Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

            ИМЯ В ИСКУССТВЕ             

Хранитель прекрасного

С известным искусствоведом Украины, кандидатом искусствоведения, заслуженным работником культуры Украины, лауреатом звания «Горожанин года» за 2000 год, членом Национального союза художников Украины, директором Николаевского областного художественного музея имени В.В.Верещагина Росляковым Сергеем Николаевичем многие знакомы лично. О человеке, который свою жизнь посвятил искусству, мой рассказ.

Сергей Николаевич Росляков родился 9 января 1953 года в городе Николаеве. Его отец, Николай Иванович – офицер Военно-морского флота – закончил Кронштадтское радиотехническое училище, мама, Савельева Магдалина Васильевна, уроженка Ленинграда, врач-терапевт, закончила Первый Ленинградский медицинский институт. Свою трудовую биографию связала с медсанчастью ЧСЗ, которую и возглавляла в течение семнадцати лет.
Студенткой училась в группе вместе с бывшим фронтовиком Яшей Розенбаумом – отцом известного сочинителя и исполнителя своих песен Александром Розенбаумом.
Детство С.Н. Рослякова прошло в доме №2 по улице Адмиральской. В 1960 году он пошел в первый класс СШ № 22. В детском саду «Якорёк», в школьные годы Сергей Николаевич очень много рисовал. Участвовал в праздничном оформлении помещений, где проводились детсадовские и общешкольные мероприятия. Рисование стало занимать все его свободное от учебы время. Не случайно, после окончания школы в 1970 году, всего с тремя четверками среди отличных отметок в аттестате, он мечтает поступить в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Академии художеств СССР. Но, как бывает часто в жизни, человек предполагает, а Бог располагает. По настоятельному совету родителей он поступает в Николаевский кораблестроительный институт имени С.О.Макарова. Учась в институте, он все свободное время занимается рисованием, принимает участие в художественном оформлении институтского музея адмирала С.О.Макарова.
В 1976 году С.Н.Росляков получил диплом инженера-електрика.
До 1977 года он продолжает обучение на курсах НКИ по углубленному изучению английского языка с техническим уклоном. Он был в группе специалистов, которых готовили для работы на судостроительных верфях Египта. Но осложнение советско-египетских отношений внесло коррективы в жизненные планы. С.Н.Росляков работает старшим лаборантом на кафедре электрических машин и судовых электроэнергетических систем. Ежедневно уделяет время любимому занятию – рисованию, активно посещает кружок рисования при Доме офицеров флота (преподаватель В.А.Понамарев). В этот же период, при поддержке ректора НКИ, профессора М.Н.Александрова, Сергей Николаевич организовал кружок по изучению истории изобразительного искусства. Готовились и читались лекции о великих художниках прошлого: И.Репина, В.Сурикова, С.Дали и других.
В 1978 году, С.Н.Росляков с благословления профессора М.Н.Александрова, поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (ЛИЖСА им. И.Е.Репина) – бывшую Императорскую Академию художеств – на заочное отделение факультета теории и истории изобразительного искусства.
Как считает Сергей Николаевич, период обучения в Ленинграде, несмотря на то, что в Северной Пальмире приходилось жить только в период сессий, был одним из лучших в его жизни.
За эти годы он вместе с сокурсниками познакомился с фондами и запасниками Государственного Эрмитажа, Русского музея, практически всех музеев бывшей столицы Российской империи. Впервые С.Н.Росляков побывал в мастерской-музее Т.Г.Шевченко, где, обучаясь в Императорской Академии художеств, жил и творил Великий Кобзарь.
В течение шестилетнего обучения в Ленинграде Сергей Николаевич оттачивал свое мастерство искусствоведа, критика, художника. Его учителями были известные на то время ученые-искусствоведы, критики, такие как: профессор Пунин Андрей Львович (племянник Н.Н.Пунина, второго мужа поэтессы А.Ахматовой), профессор Чубова Анна Петровна (последняя ученица выдающегося исследователя древнегреческого поселения Ольвии, искусствоведа Бориса Владимировича Фармаковского), профессор Бартенев Игорь Александрович (преподавал историю Западно-Европейской архитектуры, происходил из древнего аристократического рода, граф, в совершенстве владел многими иностранными языками), профессор Никулин Николай Николаевич (исследователь и автор научных трудов по истории фламандской и голландской живописи), профессор Лихачева Вера Дмитриевна (младшая дочь академика Д.С.Лихачева).
Сергей Николаевич с человеческой теплотой вспоминает о своей десятилетней дружбе с выдающимся ленинградским скульптором, народным художником СССР, академиком Академии художеств СССР, Героем Социалистического Труда Аникушиным Михаилом Константиновичем.
Встреча с этими людьми наложила серьехный отпечаток на дальнейшую судьбу и творчество С.Н.Рослякова.
Получая второе высшее образование, Сергей Николаевич перешел на работу во Всесоюзный НИИ судового машиностроения «Сириус» на должность старшего художника.
С 1982 года С.Н.Росляков работает в Николаевском областном художественном музее имени В.В.Верещагина заместителем директора по научной работе. Сергей Николаевич учился тогда на IV курсе ЛИЖСА имени И.Репина. В этот период он принял решение серьезно заняться научной работой. Было выбрано и генеральное направление – изучение античной культуры города-государства Ольвии. Натолкнула его на эту мысль профессор А.П.Чубова. «Сергей! Не валяйте дурака, - сказала она. – У Вас рядом с Вашим домом находится драгоценнейшая жемчужина – античный город Ольвия. Его исследуют историки и археологи, но только не искусствоведы. Вот и займитесь Ольвией. Я, как ученица Фармаковского, тоже начинала с неё».
Получив наставления ученой, впоследствии С.Н.Росляковым была написана курсовая работа по Ольвии. Дипломная работа была посвящена скульптуре Ольвии. В 1984 году Сергей Николаевич получил диплом с отличием. В том же году было принято решение работать над кандидаткой диссертацией на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Была выбрана тема: «Скульптура Ольвии». Научным руководителем была утверждена профессор А.П.Чубова.
Находились серьезные скептики, которые рекомендовали С.Н.Рослякову уйти от этой темы, считая её неперспективной. Советовали заняться изучением вопроса роли художников в коммунистическом воспитании или образа коммуниста в искусстве ленинградских художников и др. Но Сергей Николаевич был тверд в принятом решении и решил не отступать от утвержденной темы.
Через восемь лет кропотливого научного труда, к осени 1991 года, диссертация была подготовлена к защите. К сожалению, в 1989 году умерла А.П.Чубова.
Первоначально защиту поставили в график на 1997 год, но ситуация изменилась - перестал существовать Советский Союз. Все, кто взял конъюнктурные темы, сошел с дистанции. Была пересмотрена и дата защиты диссертации Рослякова.
17 февраля 1992 года, после защиты диссертации все члены ученого совета приняли единогласное положительное решение. С того же года Сергей Николаевич - кандидат искусствоведения.
С 1991 года С.Н.Росляков занимается педагогической деятельностью – преподает в ВУЗах города Николаева историю искусства и архитектуры. Параллельно организовал и проводил курсы художников, ювелиров, любителей искусства. Своей подвижнической деятельностью он привил любовь к искусству тысячам наших земляков и гостям города корабелов.
Его ученики, живущие во многих странах земного шара, с благодарностью и любовью вспоминают о своем учителе.
С 2000 года С.Н.Росляков - директор Николаевского областного художественного музея имени В.В.Верещагина. В этот период его жизни реализуются многие задумки и программы, такие как:
«Реставрация» - реставрировано десять крупномасштабных картин, принадлежащих кисти таких великих художников, как В.В.Верещагину, И.К.Айвазовскому, А.Н.Богомолову, В.Г. Перову, Р.Г. Судковскому, М.С. Сарьяну, Ф.П. Чумакову.
О первой половине этой работы подробно рассказывает книга «Відродження шедеврів», которая вышла в издательстве «Шамрай» в 2006 году. По этой программе, которая уже продолжается в течение девяти лет, реставрировано картин общей площадью 60 квадратных метров. Это при том, что расчистка и реставрация живописи считается и проводится по квадратным сантиметрам. Вот и посчитайте, сколько времени требуется, чтобы вернуть к жизни старые холсты, возраст которых от 100 до 200 лет.
«Возвращение в Украину». Речь идет о возврате из США на родину работ семьи Кричевских – известных художников, архитекторов и деятелей искусств. Всего было возвращено 65 работ, которые заняли достойное место в музее им. В.В.Верещагина. С того периода город Николаев стал центром по сохранению художественного наследия этой известной семьи. Наряду с картинами музею передано воспоминания, эпистолярное наследие членов семьи Кричевских.
«Каталогизация собраний музея». На эту работу ушло 20 лет! Каталогизирована живопись, скульптура, иконопись, частично графика работ народного художника СССР Е.А.Кибрика. Сейчас продолжается работа над каталогизацией прикладного искусства и оставшейся части графики.
«Выставочная». За период работы директором музея С.Н.Росляковым было организовано и проведено 6 выставок, включающих в себя работы мэтров и их учеников. Проводились выставки художественных семей: Булавицких, Иваницких, Макушиных, Полищуков, Семерневых.
Цикл выставок был посвящен региональным художественным школам. На суд зрителей были представлены работы художников Одесской и Николаевской школ, на очереди киевская и харьковская.
Следующее направление – «Новые имена». На этих выставках экспонировались работы молодых, талантливых художников: И.Мяло, В.Макушина, Г. Семернёвой, Я. Буловицкого и др.
Персональные выставки известных Николаевских художников – А.Д.Антонюка, М.И. Озёрного, А.П. Завгороднего, Н.Ф. Бережного, С.Ф.Сенкевич, А.Д. Покосенко, Н.А. Мандрикова, В.И. Федорченко, М.А.Ряснянского, В.А. Ольшанского, В.М. Семернёва.
Успешно работает программа по изданию различных научно-популярных книг. На выходе из издательства книга «100 шедевров Николаевского областного художественного музея имени В.В. Верещагина», посвященная столетию музея, которое будет отмечаться в 2014 году. Готовится еще одна книга – «Музей и город. 100 лет вместе».
В перспективе – завершение компьютеризации фондов музея. Есть еще много интересных задумок, но это пока профессиональные секреты директора и сотрудников музея. Безусловно, трудно решать эти и другие задачи, если рядом с тобой нет профессиональных единомышленников.
Среди работники музея многие отдали музейному делу всю свою жизнь. Среди них: Л.Е.Твертинова – заместитель директора по научной работе, профессиональный искусствовед, закончила ЛИЖСА имени И.Е.Репина, Т.В.Гагауз – ветеран музея, Л.И.Одегова – заведующая методическим отделом, Л.И.Самсонова – научный сотрудник почти с 40-летним стажем работы в музее, Г.К.Ганчак – главный бухгалтер, В.М.Озерная – старший смотритель музея, Л.А.Медведева – главный хранитель музея, Л.А.Джанаева – заведующая массовым отделом, О.С.Мельникова – заведующая экспозицией.
Всех сотрудников музея, которые работают с экспонатами, имеющими не только культурную, историческую, но и реально огромную материальную ценность, можно сравнить с работниками банков, но, к сожалению, все, начиная с зарплаты, в пользу банкиров.
Знания, полученные С.Н.Росляковым за период научной работы, сконцентрированы в его 67 научных трудах, более 300 статьях, опубликованных в журналах и газетах. В них речь идет о николаевских художниках, скульпторах разных времен, школ и их значимости. Очень интересно прочесть статью 20-30-летней давности о том или ином художнике, когда он делал первые шаги в искусстве, а сегодня уже является признанным мэтром. И в большинстве случаев Сергей Николаевич не ошибся в перспективах развития таланта художника.
Было прозорливо предсказано общественное признание в будущем таких художников, как: А.Д.Антонюка, С.Ф.Сенкевич, М.И.Озерного, И.Я.Бу­лавицкого, Г.В.Семернёвой. Тогда герои его публикаций во всесоюзных и республиканских изданиях не имели еще почетных званий и премий.
Так, в журнале «Дружба народов», № 1 за 1988 год, была опубликована статья С.Рослякова «Его земля», где читателям на 1/6 части земного шара, на профессиональном уровне было рассказано о талантливом украинском художнике Андрее Антонюке. Статья была проиллюстрирована шестью лучшими работами художника.
В журнале «Соціалістична культура», №8 за 1990 год, была опубликована статья «Ностальгія за красою» о николаевской художнице С.Ф.Сенкевич. Эти и много других публикаций С.Н.Рослякова способствовали общественному признанию таланта николаевских мастеров кисти. Благодаря его стараниям в стенах музея собрано более 500 произведений николаевских художников. Не случайно коллеги по творчеству назвали Сергея Николаевича «хранителем николаевских муз».
Отдельно хотелось бы остановиться на монографиях Сергея Николаевича, существенно дополняющих и обогащающих историю изобразительной культуры Николаевской области.
Среди них: «Ольвия и её искусство» (1991 г.), «Ольвия: жизнь и смерть цивилизаций» (2003 г.), «Амазонки в ярости и любви» (2004 г.), «Відродження шедеврів» (2006 г.), «Кам’яна пам’ять України» (2008 г.).
В этих книгах читатель найдет малоизвестные до сих пор сведения о прошлой истории художественной культуры нашего края.
Сергей Николаевич Росляков – талантливый художник. Он автор более тридцати картин, посвященных родному городу. Картины написаны в технике масляной живописи. Особенно производят впечатление картины, написанные в конце ХХ века, запечатлевшие распад СССР, создание независимой Украины.
Среди них: «Игры со здравым смыслом» (1993 г.), «Сон луны» (1995 г.), «Золотой скиф» (1998 г.), «Рождество в Николаеве в 1953 году» (2008 г.).
По эскизному проекту С.Н.Рослякова и рисункам В.Э.Иваницкого изготовлен флаг музея. С 1993 года Сергей Николаевич - член Национального союза художников Украины.
В 1993 году он освоил ювелирное искусство, благодаря влиянию и раскрытию профессиональных секретов его учителя Арифа Мирзоевича Алиева – бывшего директора Николаевского краеведческого музея. Руками С.Н.Рослякова создано более сотни прекрасных предметов ювелирного искусства: кольца, браслеты, серьги, гривны, кулоны и отдельные декоративные произведения.
Большую помощь и поддержку оказывает коллективу музея глава Николаевской областной государственной администрации Алексей Николаевич Гаркуша. Он не понаслышке знает о состоянии дел в музее, с интересом следит за ходом реставрационных работ картин, ремонтом и обустройством выставочных залов, неоднократно посещал новые выставки и экспозиции. Такое внимание руководителя области придает дополнительные силы в работе всему коллективу музея.
Десятилетняя дружба связывает сотрудников музея с президентом Академии искусств Украины, народным художником Украины, лауреатом Национальной премии имени Т.Г.Шевченко, академиком Чебыкиным Андреем Владимировичем. Он является многолетним покровителем детского конкурса, который называется «Верещагинское биеннале» и проводится на протяжении двух десятков лет с периодичностью один раз в два года. Несмотря на свою занятость общественными делами, он - блестящий художник, график.
Безусловно, музами в жизни, источником творческого вдохновения для С.Н.Росля- кова были и остаются дорогие ему близкие люди.
Его жена, Людмила, с которой он идет по жизни уже 33 года, является первым зрителем и критиком всех его робот. Вместе они воспитали и вырастили дочь Оленьку, которая, как и папа, с детства любит рисовать.
Оля закончила Южно-Славянский институт в городе Николаеве, Национальную академию изобразительных искусств и архитектуры в городе Киеве по специальности «искусствоведение» и работает вместе с отцом в музее заведующей экспозицией. Она подарила своим родителям внучку Анечку, которая сегодня учится в школе № 22, её когда-то закончил дедушка. Кто знает, может, Аня, как и ее дед, будет изучать историю и культуру Ольвии? Сделает сенсационные научные открытия. Будем надяться, что так и будет.
Сергей Николаевич Росляков – человек слова и чести. Целеустремленный, мудрый, требовательный к себе и окружающим, очень трудолюбивый. Несмотря на то, что он многого достиг в жизни, очень скромен.
Его жизненное кредо: «Все остаётся людям». Он постоянно учит и передает свой опыт молодому поколению. «Человек должен после себя оставить не только картины, скульптуры, но и мысли, особенно, книги и научные статьи, посредством которых передаётся весь накопленный им опыт и знания, которые приобретались и оттачивались всю сознательную жизнь»,- говорит Сергей Николаевич.
Сегодня его помыслы и работа вместе с коллективом направлены на подготовку к юбилею – 100-летию создания музея. Музей по праву является гордостью николаевского края. Он обладает более десятью тысячами картин, рисунков, скульптур. Это одно из самых крупных собраний произведений искусства в Украине. Пожелаем же его директору, С.Н.Рослякову, и его сотрудникам достижения намеченных целей, новых научных открытий и творческого долголетия.


Текст: Евгений Горбуров,
кандидат исторических наук
Фото: Геннадий Гембержевский

Обложка журнала №031
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005