Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

            ИМЯ В СУДОСТРОЕНИИ              

Дмитрий Мордовенко:
«Наша победа вполне заслужена»

Вокруг ситуации на ГАХК «Черноморский судостроительный завод» – одном из крупнейших предприятий кораблестроения Украины – всегда хватало слухов и кривотолков. Особенно их число выросло после получения заводом крупного госзаказа в конце прошлого года. «Имена» решили выяснить, как обстоят дела в реальности, и пообщались с генеральным директором предприятия Дмитрием Мордовенко.

ИМЕНА: - Дмитрий Николаевич, расскажите о развитии предприятия, и есть ли у него перспективы вернуть себе былую славу флагмана отечественного кораблестроения?

Д.М.: - Уже очевидно, что дела у завода идут на поправку, после затянувшегося периода восстановления, связанного со сменой собственника и кризисными явлениями в промышленности страны. Недавно ЧСЗ выиграл конкурс Министерства обороны на постройку серии военных кораблей класса «корвет» для отечественных военно-морских сил - новость, которая обошла все украинские СМИ и, несомненно, вызвала гордость горожан. Я уверен, что работа по этому проекту станет новой вехой в истории завода и города Николаева, обозначающей наш выход из затянувшегося кризиса.

ИМЕНА: - На какой стадии находится процесс постройки корвета?

Д.М.: - Проект находится на этапе организационно-технической подготовки производства. Уже разработан график строительства, поставок оборудования и специальных изделий, в том числе, вооружения.

В настоящее время проходит процесс консультаций с поставщиками. Это довольно длительный переговорный процесс, так как всего нужно заключить более 40 контрактов, причем, не только с украинскими, но и с иностранными компаниями. А это накладывает дополнительную ответственность на договорную работу, так, возникают сложности в связи с организацией поставок из-за рубежа. Только после заключения всех контрактов может начаться непосредственная работа по корвету. Торжественная закладка корабля состоится в ближайшие месяцы, на это событие мы пригласим всех, кого беспокоит будущее украинского кораблестроения, в том числе, и политиков высшего эшелона. Думаю, что это событие станет знаковым для Украины. Ведь за годы независимости в нашей стране построили всего несколько военных кораблей. Кстати, именно на ЧСЗ был построен первый украинский боевой корабль «Славутич».

ИМЕНА: - Как Вы реагируете на заявления некоторых других судозаводов о готовности оспаривать решение Минобороны о передаче Вам заказа на строительство корветов?

Д.М.: - Честно говоря, мы никак на это не реагируем и стараемся не комментировать заявления, исходящие от других предприятий. Придя на должность генерального директора завода в прошлом году, я заявил, что мы наиболее подготовлены к участию в этом конкурсе и заинтересованы в победе. Прошло время – и вот результат. Наша победа вполне заслужена, и специалисты отрасли поддерживают выбор в пользу ЧСЗ. У наших соперников по конкурсу нет таких возможностей, которыми обладает ЧСЗ.

Только наш завод из всех претендентов прошел по всем девятнадцати критериям оценки Минобороны. В Министерстве высоко оценили наш уникальный «Проектно-конструкторский центр» со штатом более ста инженеров-проектировщиков, который был субподрядчиком Николаевского казенного предприятия «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» в проектировании корвета. Несомненно, огромную роль сыграл крытый эллинг завода с возможностью поточно-позиционного производства. Ведь эллинг изначально создавался под государственный оборонный заказ, для строительства подводных лодок, между прочим, сходных по размерам с будущим корветом. Потом на этом же производственном участке строились рыболовецкие траулеры. Свою роль сыграли и другие преимущества завода, такие, как расположение разработчика и исполнителя проекта в одном городе - Николаеве, что означает серьезную экономию средств на транспортировке, командировках и других расходах..

ИМЕНА: - Конкуренты часто подчёркивают негосударственный характер собственности завода. Что Вы на это скажете?

Д.М.: - В нашем обществе существует стереотип, что военный корабль нужно строить на государственном заводе. Но, во-первых, государство, к сожалению, не всегда эффективный хозяин, что мы и наблюдаем в Николаеве на полностью государственном заводе «им. 61-го Коммунара». Во-вторых, государство имеет долю собственности в ГАХК «ЧСЗ». И Фонд госимущества является членом наблюдательного совета предприятия, а значит, государство держит руку на пульсе жизни завода и наблюдает за каждым шагом менеджмента.

ИМЕНА: - Какова в реальности ситуация с государственным финансированием строительства корвета?

Д.М.: - Мы уже получили от государства первый транш в размере 1,2 миллиона гривен. Надеемся увидеть финансирование этого строительства в Госбюджете 2010 года.

ИМЕНА: - Как Вы оцениваете обстановку на предприятии в связи с получением этого заказа?

Д.М.: - Такое впечатление, что обстановка меняется буквально на глазах. Одно наше участие в конкурсе стало предметом постоянных разговоров среди работников предприятия и в их семьях. А уж когда в цехах узнали, что мы будем опять строить военные корабли, гордости и радости корабелов не было предела. Само ожидание выполнения такого ответственного задания мотивирует людей с энтузиазмом приходить на работу. А что будет после закладки корабля - я и представить не могу!

ИМЕНА: - А кроме заказа на «корветы», чем сегодня живёт завод?

Д.М.: - На сегодняшний день у нас в работе один новострой – контейнеровоз для голландской компании «Damen Shipyards Bergum». Он строится на поточно-позиционном производстве, именно там, где будет заложен корвет. Мы уже произвели окончательную окраску, перевели судно на третью позицию и готовим его к спуску.

Кроме того, у нас заключен договор с Преображенской базой тралового флота России, в соответствии с которым мы ведем работу по достройке больших морозильных рыболовецких траулеров. Это будут полнокомплектные суда - уже получено все необходимое оборудование. В мае мы совместно с электромонтажным предприятием «Эра» примем электропитание на ГРЩ (главные распределительные щиты) и начнем швартовные испытания.

По судоремонту везде ситуация не самая благоприятная – сказывается экономический кризис. Тем не менее, у нас в ремонте находится несколько судов. В частности, мы заканчиваем работы по сухогрузу «Волго-Балт-242» для судоходной компании «Concord Shipbuildіng Corp» (Белиз), ремонтируем суда для других компаний.

Большой объем работ мы выполняем совместно с нашим постоянным партнером – компанией «Порт-сервис». В рамках этого сотрудничества строится несамоходная баржа для компании Blue Marine (Великобритания), ведущей разведку нефти на шельфе Каспийского моря. Первое судно этой серии мы спустили в ноябре прошлого года. Второй заказ формируется уже на поточно-позиционной линии, и будет спускаться через док. Так что можно смело утверждать, что на ЧСЗ обстановка лучше, чем на других украинских судостроительных заводах.

Также сейчас у нас в проработке еще около 20 заказов по судоремонтным работам и 7 заказов по судостроению на 2010 год.

ИМЕНА: - Самое важное, что есть на предприятии – его сотрудники. Иногда Ваши недоброжелатели сетуют, дескать, уже нет тех специалистов, которые могут строить корабли, утеряна кораблестроительная школа… Что Вы на это скажете?

Д.М.: - Чтобы обоснованно говорить об этом, нужно работать на заводе и знать ситуацию изнутри. Те, кто действительно владеет информацией и в курсе дел предприятия, не сомневаются в способностях наших специалистов. Сейчас на заводе трудятся более 2000 человек. Штат полностью укомплектован, в том числе, основными производственными работниками - судосборщиками, сварщиками. Кроме того, как Вы наверняка слышали, недавно мы подписали договор о сотрудничестве с Национальным университетом кораблестроения имени адмирала Макарова. Этот вуз обеспечит подготовку высококвалифицированных молодых специалистов, завод сможет предоставить им возможность практики по специальности, а в дальнейшем – высокооплачиваемые рабочие места. Нам крайне важно, чтобы квалифицированные специалисты, которых готовит наш партнер, находились в тесном контакте с производством и уже с третьих курсов приобщались к ритму и требованиям завода. Я уверен, что тесная интеграция производства и науки сегодня как никогда нужна и заводу, и университету, и Украине в целом. Поэтому мы и возродили активное сотрудничество с крупнейшим техническим вузом Украины.

Руководящий состав также отлично справляется со своими обязанностями. Хочется отметить прекрасную работу назначенного в конце 2009 г. директором по производству Валерия Калашникова, теперь к его должности добавилась и ответственность исполнительного директора. Я уверен, что Валерий Николаевич выполнит поставленную задачу и обеспечит эффективное взаимодействие между производственными подразде­лениями, проектно-конструкторскими службами и службами главного инженера. Добавлю, что мы продолжаем оптимизировать структуру управления производством в лучших традициях кораблестроения.

ИМЕНА: - Дмитрий Николаевич, недавно Вы посетили презентацию четвёртого издания книги «Авианосец», вышедшую из-под пера бывшего директора завода Юрия Макарова, и буквально через несколько дней решили поддержать готовящееся пятое издание. Чем вас так «зацепила» эта книга?

Д.М.: - Когда меня пригласили в Национальный Университет Кораблестроения им. Макарова на презентацию, я, конечно, понимал важность мероприятия и представлял себе, как это будет. Но я увидел нечто большее, чем просто очередное литературное событие. Я увидел полный зал в университете, горящие глаза студентов, которых именно эта книга подвигла встать на корабельную стезю. Я увидел и лица тех, кто работал с Юрием Ивановичем бок о бок на производстве. Этот человек был одним из инициаторов развития судостроения в СССР. Ему принадлежат пять авторских свидетельств, выданных Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий. Это человек-легенда и, прежде всего, он легенда Черноморского завода. Поэтому я решил, что будет правильным поддержать такое хорошее начинание, как переиздание книги «Авианосец». Ведь даже сегодня, приходя работать на завод, молодые специалисты читают этот труд, чтобы глубже понимать сами принципы, и, если хотите, философию кораблестроения. Я уверен, что эта книга будет полезна всем николаевцам, независимо от рода занятий, и горжусь, что предприятие будет иметь непосредственное отношение к её переизданию. Ведь «Авианосец» - не только своего рода мемуары Юрия Макарова, но и летопись завода.

Кроме того, думаю, переиздание книги будет актуально ещё и в преддверии 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне. Ведь завод гордится 17-ю Героями Советского Союза. И сегодня в совете ветеранов завода активно работают 170 участников боевых действий, 435 участников трудового фронта.

ИМЕНА: - Спасибо за обстоятельное интервью.

Редакция журнала благодарит пресс-службу ГАХК «ЧСЗ» за предоставленный материал

Обложка журнала №037
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005