Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЯ СОБСТВЕННОЕ             

Владимир Возиян:
«Бизнес - это то, что строится годами и живет не одним днем»

В каких-то девяноста километрах на север от Николаева находится человеческое поселение, известное с XV века, оставившее заметный след в истории освоения Дикого Поля. Когда-то здесь - при слиянии Южного Буга и Мертвовода великий князь литовский Витовт основал крепость Соколец. Со временем Соколец стал запорожским зимовником Бугогардовской паланки, а когда Россия утвердилась в Причерноморье, поселение Соколы стало центром вновь утвержденного Бугского казачьего войска. Более того, 27 января 1795 года, императрица Екатерина II, по предложению князя Потемкина, подписала указ об учреждении Вознесенского наместничества и строительстве его центра - города Вознесенска на месте Соколов. Правда, после смерти Екатерины, ненавидевший мать император Павел, сперва преобразовал наместничество в губернию, а потом и вовсе упразднил ее. Тем не менее, до 1817 года Вознесенск оставался главной станицей Бугского казачьего войска, пока Александр I не ликвидировал его. В 1837 году, в Вознесенске был построен царский дворец, театр, разбит большой парк, а въезд в город украсила триумфальная арка. Этот краткий исторический экскурс не случаен. Потому как не только в столицах да областных центрах успешно работают предприятия и живут замечательные личности. Наш рассказ об одном из таких предприятий - Вознесенском автотранспортном предприятии и его успешном руководителе - Владимире Ивановиче Возияне. Его фирму «Викон», которой в прошлом году исполнилось 15 лет, знают в Украине, как предприятие с безупречной репутацией...


ИМЕНА: - Владимир Иванович, расскажите, с чего всё начиналось?
В.В.:
- Начнем с транспортного предприятия, ведь все, что движется, то живет. Транспорт - это неотъемлемая часть нашей жизни. Это тот элемент хозяйства, который раньше всех ощущает на себе, что творится в государстве. Если снижается объем производства, уменьшаются и грузовые перевозки, и наоборот, когда оживляется транспорт, то ясно, что дела в промышленности идут в лучшую сторону. Если говорить о создании предприятия «Викон», то должен заметить, что в нашей жизни очень большое значение имеет элемент случайности... Я тогда работал в Контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов в Одесской области. А если помните, в 1992 году возникли очень большие проблемы с нефтепродуктами. Была такая хорошая компания - она и сейчас существует - «Синтезойл», начал я поставлять небольшие партии нефтепродуктов - один-два бензовоза, не больше. Мне уже друзья говорили: «Что ты мелочишься! Создай нормальную компанию и занимайся крупным оптом». Но я тогда это мимо ушей пропустил. И тут случилась такая история. Губернатором Николаевской области в то время был Анатолий Кириллович Кинах. И получается, что не может Николаевщина обеспечить уборочную кампанию. Тогда губернатор лично занимался такой фирмой - «Экополис». Они в феврале 1992 года отправили в республику Коми сельхозпродукцию по бартеру, а обратно должны были получить бензин. Но Россия ввела квоты на поставку горючего, и этот бензин восемь месяцев не мог пробиться к нам. Тогда я дал свое предложение на поставку дизельного топлива. Конечно, у Анатолия Кирилловича были большие сомнения, но тут я скажу большое спасибо Гержову Юрию Ивановичу - мэру Вознесенска, который в это дело поверил. Помню, кредитный платеж мне подписали в 15.30., а в 7.00. на следующий день топливо уже было в Вознесенске на нефтебазе. Я, признаться, и сам тогда такого не ожидал, не поверил и Гержов, но мы показали как надо работать. После этого сразу же появилось несколько фирм-нефтетрейдеров, которые с помощью тогдашнего председателя облсовета Грицая начали создавать мне большие проблемы. Объясняю схему: мы в начале августа поставили нефтепродукты и продаем их по умеренным ценам, оплачивая за хранение 10%, все как полагается, а они дают топливо в долг, вроде как «бесплатно»...
ИМЕНА: - Как тот сыр, что в мышеловке...
В.В.:
- Кредитные ресурсы тогда обходились в 25% в месяц, и я смотрю, что у меня образуется разрыв в 3 миллиона. Пришлось снова ехать к Кинаху. Но я точно знал, что у конкурентов ничего нет, кроме дизельного топлива, а у нас был зафрахтован в Англии танкер-стотысячник с бензином. А так как ни один украинский порт такой танкер принять не может, то разгружался он в Румынии, в Констанце. Зафрахтовали мы у греков танкер-бункеровщик на пять тысяч тонн, и каждые три дня в Николаевском порту - пожалуйста, получите горючее. Так что, в январе-месяце я уже деньги свои «отбил» и российские квоты мы обошли, а дизельного топлива не продал ни тонны.
ИМЕНА: - Но это же попахивало недобросовестной конкуренцией?
В.В.:
- А где Вы у нас видели добросовестную конкуренцию? Кстати, конкуренты наши дизельное топливо свое очень выгодно продали управлению нефтепродуктов. Потом его благополучно обанкротили и приватизировали. Но все равно, к 1 января 1994 года мы благополучно заработали свой первый миллион долларов, после чего наш офис стали регулярно посещать проверяющие органы (смеется). Обнаружить им, правда, так ничего и не удалось. Я ведь по профессии бухгалтер, финансист, и знаю, что самое главное, чтобы у тебя в делах «наличка» не ходила. Мне, кстати, не раз такое предлагали. Приходит, например, танкер стоимостью 2 миллиона, а мне говорят - давай, мол, за «наличку» и миллион тебе сверху. Это понятно, ведь по рыночным ценам этот танкер стоил 6 миллионов. Но я никогда на такие сделки не шел. За наличный расчет я мог разве что 40 литров горючего инвалиду продать, в виде исключения, да и то по личной просьбе мэра.
ИМЕНА: - Хорошо, когда бизнесмен понимает границы допустимого. А то сколько людей погубили себя и свой бизнес потому, что думали, что все средства хороши, все пути допустимы.
В.В.:
- Я с Вами согласен. Бизнес - это то, что строится годами и живет не одним днем. А то многие понимают бизнес, что вот я нашел какую-то лазейку, продал и быстро получил деньги. Это не бизнес, потому что это все быстро кончается. Вот, например, у меня был оборот тогда где-то 47 миллионов долларов за полгода. Что мне стоило просто не поставить сюда топливо? Миллионов 6 заработал бы точно, ну, а дальше-то что?.. На этом бы все и закончилось, осталось бы годами работать на адвокатов. А дело было в том, что никто из так называемых «конкурентов» не знал, что существует в мире такая система «LC», где банк контролирует сделку: нужно лишь поручительство банка первой категории. И мы нашли такой израильский банк, а агентские функции у нас выполняли люди с солидной репутацией.
ИМЕНА: - То есть, Вы хотите сказать, что хитромудрые схемы себя могут окупить только один раз?
В.В.:
- Я хочу сказать, что учиться надо (смеется).
ИМЕНА: - А вот с позиции состоявшегося бизнесмена, что бы Вы сказали молодому человеку, который считает для себя, что его место в бизнесе? Какой бы Вы дали совет?
В.В.:
- Мой совет молодому человеку, как стать успешным бизнесменом, не отличается от совета, как стать хорошим специалистом. Он должен с азов знать свое дело. Будет знать - у него все получится. А то, когда приходят дилетанты, которые набрали дорогих кредитов, понакупили машин, не просчитав всех рисков, и думали, что уж они одни с тремя водителями будут иметь преимущество, ведь им ничего содержать не нужно. Ну, и где они теперь? Устраивают забастовки, обвиняя всех и вся. А почему они думали, что долларовые кредиты для них выгоднее? Потому что процентная ставка ниже? А то, что доллар может резко вырасти, это в голову не приходило?
ИМЕНА: - Хотели, наверное, побыстрее заработать денег...
В.В.:
- Это не объяснение. Долларовый кредит - 12%, гривневый - 18%. Посчитал, что 6% - это много. Доллар вырос - оказалось, все наоборот. Взял бы в гривнях, наверное, чувствовал бы себя сейчас иначе. А так, кто виноват? Банки виноваты, только не он сам.
ИМЕНА: - Сейчас многое объясняется кризисом.
В.В.:
- Кризисом можно прикрываться для кого-то, только не для себя самого. Я Вам так скажу: все эти схемы, все эти финансовые пирамиды вырастают из нехороших человеческих качеств. На почве алчности, жадности, скупости и прочего. И еще из того, что человек думает, что вокруг все дураки, а он один - умный. А нужно наоборот думать, что все вокруг умные, а я...
ИМЕНА: - Ну, человек так устроен, что своей личностью и воплощает свое дело. И если у него в душе, скажем так, полно... нехорошей жидкости, то она рано или поздно выльется наружу.
В.В.:
- Конечно, но спрашивается: почему люди раз за разом покупаются на аферы вроде «Стройинвеста»? Как человек может продать двухкомнатную квартиру в центре Киева только потому, что ему за те же деньги и тоже в центре пообещали пятикомнатную. Он что, не понимает, что так не бывает?
ИМЕНА: - Люди хотят верить и не хотят думать...
В.В.:
- Нет, не так. Происходит это потому, что эти люди считают себя умными, а прочих - дураками. На чем мошенники ловят? На жадности. Почему наживаются те, кто продает некачественный и дешевый товар? На чем наживаются? На скупости. А ведь всем известна старая истина: «Скупой платит дважды».
ИМЕНА: - Ну, с этим бороться бессмысленно!
В.В.:
- А с этим и не надо бороться.
ИМЕНА: - Тем более, что мы не школьные учителя и не воспитатели детского сада. Но не получается ли так, что эксплуатация низменных человеческих качеств становится рентабельной?
В.В.:
- Нет, потому что для того, чтобы по-настоящему достичь успеха, нужно одновременное совпадение трех обстоятельств: нужно быть в нужном месте, в нужное время и с нужными людьми. В жизни каждому человеку дается шанс, главное - почувствовать этот шанс и ухватиться за него.
ИМЕНА: - То есть: Фортуна находит подготовленных людей?
В.В.:
- Нет, я бы так не сказал. Нужно просто чувствовать, вот и всё. Во-первых, бизнесмен должен обладать нормальными человеческими качествами. Во-вторых, рассчитывать на самый плохой, самый тяжелый вариант. Все, что будет лучше - тебе же в плюс. А то выучил человек формулу: «товар-деньги-товар» и уже видит деньги, и не видит, что вокруг этих денег ходит. А когда обнаруживает, что «попал», начинает жульничать.
ИМЕНА: - Следует ли Вас понимать, что, начав продавать нефтепродукты, Вы пришли к мысли об их транспортировке?
В.В.:
- Мы и вправду были в числе первых, кому пришла в голову мысль заняться оптовой поставкой нефтепродуктов. Но в конце 1993 года премьер-министром Украины стал господин Ефим Звягильский и установил этот господин правило, что валюту можно купить только на бирже, а биржа та работает один раз в месяц. А банки тогда уже взвинтили процентную ставку до 320 процентов. Кредит - это неотъемлемый элемент любого хозяйственного процесса. Вот и представьте: взяв кредит под 25% в месяц, я на этот самый месяц должен был отправить деньги в Киев, где мог вполне получить отказ, но возвращать деньги уже надо было с процентами. Одним словом, зарубили нам всякую возможность работать с заграницей. Начали мы работать на внутренний рынок, тогда он еще не был таким хилым. Работали с Южноукраинской атомной станцией, с сельским хозяйством. Но в 1997 году наши сельскохозяйственные мужи меня сильно «нагрели». Наказали где-то на полмиллиона долларов. Тогда при Павле Лазаренко шла реструктуризация колхозов. У одних забрали землю, у других зерно... Всё делалось, чтобы эту систему разрушить, и свои какие-то схемы насадить. В общем, я понял, что на рынке нефтепродуктов работать уже бесперспективно, хотя была возможность поставить своих 10-15 заправок, но уж слишком рынок был криминализирован... А транспортная отрасль была тогда в запущенном состоянии, ну, как сейчас сельское хозяйство. Я пришел в это предприятие, оно было полным банкротом, его собирались распродать.
ИМЕНА: - Типичный путь...
В.В.:
- Я обратился к Юрию Ивановичу Гержову и предложил объединить все транспортные предприятия города в одно мощное предприятие. Очень это не понравилось другим руководителям. Я им сказал: «Подождите, ребята, время покажет». И стал работать. Сейчас мое предприятие, фактически, единственное, оставшееся в городе.
ИМЕНА: - А что в этом новом деле оказалось самым главным, самым сложным?
В.В.:
- Самое трудное всегда - это кадры. Очень низкая подготовка водительского состава. Нет в общегосударственном масштабе нормального законодательства. Что нужно? Должен быть тариф. Частник ты - не частник, но ниже этого тарифа никто не должен осуществлять перевозки. Пусть это будет, скажем, 40 копеек за тоннокилометр, а все, что ты можешь взять сверху - это твои заслуги. И тогда бы была добросовестная конкуренция, кто лучше и качественнее свои услуги предложит. У кого больше, у кого меньше клиентура. Это как на производстве: или мы производим доброкачественные товары, или гоним китайский ширпотреб, вредящий нашему здоровью. Что это, как не убийство собственного рынка собственными руками?
ИМЕНА: - Как ни печально.
В.В.:
- Причем, делается это сознательно. Вы посмотрите, кто нами управляет. Я порой удивляюсь: какие вузы, какие академии эти ребята заканчивали, какие диссертации писали?
ИМЕНА: - Да они же все «сільські хлопці»...
В.В.:
- А я не к тому веду. Чтобы просто проехать по какому-то маршруту и спросить, что нужно сделать, чтобы тебя качественно обслужили, достаточно, я думаю, и среднего образования. В чем наше преимущество? Большой объем перевозок и за очень короткое время...
ИМЕНА: - Я вижу у Вас в кабинете икону. А вот представьте: явился бы сюда Господь Бог и сказал: «Раб мой, Владимир! Знаю я тебя как успешного бизнесмена и опытного хозяйственника. Поручаю тебе вывести эту страну на путь истинный. Три твои желания для блага Украины да будут выполнены!» Что бы Вы сказали?
В.В.:
- Если бы явился Господь Бог, то я бы ему сказал: «Пусть все вокруг меня будут богатыми, а один я - бедным».
ИМЕНА: - А второе желание?
В.В.:
- Чтобы вывести Украину из нынешнего состояния, я думаю, одного Бога будет мало (общий невеселый смех).
ИМЕНА: - И третье...
В.В.:
- Я желал бы, чтобы украинский народ больше улыбался, любил и радовался, чем злился, боялся и страдал. Потому что только в любви и радости можно что-то созидать, а в ненависти и слезах можно только творить разруху.
ИМЕНА: - Неплохо сказано. Значит, Ваш основной бизнес теперь - транспорт?
В.В.:
- Да, нефтепродуктами мы с 1997 года не торгуем.
ИМЕНА: - Но всех Ваших результатов Вы бы не достигли в одиночку.
В.В.:
- Что Вы имеете ввиду?
ИМЕНА: - Коллектив.
В.В.:
- Да, конечно. Руководитель один ничего не добьется, но он может повести за собой людей. Мы создаем коллектив, а коллектив создает нас. Сплотить людей, наметить цель, достичь ее. А тогда уже можно заняться раздачей благ.
ИМЕНА: - Вы можете кого-нибудь выделить?
В.В.:
- У нас весь коллектив хороший. Я уже в этом предприятии десять лет. Очень много народу прошло. Для лучших работников создавали определенные преференции, например: дать беспроцентную ссуду, помочь провести газ... Таким образом собирали и удерживали людей.
ИМЕНА: - Опять, значит, кадры решили всё?
В.В.:
- А как же! Этот лозунг никогда не устареет. Только профессиональные кадры, только специалисты могут вести предприятие к лучшему.
ИМЕНА: - Сейчас экономическая ситуация не слишком благоприятна, не отказались ли Вы от планов развития?
В.В.:
- У нас всегда есть планы. А что значит «неблагоприятная экономическая ситуация»? Ситуацию эту создают. И я думаю, от среднего звена руководства и до Киева. Позвольте, нам что, кушать не надо? Надо. Нам одеваться не надо? Надо. Может, не надо жилье строить? Надо. Или дороги не надо прокладывать? Опять надо. Так и в чем дело? В чем кризис? Мы что, не можем все эти «надо» разложить по исполнителям и начать работу? Потому что кто-то не знает, как правильно поделить откат и не запускает деньги в производство?
ИМЕНА: - Значит, опять прав профессор Преображенский, что разруха не в сортирах, а в головах?
В.В.:
- Правильно. Ну, зачем нашему внутреннему рынку валюта? Опять возвращаюсь к этой теме. Я шестнадцать лет работаю и валютных кредитов не брал ни разу. Есть какие-то фирмы, которым нужно закупить что-то по импорту, ну, комплектующие там... Пусть возьмут немного. Но людям зачем этот доллар?
ИМЕНА: - Доверия к нему больше.
В.В.:
- Какое доверие?.. Я не к тому веду. Просто государство своими руками рушит все то, что мало-мальски создает народ. Смотрите: развалился Союз, недвижимость сначала взлетела в цене до небес, а потом стала рушиться. Народ бросился спасать свои деньги в долларах. Хранили в чулках. Потом банки стали открывать валютные депозиты. Понесли доллары в банки. Многие из них начали вдруг рушиться. Это был первый вал банковских банкротств - 1995 год. Понял народ, что его «нагрели» и снова стал вкладывать деньги в недвижимость. Снова зашевелились банки. Стали выдавать кредиты, кому попало, лишь бы прихватить. Многие купились, думали как в девяностые годы - не отдал кредит, да и хрен с ним. Но теперь такой номер не прошел! Опять люди поснимали деньги с банковских счетов. Где хранить? Правительство на коленях просит деньги за границей, а на руках у населения самое малое 50 млрд. долларов. Их бы запустить в банковскую систему. Но для этого нужно по-честному себя вести с народом. И не нужно изобретать велосипед. Подключите казначейство, под железные государственные гарантии выпустите займ. Пусть с минимальным доходом, чтобы деньги были доступны в любой момент. Привлеките средства людей и инвестируйте в свою промышленность. Зачем мы кормим кого-то?
ИМЕНА: - Это, если думать сначала о стране, а не о своем кармане.
В.В.:
- Мне кажется, они даже не так думают. Здесь проблема глубже. Вот посмотрите, как они с окружающими разговаривают. Будто вокруг одно быдло, а только они - люди. Вам не приходилось разговаривать с каким-нибудь народным депутатом?
ИМЕНА: - Приходилось, приходилось...
В.В.:
- Мне довелось тесно общаться с этой категорией граждан с 1994 по 1998 год. Есть среди них нормальные люди, но большинство, как бы помягче выразиться... Вот мы с вами с презрением относимся к падшим, тем, кто валяется в грязи. Так они относятся ко всему народу Украины.
ИМЕНА: - Давайте не будем о грустном. Поговорим о красивом и светлом. О Вашей технике. Откуда Ваши машины?
В.В.:
- С завода, конечно. Если серьезно, то техника у нас из стран бывшего Союза - МАЗы, КАМАЗы. На импортную я переходить не хочу.
ИМЕНА: - Почему?
В.В.:
- Здесь много «почему». Во-первых, в нашей стране нет нормального рынка нефтепродуктов. А раз так, то нет и качества, и нет смысла связываться с импортной техникой. Второе: техническое обслуживание. Мы его проводим сами. Мы когда-то собрались перейти на MAN, вели переговоры, но с условием, что мы ставим свое СТО. Фирма на это не пошла. Техобслуживание очень дорого. Зачем я буду кого-то кормить? Также и с лизингом...
ИМЕНА: - Понятно. Сколько человек у Вас работают?
В.В.:
- До восьмидесяти человек, в среднем. Мы штат пересматриваем, но, в среднем, так.
ИМЕНА: - И дальнейшего расширения, так сказать, экспансии не предусматриваете?
В.В.:
- Ну, как «не предусматриваете»... В советское время это предприятие имело свои «колонны» в Еланце, в Доманевке, в других местах. Вот я и думаю, что надо возродить «колонну» где-нибудь еще.
ИМЕНА: - Поближе к потребителю?
В.В.
: - Да не только. Вот, например, в Братском районе было транспортное предприятие. Говорил я с руководителем. Не договорились. Теперь там на месте предприятия голое поле, бульдозерами выровнено. А ведь и там люди живут. Снести, поломать легко, восстановить трудно. И во всем этом руководители виноваты. Спрашивается, как понимать голову Вознесенского района, который дает команду выкапывать трубы системы орошения? Выкапывают и сдают за бесценок. Кругом копают. Разрушают материальную базу плодородия с ведома руководства района и области. Это не государственники, а временщики! Плацдарм они себе готовят для штурма Киева и прочих министерств.
ИМЕНА:- А как Владимир Иванович Возиян отдыхает? Или он исключительно в трудах и заботах?
В.В.
(смеясь): - Да, по-разному. То дома с гитарой, то с друзьями в кабачке, а то и как в старые добрые времена распишем преферанс.
ИМЕНА: - А увлечений никаких нет? А то, кто собак разводит, кто бабочек собирает...
В.В.:
- Нет... Я не приветствую, когда берут животное, поиграют, надоест и выбрасывают. А живое существо - это ответственность. Да и живу я один... Вообще, я - охотник, но последние три года никуда не ходил. Как началась эта неразбериха, так просто нет времени.
ИМЕНА: - Как я понял, Вы коренной «вознесенский парубок». А откуда Ваши корни, предки имели какое-то отношение к Бугскому казачьему войску?
В.В.:
- Затрудняюсь Вам ответить. Фамилия в наших краях очень распространенная. Но дальше деда я свое древо не прослеживаю. И с подозрением смотрю на нынешних «графов» с их благородными предками. Нам, я думаю, тридцатых годов хватило, чтобы и те, у кого кто-то был, забыли о своей родне навсегда.
ИМЕНА: - Такая тогда была политика...
В.В.:
- Политика всегда такая. Украина очень богатая страна. Разворовывают ее - никак разворовать не могут. Только за последние три месяца вывезли за рубеж 17 млрд. долларов.
ИМЕНА:: - Это то, что отследить успели.
В.В.: - А то, что не отследили... У каждого из кармана деньги вынули. Я ни в одной партии не состою, хотя мне нравится характер и ум Тимошенко.
ИМЕНА: - Понятно, но каковы Ваши политические пристрастия, раз уж мы о политике заговорили. Есть либералы, есть социал-демократы, есть националисты... Кто Вам ближе?
В.В.: - Мне ближе тот, кто любит свою родину и работает для ее блага. Все, что я создал, я с собой не заберу. И Вашим, и моим детям, и внукам здесь жить, поэтому нужно оставить после себя что-то. И другой родины у нас не будет, и судить о нас будут по ней.
ИМЕНА: - Заканчивается наш разговор, хочется спросить: видите ли Вы какой-то позитив? Если видите, то в чем он?
В.В.: - Позитив в переменах. Как бы ни развивались события, но в конце-концов все придет к лучшему.

Покидая бывшую столицу Вознесенской губернии, оставляя за спиной новую красную крышу и густые голубые ели (гуще, чем у кремлевской стены) предприятия нашего гостеприимного хозяина, мне подумалось о том, что фамилия предков Владимира Ивановича, скорее всего, была «Вазиану», а многочисленность носителей указывает на то, что фамилия старая. А если так, то они вполне могут быть потомками тех молдаван и валахов - волонтеров русской армии в русско-турецких войнах, которых приписывали к Бугскому войску, а значит, они уже могли быть и в отряде у Дениса Давыдова под Москвой, и в батальоне Скаражинского в Париже.

ИМЕНА: - Александр Карманов
Фото - Игорь Сахацкий

Обложка журнала №032
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005