Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЯ В ИСТОРИИ                

Венец бессмертия адмирала Макарова

 

Нынешнему поколению известны дозированные, выхолощенные факты о русско-японской войне 1904-1905 гг. Освещая события той войны, почему-то акцентируют внимание на бое крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой адмирала Уриу под Чемульпо 27 января 1904 года (по н. с. 9 февраля - что и считается датой начала войны), обороне Порт-Артура (Люйшунь), грандиозном Цусимском сражении. В газетах того времени публиковались, практически без цензуры, подробные сообщения с театра военных действий.

Прекрасные реалистические произведения о той кровавой бойне оставили нам русские и советские писатели: С.Н. Сергеев-Ценский, А.С. Новиков-Прибой, А.Н. Степанов, В.С. Пикуль. Книгу о своем отце В.Ф. Рудневе - «Командир легендарного крейсера» - написал его сын Н. Руднев.

К сожалению, после 1917 года в советской историографии из исторического массива этой войны вырезались только лоскуты, подходящие под нужный идеологический фасон. Если быть кратким, то еще со школьных учебников по истории 70-х годов XX века можно было сделать вывод, что эта война стала «погребальным звоном» русскому самодержавию. Многие примеры героизма и самопожертвования солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов решили предать забвению. Не стал исключением и подход исторической науки в независимой Украине к той войне. А жаль. Такой подход должен стать неприемлемым, так как в этой войне много было пролито крови и отдано жизней наших земляков. Среди них - адмирал С.О. Макаров.

Степан Осипович Макаров родился 8 января 1849 г. (27 декабря 1848 г. по старому стилю) в г. Николаеве, в доме №4 по улице Католической. В 1974 году, в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде было найдено два дела, в которых сохранились документы об адмирале Макарове. В одном из них дата рождения подтверждается выпиской из метрической книги Николаевской церкви за 1848 год, в ней засвидетельствовано: «Тысяча восемьсот сорок восьмого года, декабря двадцать седьмого дня родился, а тридцатого дня того же месяца крещен Степан, сын №11 арестантской роты прапорщика Осипа Федоровича Макарова и законной его жены Елизаветы Андреевны».

Отец, Осип Федорович Макаров (1813 г. р.) был прапорщиком, выслужившимся из боцманов. После прохождения службы на Дальнем Востоке, выйдя в отставку, вернулся в Николаев, состоя уже во втором браке. Проживал в собственном доме на углу улиц Большой Морской и Малой Морской. Здесь он прожил около 15-ти лет. В 1889 году он скончался.

Мать, Елизавета Андреевна Макарова, происходила из семьи унтер-офицера. Она умерла, когда С.О. Макарову было 9 лет. Когда Степану исполнилось 10 лет, он с отцом переехал в Николаевск-на-Амуре (1858 г.). Но именно в детские годы, проведенные в Николаеве, была привита любовь С.О. Макарову к кораблям, морю, морским странствиям. На нашем православном кладбище в фамильном склепе были похоронены мать и отец адмирала.

В юношеские годы умный, развитый кадет обратил на себя внимание бывшего тогда главного командира Сибирской флотилии П.В. Козакевича. Затем обратил на него внимание и адмирал А.А. Попов. И в дальнейшем после окончания морского училища его жизнь была связана со службой на флоте, а его послужной список - это образец добросовестного служения своей Родине.

Так, за время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., С.О. Макаров был произведен в капитан-лейтенанты и капитаны 2-го ранга, назначен флигель-адъютантом. Он был награжден Золотой морской саблей и орденом Святого Георгия 4-й степени. Об историях, связанных с этими наградами, расскажем подробнее.

В 1877 году лейтенант Степан Макаров был отмечен Золотой морской саблей «За храбрость». Судя по архивным документам, он попросил деньги, соответствующие ее стоимости.

Получив деньги - компенсацию, можно было, заказав не золотое в буквальном смысле этого слова оружие, а лишь с позолоченным эфесом и вырезанной на эфесе надписью «За храбрость» (операция, называвшаяся в документах «отделкой оружия на манер золотого», стоила 4 руб. 50 коп.), распорядиться оставшейся суммой по своему усмотрению. Грамота же, удостоверявшая, что ее владелец является кавалером Золотого оружия, высылалась бесплатно. Необходимо заметить, что причина здесь не только в нежелании казны брать на себя лишние заботы по изготовлению наград, но и в том, что большинство награжденных об этом просило. Не стал исключением и С.О. Макаров.

Самым почетным боевым орденом - орденом Св. Георгия 4-й степени С.О. Макаров был награжден 8 сентября 1877 года.

В 1880 году генерал-адъютант М.Д. Скобелев предложил С.О. Макарову стать во главе всей морской части при войсках Ахал-Текинской военной экспедиции. Макаров, не колеблясь, принял предложение. Все возложенные на него обязанности были с честью выполнены к весне 1881 года. С.О. Макаров в тот период обратил внимание на возможность использования нефти для котельных установок боевых кораблей.

За заслуги и в знак особого расположения командующий войсками Закаспийского края, генерал-адъютант М.Д. Скобелев предложил С.О. Макарову обменяться с ним георгиевскими крестами. (Скобелев был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени в 1873 году). Через год Скобелев (ему не было еще сорока лет) внезапно скончался при невыясненных обстоятельствах в московской гостинице. Макаров тяжело переживал эту смерть и дорожил скобелевской реликвией. И двадцать три года спустя, в день своей гибели, Степан Осипович носил этот крест на своем адмиральском кителе.

С.О. Макаров - талантливый исследователь, теоретик, новатор и практик, крупный ученый, картограф, основоположник отечественной океанографии. За какое бы дело ни брался С.О. Макаров, он всегда глубоко разбирался по сути проблемы, обязательно доводил начатое до полного исполнения. Приведенные ниже примеры из жизни адмирала будут ярким тому подтверждением.

По результатам исследования течений Босфора Макаров опубликовал научный труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей» (1883). Будучи командиром корвета «Витязь», совершил на нем кругосветное плавание (1886-1889 гг.). В этом плавании он производил исследование температуры и удельного веса морской воды. По итогам экспедиции он опубликовал результаты своих исследований в книге, изданной Академией наук, «Витязь» и Тихий океан» (1893). В ней разбирается ареометрия и сведены все данные о Северном Тихом океане. В книге даны 33 карты.

1 января 1890 года С.О. Макаров был произведен в контр-адмиралы. С 1891 по 1894 г.г., он - главный инспектор морской артиллерии. За период его руководства во флоте введены патронные пушки, бездымный порох профессора Д.И. Менделеева, уцентрированные установки, боевые указатели, улучшающие пробиваемость брони при наличии изобретенного им «макаровского колпачка» и др.

В 1896 г., в «Морском сборнике» появились его статьи по непотопляемости. Им были предложены: пластыри, магистральные трубы, намордники и т. д. В это же время выходит его труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», который был переведен на все европейские языки.

Весной 1897 года С.О. Макаров выступил с предложением считать, что «ледяной покров не есть препятствие к навигации», и предложил открыть на все лето пути на Обь и Енисей, а зимою - на Петербург и Ригу. С целью ознакомления с Карским морем летом этого же года совершил поездку, а по возвращении предложение его было обсуждено и рассмотрено. По планам самого Макарова был построен могучий ледокол «Ермак». На «Ермаке» Степан Осипович совершил несколько плаваний.

Детище С.О. Макарова - ледокол «Ермак» на многие десятилетия пережил своего создателя. Только за первые 12 лет «Ермак» провел через льды Балтики около 1000 судов. В 1938 году «Ермак» снимал со льдины экипаж первой в мире станции «Северный полюс». Во время Великой Отечественной войны - водил корабли на Севере, защищал Заполярье. В 1949 году, когда отмечали 100-летие со дня рождения Макарова, тогда же полвека исполнилось «Ермаку». Старейший ледокол был награжден орденом Ленина. В 1963 году ледокол «Ермак» был отдан на слом.

6 декабря 1899 года С.О. Макаров был назначен командиром Кронштадтского порта и военным комендантом города Кронштадта. 1 февраля 1904 года Макарова, как человека безукоризненной честности, с широкими взглядами и энергичного командира назначают на пост командующего Тихоокеанской эскадрой. Тихоокеанским флотом до назначения С.О. Макарова руководили адмирал Е.И. Алексеев (внебрачный сын Александра II) и адмирал О.В. Старк, подходившие к выполнению возложенных на них задач без должной инициативы. (Да и после гибели С.О. Макарова ему так и не была найдена замена в лице адмиралов В.К. Витгефта и З.П. Рождественского).

4 февраля Макаров попрощался с моряками Кронштадта, 24 февраля прибыл в Порт-Артур. Степан Осипович немедленно присоединился к подготовке эскадры к наступательным действиям.

Что же успел сделать вице-адмирал Макаров в Порт-Артуре за 36 дней своего командования? Очень кратко можно подытожить:
- привел эскадру в надлежащее боевое состояние, поднял моральный дух личного состава;
- подготовил флот к активным боевым действиям;
- организовал регулярную разведку;
- принял активные меры для ускорения ввода в строй поврежденных кораблей;
- усилил оборону крепости с моря, создав систему обороны внешнего рейда;
- лично руководил отражением атак миноносцев противника на базу и не допустил заграждения входа в гавань брандерами;
- быстрыми выходами эскадры навстречу противнику не допускал безнаказанного обстрела им флота и крепости, заставляя всегда отходить в море.

Все это было организовано и исполнено наряду с решением сотен неотложных дел.

О гибели адмирала С.О. Макарова сегодня можно узнать из достаточного количества источников. В настоящее время в украинской и российской историографии эти трагические события достаточно глубоко не рассматривались. Так, в книге «100 великих войн» сказано нижеследующее:

«В начале марта русскую эскадру в Порт-Артуре возглавил опытный флотоводец вице-адмирал С.О. Макаров, но уже 13 апреля он погиб, когда флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на мине и затонул».

В другой книге, при рассмотрении материалов о русско-японской войне, о гибели адмирала сказано еще более лаконично:

«Адмирал С. Макаров пролетел на фоне ее (войны - прим. авт.) ярким метеоритом и погиб в Японском море».

Более подробно трагедию утра 31 марта 1904 года описал в своей книге «Макаров» С.Н. Семанов:

«...С наступлением утра Макаров перешел с крейсера «Диана» на флагманский корабль эскадры - броненосец «Петропавловск».

Еще в 6 часов утра Макаров приказал кораблям эскадры выходить на внешний рейд.

Через час из гавани вышел флагманский броненосец «Петропавловск», за ним двинулись «Полтава», «Победа», «Пересвет», крейсера. ...Русские корабли энергично атаковали японскую крейсерскую эскадру и заставили ее отступить, нанеся повреждения некоторым вражеским кораблям. Вскоре однако Макарову пришлось прекратить преследование, ибо на горизонте появились главные силы японского флота во главе с адмиралом Того. В 9 часов утра вся русская эскадра легла на обратный курс, в Артур. Впереди шел «Петропавловск» под флагом командующего флотом. ...Макаров и его штаб находились на мостике «Петропавловска». Здесь же был художник Василий Васильевич Верещагин со своим неизменным альбомом. Известнейший русский баталист, несмотря на свои шестьдесят с лишним лет, отличался юношеской подвижностью и отвагой. Он во что бы то ни стало хотел лично участвовать в морском бою. Макаров, сидя на мостике в распахнутой шинели, оживленно давал пояснения Верещагину, собиравшемуся сделать зарисовки эскадры. Японские корабли маневрировали в отдалении. Орудия, недавно грохотавшие, умолкли. До входа в гавань оставалось совсем близко. Было 9 часов 39 минут утра.

И вдруг над морем раздался чудовищной силы взрыв. Сноп желтого пламени взметнулся выше мачт броненосца. Носовая часть «Петропавловска», окутанная густым облаком дыма, стремительно уходила под воду. Корма поднялась, винты корабля продолжали бешено вращаться, калеча людей, прыгавших с корабля в воду.

Через две минуты все было кончено. Огромный броненосец исчез, только горстка людей барахталась на поверхности моря, цепляясь за плавающие обломки.
К месту гибели «Петропавловска» со всех сторон устремились катера и шлюпки. Оглушенных взрывом, раненых и обожженных людей вытаскивали из холодной воды. Всего было спасено 7 офицеров и 52 матроса. Макарова среди них не оказалось. Удалось выловить только его шинель. Ту самую, которая была у него на плечах на мостике броненосца».

Вскоре на японской мине подорвался броненосец «Победа». К счастью, повреждения на корабле оказались самые легкие, убитых - ни одного.

О последних мгновениях жизни Макарова сохранились свидетельства очевидцев, спасенных после катастрофы. Один из штабных офицеров Макарова, находившийся в момент взрыва в штурманской рубке, рассказывал: «Адмирал приказал дать ему карту якорных стоянок и приготовить сигнал «Севастополю» стать на якорь». Я записал в шканечном журнале - 9 часов 40 минут и поставил две точки, чтобы потом внести в журнал самый сигнал, как вдруг произошло столкновение с подводной миной... Я увидел спину адмирала Макарова, а затем перед моими глазами в воздухе, как бы в небесах, развернулась адская картина: башни, мачта, трубы - все это как бы повисло в облаках темно-зеленого дыма, который пронизывало темно-красное зарево».

Скорее всего, Макаров, раненый во время взрыва, утонул в море. В тех же волнах исчезли славный командир «Ермака» Васильев, художник Верещагин и еще 28 офицеров и 652 матроса.

В более сокращенном варианте последние часы перед гибелью адмирала С.О. Макарова и броненосца «Петропавловск» описаны А.И. Дубравиным в книге «Деятельность вице-адмирала С.О. Макарова в судостроении». В ней дано одно интересное уточнение:

«Расследование установило, что броненосец погиб от одновременного взрыва нескольких мин (букетов - авт.), поставленных ночью с 30 на 31 марта японскими миноносцами на внешнем рейде Порт-Артура. Выяснено, что мина взорвалась с правого борта «Петропавловска», около минного аппарата произошла детонация».

Интересен рассказ Его Императорского Высочества, Великого князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая II, который находился на борту «Петропавловска». Вот что после встречи с ним сообщил корреспондент английского журнала DailyMail:

«В момент взрыва Великий князь находился на броненосце; адмирал Макаров был на противоположном конце корабля. Великому князю показалось, что небо и море разверзлись; из пропасти поднялся сноп всеослепляющего, всеразрушающего пламени. Вслед за этим среди оглушающего шума появилось облако удушающего дыма. Контуженный, ослепленный, задыхающийся, ошеломленный Великий князь все-таки настолько владел собой, что заметил, что «Петропавловск» начал тонуть с носовой части. Трупы лежали на переднем мостике, и их смыли волны. Вокруг были обломки. Великий князь понял, что необходимо пройти к корме, откуда легче будет спастись от водоворота, который должен образоваться, когда броненосец начнет окончательно тонуть. Он помнит, что пробился сквозь пламя, дым, трупы до батарейной башни, в которую вода проникла с такою силою, что ему понадобилось много усилий для прохода мимо. Достигнув борта, Великий князь бросился в воду и поднялся на поверхность, когда почувствовал, что виски у него тотчас лопнут от тяжести в голове. Подъем ему показался бесконечным, но он достиг поверхности, увидел свет и набрал воздуха в легкие. Затем он схватился за какой-то плавающий обломок и помог уцепиться за этот же обломок другому пловцу. «Петропавловск» исчез. Море было спокойным. Обломок, за который он держался, был почти без движений. Великий князь не знал, сколько времени прошло с начала катастрофы. Ему сказали, что между моментом взрыва и исчезновением броненосца прошла 1 минута и 40 секунд».

Заслуживают внимания воспоминания офицера эскадренного броненосца «Полтава», капитана второго ранга Сергея Ивановича Лутонина:

«...Макаров, который перед этим всегда выходил в море с тралами, в гибельный для нас день 31 марта, введенный в заблуждение, пошел без предосторожности, он полагал, что рейд чист. «Петропавловск» стоял в Западном бассейне крайним к выходу, за ним была «Полтава»; потом во второй линии стояли «Победа», «Пересвет»; «Севастополь» был в Восточном бассейне. Лишь только донесся до нас шум выстрелов боя «Страшного» и виден был отдаленный столб пламени взрыва, адмирал поднял сигнал: «Флоту поднять пары, выйти в море». Быстро были подняты пары. «Петропавловск» лихо выскочил в проход, за ним вплотную идет «Полтава», подняв свой огромный шелковый флаг - дар полтавского дворянства; остальные броненосцы замешкались. Макаров их не ожидал - с двумя броненосцами, «Баяном» и крейсерами он полным ходом пошел навстречу броненосным японским крейсерам.
Расстояние между ними сблизилось до 50 кабельт[овых].*

«Петропавловск» открыл огонь, за ним «Полтава». Крейсера дали полный ход и быстро ушли вне досягаемости наших выстрелов. Японский беспроволочный телеграф работает все время, вот мы разбираем их телеграммы: «саре - остановиться» - затем опять какое-то приказание. Мы преследуем все дальше и дальше крейсера, мы уже в 25 милях от [Порт]-Артура. На горизонте показываются дымки. Это навстречу идет нам Того со своим броненосным флотом. Погода была пасмурная - серые облака низко неслись над морем, юго-западный ветер разводит волну, вот уже «зайчики» забегали. Макаров, видя огромное неравенство сил, поворачивает обратно, к нам присоединяются «Победа», «Пересвет», полным ходом мы мчимся к [Порт]-Артуру.

Того преследует строем кильватера, его «Миказа» ясно вырисовывается из-под горизонта. «Севастополь» застрял в проходе, виден только его нос. Намерение адмирала уже ясно - заманить японцев ближе к [Порт]-Артуру аналогично 27 января, но Того не хочет сближения, он остановился в 100 кабельт[овых] и чего-то выжидает. «Петропавловск» разворачивается вправо. Я стою на мостике и наблюдаю всю картину. Вдруг из-под носа «Петропавловска» вылетает облако белого дыма, броненосец вздрогнул, в воздухе пронесся какой-то глухой гул. «Петропавловск» взорвался!» - кричит сигнальщик. Вслед за первым взрывом раздается второй, высоко взлетает в воздух столб желтого дыма - это взорвались носовые зарядные погреба. Весь нос «Петропавловска» окутан дымом, мостик скрылся, видна только одна задняя труба. Командир «Полтавы» тотчас же за первым взрывом стопорит машины, дает полный задний ход. «Полтава» медленно двигается вперед [по инерции] и останавливается в саженях 50* от кормы «Петропавловска». Раздается третий взрыв, черное облако закутало гибнущий броненосец, нос «Петропавловска» ушел в воду, корма высоко поднялась, «Петропавловск» ложится на правый бок, весь руль его вылез наружу, левый винт оголен, медленно рассекает воздух и давит прыгающих в воду людей. На юте черно от них. на глаз там человек 300, кто прыгает в воду, кто в отчаянии бегает взад и вперед; вот корма еще больше легла, и вся эта людская масса сыплется за борт. Вслед за первым взрывом я начинаю спускать шлюпки, проклятые найтовы второпях не отдаются, их рубят топорами; вельбот, паровой катер и гребной на воде, мичмана Пчельников, Ломан, лейтенант Рошаковский спешат спасать гибнущую команду «Петропавловска». С «Полтавы» сброшено все, что может служить спасением тонущих, летят за борт круги, койки, доски от минных плотиков, пояса. Приливное течение и ветер разносят их в сторону плавающих людей; кучки разбились, где один, где два, где пять борются с волнами за спасение своей жизни.

Тяжело было смотреть, как гибнут в воде спасшиеся от взрывов люди; оглушенные, попавшие в 4 градуса тепла в воду, бедняги быстро выбивались из сил и погружались на дно; наши три шлюпки спасли 38 человек, остальные 40 человек были спасены «Гайдамаком» и миноносцами; некоторые уже спасенные из воды умирали на шлюпках - сердце останавливалось. Так умерли у нашего борта доктор Волкович и мичман Акимов. В воде плавает какая-то черная масса с вице-адмиральскими погонами, наш гребной катер спешит туда. Что это? Адмирал? Нет, адмирала нет, это плавает его тужурка».

Газеты ведущих стран мира, России мгновенно распространили информацию о трагической гибели адмирала Макарова. От имени главного морского штаба Японии командор Огасавара заявил, что «смерть эта является потерей для флотов всего мира, а Макарова следует считать одним из лучших адмиралов всего света».

Очень тяжело воспринял горестную весть о гибели своего ученика первый учитель адмирала, отставной майор Иосиф Дмитриевич Дорожин, проживавший тогда в городе Николаеве, в собственном доме по улице 2-й Слободской.

Вместе с Макаровым погибла почти вся команда броненосца «Петропавловск»: и штаб командующего, и его друг - знаменитый русский художник В.В. Верещагин. Верещагин обладал замечательным талантом, являясь решительным приверженцем реализма в искусстве, брал сюжеты только из действительности, и если трактовал их тенденциозно, то только лишь для протеста против ужасов войны. Его коллекция картин «против войны» делала больше, чем сотни объемистых романов, написанных в защиту мира. Верещагин является одним из самых замечательных художников Европы. Как литератор он известен своими воспоминаниями и записками о путешествиях.

Интересная история произошла и с орденом Св. Георгия 4-й степени, которым в свое время был награжден В.В. Верещагин (14 августа 1868 года). В период русско-японской войны капитан 1-го ранга Э.Н. Щенснович (вице-адмирал с 1909 года), после атаки японских миноносцев на русскую эскадру у Порт-Артура поставил поврежденный торпедой броненосец «Ретвизан» на мель и отражал атаки японских миноносцев, пока корабль не удалось вывести в гавань. Отличился при отражении первой попытки японцев заградить проход в Порт-Артур, потопив два брандера, и, заставив отвернуть остальные. За этот успех награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Так как орден из столицы шел долго, прибывший в Порт-Артур художник В.В. Верещагин снял свой орден и повесил его на грудь Э.Н. Щенсновича.

О мистическом случае, который имел место в жизни С.О. Макарова за десять лет до его гибели, не рассказать нельзя. 24 апреля 1894 года, тогда еще контр-адмирал С.О. Макаров, в Петербурге читал крайне интересную лекцию перед слушателями, состоявшими из многих военачальников столичного гарнизона и высокопоставленных лиц о причинах малой живучести современных броненосных судов и о гибели драгоценного флагманского корабля британского флота «Виктория», на котором, несмотря на близость берега и целой эскадры судов, погиб один из лучших адмиралов Великобритании - адмирал Тройон, а также 55 процентов всего находившегося на нем экипажа - около 500 человек. По окончании лекции, блестящей и чрезвычайно интересной, аудитория мало верила, чтобы такой испытанный адмирал, как Тройон, мог дать фатально погибнуть и себе, и множеству своих подчиненных. Никто из слушателей не верил, чтобы такое громадное судно, стоимостью 15 миллионов, могло погибнуть так неимоверно быстро, что люди не успели даже спустить шлюпки или сами броситься в воду. Тогда адмирал Макаров, показав предварительно хорошую модель «Виктории» в масштабе 1:48, провел опыт с этой моделью в бассейне. Пустив модель на воду, он снял пластырь, соответствовавший месту пробоины, и, дав ход судну, успел сказать слушателям: «Вот, господа, у нас раненый корабль, чуть-чуть еще покрылся водой», и эти слова еще не были досказаны, как модель «Виктории» внезапно нырнула всем носом в воду и затем перевернулась и легла на дно бассейна. Первое впечатление вызвало буквально общий тяжелый вздох всей аудитории. Действительно, гибель судна была мгновенной, и о спасении корабля или чего-либо не было возможности даже подумать.

Прошло 106 лет со дня гибели величайшего ученого, кораблестроителя, оружейника, военачальника, нашего земляка С.О. Макарова. Можно только предположить, сколько новых великих открытий, изобретений, научных трудов утратило человечество с его смертью.

Весь жизненный и научный путь С.О. Макарова подтверждает, что это был гениальный человек. Благодарные потомки в меру своих сил и возможностей чтут память о выдающейся личности. 24 июня 1913 года, в Кронштадте, на главной площади города-крепости был открыт памятник адмиралу Макарову.

Через 63 года - 24 июля 1976 года, в городе Николаеве, на Флотском бульваре был торжественно открыт памятник нашему известнейшему земляку. На пятиметровом постаменте, облицованном плитами из розового гранита, установлена четырехметровая скульптура адмирала. На бронзовой табличке - надпись: «Макаров Степан Осипович 1848-1904. Вице-адмирал, выдающийся флотоводец и ученый. Родился в Николаеве, погиб на броненосце «Петропавловск». Авторы памятника - архитектор С. Руденко, скульпторы: А. Коптев, А. Сопелкин, проектант Ю. Стешин.

Имя прославленного адмирала носит Национальный университет кораблестроения, улица в городе Николаеве. В НУК им. Макарова открыт прекрасный музей именитого земляка. С.О. Макарову посвящены филателистические миниатюры - марки, открытки, почтовые конверты. В Николаевской государственной областной универсальной научной библиотеке им. А. Гмырева в картотеке персоналий обработано 163 научных работы, книг, газетных, журнальных статей о С.О. Макарове.

Но это дела давно минувших лет. А что сделано для увековечения памяти нашего земляка за последние двадцать лет? К круглым датам его рождения или гибели появляются традиционные газетные или журнальные публикации. К сожалению, если сравнить интерес к личности адмирала с волнами, то они с годами не нарастают, а убывают. Чья в этом вина? Посмотрим, на каком месте оказался всемирно известный наш земляк во Всеукраинском рейтинге 2008 года «100 великих украинцев»? О нем даже никто не вспомнил! Спрашивается, а где же наш патриотизм? Наверное там, где и знание своих исторических корней. Думается, государственным мужам давно пора рассмотреть вопрос об учреждении медали С.О. Макарова для награждения особо отличившихся представителей военно-морского флота Украины.

Русско-японская война забрала сотни тысяч человеческих жизней, десятки тысяч остались до конца своих дней инвалидами. Очень горько сознавать, как много погибло храбрых и преданных - не только царю, но и Отечеству - офицеров, солдат, матросов. И, может быть, самой трагической в этой войне была гибель адмирала С.О. Макарова и броненосца «Петропавловск».

Е.Г. Горбуров, К.Е. Горбуров, кандидаты исторических наук.

Обложка журнала №040
Архив предыдущих номеров
2018 год:
0102
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005