Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

   НАЗЫВАЯ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ      

Праздник самоуничтожения

 

«Прошлое – проект будущего» Академик Д.С.Лихачёв

У меня подрастает сын. Подобный многим родителям, я думаю о его будущем, которое, естественно, неразрывно связано с грядущей судьбой Украины, и теряюсь, не в силах побороть оторопь перед непредсказуемостью нашего прошлого. Это мучительное чувство, когда не знаешь на что ориентировать родное чадо. Когда невозможно представить, какая перспектива ожидает его через десять-двадцать лет. Какие профессии, какие навыки позволят нашим детям жить полноценной и, хорошо бы, благополучной жизнью… Не сомневаюсь, что я не одинок в подобных раздумьях.
Говорят, что будущее отбрасывает длинную тень, прежде чем войти. Пережившим крушение Советского Союза должно быть памятно то тревожное чувство надвигающегося катаклизма, которым на излёте перестройки был пропитан воздух. Оно было очень похоже на то, что испытываем мы сегодня. С той лишь разницей, что тогда основной темой «симфонии перемен» была надежда, теперь же совсем другая музыка.
Если бы меня попросили охарактеризовать современное положение дел в Украине одним словом, я бы выбрал слово «деградация». Оно применимо ко всем без исключения процессам общественной жизни. Оно же наиболее полно описывает морально-психологическую составляющую нашего бытия. Об экономике я даже не говорю. Как же это вышло после лучезарных надежд и неподдельного энтузиазма? И почему процессы упадка не остановлены до сих пор? Почему в обществе не находится сил для изменений к лучшему? Кто или что их забирает? Нам давно пора найти ответы на эти вопросы.

Руина – 2

В апреле текущего года Украина изготовила …3 трактора. Девятнадцать лет назад за то же время выпускалось больше 10 тысяч. В этом нет ничего удивительного, так как с 1990 года доля нашей страны в мировом производстве уменьшилась почти в 5 раз. Ну, это примеры из сферы, так сказать, материального производства. А как обстоят дела с вершинами духа? А вот как. В некогда самой читающей стране мира в 16 районах нет ни одного книжного магазина, а в примерно ещё 40 - по одному или по два. Может быть, на внешнеполитической арене достигнуты заметные успехи? Напротив, ни одна из задекларированных целей не только не достигнута, но, кажется, они ещё более отдалились. Евросоюз уж во всяком случае. Правда, провалы тут же объявляют победами. Как, например проигранный Румынии спор о континентальном шельфе острова Змеиный. Соответственно, авторитет буквально всех институтов государства и власти – ниже всякого плинтуса. А в авангарде этого «парада антипатий» – парламент и президент. Есть ли на постсоветском пространстве другое государство, которое бы достигло более ошеломляющих результатов?
Все страны бывшего Союза стоят перед непростой задачей строительства своего национального дома. И каждая из них озабочена вопросом создания основ государственности. Нет, не тех формально-книжных прописных истин, а реальной и независимой способности государства отвечать на вызовы современности. Совершенно очевидно, что такой основой может быть только культурная, цивилизационная общность, в которой определяющую роль должна играть непротиворечивая система мотиваций и отдельного человека, и социальных групп. Это как в учебниках пишут, а если выражаться проще, то жизнедеятельность, развитие или упадок любого государственного образования целиком и полностью зависят от того, кем чувствует себя (именно чувствует, а не является) гражданин этого государства, к чему он стремится и как эти стремления соответствуют общему благу. Как вырабатывается эта система мотиваций – важный вопрос. Но результат ещё важнее. Так, воспитанное в американцах с младых ногтей почти религиозное отношение к материальному успеху, имеет массу издержек. Тут и крайний индивидуализм, и стрессы, и презрение к неуспешным, но оно же побуждает к предприимчивости, к постоянному поиску. Приучает винить в своих неудачах только себя, держать удар, вставать после нокаута. И кто скажет, что эти качества плохо служат Соединённым Штатам?
Если прав был незабвенный профессор Преображенский, утверждая, что разруха не в сортирах, а в головах, то мы должны, как минимум, предположить, что та «мотивационная машина», которую собирало все эти годы наше государство, не справляется со своей задачей. Уровень доверия, ответственность, соблюдение моральных норм, да и элементарное уважение к человеку находятся на таком низком уровне, что порой это вызывает только удивление.

Невидимая сила

Над каждым человеком надсмотрщика не поставишь. Для интересов общества необходимо, чтобы он действовал по собственному побуждению. Опыт мировой, да и отечественной истории свидетельствует, что люди глубоко в чём-либо убеждённые, преодолевали такие препятствия и невзгоды, какие никогда бы не осилили подневольные работники или просто наёмники. Но для этого нужен набор высших ценностей, который превращает нерешительного, робкого человека в отважного героя, ленивого созерцателя – в одержимого фанатика. Но будь то философская доктрина или религиозное учение - этот набор сверхценностей сходится в одной точке. В достоинстве человека. В стремлении жить достойной жизнью, внушающей уважение другим, и позволяющей человеку уважать самого себя. Именно ради этого добиваются свободы, наживают состояния, поднимаются на Эверест. И по этой же причине затеваются революции и войны. Вся история нашей страны – это отчаянная тоска по достоинству и обида на нашедших его, но не передавших остальным.
Невидимая сила, которая заставляет человека поступать определённым образом на основании одного только примера или логичного умозаключения, без приказа или принуждения, называется «идеология». В идеале любая идеология - это путь к обретению этого самого достоинства. В реальности дело обстоит более сложным образом, поскольку везде, где присутствует человек, присутствуют и его небескорыстные желания и неизбежные заблуждения. Великий немецкий философ Фридрих Ницше указал четыре источника заблуждений: принятие следствия за причину, принятие причины за следствие, ложную причинность и свободу воли. Человек свободен в своём выборе и несвободен в своих пристрастиях. Поэтому может предпочесть льстящий самолюбию обман горькой и неприятной правде. Парадокс, однако, в том, что ложь, в которую поверили многие, становится как бы правдой и имеет свойство воплощаться в жизнь. Тому в истории - несчесть числа примеров. Но истиной ещё никому не удавалось пренебрегать безнаказанно. Рано или поздно, но последует столкновение с реальностью. Вопрос лишь в степени болезненности.
Идеологические конструкции, в отличие от обычаев и традиций, всегда имеют коллектив авторов. И возникают они не на голом месте, а как ответ на какую-то потребность общества. После крушения Советского Союза возникший идеологический вакуум просуществовал недолго, хотя его последствия ощущаются до сих пор. Общественная потребность в объединяющей и всёобъясняющей идее, в каком-то векторе движения, нашла своё выражение в мобилизации этничности, которую при поверхностном взгляде можно спутать с национализмом. На деле же это всего лишь объединение вокруг всем понятного и близкого флага без всякого политического предпочтения. Тогда как национализм есть именно политическая практика, исходящая из приоритета интересов собственной нации. Просто одного без другого не бывает. В Украине на основе этнической мобилизации и политических проектов, ведущих свою родословную со времён УНР, возникли и оформились в качестве государственной идеологии несколько разновидностей украинского этнического национализма. Эти течения не смогли стать ни по-настоящему господствующими, ни приобрести общегражданскую форму. Этническая мобилизация не в состоянии учитывать многонациональный характер государства, хотя ментально присущая нашему народу толерантность не позволила развиться таким трагическим сценариям, как в Закавказье. Однако все государственные и общественно-политические телодвижения украинской державы с рождения и до наших дней произошли под непосредственным идейным руководством откровенного национализма.

Собственноручная жертва

Сразу оговорюсь: в национализме как таковом я вселенского зла не усматриваю. Что может быть плохого в стремлении отстаивать интересы своей страны и своей нации? Вопрос лишь в том, что считать нацией, и, что национальным интересом. Ведь для одного человека «украинец» - это просто гражданин Украины, а для другого – второе издание Степана Бандеры. Так же и с интересами.
Деятели национал-патриотического направления любят сетовать на то, что власть на берегах Днепра недостаточно украинская. Хотя, куда как украинским был незабвенный господин Ивченко, который в марте 2005, года, приехав в Москву с переводчиком, развалил сверхвыгодный для Украины газовый договор Кучмы-Черномырдина и «хутко зник у невідомому напрямку» на четыре месяца. В результате мы получили первую газовую войну. А уж какой украинский у нас президент! Как он органично смотрится в вышиванке во главе траурной процессии по случаю очередных «роковин»… Нет, панове, ответственность той или иной идеологии за состояние дел в государстве определяется не вышивкой на сорочке вельможного лица, а тем, какие идейные постулаты воплощает государственная политика. И тут вам не отвертеться. Чьи идеологемы представляют Украину бывшей колонией, часть территории которой нуждается в обратной украинской реколонизации? Для кого это крайне важно иметь собственную государственную церковь? Кто это стремится стать частью Запада через безграничный вассалитет перед Америкой, который, вроде как, должен получить вознаграждение в виде приглашения в структуры «цивилизованного мира»? И кто это превращает собственную страну в объект временного использования? Неужели проклятые «комуняки» и «донецкие бандиты», а не руки, «которые ничего не крали»? Сказано: бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться. Это по вашей милости Украина за годы независимости не построила ничего, кроме церквей и нефтепровода «Одесса – Броды», одержав очередную блестящую победу над здравым смыслом. А развалила даже то, что казалось и развалить-то невозможно – украинское село. Но это далеко не главный вред, нанесенный Украине под заклинания о великой любви к ней.
С самого начала, а с приходом к власти Виктора Ющенко особенно настойчиво, внедряется в общественное сознание мессидж о постоянных страданиях, обидах и притеснениях, которые несут украинскому народу разнообразные чужаки, и, в основном, сами знаете кто. Трагические страницы истории объясняются не противоречиями развития страны, не кровавой борьбой идейных течений, в которых украинцы принимали непосредственное участие, а исключительно внешним влиянием. Официальные лица и официальные медиа соревнуются в живописании ужасов, порой попадая впросак из-за элементарного невежества. То учреждённый в 1934 году НКВД уже в 1933 окружает украинские сёла, то фотографии Голодомора оказываются родом из штата Арканзас. Складывается впечатление, что для профессиональных патриотов во власти, чем больше трупов, тем лучше. Да и о современных реалиях порой можно услышать мнение, что, дескать, Украина до сих пор оккупирована. В качестве аргумента выдвигается факт очевидного упадка «украиномовной» печати и то, что даже явно антироссийские издания вынуждены хотя бы часть материалов печатать по-русски. И как-то в голову не приходит господам и дамам, что при либеральном капитализме, которому они верно служат, всё на свете имеет цену. Украинство тоже.
Апофеозом этого праздника самоуничижения стала, без сомнения, передача 5 канала, посвященная Дню Победы. Вопрос, заданный в прямом эфире: «Украина - победительница в войне или её жертва?» расставил все точки над «і». Якобы почти семьдесят процентов респондентов ответили, что «таки да – жертва». При этом участники передачи, изображая дискуссию, несли полную ахинею в оправдание такого «вердикта». Украина-де не может считаться победительницей, так как в отличие от Российской Федерации не получила в ходе войны территориальных приобретений (?!). А как же земли Волыни и Галиции, присоединённые в 1939 году? А Северная Буковина и Южная Бессарабия, приобретенные в 1940? А откуда и как в состав Украины уже в 1945 году попало Закарпатье? Впрочем, умение считаться с фактами никогда не было сильной стороной отечественных ура-патриотов. Гораздо существеннее, что творцы этих «могучих схем» откровенно навязывают родной стране виктимизацию и, похоже, даже не задумываются о последствиях.

Не ведая, что творят

«Виктимизация» – это научный термин (от латинского «viktima»- жертва), описывающий процесс превращения человека или группы людей в жертву преступления. Этот сложный и опасный социальный феномен даже породил науку «виктимологию». Она утверждает, что осознание себя жертвой оказывает на субъекта разрушающее воздействие. Усвоенная и закреплённая на основании такого опыта психология, приводит к так называемому девиантному поведению. Человек, испытывая стресс, становится либо замкнутым и пассивным, либо немотивированно агрессивным по отношению к другим, часто посторонним, но непременно более слабым людям. Группа людей с такой психологией не пытается изменить сложившиеся обстоятельства, а пытается подстроиться под них.
Благодаря фундаментальности подхода американцев к науке и распространённости явления среди американских негров, о виктимизации написаны горы литературы. Желающие могут ознакомиться. От себя лишь добавлю, что, осознав себя жертвой, человек может испытывать боль, гнев, желание отомстить всему миру, но не способен испытывать самоуважение. А теперь вопрос: зачем такую психологию прививают украинскому народу?
Из приведенных примеров, а также некоторых высказываний деятелей, претендующих на ведущую роль в государственном строительстве можно сделать вывод, что родной истеблишмент полагает украинскую нацию далёкой от окончательного формирования. Самостоятельно додумавшись или, скорее всего, по совету «знающих людей» они поняли, что для создания нации на определённой идеологической платформе общности языка, происхождения и культуры совершенно недостаточно. Необходимо, чтобы в сознание людей были привнесены некие общие сильные эмоциональные переживания. А что может быть эмоционально сильнее, чем всенародные победы и всенародные несчастья? Однако проблема заключается в том, что наибольшие победы украинского народа проецируются на гораздо большую общность, выходящую далеко за пределы страны. Это становится неприемлемым в рамках концепции «Украина России даже не родственница». Отсюда нападки на День Победы и высказывание одного из верховных иерархов греко-католической церкви: «Голодомор – це націотворчій фактор». И, таким образом, собственными остаются только поражения.
Человек есть то, что он о себе думает. Самостоятельный и достойный человек немыслим без самоуважения, которое, в свою очередь, всегда основано на пусть не грандиозных, но собственных дотижениях. Слова: «я это могу, я это преодолел, я этого достиг» - краеугольные камни для человеческой личности. То же самое можно сказать и о народе. Без психологии победы нет и не может быть никакого движения вперёд. По большому счёту, не может быть даже развитого инстинкта самосохранения. Зачем бороться, если невозможно или затруднительно ответить на вопрос: «во имя чего?». Зато приемлемым, чуть ли не желательным становится управление со стороны более успешных и в себе уверенных. Не к этому ли нас готовят, сами того не сознавая, «батьки націі»?

Текст: Александр Карманов.

Обложка журнала №033
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005