Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

            НАЗЫВАЯ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ             

«Если хочешь нажить врагов, попробуй что-нибудь изменить»*

Реквием в стиле «шансон»

Снимите шляпы, обнажите головы, а, впрочем, можете и не обнажать, «вынос тела» и «погребение» уже давно свершилось. Более ста дней назад. Закончился вполне закономерный период отечественной истории как бы это не печалило одних, и не радовало других. Закономерным было и само это явление, получившее пафосное название «оранжевая революция». Украина обрела независимость во многом благодаря наивной убежденности большинства ее граждан в том, что, сбросив с себя «империю», она сделает невиданный шаг вперед и быстро станет вровень с самыми передовыми странами мира. Но произошло совершенно иное. Последовал обвал буквально всех составляющих общественной жизни, невиданный в мирное время. В течение десятилетия ВВП страны сократился до 40%. Прекратили существование целые отрасли. Частичная и полная безработица достигла четверти населения, но фактически была экспортирована - уехало на заработки за рубеж от 4 до 6 миллионов человек. Удар по культуре был не меньшим. Объем книгопечатания упал в несколько раз. К концу девяностых годов в Украине появились целые районы без единого книжного магазина и впервые за шестьдесят лет функционально неграмотные взрослые люди. Несбывшиеся надежды породили демографический кризис. Вместо умеренного роста населения восьмидесятых, Украина вошла в период быстрого вымирания. При сохранении рождаемости на уровне 1990 года нашу страну должны были бы теперь населять 56 млн. человек, а по документам населяют 45,8 млн. Реально - еще меньше, ведь несколько миллионов наших граждан постоянно живут за границей и вряд ли скоро вернутся назад. Немыслимого уровня достигла социальная дифференциация - разница в доходах между десятью процентами самых богатых и самых бедных превысила в Украине тридцатикратный барьер, при том, что десятикратная разница уже является разрушительной для общества. Стало ясно, что страна стремительно деградирует, и кто-то за это должен нести ответственность. Этим «кто-то» стала власть, к этому времени окончательно ставшая на путь обслуживания весьма узкого круга, паразитирующего на советском наследии предпринимателей. Об этом приходится напоминать, потому что теперь даже верные адепты «оранжевой» идеи не могут вспоминать тот период без некоторого чувства неловкости. Приходится также вспомнить и об еще одном мифе, до сих пор бытующем в некоторых головах. Это миф о том, что Украина получила независимость, а власть в ней осталась «окупаційна». А вот когда придет настоящая «українська влада», все сразу наладится. А в качестве «земли обетованной», куда эта «влада» поведет Украину, подразумевался Евросоюз, который якобы «спит и видит», как мы с криком «Геть від Москви!» падаем ему в объятия. В таких условиях появление «мессии» было только вопросом времени. Его имя могло быть и не Виктор Ющенко, а любого другого политика, кто поднял бы на знамя упомянутый миф, пообещал перемены и добыл какое-то количество денег. Но у мифов есть одно скверное качество. Миф непобедим, когда он является недостижимым идеалом. А вот когда его берутся воплощать в жизнь сельские бухгалтеры...
Повторим: «оранжевый проект», конечно, был одним из инструментов для закрепления интересов Запада на постсоветском пространстве, иначе он не получил бы финансовой, организационной и дипломатической поддержки. Но корни его сугубо постсоветские, местные, как и причины крушения. Они вполне объективны. Напротив, такое явление как Виктор Федорович Янукович - более чем субъективно. Ошельмованный как фальсификатор выборов внутри и вне страны «премьер из завгаров», не только не канул в политическую Лету, но в течение всего периода «оранжевой» власти никому не позволил усомниться в своем оппозиционном лидерстве. В конце-концов выиграл выборы почти с таким же результатом, который пять лет назад сочли сфальсифицированным. Более того, всего через сто дней после вступления в должность он представил Украину в политическом смысле как совершенно другую страну. Кто еще не надел шляпы, может их надеть.

Вечер на рейде

Конечно, наибольший вклад в победу Януковича внесли факторы также вполне объективные: наличие в стране двух политических наций и стремление людей выбирать «свое» зло вместо «чужого» добра, катастрофическое падение доверия народа к институтам государства и мировой финансовый кризис, больно ударивший по Украине. Но до этих «благоприятных» условий еще нужно было дожить. Янукович дожил. К тому же, он не дал появиться на своем политическом фланге ни одному сколько-нибудь заметному конкуренту. У противников все было с точностью до наоборот. Вся молодая поросль «европейского выбора» дружно «ломанулась» в лидеры, давя друг друга. А как говорил Бонапарт: «Один плохой генерал лучше, чем два хороших». Этот угар демократии вместе с перебоями поставок газа и мировой рецессией окончательно добили цивилизаторские потуги Запада относительно постсоветского пространства и к вящему неудовольствию Юлии Тимошенко признание президентства Януковича «мировым сообществом» последовало незамедлительно и повсеместно. Оппозиция постаралась (и даже перестаралась), до хруста в позвонках отворачивая голову от внушающей ей отвращение фигуры «проффесора». Но это была работа только на собственный электорат, на внешнем же рейде - Виктор Федорович Янукович - законный глава украинского государства без малейшего изъяна. В отличие от, скажем, большого друга Украины Михаила Саакашвили. Который после устроенного им «кровопускания», хотя и сохранил свою власть, но перестал быть «рукоподаваемым». Более того, после заявлений Януковича о стратегическом выборе Украины в достижении членства в Евросоюзе и отказа от членства в НАТО, по западным столицам явственно пронесся вздох облегчения. Харьковский «пакт Медведева-Януковича» также ни в малейшей степени не встревожил ни Брюссель, ни Страсбург. «Проклятые капиталисты» превосходно информированы, что Украина, некогда бывшая «мастерской Советского Союза», и производившая в 1990 году ВВП на душу населения на 10 % больше среднемировых значений, теперь производит на 30% меньше, являясь по сути, страной третьего мира. Подтянуть нас до приемлемого уровня за обозримый исторический срок без триллионных вливаний совершенно нереально. А обстановка сейчас такова, что не только триллионов, но и десяток-другой миллиардов получить в долг очень непросто. В тяжелом, почти преддефолтном состоянии находятся практически все страны «молодой» Европы, за исключением Польши, и немногим лучше положение некоторых стран Европы «старой» - Португалии, Испании, Англии. А уж про Грецию и так все знают... Поэтому в ближайшие геологические эпохи перспектива сесть на шею Объединенной Европе нам нисколько не угрожает. Хотя, конечно же, Запад по-прежнему будет всячески «приветствовать европейский выбор» Украины и вести с нами неспешные переговоры.
Также утихли популярные пару лет назад рассуждения о том, сколько времени потребуется российским танкам, чтобы доехать до Крещатика. Ныне такие мысли витают разве что в разгоряченном пивом сознании поклонников Тягнибока. Рухнувшая было по вине Ющенко конструкция российско-украинских отношений, стремительно восстанавливается. Но совершенно очевидным выступает тот факт, что основным приоритетом для Москвы в отношении с Киевом являются вопросы экономики и бизнеса, а затем уже политики и безопасности. Кремль выдвигает привлекательные экономические предложения, но не спешит отказываться от имеющих политическое значение газопроводов в обход Украины. В свою очередь, президент и Кабмин, демонстрируя готовность к всестороннему сотрудничеству (атомная энергетика, авиастроение, мост через Керченский пролив), немедленно тормозят перед вопросами с политическим подтекстом (Таможенный союз, объединение «Нафтогаза» с «Газпромом»), а Кремль и не настаивает. Все эти факторы в совокупности означают, что наконец-то Украина перестала быть объектом, шахматной фигурой в игре конкурирующих на международной арене сил. Конечно, вряд ли украинская внешняя политика станет скучной. Свои интересы на нашей территории есть у многих. Но брать на себя ответственность за украинский беспорядок и умалять нашу независимость никто не собирается. Не получается, скорее всего, и прославленная Кучмой «многовекторность». Ни для Запада сейчас Россия - не проблема, ни для России - Запад. Игра на их противоречиях, которые, естественно, до конца никуда не исчезли, потребует исключительного чутья и тонкой дипломатии. Чего-чего, а этих качеств главная фигура отечественной внешней политики нам пока никак не являет. Впрочем, «еще не вечер», так что, кто знает…

На направлении главного удара

Что и говорить, наследие на внутриполитическом фронте для Виктора Федоровича досталось не ахти. Мало того, что в целостности и сохранности пережили «оранжевый» период (и, пожалуй, только усилились) наиболее разрушительные факторы отечественного общественного бытия:
• раскол нации на две примерно равные части, не готовых в политическом смысле к мирному сосуществованию, зато готовых морально оправдать деструктивные действия «своих», даже если от этого страдает вся страна;
• деградирующая экономика и связанная с ней инфраструктура, требующие все больших затрат на их поддержание в рабочем состоянии, постепенное сворачивание поля конкурентоспособности, а, следовательно, и рынков для отечественных товаров;
• правящий класс, состоящий в основном из компрадорской космополитичной буржуазии, привыкшей использовать государственные структуры и ресурсы для своих собственных корыстных целей;
• политическую систему, которая более представляет своего рода «конфедерацию» финансово-промышленных групп и аффилированных с ними структур, чем интересы общества и страны в целом.
Почти недееспособный государственный аппарат.
К этому следует добавить крайнюю ограниченность ресурсов. Ярчайшим примером может послужить тот факт, что при вступлении в должность премьера Азарова, на счетах госказначейства оставалось всего около одного миллиарда гривен и примерно 35 миллионов долларов. Это даже уже не бедность. Украинское государство в прошлом году избежало банкротства только благодаря тому, что выбрало налоговые платежи с предприятий вплоть до апреля будущего года, не вернуло фирмам-экспортерам НДС, получило на весьма легких условиях крупный транш от Международного Валютного Фонда. Все эти меры никак не назовешь нормальной хозяйственной практикой.
Начав свою деятельность в такой обстановке, преодолевая истеричное сопротивление проигравшей стороны, команда Януковича в короткий срок решила проблему безвластия. Методы, которыми действовали регионалы, могут вызвать сомнения, но воинственные демарши оппозиции, которая сама никак не может называться образцом моральной чистоты, им только помогли. Отечественный бизнес по горло сыт политической войной, а Запад крайне не заинтересован в дальнейшей дестабилизации обстановки на своих восточных рубежах. Попытавшись стать, таким образом, на пути паровоза общественной необходимости, отряды «оранжевых» и «бело-сердечных» оказались разгромлены почти на всех участках и сейчас отчаянно ведут борьбу за последний оставшийся у них стратегический ресурс - медиапространство. И не без успеха, надо сказать.
После ста дней правления новоиспеченной властной команды вполне можно констатировать, что основные ее усилия были потрачены на создание механизма управления на основных ступенях государственной иерархии и укрепления международного положения. В целом, задачи были решены без больших потерь. Кроме того, сейчас отчетливо видно, что хотя премьер-министр, по так и нереформированному украинскому законодательству, обладает не меньшими полномочиями, чем президент, премьер Николай Азаров не является самостоятельной политической фигурой. Он был и остается «человеком Януковича». Это обстоятельство сразу же снимает множество вопросов. Но ликвидация безвластия, которое было прямым следствием перетягивания каната между Тимошенко и Ющенко, и создание действительно эффективной власти - не одно и то же. А об эффективности нынешней администрации украинский народ будет судить, прежде всего, по ее шагам в области реанимации оте­чественной экономики. Пока успех на этом поприще значительно скромнее. Собственно, работа еще только началась и не вышла из стадии подготовительного периода. Да, президент объявил о создании проекта широкомасштабных реформ, да, сформирован Комитет реформ при Януковиче, но возникает вопрос: а что делала Партия Регионов, находясь в оппозиции? Получается, что, идя на президентские выборы, регионалы решали лишь только вопросы власти, а конкретного плана дальнейшего развития страны у них попросту не было. Такое прискорбное положение может быть объяснено, пожалуй, тем, что руководство ПР не исключало сотрудничества с БЮТ или НУ-НС после выборов, но дальнейшая логика борьбы убила такую перспективу. Итак, вопросы реформирования украинской экономики поставлены в повестку дня. Однако, что это будут за реформы, пока можно только догадываться.
Зачитанное в помпезной обстановке послание Виктора Федоровича к Верховной Раде (по Конституции), но более к народу (по сути) вопросов не убавило. Конечно, отрадно, что глава государства трезво оценивает ситуацию: «...те, що відбувалося в ці роки з економікою України, можна назвати лише одним словом - руїна». Предыдущий глава адекватностью как раз не страдал. Похвально, что нынешний президент исполнен решимости переломить негативные тенденции, вот только как это сделать конкретно? Набор деклараций и общеизвестных истин, озвученный Януковичем, планом быть никак не может. Опять нам предлагается усовершенствование Налогового и Бюджетного кодексов, создание благоприятного инвестиционного климата и приватизация. Стоит ли говорить, что и приватизация - далеко не всегда есть инструмент повышения эффективности хозяйствования (обратных примеров - хоть пруд пруди), и самая лучшая налоговая система ничего не даст, если потерпела крах сама модель развития экономики страны. А в том, что она потерпела крах, сомневаться не приходится. Об этом в послании Януковича нет ни слова. Вольно, разойтись. Можно оправиться и закурить.

На круги своя

Виктор Федорович Янукович – «великовозрастное дитя» того периода постсоветской истории, когда можно было, оказавшись в нужное время в нужном месте, нарезать куски общенационального пирога при полном непротивлении государства. В то благословенное время и речи быть не могло о долговременной стратегии развития. Схватить сейчас, толкнуть, спрятать бабки в офшор, снова схватить... Хватали предприятия, банки, землю (через подставных лиц), вообще всё, что лежит на виду, но только то, что дает высокий доход сейчас и быстро. Кто влез сдуру в высокотехнологичные предприятия, скоро убеждался, что для того, чтобы оно приносило прибыль, нужен дорогостоящий менеджмент и немалые вложения, хорошая кредитная репутация и связи в приличных кругах (а они тоже денег стоят). В результате такие предприятия частью просто опускали до «приемлемого» уровня, а остальное распродавали. Тот, кто не видел, как сдают в утиль новенькие, в масле станки с программным управлением, тот не видел лица украинского капитализма... Постепенно сформировалась экономика лишь в малой степени ориентированная на внутреннее потребление, в которой огромное место занимает перепродажа иностранного ширпотреба, а в экспортной продукции превалируют фактические полуфабрикаты. Ресурсом для ее существования стал демонтаж и утилизация советской индустриальной системы, сначала - в виде освоения оборотных средств, затем - распродажи основных фондов и сокращения персонала. Так было уничтожено около 30 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Развалины заводских корпусов видел каждый, кто живет в нашей стране. Однако в наши дни эти ресурсы окончательно истощены, и для того, чтобы купить необходимое за рубежом (а закупается все - от мяса до лекарств), нужно продать что-то произведенное в Украине. А вот с этим самая большая проблема. Мало того, что произведенные в нашей стране чугунные чушки и химические удобрения и так не представляют собой последнее слово науки и техники, но и не имеют в перспективе шансов таковыми когда-нибудь стать, поскольку произведены в системе, органически невосприимчивой к нововведениям. Кому нужны новации, если основным конкурентным преимуществом наших товаров является дешевизна, так как доля заработной платы в себестоимости продукции втрое ниже, чем на Западе? Ах да, низкие зарплаты означают малую емкость рынка, сдерживают потребление, угнетают отрасли, работающие на него... Когда-то Генри Форд специально увеличивал жалование своим рабочим, чтобы они могли купить его автомобили. Но даже он вряд ли стал бы это делать, если бы выпускал «форды» исключительно на экспорт. Вот так и получается: дешевая рабочая сила - угнетенное потребление - экспортная ориентация - дешевая рабочая сила. И с другой стороны: дешевая рабочая сила - низкая квалификация - примитивная продукция - недостаток оборотных средств - дешевая рабочая сила. Круг замыкается дважды. Интересно, где в этой схеме место налоговым льготам?
Страна остро нуждается в притоке свободных денег, в доступности кредитных ресурсов, в понятных и четких правилах поведения для всех участников экономической деятельности. Ни первое, ни второе, ни третье невозможно без определяющей роли государства. Привлекательный инвестиционный климат премьерства Януковича и вызванный им короткий инвестиционный бум - это деньги наших же толстосумов, возвращающиеся из офшоров через Кипр, и спекулятивный капитал, который немедленно испарился, как только на горизонте замаячил кризис. А где новые предприятия и рабочие места? Ау! И эхо нам ответило: «А кто его знает?..»
Поэтому уже сейчас можно с достаточной уверенностью утверждать, что еще не разработанная программа реформ имени президента Януковича ни к каким кардинальным переменам не приведет. Хотя не исключено, что на фоне (очень бледно-сером) предыдущего «гаранта» его деятельность и будет оценена народом положительно. Порядок, даже относительный, в любом случае, лучше хаоса. Но по-настоящему переломить ситуацию и направить экономику в сторону ускоренного развития можно только на пути долговременной стратегии, продуманной системы приоритетов и при наличии лидирующей роли государства.
Пока что мы видим весьма прагматичное стремление новой власти предложить скромные ресурсы Украины там, где их еще берут, переживать неприятности по мере их поступления, а сложные и фундаментальные вопросы отодвигать на потом. Чтобы удержаться у кормила, скорее всего, такого нехитрого набора будет достаточно. И, скорее всего, Украина при президенте Януковиче будет являть уже привычную картину: островки стабильности и даже роста для избранных в общем море продолжающегося упадка.

И о погоде...

В своих действиях и высказываниях Виктор Янукович проявляется как политик осторожный, не склонный к резким движениям, и, пожалуй, даже не совсем уверенный в себе, противоречивый. То же самое можно сказать и о Партии Регионов в целом. Практически все предвыборные обещания, за исключением членства в НАТО (но тут «атлантисты» сами помогли), оказались «запхнуті у шухляду». Характерно, что даже вопрос о федерализации, который уже не рассматривается национал-демократами как святотатство, а, скорее, даже наоборот, вызвал у президента так не свойственную ему быструю и однозначную реакцию: «Украина - утилитарная страна! Точка». Да что там федерализация, когда в наших условиях непонятно, с чем ее едят! Отмена указов Ющенко о присвоении звания Героя Украины Бандере и Шухевичу, также обещанная, также не состоя­лась. А ведь подобное решение безусловно поддержали бы и большая часть народа Украины, и России, и Европа. Потому что ни в одной стране цивилизованного мира в послевоенный период высшие государственные награды не давались деятелям, у которых кумиром был Бенито Муссолини, со всеми вытекающими практическими последствиями. И ведь не может быть никакого сомнения, что такую сверхлояльность профессиональные патриоты и подконтрольный им электорат все равно не оценят. У Януковича, так же как и у Ющенко, нет шансов стать президентом всей Украины. Напротив, чем расплывчатей будет позиция регионалов по принципиальным вопросам, тем напористей будет действовать оппозиция. Такое положение - есть прямой результат принципиальной деидеологизированности и даже аполитичности регионалов, как бы странно это ни звучало. Будучи политическим проектом, рожденным, условно говоря, под лозунгом «власть во имя бизнеса», ПР всего лишь надела на себя, как плащ, основные надежды местного электората юго-восточной Украины, ни в малейшей мере не проникаясь их содержанием. В этом было известное преимущество. Ведь идеологическая всеядность открывала для сторонников Януковича широчайшие возможности для маневра. И если сейчас регионалы пребывают в коалиции с коммунистами, то вчера вполне сотрудничали с «Нашей Украиной» против Тимошенко, а затем чуть было не замутили «ПР и БЮТ» уже против Ющенко. Но так себя вести возможно, лишь находясь в оппозиции. Правящая партия не может обойтись без идеологических конструкций. Иначе она дезориентирует и сама себя, и возможных партнеров. И тут-то оказывается, что идеологию неоткуда взять, разве только... у своих противников. И идеология эта - все тот же украинский этнический национализм, того или иного оттенка. Таким образом находит новое подтверждение старый украинский политический постулат: верховную власть в стране выбирает Восток Украины, но идеологически такая власть все равно оказывается ближе к Западу. Тут ничего нового нет, такую же метаморфозу пережил и ранний Кучма. Отсюда вывод: прошли бури, ветры и шторма, и в Украине установилась привычная политическая погода. Легкий дождик, слякоть, ветер - ниже среднего.
Однако Виктору Федоровичу не следует забывать, что у его предшественников был кое-какой экономический «жирок». Тогда еще не все было распродано, а экспортно-сырьевая экономика еще не зашла в тупик. И перед ними не маячили скорые и неизбежные местные, а затем и парламентские выборы. В то время как команда Януковича получила в наследство дефицит Пенсионного фонда в 27 млрд. гривен, при том, что 55% пенсионеров получают менее 800 гривен в месяц, и только 12% - более 1 500 гривен. МВФ требует ликвидировать дефицит, поднять пенсионный возраст, сократить и без того мизерные льготы. Вопрос этот не праздный, ведь у нас на десять работающих - девятеро пенсионеров, и поддерживают они на выборах в основном Партию Регионов и коммунистов. И деньги пока дает только Россия, и обещает дать (если будем хорошо себя вести) все тот же МВФ. Больше денег взять неоткуда. Вряд ли до осени, когда придется выбирать местные советы, да по новым правилам, экономическое положение радикально улучшится. Кроме того, есть старая истина - желудок не умеет думать.
___________________________

*Президент США Вудро Вильсон

Текст: Александр Карманов

Обложка журнала №039
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005