленно спрашивал он сам у себя после услышанного. Зачать жизнь или разбудить у женщины желание к этому? Первое удается многим мужчинам. Зато ему доступно второе…
Он попросил, чтобы на завтра Лиза пришла с накидкой. Ведь во Флоренции сейчас все будущие матери носят такие белые безрукавки. И он начнет поправлять портрет.
Ночью, уже лежа рядом с Капротти, он поймал себя на мысли, что радуется предстоящему утром очередному сеансу. И еще тому, что теперь, как бы он ни торопился, ему все равно не поспеть за теми изменениями, которые ждут Лизу…Что ему здорово повезло. Он сможет подсмотреть счастье зарождения новой жизни и всех изменений, которые предстоят пережить этой удивительной женщине. А значит, у него еще долго будет возможность наблюдать и изучать свою натуру. И если даст Бог, то ему все-таки удастся разгадать и передать смысл и значимость ее затуманенного взгляда, и припрятанной улыбки, прикрывающих противоречивость чувств, которые переживает женщина.
Еще три с половиной года, работая над портретом, художник почти ежедневно простаивал по четыре часа у тополиной доски с улыбающейся Лизой. Белую накидку уже за ненадобностью пришлось закрасить. Но, так и не положив окончательного мазка, он поставил картину в дальний угол, где складывал работы, требующие завершения. Видно одна часть его гения, которая занималась изучением законов механики и других точных наук, никак не могла смириться с неопределенностью чувств, схваченных другой частью. Той, которая занималась искусством…
И все же молва о необычной картине, залежавшейся у живописца, просочилась в соседние страны. У да Винчи от возраста уже отказала правая рука, когда в Рим, куда ему пришлось перебраться под покровительство Папы, для покупки моны Лизы прибыл монах по поручению самого французского короля. Посланец долго рассматривал картину. Заходил с разных сторон. Даже за подрамник заглянул. Суммы, которую он предложил за картину, хватило бы и на прекрасную мастерскую. И до конца дней можно было бы не скаредничать, как в прежние годы, экономя на всем, лишь бы не отказывать себе в хороших красках, кистях и дощатых основания для своих картин.
От кого монарх прослышал об этом портрете, Леонардо так и не выведал. Не очень он удивился и приезду черноризца. С годами уверовал: красоту и талант утаить невозможно. Только первый дар божий замечается многими и сразу. А второй доступен не каждому. И чаще всего - только со временем…
Поэтому и отклонил предложение. Поняв, что деньгами не соблазнить, хитрый пришелец начал соблазнять другим. Мол, здесь, в мастерской, картину мало кто увидит. Во дворце же на нее станут смотреть глаза совсем иных людей. Слух о созданном чуде быстро разнесется по миру. Оно станет известно, принесет автору новые выгодные заказы и славу.
Перекрестился и добавил в цене еще половину. Очень удивился отказу и, уходя, пообещал появиться снова для дальнейших переговоров...
Но картина оставалась у да Винчи до самой смерти художника. В завещании, как самое ценное достояние, он подарил мону Лизу своему любимому ученику - Джиану Капротти. Как бы лишний раз подтверждая, что не все в этой жизни покупается и продается.

Текст - Илья Стариков

Обложка журнала №030
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005