Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЯ В СУДОСТРОЕНИИ             

Юрий Макаров — корабел ХХ столетия

7 ноября 2008 года в г.Николаеве был открыт памятник известному корабелу — Юрию Ивановичу Макарову, отдавшему судостроению более сорока лет своей жизни. На гранитном пьедестале выбиты слова: «Видатному кораблебудівнику Юрію Івановичу Макарову - вдячні миколаївці». Авторы памятника известные николаевские скульпторы — Ю.Макушин, И.Макушина, В.Макушин. В торжественном мероприятии приняли участие николаевский городской голова В.Д.Чайка, глава николаевского областного совета Т.В.Демченко, заместитель главы облгосадминистрации В.В.Луста, народный депутат николаевского Украины Н.П.Круглов, депутат областного совета А.В.Садыков, и многие николаевцы, знавшие Ю.И.Макарова, которым довелось работать под его началом.
Представители молодого поколения сегодня задают вопрос: кем был этот человек и почему ему оказана такая честь? Мы постараемся ответить на этот вопрос.
Юрий Иванович Макаров родился 7 сентября 1934 года, в городе Кременчуге Полтавской области. Он рос смышленым, пытливым мальчиком. Отличался от сверстников тягой мастерить и слесарить. Вот что сам Юрий Макаров писал отцу на Сталинградский фронт в 1942 году: «Дорогой Папочка, приезжай скорей, мы сильно скучаем за тобой. Покажу свои самодельные самолеты и револьверы. Видимо, они у меня не так скверны, что одна тетенька предлагала мне молоко за самолет. Я имею топорик, пилку и много др. инструментов».
Наверное, романтика моря, кругосветных путешествий, парусных регат и определила выбор будущей профессии – корабел! В 1958 году Ю.И.Макаров, после окончания Николаевского кораблестроительного института влился в трудовой коллектив флагмана отечественного судостроения – Черноморского судостроительного завода.
На заводе он прошел большой жизненный, профессиональный путь - от помощника мастера, мастера, строителя судов, старшего строителя, заместителя главного конструктора по строительству траулеров до главного инженера. И на каждом этапе профессионального становления он проявлял упорство в достижении поставленных целей, решении сложных инженерных задач, а главное – познавал азбуку жизни, окружал себя единомышленниками, целеустремленными личностями, которые ставили решение государственных задач во главу своей жизни.
Его ревностное отношение к труду, высокий профессионализм были замечены руководством министерства, старшими товарищами на заводе, партийными и советскими руководителями области. Хотя не всех устраивали его несговорчивость, принципиальность и самостоятельность, ведь Ю.И.Макаров никогда не бросался в объятия власти.
Когда в 1979 году генеральный директор ЧСЗ, Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин города Николаева Анатолий Борисович Ганькевич уходил на пенсию, он рекомендовал на должность генерального Юрия Ивановича Макарова. С этого периода началась новая эра развития предприятия, новая страница в жизни его генерального директора. Весь опыт, накопленный на предыдущих должностях, очень пригодился ему на Капитанском мостике. «Мне в жизни повезло, - напишет он в своей книге «Авианосец». – Повезло потому, что я стал директором известного всему миру Черноморского судостроительного завода. Но еще больше повезло потому, что мое директорство по времени совпало с созданием первого советского авианосца».
Доверие, оказанное ему, он с честью оправдал. Под руководством и при непосредственном участии Ю.И.Макарова было построено более 500 гражданских, рыбопромысловых, научно-исследовательских судов, военных кораблей, поражавших всех смелостью инженерной и научной мысли. Среди них – тяжелые авианесущие крейсеры «Минск», «Баку», «Адмирал флота Кузнецов», рыболовецкие траулеры типа «Маяковский», «Пулковский меридиан», научно-исследова­тельские – «Академик Книпович», «Академик Сергей Королев», а также первый военный корабль независимой Украины – «Славутич».
Легко сегодня перечислить наименования кораблей, а чем измерить рабочее напряжение при решении производственных проблем и задач, выполнении депутатских обязанностей, общественных, партийных, порой, не простых поручений, ответственности за судьбы десятков тысяч человек, членов трудового коллектива.
Одним из главных направлений после строительства кораблей была забота о заводчанах, их семьях.
В книге «Авианосец» Юрий Иванович много пишет о больших и малых стройках: «Почему я так много пишу о стройках? Да потому, что все это делалось для наших заводских людей, они заслужили это своим трудом, своей нелегкой работой; что эти стройки будут служить людям десятилетия, а, может быть, и столетия при любом строе, потому что целью своей работы руководителя всегда считал заботу о людях».
Можно вспомнить: микрорайон Намыв, продовольственный магазин «Черноморец», дом отдыха «Судостроитель» в Мисхоре, детский городок «Сказка», больница судостроителей, заводское подсобное хозяйство в Баштанском районе, жилье для пострадавших от аварии на ЧАЭС, база отдыха в Коблево, школы, детские сады, малосемейки, шефская помощь многим совхозам и колхозам, учреждениям здравоохранения и образования. И здесь вся работа была спланирована и настроена на конкретный результат. Мелочей для него не было ни в чем.
Выступая на пленуме ЦК КПУ 23-24 марта 1987 года, Юрий Иванович отмечал: «...Вопрос жилья продолжает оставаться острейшей социальной проблемой. Очередь на квартиры у нас около 4 тыс. семей. Жилье мы строим только хозяйственным способом.
В конце Х пятилетки мы ввели собственный цех крупнопанельного домостроения мощностью 35 тыс. м2 в год. Всю потребность в железобетоне покрываем сами. В XI пятилетке завод построил 130 тыс. м2 жилья. Кроме того, мы строим детские сады, магазины и другие объекты обеспечения быта».
Не случайно Ю.И.Макаров в 1989 году стал лауреатом премии советских профсоюзов «За активное участие в комплексном решении вопросов социального развития». Под его руководством ЧСЗ неоднократно становился победителем всесоюзных, всеукраинских социалистических соревнований, награждался почетными Красными знамёнами.
Много времени на основном производстве Ю.И.Макаров уделял вопросам сокращения тяжелых ручных трудоемких работ, сотрудничеству с учеными институтов АН УССР, внедрению новых передовых научных разработок в производство. Он не только контролировал эти вопросы, но и посильно вносил в их решение свою лепту.
В семье бережно хранятся 5 авторских свидетельств, выданных Ю.И.Макарову Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий. В 1979 году он был награжден Президиумом центрального правления НТО имени академика А.Н.Крылова нагрудным знаком «Лучшему активисту научно-технического общества СССР».
3 декабря 1992 года Ю.И.Макаров был избран академиком Академии инженерных наук Украины.
За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР Юрий Иванович награжден большой и малой золотыми и тремя серебряными медалями ВДНХ СССР. Первый Золотой знак Союза промышленников и предпринимателей Украины был вручен Ю.И.Макарову.
Построенные на заводе научно-исследовательские суда были неоценимыми помощниками для советских ученых, космонавтов в успешном освоении космического пространства. Макаров дружил со многими космонавтами СССР. Как память об этом времени – медаль имени Юрия Гагарина «За активное содействие в развитии экспериментальной базы Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина» и наградной диплом, подписанный начальником Центра подготовки космонавтов, дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Г.Т.Береговым. Он очень ценил еще одну награду – юбилейную медаль имени академика В.Н.Челомея «За участие в космических программах».
Ю.И.Макаров активно занимался подвижнической деятельностью. 30 марта 1982 года он был награжден знаком «Відмінник народної освіти УРСР», 22 февраля 1989 года – Почетной медалью Советского фонда мира.
Большая общественная работа отнимала немало времени в его плотно сжатом и расписанном по минутам трудовом графике. Ю.И.Макаров избирался делегатом XXVI, XXVII и XXVIII cъездов КПСС, на XXVI, XXVII и XXVIII cъездах КПУ избирался членом Центрального Комитета Компартии Украины, он был членом обкома, горкома, райкома партии, членом парткома завода, неоднократно избирался депутатом областного, городского, районного Советов народных депутатов. И всюду, где был Ю.И.Макаров, решались вопросы, давался бой серости, царящей в рядах бюрократии.
Автор статьи держал в руках решение Николаевского областного Совета народных депутатов от 13 февраля 1990 года «Об итогах выполнения плана экономического и социального развития Николаевской области и бюджета за 1989 год и мерах по обеспечению выполнения плана и бюджета на 1990 год». Вот какие записи и пометки на полях этого документа оставил Ю.И.Макаров: «Не отчет, а аппаратные игры. Имитация отчета. Очевидно, это следствие имитации работы.
- Анализа нет. Гласности нет. Как развивались новые экономические отношения на селе – и что это дало?
- За счет чего выполнен розничный товарооборот (кассовый план) при пустых полках?
- Какова же перспектива наращивания производства мяса?
- Никогда штрафными санкциями не поднималась экономика, только поощрениями» и др.
Ему до всего было дело. Он был Государственным человеком.
Не для всех Ю.И.Макаров был «удобным» человеком, потому что не любил подхалимов, людей, страдающих мимикрией, лентяев, болтунов.
Любил слушать правду, и сам не кривил душой.
Уже стало легендой, как решался вопрос о возможности достройки 106-го заказа – авианосца «Варяг» и передаче корабля Российской Федерации. Этот морской исполин готовностью 70 процентов стоял у причальной стенки и ждал приговора о своей дальнейшей судьбе. Для решения вопроса в 1993 году на завод прибыли премьер-министры России и Украины – В.С.Черномырдин и Л.Д.Кучма, председатель Верховной Рады Украины И.С.Плющ, конечно, их окружала большая группа консультантов, помощников, представителей министерств и ведомств.
Шли серьезные дискуссии, каждый хотел себя показать с лучшей стороны. Но когда оба премьера задали Ю.И.Макарову вопрос: «Что нужно заводу, чтобы достроить корабль?», он ответил: «Советский Союз, ЦК, Госплан, ВПК и девять оборонных министерств».
«Все, наконец, поняли, - пишет в своей книге «Авианосец» Ю.И.Макаров, - что достроить корабль в условиях распада страны невозможно. Его могла создать только великая держава, которой не стало. Кучма был недоволен. Черномырдин поблагодарил за объективность».
А ведь можно было «прогнуться», пообещать, мол, постараемся что-то придумать, и так далее. Но не в правилах жизни это было у Ю.И.Макарова.
Помогали переносить тяжелые физические и психологические нагрузки занятия парусным спортом (с 1963 года Ю.И.Макаров – мастер спорта СССР по этому виду спорта, и очень этим гордился) и рыбалка. Но для этого с каждым годом находилось все меньше времени.
По достоинству был оценен труд Ю.И.Макарова. Он был награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР, многими медалями.
7 сентября 1994 года Президент Украины Л.Кучма своим Указом наградил Ю.И.Макарова орденом «За заслуги» III степени (№103) – «За заслуги в развитии отечественного судостроения».
Решением николаевского городского совета №418 от 26 августа 1994 года Ю.И.Макаров стал почетным гражданином города Николаева.
Тяжелая болезнь заставила Юрия Ивановича уйти на заслуженный отдых в 1994 году. Но он не замыкается в себе, ведет активную общественную работу как Почетный гражданин города Николаева, ветеран ЧСЗ. Он приступает к работе над книгой «Авианосец», которая вышла в свет в 1997 году: она посвящена 100-летию четырежды орденоносного Черноморского судостроительного завода, которому он посвятил всю свою жизнь. Автор бережно хранит экземпляр книги с дарственной надписью от Ю.И.Макарова. Сегодня назрела необходимость переиздать книгу Ю.И.Макарова «Авианосец», книгу, которая так необходима как ветеранам, так и подрастающему поколению.
Книга широко раскрывает его характер, внутренний мир, знакомит читателя с выдающимися людьми того времени, с которыми работал, встречался Юрий Иванович. Он ценил и дорожил их дружбой, они отвечали взаимностью.
Но тяжелая болезнь не отступала, несмотря на отчаянную борьбу с ней. 2 июня 2002 года на 68-м году жизни Юрия Ивановича Макарова не стало.
Николаевцы чтят память о своем знаменитом земляке. 22 февраля 2002 года, решением сессии горсовета на Намыве назван сквер в честь основателя этого микрорайона Ю.И.Макарова. Теперь в сквере стоит ему памятник. Решением управления по физической культуре, спорту и туризму облгосадминистрации учрежден переходящий кубок по парусному спорту памяти мастера спорта, Почетного гражданина города Николаева Ю.И.Макарова. Но главным памятником великому корабелу стал сухогруз «Юрий Макаров», построенный на заводе «Дамен Шипярдс Океан». Поднятие украинского флага на сухогрузе, носящем его имя, - это и есть дань памяти нашему знаменитому земляку.

Евгений Горбуров, кандидат исторических наук

Обложка журнала №032
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005