Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЯ СОБСТВЕННОЕ             

Источник энергии Бориса Соркина

Основа жизни - земля, основа цивилизации - знания, приводная сила цивилизации - энергия. Особенно в наши дни, когда каждое десятилетие удваивается объем накопленных человечеством знаний, а традиционные источники энергии совершенно очевидным образом истощаются. Без современной энергетики невозможно устойчивое развитие государства, и требование современности к энергетике - высокая степень совершенства. Меж тем, состояние основных фондов украинских предприятий и инфраструктуры, и, в том числе, генерирующих объектов и распределительных сетей электроэнергетической отрасли, отличается крайней изношенностью - местами предельной. Почти два десятилетия хронического недофинансирования сделали свое дело. Но не все еще потеряно. Кроме, так сказать, «железа» есть еще интеллектуальный потенциал, желание и умение работать. Есть предприятия, переломившие тенденцию упадка, есть успехи и достижения. В числе таких предприятий - Энергоснабжающая Компания «Николаевоблэнерго», которая смогла за сравнительно небольшой отрезок времени существенно улучшить свое техническое и финансовое положение, внедрить новые технологии. Об этом мы беседуем с руководителем компании, Борисом Владиславовичем Соркиным в его кабинете, под картой Николаевской области, расчерченной линиями, изображающими электросети.
ИМЕНА: - Не могли бы Вы рассказать нашим читателям в доступной форме, что собою представляет «Николаев­облэнерго»?
Б.С.:
- Людям с образным мышлением, наверное, нетрудно будет представить клубок ниток, из которых бабушки вяжут внукам носки и свитера. В основании клубка, конечно же, кабельные линии, которые сверху перекрываются воздушными, а общая их длина приближается к 30 тысячам километров - и все это перемежается «чужими» линиями - транспорта, связи, различных компьютерных систем, интернета. Я увлекаюсь фотографией и мне недавно довелось увидеть снимок разрытых коммуникаций на перекрестке в Нью-Йорке. Больше всего это мне напомнило препарированный организм - то же переплетение сосудов, сухожилий, нервов. И вот к такому состоянию мы быстро приближаемся. Притом, что все эти коммуникации разновозрастные, принадлежат разным организациям, характер и уровень их эксплуатации совершенно различны, а координация их совместного использования отсутствует.
ИМЕНА: - Используют их по-разному разные хозяйства...
Б.С.:
- Вы заметили, что в последнее время в развитии техники и коммуникаций наметился разрыв? Техника развивается быстрее. А заглянешь под землю - там и канализация, и тепло, и водопроводные трубы...
ИМЕНА: - Но в Вашем ведении не только сети.
Б.С.:
- Да, сети сами по себе мертвый продукт. Есть еще и свыше 3 600 человек, которые управляют этим хозяйством
ИМЕНА: - Вы - распределяющая компания, получаете энергию от электростанций и, так сказать, раздаете потребителям - промышленным и бытовым. Что имеет больший вес - промышленность или население?
Б.С.:
- Можно рассматривать два сектора работы. По количеству потребителей бытовой сектор намного превышает промышленный. Бытовых потребителей в области 484 тысячи, тогда как промышленных объектов и объектов, приравненных к промышленным - менее 15 тысяч. По объему потребляемой энергии картина иная. Бытовой сектор потребляет до 35% электроэнергии и промышленный - примерно такое же количество. Остальное количество распределяется между бюджетом, сельским хозяйством, коммунхозом и прочими мелкими потребителями. В этом, кстати, одна из причин неравномерной загрузки компании. Например, в Запорожской области доля бытового сектора не превышает 5-10%. Согласитесь, по сравнению с нашей областью, это большая разница.
ИМЕНА: Что можно сказать о тарифной политике в электроэнергетике.
Б.С.
: - До 2005 года розничные тарифы на электроэнергию для потребителей (кроме населения) формировались для каждой области с учетом затрат энергоснабжающей компании и объемов потребления электроэнергии в области. В результате, уровень тарифов в промышленных регионах был на 50-70% ниже, чем в аграрных областях, что создавало неравные условия для развития регионов, для ведения бизнеса.
Куда пойдет инвестор, желающий развивать производство или строительный бизнес? Естественно, туда, где ниже тариф. Таким образом, была искусственно создана концентрация промышленности вокруг сырьевых баз и зон на территориях, где действовали низкие тарифы, а затем и перекос в системе энергопотребления.
В 2005 году Национальной Комиссией регулирования электроэнергетики Украины было принято очень прогрессивное и очень актуальное Постановление о постепенном переходе на единые розничные тарифы на всей территории Украины. Понимая и ощущая несовершенство действовавшей тарифной политики я был в числе тех, кто инициировал, а потом поддерживал такое решение. И сегодня совершенно ясно, что оно себя полностью оправдало. С января 2007 года все потребители Украины получают электроэнергию по единым тарифам, которые с ноября 2008 года остаются неизменными. А разработанный механизм регулирования - система дотаций и корректировок позволяет всем компаниям работать в равных экономических условиях.
ИМЕНА: - Наверное, в масштабах страны это было совершенно правильно. Даже удивительно, как до этого не додумались раньше? Ведь от этого зависит наша с Вами жизнь.
Б.С.:
- Сегодня мы уже работаем над новой программой, которая в конечном своем итоге должна существенно снизить тариф для потребителя. Фактически, работаем уже около года.
ИМЕНА: - В чем ее суть?
Б.С.:
- Я пытаюсь достучаться до всех потребителей с тем, чтобы они форсировали применение электроотопления и, особенно, аккумулятивного электроотопления. Чего мы при этом достигаем? График фактического энергопотребления имеет вот такой вид (рисует синусоиду).
ИМЕНА: - Ну, это типичная картина - максимум потребления днем и минимум ночью.
Б.С.:
- Совершенно верно. Существует более десятка постановлений правительства, разработан и реализуется ряд организационных и технических мероприятий, направленных на существенное выравнивание данного графика с небольшими отклонениями в часы пиковых нагрузок, когда цена вырабатываемой електроенергии в несколько раз выше средних базисных значений. Такое преобразование возможно осуществить за счет мобилизации работы атомных станций и значительного снижения пикового потребления.
ИМЕНА: - Как возникает такая неравномерность?
Б.С.:
- А это так называемая плата за маневренность. Генерирующий агрегат реально работает в пиковой нагрузке около 2-х часов, все остальное время он либо выводится на сниженные параметры мощности, либо расхолаживается, а все расходы по его эксплуатации относятся на стоимость выработанной электроэнергии в течение двух часов. Поэтому, развивая электроотопление, снижая пиковое потребление, мы тем самым работаем на снижение стоимости электроэнергии, а значит и отпускного тарифа для потребителей, т.к. стоимость электроэнергии в структуре тарифа составляет 85%.
ИМЕНА: - Национальная задача получается.
Б.С.:
- Вы правильно говорите, при этом, именно областная энергетическая компания должна быть той «иглой», которая будет «инфицировать» потребителя для действий в правильном направлении. Возникает как бы парадокс: продавая электроэнергию, мы, казалось бы, должны быть заинтересованы в увеличении тарифов, насколько это возможно, мы же на самом деле стремимся к их снижению. И тут все просто. Мы - тарифная компания. Методика формирования тарифа предполагает отношение совокупных расходов предприятия к объему потребленной энергии. Чем больше потребление, тем ниже тариф. При этом, затраты остаются неизменными. Выстраивается цепочка взаимной выгоды. Надо сказать, что это настолько непривычно, что где бы я ни выступал с предложением данной программы, всегда чувствуется сомнение.
ИМЕНА: - Ну, наш человек ведь к этому приучен! А если еще и не понимает, что происходит, то испытывает острый дискомфорт. И вообще, то, с чем сталкивается обычный рядовой человек во внешнем мире, воспринимается им как нечто враждебное, чему надо активно сопротивляться.
Б.С.:
- Я в этом усматриваю не только интерфейсную задачу, но и проблему внутреннего оживления коллектива. Как указывал известный экономист Ицхак Адизес: «Установленные процедуры формируют привычку. Привычка формирует форму, а форма формирует косность». Так вот, я эту косность постоянно пытаюсь сломать, для этого стараюсь вносить какие-то инновации организационного, технического плана. У нас, знаете ли, сложилась принципиальная скважность, и я с некоторого времени страшно не люблю узких специалистов. Тех людей, которые говорят: я должен действовать согласно должностной инструкции по форме один-два-три, а уже форма четыре-пять-шесть меня не интересует. Поэтому мы стали широко применять тактику горизонтальных перемещений внутри служб, между филиалами, внутри различных структурных подразделений. И это сразу высветило ряд узких мест и упущенных возможностей. Мы тут же принялись их устранять апробированными методами и получили положительный результат.
ИМЕНА: - Ну, это все-таки внутренние дела компании, а давайте вернемся к делам внешним. С кем легче работать: с предприятиями или населением?
Б.С.: (задумавшись)
- Проще ответить: да, с предприятиями. Но это только на первый взгляд. На самом деле, предприятия имеют гораздо больше средств воздействия на процесс электроснабжения для решения собственных задач, чем население. Так как стоимость электроэнергии существенным образом формирует себестоимость продукции предприятия, это для них важный вопрос. И вот начинаются «особые отношения» с инспектором, который занимается этим предприятием, с вовлечением его в различные схемы, что приводит к существенным потерям электроэнергии . В 2004 году убытки от сверхнормативных потерь составили 72 млн. грн., а в 2005г. - 50 млн.. В то время было заметно стремление многих построить себе маленький прибыльный бизнес: за консультацию, за выполненную на стороне работу, какую-то бумажку... Я где-то вычитал квинтэссенцию этого процесса: собака может вынести двух блох, но не вынесет 150, она начинает сохнуть. Поэтому мы поставили себе задачу доведения этих «блох» до минимума. И, надо сказать, у нас многое получилось.
ИМЕНА: - Вы говорите о программе экспансии электроотопления, даже аккумулятивного отопления. Уверен, что 98% потребителей об этом никогда не слышали. В тоже время на предприятиях, наверняка, есть информированные люди, инженеры... Что вообще это такое?
Б.С.:
- Мы уже провели ряд мероприятий, пропагандирующих электроотопление с аккумулированием теплоносителя. На базе нашего предприятия проведена конференция с участием николаевских вузов. где распространено более 2500 флаеров с нашими предложениями. Так как ряд предложенных мероприятий мы внедрили у себя в различных филиалах, то аргументацию строили на основе полученного опыта. В Баштанском филиале оборудовано электроотопление - установлены теплоаккумулирующая емкость, трехзонный счетчик, реле времени, установленное на часы минимума потребления. Экономия составила 33 тыс. кВт.час. - треть энергозатрат производственной базы филиала. Считаю, что это прекрасный результат. Следующий проект, примененный в Жовтневом филиале, относится к категории нетрадиционных. Предприятие, занимающееся электроснабжением, отказалось от использования электроэнергии на отопление производственной базы. Мы годами обрезаем ветки деревьев, которые вросли в линии электропередач, что является нашей обязанностью. Платили за утилизацию мусора, увеличивали объемы свалок. В прошлом году мы развернули этот поток древесины на склад, поставили дробилку, установили два котла, работающих на щепе. В этом году будем иметь экономию порядка 300 тыс. кВт.час. электроэнергии на этом новом-старом топливе. В этом есть и социальный аспект. Нас наказывают за отсутствие необходимого количества рабочих мест для инвалидов. Учитывая специфику нашей деятельности, на основных работах невозможно применять труд таких людей, а обслуживать отопительные котлы - пожалуйста. Людям - заработок, нам - отсутствие штрафов. Имеем жалобы на то, что трудно людям разобраться во всех бюрократических процедурах, особенно в филиалах. Решили ввести должности администратора, которую предлагаем инвалидам. Это работники, которые хорошо знают структуру предприятия, порядок действий в тех или иных случаях и в любой момент готовы дать необходимую консультацию. А в Снигиревке, на входе в филиал, оборудовано специальное рабочее место для инвалида-колясочника, который выполняет работу администратора. Таким образом создано дополнительно двадцать рабочих мест для инвалидов, решена определенная организационная и социальная проблема. И все эти меры я считаю составляющими определенного антикризисного плана. Сейчас много говорят об антикризисных мерах, но мало кто что-то конкретное делает. Я же могу назвать с десяток наших мероприятий, которые вполне могут считаться таковыми. Опять сошлюсь на того же Ицхака Адизеса, который говорил: «Прибыль не есть наша цель, она - результат хорошего менеджмента». Этот лозунг я бы советовал всем руководителям иметь на своем рабочем месте. В этом есть даже психологический момент. Я дал указание изменить название отдела, который назывался «Отделом по работе с бытовыми потребителями» на «Службу оказания сервисных услуг населению». Понимаете? Не нужно работать с людьми, а нужно качественно и в срок предоставлять потребителю услуги. Иначе, и имидж формируется соответствующий.
ИМЕНА: - Обидно быть «бытовым потребителем».
Б.С.:
- Другой момент. Люди жалуются на очереди и другие неудобства при оплате за электроэнергию. Мы объявили: уважаемые наши клиенты, вы можете рассчитываться за электроэнергию один раз в год. Спрогнозируйте, это не трудно, свое потребление на год, подпишите Дополнительное соглашение к Договору на поставку электронергии, один раз заплатите и не стойте в очереди каждый месяц. В конце года к вам придут и сделают сверку и перерасчет. Думает народ, подозревает, что где-то его «разводят». Наверное, тут мы не дорабатываем, слабо разъясняем, или же просто косность мышления.
ИМЕНА: - Ну, с этим трудно бороться. Человек по натуре консервативен, особенно наш многократно обманутый человек.
Б.С.:
- Я понимаю. Но от того, что, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад, я не прекращу на своем пути засыпать ямы и поправлять мостовую.
ИМЕНА: - Значит, мы пришли к выводу, что дело в слабой информированности населения. Не следует ли в таком случае подключать, скажем, государственные структуры и общественные организации для пропаганды социально значимого дела? Ведь Вы по сути дела выполняете социальную функцию.
Б.С.:
- Мы действительно являемся социально ориентированной компанией. Наша умелая или неумелая работа способна как снять социальное напряжение, так и обострить его. И мы сознаем свою ответственность. Но мы ограничены в средствах для проведения традиционной рекламной кампании, поэтому используем любую площадку для пропаганды наших идей. В госадминистрациях и советах различных уровней всем нашим руководителям вменено в обязанность информировать чиновников и депутатов обо всех новациях компании.
ИМЕНА: - Тогда такой вопрос: а если то, о чем мы сейчас говорим, отнести к категории социальной рекламы?
Б.С.:
- Мы обращались к руководству с таким предложением, но поддержки оно не нашло. Возможно, следует эту мысль реанимировать. Не скрою, что, используя свое положение, везде, где могу, я стараюсь донести мысль о необходимости увеличения потребления электроэнергии.
Меня спрашивают: а стоит ли переходить на электроотопление? Я отвечаю: за последнее время цена на газ выросла в 4 раза, а цена на электроэнергию только вдвое. А с введением дифференцированных тарифов, цена на электроэнергию, отпускаемую в ночное время, составляет от установленной всего лишь 25% для потребителей - юридических лиц, 40% - для населения. Так стоит переходить?
ИМЕНА: - Говоря о социальной значимости работы компании, мы не должны забывать и государственные интересы. Исходя из того, что обеспеченность Украины электроэнергией находится в гораздо лучшем положении, чем тем же газом, то не кажется ли Вам, что государственные усилия по диверсификации энергосбережения в этом аспекте, ведутся уж слишком робко?
Б.С.:
- Согласен, более того, программу, о которой мы говорим, а она содержит два сектора - энергосбережение внутри компании и пропаганда роста электропотребления среди населения, я направил в Министерство топлива и энергетики, в НАК «Энергетическая компания Украины» и в Национальную комиссию регулирования электроэнергетики Украины. Я предложил в инвестиционных планах компаний ввести дополнительный раздел - «энергосбережение», а источником финансирования определить те средства, которые компания сэкономит в рамках программы, но отклика на эти обращения не получил.
ИМЕНА: - Почему?
Б.С.:
- Источником такого отношения я считаю укоренившийся подход - это мелочь. Мы тут, дескать, миллионы теряем, а вы нам говорите о десятках или сотнях тысяч.
ИМЕНА: - А может быть, не «теряем», а «крадем»? Может, потому не интересно, что украсть нечего?
Б.С.:
- Я не хочу заостряться на этом вопросе, поскольку не люблю заглядывать за чужой забор. Но, образно говоря: если река не течет, то, скорее всего, на дне лежат камни. Если аккумулятивное электроотопление годами не развивается, то значит есть какие-то преграды. Мы, кстати, на своем уровне стали эти преграды устранять. Нам говорят: для установки трехзонного счетчика слишком сложна бюрократическая процедура. Я своим приказом упростил ее до предела. Более того, стоимость программирования счетчика определена в одну гривню и стоимость установки также в одну гривню, с реструктуризацией оплаты тела счетчика - до шести месяцев. И пытаюсь доказать вышестоящим органам, что это выгодно. Мы получаем постоянного клиента, и якобы утерянная прибыль вернется через увеличенный объем потребления электроэнергии, потребитель получает дешевую электроэнергию, а энергосистема - перераспределение нагрузок. Так кто же тогда проиграет? Но косность... Я предлагал даже установить на год ночной тариф не в 25%, а... в одну копейку. Это стало бы стимулом и сигналом для энергосбережения, для внедрения тех технологий, которые сейчас практически отсутствуют.
ИМЕНА: - Если бы в Вашей власти была возможность осуществить любое изменение в украинской энергетике, то что бы Вы сделали?
Б.С.:
- Не буду опускаться до уровня конкретных решений, скажу образно: я бы сконцентрировался на устранении тех камней, которые не дают течь естественным рекам. На разборе организационных, технических и бюрократических завалов. Я бы постарался внушить коллегам, что аристотелева логика «или - или» уже устарела, что сегодня востребована логика «и-и». Следует руководствоваться простой экономической целесообразностью. Нам говорят, что если установлено газовое отопление, то нельзя развивать электрическое. Я говорю - неверно! Кстати, нами получено и соответствующее разъяснение. Я направил несколько писем в Министерство с предложением разрешить потребителям иметь и обычный счетчик, и трехзонный, чтобы потребитель убедился, что обычный счетчик ему просто не нужен.
ИМЕНА: - Объясните, что такое трехзонный счетчик?
Б.С.:
- На сегодняшний день продолжительность суток разделена на три тарифные зоны: зона «пик», зона «полупик» и зона «ночная». Для населения стоимость электроэнергии в зоне «пик» - 1,5 номинала, в зоне «полупик» - 1,0 и в ночной - 0,4. Для промышленности: «пик» - 1,8, «полупик» - 1,02 и в ночной - 0,25 номинала. А учитывать потребляемую по зонам суток электроэнергию позволяет трехзонный счетчик. Это прогрессивнейшая система, которая стимулирует перераспределение нагрузок, причем, чисто экономическими методами.
ИМЕНА: - И много потребителей перешли на трехзонные счетчики?
Б.С.:
- Ну, если учесть, что в нашей области 200 МВт еще ночью «гуляет», то недостаточно. Есть технологические и социальные проблемы. Если в советское время люди работали и во вторую, и даже в третью смену, теперь этого нет. А есть вещи, которые иначе, чем глупостью, не назовешь. Раздается крик: в селах нет воды, дорогое водоснабжение. Я выступаю на сессии облсовета и говорю: «Хотите дешевую воду? Для этого вам нужно установить трехзонный счетчик стоимостью три тысячи гривен и оборудовать емкости, куда ночью будет закачиваться вода, которая днем самотеком поступит к потребителям. Стоимость воды уменьшится в несколько раз, как минимум, вдвое. Думаете, много хозяйств на это пошло? Ничтожное количество. А вот в Мексике 90% населения наполняют в ночное время баки, установленные на крышах домов, а днем пользуются. Следующий вопрос - в Италии почти на каждом доме установлен солнечный коллектор, а в Николаеве он стоит, наверное, у одного Соркина. Когда меня спрашивают, что это там блестит, я объясняю, что не только сэкономил немалое количество газа и ресурс колонки, но и моюсь не перепуганной огнем водой, а нагретой солнечной энергией и черпаю из нее бодрость и здоровье. Слава Богу, уже человек двадцать, и не только из нашей области, так же «заразились».
ИМЕНА: - Это уже из области не Бог весть каких, но все же высоких технологий. А теперь давайте поговорим о грустном. Об изношенности основных фондов, о предаварийном состоянии сетей...
Б.С.:
- Разворачивая кампанию, о которой мы сейчас говорим, я вижу свою задачу, прежде всего, в том, чтобы дать предприятию средства, необходимые для реконструкции. Если не будет роста потребления, не будет и поступления денежных средств для инноваций. Энергосбережение - также для этих целей. Применяя утепление фасадов, теплоотражающую пленку, черные баки для душей по всем филиалам, котлы на щепе и аккумулирующие тепло емкости, мы сэкономили без малого миллион, а это четыре вышки, десять трансформаторных подстанций, два километра линий и так далее, и так далее.
ИМЕНА: - Это впечатляет. Но у нас любое дело, чтобы оно не заглохло, нужно усиленно «пихать». Где энергию берете?
Б.С.
: - Во-первых, регулярно прикасаюсь спиной к дубу, тут недалеко, на Обсерваторной, растет двухсотлетний дуб (смеется) Ну, это ради шутки. А если серьезно, то когда ты видишь, что предприятие, которое длительное время несло убытки, становится прибыльным, что зарплата работников за четыре года выросла в два раза, что приобретено более 50 транспортных средств, 15 новых вышек, проложено 100 километров кабельных линий, когда исчезли проблемы с запасными частями и расходными материалами, то невольно заряжаешься оптимизмом и энергией для новых дел.
ИМЕНА: - Бывают два типа руководства: демократический и авторитарный. И необязательно первый лучше второго. Все дело в исполнении. Так кто Вы: демократ или тиран и деспот?
Б.С.:
- Все познается в сравнении. Когда я работал в Жовтневом филиале, мне дали за глаза довольно обидное прозвище из-за моей жесткости. Но я благодарен Богу, что он мне посылает помощников, которые нужны и востребованы на каждом конкретном жизненном этапе. Потом уже, придя сюда, я понял, что моей жесткости абсолютно недостаточно для того, чтобы раскрутить такой огромный маховик. Наверное, я взмолился, и Бог услышал, потому что послал мне команду, которая с успехом дополнила те качества менеджмента, которых не хватило мне. Вообще-то, тот же Ицхак Адизас делит руководителей на четыре категории. Я, например, по натуре, скорее, интегратор.
ИМЕНА: - Вы допускаете влияние на себя?
Б.С.:
- Я верю в Бога. И считаю, что Божьи заповеди - отличное руководство. Моя жена уже много лет занимается фэн-шуй и иногда дает мне рекомендации согласно этому учению. И я с удовольствием следую ее рекомендациям. А почему нет? Почему бы не послушать совет, за которым четырехтысячелетний опыт древней цивилизации. И когда меня спрашивают: это помогает? Я отвечаю: я сам тому живой пример. Начинал мастером, а теперь уже пять лет руковожу такой мощной организацией.
ИМЕНА: - Каждый, начиная большое дело, составляет для себя образ желаемого будущего. Как Вы представляете себе этот образ?
Б.С.:
- В прошлом, в период ломки, перестройки психологии, расчистки завалов для движения вперед, думается, у многих был повод для негативного отношения ко мне… Поэтому я бы хотел пожелать себе больше конструктивной созидательной работы. Я греюсь душой, когда мы сдаем новую линию или подстанцию, я испытываю подъем, когда мы занимаемся каким-то новым проектом, тем же энергосбережением. Хочется соревноваться с коллегами не в том, кто больше раздал выговоров и уволил нерадивых работников, а в том, кто добился большей эффективности, кто больше поощрил, кто больше людей отправил отдыхать на Майорку, в конце концов!
ИМЕНА: - Желаем, чтобы это будущее для Вас исполнилось. И последний вопрос задайте себе сами. Чтобы Вы хотели еще сказать, а мы Вас не спросили?
Б.С.
: - Знаете, я бы хотел сказать об одном принципе, которому стараюсь следовать. Если вы заметили, в приемной размещены портреты всех прежних руководителей компании. Так вот, я считаю, что все наши проблемы уйдут в прошлое, когда мы будем уважительно относится к прошлому, учитывать как положительный так и отрицательный опыт предшественников.
Формирование в коллективе атмосферы творческого, созидательного процесса - это движение вперед. «Если ты не будешь искать - другие найдут».

ИМЕНА: - Александр Карманов

Обложка журнала №035
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005