Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

            ИМЯ В ОБРАЗОВАНИИ              

Валерий Мельниченко,

начальник управления образования и науки Николаевской областной государственной администрации:

«Счастье - во взаимопонимании»

Мельниченко Валерий Владимирович
Депутат Николаевского областного совета, Заслуженный работник народного образования Украины, Отличник образования Украины, кандидат педагогических наук, профессор, председатель совета областной организации товарищества «Знание», автор более 30 научных трудов, среди которых — монографии, методические рекомендации, учебники.

За всеми заслуженными званиями и почетными обязанностями прежде всего стоит человек, со своими чувствами, взглядами, принципами, со всем тем, что помогает жить и созидать. При этом Валерий Владимирович считает, что секрет полной и насыщенной жизни невероятно прост.
ИМЕНА: Валерий Владимирович, какие самые яркие воспоминания Вы вынесли из детства, и почему?
В.М.:
Я считаю, что любые воспоминания не могут быть неяркими, потому что это детство. Для меня все приятно вспоминать: и школу, и учебу, и семейные посиделки. Очень любил отцовские рассказы о жизни, не только о войне. В информационном отношении мы тогда были ограничены, поэтому книги читали вслух. Собиралась вся семья и соседи. Это было такое семейное единение, которое невозможно забыть. Отец был примером во всем. Его слово — закон. По большому счету, он был первым учителем. И даже в мыслях не было поступить вопреки его наставлениям. Однажды он четко сказал: «Не дай Бог, принесешь в дом какую-нибудь найденную вещь. Вот топор — руку сразу отсеку». Я даже не сомневался, что так и будет. Он учил, как сдачи давать, как речку переплыть. У отца было всего семь классов образования, он не был профессором, но сумел весь свой багаж мудрости передать нам, своим детям. Конечно, можно долго вспоминать и пионерскую жизнь, и комсомольскую, и зарождение первых КВНов, но вот первым почему-то вспоминается семейное воспитание. Может, потому что жизнь и поведение родителей было наглядным примером. Мы жили бедно, отец-инвалид, мама работала телефонисткой, но не это нас заставляло работать на летних каникулах, получая за труд копейки, просто для нас это было так же естественно, как дышать. Это было престижно.
ИМЕНА: У Вас семья большая — четверо детей. Как Вы выстраивали свои отношения с детьми? Кто занимался наказанием, кто поощрением?
В.М.:
У нас с женой нет распределения, кто и чем должен заниматься, все делаем сообща. Я и купал детей, и стирал, и фотографировал, особенно, старшую дочку, которой в этом году уже исполнится тридцать шесть лет. Вспоминаю, что без меня дети не засыпали, обязательно от меня ждали сказку или какую-то историю. Был случай, когда всем семейством меня провожали на поезд, и проводница удивилась: «Первый раз вижу, чтобы дочка за папой плакала». А в целом, всё, что я делал, то и они со мной делали. Когда сына дождались, то с ним и рыбалка, и охота, и ремонт машины. Сейчас у старшей уже трое детей, вторая ждет третьего ребенка. И хотя мы далеко друг от друга, но когда связываемся, они сами вспоминают: а ты нам вот так говорил, а ты нас вот этому учил! Я и сам помню, когда приходили и жаловались на ссору с товарищами, учил их разбираться и решать такие вопросы самостоятельно, а сам стоял и наблюдал, как они справятся с ситуацией. Определенного шаблона в воспитании, конечно, не было. Да и как он может быть, если дети разные. Старшая - Оксана, например, стойко переносила наказание, а младшая - Катя и минуты в углу не могла простоять – сразу просила прощения. А что касается наказания, то с нынешней позиции, я бы сейчас не наказывал. Возможно, я стал сентиментальнее, но и раньше к наказанию ремнем никогда не прибегал, хотя сам в детстве от отца получал. Как-то сын пришел, на нем лица не было – велосипед украли, а я еще и накричал на него. Теперь думаю: зачем? Ну и Бог с ним, с тем велосипедом. И все же, наблюдая за тем, как ребенок переживал, мы ему на день рождения купили новый. Так сколько было радости! Вот о чем приятно вспоминать. Но, наверное, чрезмерное усердие в наказании присуще всем молодым родителям: ими руководит чувство самоутверждения. Сейчас уже дочери просят повлиять на внуков. К ним уже другой подход – через поощрение. Был приятный момент, когда приехал к ним в гости в Германию и пошел с внуками в магазин, их интересовали конструкторы «Лего» и я разрешил выбирать любые. Даже продавцу это было в диковинку, потому что там принято только к рождеству делать такие подарки. А внук (это уже дочка потом рассказала) восхищенно заявил: «Вот это у тебя отец!!!». Я давно заметил, что поощрением можно добиться намного большего - дети стараются соответствовать возложенным на них надеждам. Это раньше считалось, что критика – меч, который лечит наносимые им раны. Но есть и другая мудрость: похвала растит человека, и иногда заставляет творить чудеса. При таком подходе дети не будут расти закомплексованными, и их не надо постоянно сравнивать с кем-то. Я знаю, что в младшей школе дети часто слышат нарекания за то, что не укладываются в якобы положенное время для прочтения текста. Это же ремеслуха какая-то. А где же интонация и выразительное чтение? Нужен разумный подход. В ребенке надо поддерживать и развивать то, что заложено природой. Дочь Валерия сегодня аспирантка и даже нас поражает своим интеллектом - в 23 года занимается наукой.
ИМЕНА: Валерий Владимирович, с Вашей точки зрения, что вернее, когда человек строит свою судьбу, или, когда судьба руководит человеком?
В.М.:
Это что-то на грани фатализма, здесь не может быть лишнего объективизма и субъективизма. Вот, например, есть у человека мечта и есть цель. Мечта редко сбывается, а цель можно перед собой поставить и выполнить. Я считаю, и хочу, и думаю, что человек должен влиять не только на ход событий, но и на судьбу. В противном случае, зачем тогда жить: просто ждать конца света или что судьба принесет? Хотя влиять на события – дело не простое, но кто из нас не мечтал пусть даже о небольших подвигах, или кто не пробовал писать стихи? А это как раз и говорит о бескрайних возможностях человека. Да и вообще, только неудовлетворенный человек может быть полезным обществу. Я не имею ввиду нигилистов, которых не устраивает все, но и на большее они не способны. Я говорю о том, что неудовлетворенность подстегивает к поиску. Знаете, когда мы были в студенческих стройотрядах на Целине, там часто повторялось: «Целина – это жизнь без бантиков. Иностранное слово «романтика» здесь звучит, как работа, работа, работа до седьмого пота». А чтобы развить свое поле деятельности, ничего лучшего, чем труд никто не придумал. Каждый хочет иметь больше возможностей, а для этого нужен профессионализм. Надо быть не над людьми, а рядом с ними, только на шаг впереди в каких-то знаниях, умениях. Какое бы я имел моральное право собирать директоров школ, руководителей вузов, начальников районных отделов управления образования, если бы сам не прошел все ступени: учитель вечерней и дневной школы, директор внешкольного учебного заведения, директор профессионально-технического учебного заведения, в вузе – замдекана, начальник методического отдела, первый проректор. Как в ином случае можно было бы руководить другими? У меня есть любимая поговорка: «Знаете, почему я не подрабатываю на каникулах стоматологом? Потому что выучился учителем!». В каждом деле ценится профессионализм. Нельзя не заниматься наукой в том деле, которому себя посвятил. Другое, что у нас общество делится на две категории: одни знают, как надо лечить, другие - как учить и воспитывать, хотя на самом деле специалистами ни в той, ни в другой области не являются. Человек не может быть дилетантом и руководить. Для профессионала нужна научная почва. Это не только к педагогам имеет отношение. Возьмем руководителей и менеджеров. Многие отождествляют эти понятия. Но у меня есть одна из теоретических разработок, изложенная в кандидатской диссертации, в монографии, которая доказывает разницу управления менеджмента и руководителя. Если руководитель – это управление от планирования до контроля всех нормативных законов, то менеджмент отличает одно – конечный результат – это прибыль. Раньше директор школы был лучшим учителем, а сегодня – это менеджер, который должен позаботиться о том, чтобы его учреждение выстояло в социально-экономическом понимании, при этом, не рассчитывая только на госбюджет. Поэтому, возвращаясь к началу, подчеркну, что человек должен управлять судьбой, а для этого ему нужна только работа над собой, специализация и профессионализм.
ИМЕНА: Вы затронули тему мечты и цели, поэтому мне вспомнился старый советский фильм «Королева бензоколонки», где героиня на вопрос: «Вы изменили мечте?», ответила: «Нет, я просто изменила мечту». Вам приходилось менять мечту?
В.М.:
У меня так складывалось, что я никогда не жалел о том, что чего-то не достиг. Возможно, это оттого, что я всегда реально смотрел на свои возможности. Я знал, что в космос не полечу, я мечтал быть учителем, иметь научное звание, стать руководителем. Тяжело ли было? Да. Рядом были примеры, когда товарищи только с институтской скамьи сразу становились директорами школ. У меня не было стремительного взлета. Я прошел и армию, и, если по комсомольской линии, то прежде чем стать первым секретарем райкома комсомола, я два года работал вторым секретарем, потом два года учился в Высшей партийной школе, и только потом меня избрали первым секретарем. Также и с должностью начальника управления образования. У моих предшественников Журецкого, Захарченко, которых я очень уважаю, был путь короче, у меня длиннее. Вот пример с диссертацией: сначала разработал модель управления, ввел ее в жизнь, через пять лет сделал срез, проанализировал. Короткого пути в этом нет. Но в этом комплексе сложностей и путях их преодоления и заключается жизнь. Просто я никогда не ставил перед собой неосуществимых целей, наверное, поэтому мне и не приходилось менять курс.
ИМЕНА: А путь развития личности, как Вы считаете, должен быть тернистым, или, наоборот, личность лучше развивается в мягком климате и теплой обстановке?
В.М.:
Вы знаете, как правило, то, что легко достается, то и быстро теряется. Но пожелать кому-то тернистого пути тоже не хотелось бы. Если человек трудится и достигает успехов, благодаря своему упорному труду, возможно, это и можно было бы назвать тернистым путем. Но не хотелось бы, чтобы цель достигалась через какие бы то ни было потери. Вот сейчас у некоторых появилась блажь, наверное, от безделья, избирать туристические маршруты, пролегающие через застенки с возможностью провести несколько дней в заключении. Им хочется ощутить всплеск адреналина. Разве это закалит характер? Все равно ведь тех чувств, которые ощущают заключенные, им не пережить, да и не приведи Господи это почувствовать. Поэтому важно то, что дается и познается в труде. Легко может быть только в лотерее. И то, из практики известно, что от тех свалившихся миллионов через год уже ничего не остается. Ну, как может человек обрести навыки, умения и профессионализм без упорства, без труда. Сейчас мой сын Владимир заканчивает третий курс Национального университета строительства и архитектуры. При поступлении ему надо было сдавать черчение, а предмета такого в школе уже нет, поэтому ему пришлось изучать черчение на курсах (ездить на занятия в Киев) и с репетиром. Он с этим справился. К тому же я его предупредил, что рассчитывать на то, чтобы подъезжать, как некоторые, на собственном автомобиле к университету сейчас не стоит, но если ты станешь первоклассным специалистом в своей сфере, то тебя оценят и тогда появятся и автомобиль, и квартира, и многое другое. Лекций по этому поводу не читал, просто привел ему пример из своей жизни. Да, такой путь не может быть не тернистым, но тем он и ценен.
ИМЕНА: Исходя из собственного жизненного опыта, скажите, какие правила и принципы Вы усвоили?
В.М.:
О! Об этом можно целую книгу написать. Но на первое место я бы поставил честность. Это я усвоил с детства и этого же требовал от детей: что бы ни произошло, главное, расскажи об этом честно. Такими мне хочется видеть и своих друзей, и коллег, потому что на честности базируется надежность. Следующее: мы всегда должны помнить добро - не то, которое мы совершаем, а то, которое делают нам. Это говорит об открытости души, об искренности, о бескорыстии. В этом отношении меня до сих пор поражает патриотизм солдат во времена Великой Отечественной войны, когда они бросались с гранатами под танки или закрывали собой амбразуры дзотов. Они же не задумывались над тем, что кто-то им поставит это в заслугу или как-то оценит. Это высшая категория мужества. И об этом надо помнить, потому что это делалось для нас. Отсюда следующий тезис: мы должны не наследить, а оставить след на земле и в делах, и в детях. Еще нас должна будоражить память. Память о родителях, одноклассниках, первых наставниках – обо всех, с кем сводила жизнь, потому что из этого она и соткана.
ИМЕНА: Валерий Владимирович, как бы Вы продолжили фразу: счастье – это…?
В.М.(смеется):
Как в фильме «Доживем до понедельника» - это, когда тебя понимают. На самом деле, я считаю, что счастье - во взаимопонимании. Разве может быть успешной работа без взаимопонимания? Нет. Может быть любовь без него? Тоже нет. А семья будет крепкой без взаимопонимания? Снова нет. А взаимопонимание не так-то и легко найти. Мы с женой его нашли, поэтому я его и считаю счастьем, причем, не сиюминутной вспышкой, а долгим, как жизнь. И если взаимопонимание будет у нас в семье, на работе, и в стране, так мы будем все счастливыми. Вот еще одна простая формула.

Текст: Наталья Тофан
Фото из личного архива героя публикации

Обложка журнала №033
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005