Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

             ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ             

Алексей Баталов, народный артист СССР:
«Сейчас непонятно, чем зажигают звезду»

ИМЕНА:: - Конечно, зрители знают и помнят фильмы с Вашим участием. Но сейчас Вы занимаетесь преподавательской деятельностью и совсем не снимаетесь, а нам очень хотелось бы видеть Вас на экране…

А.Б.: - Я уже почти 30 лет работаю во ВГИКе. Это конечно тоже связано с кинематографией, но что касается съёмок – я уже очень давно не снимаюсь.

ИМЕНА:: - Многие актёры Вашего поколения говорят, что не тот нынче кинематограф, не те роли, не те сюжеты. Как Вы смотрите на то, что происходит в современном кинематографе?

А.Б.: - А вот Вы не актриса, и Вы как считаете, тот сейчас кинематограф или не тот?

ИМЕНА:: - Он разный. И много не того, конечно.

А.Б.: - Знаете, если бы он был тот же самый, мы бы жили с Вами в другом десятилетии. Сейчас всё другое. И это правильно, так и должно быть.

ИМЕНА:: - Но для Вас это другое со знаком плюс или со знаком минус?

А.Б.: - Я думаю, что хорошие произведения создаются во все времена, независимо от того, какая нынче погода. Всё равно ведь Пушкин остаётся Пушкиным. Просто поменьше появляется на экранах фильмов. Правильно, потому что у всех людей телевизоры. И я не пойду в кинотеатр, лучше буду дома смотреть. Изменилось время, а люди… Они тоже, конечно, меняются. Но если уж кто-то что-то делает, то так, как он это может.

ИМЕНА:: - Алексей Владимирович, а что из своей творческой биографии Вы вспоминаете с особым теплом? Какая роль Вам особенно дорога?

А.Б.: - Ой, я так мало наснимался (смеётся), меньше своих учеников. Они меня уже давно догнали и перегнали. Я мало снимался, так что на каждую картину есть у меня отдельный поклон. Мне довелось работать с великими людьми, признанными теперь уже, когда их нет, во всём мире. Я снимался у самого первого, самого великого оператора Москвина, потом Бог меня свёл с Русевским, потом - это Иосиф Ефимович Хейфиц, Михаил Ильич Ромм.

ИМЕНА:: - Сегодня Вы уже тоже не только великий актёр, вы преподаватель, учитель. Всегда для учителя Важно, какими будут его ученики. Кем Вы гордитесь? Какие имена Вы можете назвать?

А.Б.: - Знаете, я не буду их называть, это не выгодно.

ИМЕНА:: - Почему?

А.Б.: - Ребятам не выгодно, дай Бог им удачи. Они же ещё молодые. Поэтому так вот выставлять… Нет, это потом. Всё-таки «цыплят по осени считают». Актёра надо понять, что он успел сделать. Он сегодня не успел, завтра не успел, послезавтра вдруг выясняется, кто это был на самом деле.

ИМЕНА:: - Но кто-то есть, кто уже успел? Вы говорили, что некоторые уже наснимались больше Вашего.

А.Б.: - Сейчас огромное количество сериалов, они снимаются, конечно, ребята работают очень много. Но ведь этого мало. Многие прекрасно работают и в театре. И это, конечно, самое главное. А во сколько картин попасть… В нашем деле числом трудно взять (улыбается).

ИМЕНА:: - А как Вы считаете, сегодня сериалы – это хорошая школа для актёра, или это та работа, которая, может быть, несколько притупляет актёрское мастерство? Или это то, что несколько раньше зажигает звезду. Снялся – и всё, звезда сериала. Но является ли это проявлением таланта, настоящего актёрского мастерства?

А.Б.: - Сейчас непонятно, чем зажигают звезду. Потому что одна девочка играет, что она укусила бабушку, другая - убила ребёнка, третья - продала, четвёртая - голая, пятая - изнасиловала кого-то, и так далее. Это же всё никакого отношения к актёрству не имеет. Это совсем на другом уровне. А, по-настоящему говоря, конечно, когда появляются какие-то возможности и роли, - это очень важно. Важно, что видят люди. Это самое главное. И такого шанса появиться сразу, какой даёт сегодня телевидение, у нас никогда не было.

ИМЕНА:: - А какую свою роль Вы считаете такой звёздной? Когда появился актёр Баталов? Когда Вы почувствовали себя знаменитым?

А.Б.: - Нет, нет, нет, этого я не почувствовал. Но, например, для меня очень дорог фильм «Летят журавли», потому что там я встретился с Русевским. Правительство тогда как раз находилось в Крыму, и оно сразу решило, что это очень вредный фильм.

ИМЕНА:: - «Летят журавли»? Чем же мотивировали?

А.Б.: - А Вы не догадываетесь? Что Вы?! Он ушёл на фронт. «Идёт война народная…» (напевает). А она взяла и вышла замуж за другого, изменила ему. И что Вы скажете?

ИМЕНА:: - Не по-советски, да?

А.Б.: - Конечно, уже в ЦК Вас не возьмут. Нет.

ИМЕНА:: - Но её-то ЦК, наверное, меньше всего волновало.

А.Б.: - А они это сразу и заметили, что вместо того, чтобы рассказать о роли женщины в войне, кстати говоря, действительно, совсем не маленькой и очень драматической, вот такую вдруг выбрали героиню. И для них был неожиданным невероятный успех картины. Её попросили французы и дали высшую награду Каннского фестиваля. После чего фильм «Летят журавли» пошёл в прокат за границей. И тогда они вдогонку сказали, что, конечно, это правильно. Не сознаваясь в том, что вначале эту картину даже не хотели массово печатать, то есть, количество копий должно было быть минимальным. Так, Христа ради, выпустили.

ИМЕНА:: - А «Москва слезам не верит»? Этот фильм ведь тоже получил мировое признание, премию «Оскар» – награду американской киноакадемии. В связи с этим не было проб­лем у фильма?

А.Б.: - Ну, как Вам сказать? Представьте себе, что настолько это было неожиданно, что главного режиссёра Владимира Меньшова и главную героиню даже не пустили получать премию. Сказали, что это всё абсолютная провокация, ничего не дадут никогда в жизни. Вот такое было время.

ИМЕНА:: - «Москва слезам не верит» многими воспринимается, как фильм, можно сказать, знаковый. А для Вас он выделяется в ряду других ваших картин?

А.Б.: - Как же не выделяется, если я с тех пор не снимаюсь, а Вы до сих пор помните? Это совершенно невероятно.

ИМЕНА:: - Неужели Вы с тех пор не снимаетесь? Нам кажется, что мы Вас видим.

А.Б.: - Нет, не снимался.

ИМЕНА:: - А почему?

А.Б.: - А мне не всё нравится то, что сейчас снимается. Это, во-первых. А, во-вторых, надо всё-таки делать то, что ты на самом деле умеешь, а не просто высовывать своё лицо. Надо, чтобы интересно было.

ИМЕНА:: - Алексей Владимирович, Вы из актёрской семьи. И известно, что у вас дома бывала Анна Ахматова. Вы помните эти встречи, какое на Вас произвела впечатление Анна Андреевна?

А.Б.: - Анна Андреевна всегда, когда приезжала в Москву, останавливалась у нас. А когда я начал сниматься в Ленинграде, то зарплата у меня была такая, что я не мог жить в гостинице, потому что тогда я должен был бы не обедать. Просто никаких актёрских денег на всё это не хватало. И жил я у Анны Андреевны Ахматовой. И в квартире этой, кроме нас, никого не было. Я приходил со съёмок, на кухне мы ужинали. И это прекраснейшие, счастливейшие дни. Потому что такого человека только Бог может послать. Анна Андреевна была абсолютно несгибаемой и мужественнее многих мужиков, которых я знал. Был такой случай. Она сидела за обеденным столом, и ей стало плохо. Она извинилась, встала и тихонько ушла в свою комнату, а мама вызвала скорую помощь. Когда врач её посмотрел, он выбежал к нам и спросил: «Она кричала?! Как она выдержала?!» А она не произнесла ни одного звука, ни одного слова, просто вышла и тихонечко легла. Вот такой это был человек.

ИМЕНА:: - Алексей Владимирович, преподавая во ВГИКе, общаясь с молодёжью, какого Вы о ней мнения? Чего сегодняшние студенты, молодые актёры ждут от своей профессии, к чему они стремятся? Чему Вы их учите?

А.Б.: - Я их учу, честно говоря, ремеслу. Я думаю, что это самое главное. И учу тому, чему меня учили. Я стараюсь просто, сколь могу, отдать им то, что знаю.

ИМЕНА:: - Часто кажется, что для творческой профессии, в первую очередь, нужен талант. И, наверное, нигде на Западе нет такой традиции актёрских вузов, где профессии учат по пять, а то и больше, лет. Насколько, действительно, нужна такая школа? Тем более, если есть талант?

А.Б.: - Школа, действительно, может быть разной, но она нужна. Вот всем молодым людям известно, недавно умер Майкл Джексон. Вообразите себе, какая за его плечами стоит школа! Никому это не приходит в голову, кажется, он таким родился, такой и есть. А, например, лунному шагу, когда он идёт назад, - это Марсель Марсо его научил. Но только для того, чтобы его сделать, надо было быть Джексоном, вцепиться в Марсо и заниматься, так по крупицам собирать всё, что есть интересного.

ИМЕНА: - Ирина Заика
Фото: Ирина Заика

Обложка журнала №036
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005