Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА             

Педагогика конфликта

Конфликты - такое же естественное состояние людей, как радость и огорчение, успех и неудача, надежда и разочарование. Их надо воспринимать как объективный фактор, без которого не могут существовать человеческие отношения. Проблема не в самом конфликте, а в нашем отношении к нему. Природа конфликта лежит не столько вне, сколько внутри нас.

Чаще всего в ситуации конфликта попадают эмоциональные люди и дети.

Австрийский психиатр и психолог, один из основателей нейролингвистической психологии Виктор Франкл, писал, что большинство проблем зависит от нашей внутренней, субъективной реакции на внешние, объективные раздражители. От того, как мы реагируем на тот или иной раздражитель, будет зависеть наше дальнейшее поведение и соответствующие последствия.

«Не надо из мухи делать слона», - гласит народная мудрость. А мы с завидным упорст­вом это делаем всю жизнь.

Очень многое зависит от способности человека владеть собой и от умения мыслить.

По одной из теорий люди мыслят на 3-х уровнях:
1. На уровне эмоций - «Я хочу, мне нужно именно это и именно сейчас»
2. На уровне сознания - «Что нужно сделать, чтобы это получить? Может, стоит подождать?»
3. На уровне разума - «Действительно ли мне это нужно, и могу ли я без этого обойтись?»

Человека без эмоций не бывает, но взрослые отличаются от детей тем, что жизненный опыт учит их мыслить на уровне сознания, а вот на уровне разума, к сожалению, получается далеко не у всех и не всегда.
Часто беспокойство от ожидания конфликта бывает хуже самого конфликта.

«Если ты можешь что-то изменить, то зачем беспокоиться? Если ты не можешь что-то изменить, то какой смысл беспокоиться?» - говорили древние мудрецы.

Не стоит находиться в состоянии постоянного напряжения и недовольства от того, что ты не можешь что-либо изменить или от того, что ситуация складывается не так, как тебе хотелось бы. Посмотрите на лица наших детей - у многих из них взгляды взрослых людей, которых давят тысячи забот. Многие дети находятся в состоянии постоянной тревоги и ожидания неприятностей. Они разучились улыбаться. Дети всегда непроизвольно копируют своих родителей, и для них такое состояние становится нормой, менталитетом. Надо учить детей радоваться жизни - свежему ветру, утреннему солнцу, поющим птицам, а не сжигать себя завистью к материальному благополучию соседей.

Можно «давить» на ребенка до определенного момента, и Ваша власть над ним будет успешной. Но потом наступает «мертвая зона», которая не приносит ожидаемого результата и при дальнейшем усилии (крик, угрозы, битьё), Вы добиваетесь своего, однако, здесь происходит психологический слом. Это Пиррова победа, которая приводит к неврозу и даже скрытой ненависти к «давителям». Ребенок начинает огрызаться, врать, становится агрессивным.

Надо находить альтернативное решение, когда кризис еще не произошел. Ребенок - не резина и не металл, который можно растягивать и ломать.

Мы, кстати, тоже не железные, но у нас, в отличие от детей, есть жизненный опыт, и мы можем предвидеть последствия хотя бы на уровне сознания, а не эмоций.

Для выхода из конфликтной ситуации можно использовать метод одного из популярных на Западе создателей теории долговременного успеха - Стивена Кови.

Все конфликты имеют следующие варианты последствий:
выиграл-выиграл
выиграл-проиграл
проиграл-проиграл
проиграл-выиграл
выиграл-выиграл (или не связываться)

Самым прагматичным является вариант «Выиграл-выиграл (или не связываться)», но наиболее продуктивным - «Выиграл-выиграл».

При победе одного - проигрывает другой, а проигравший всегда думает о реванше. Да и выигравший понимает, что приобрел себе, если не врага, то непримиримого оппонента. Не ищите войны - ищите мира.

Древние говорили: «Глупый создает проблемы, умный решает проблемы, мудрый избегает проблем». Нам, зачастую, далеко до мудрецов, но чтобы постоянно не решать проблемы, надо их не создавать, тем более там, где их нет. Однако, большинство из нас упорно создает их каждый день.

Чаще всего причиной конфликта становится недостаточность или односторонность информации.

Эту ситуацию хорошо иллюстрирует следующий пример, широко используемый в психологии общения.

Девушка в аэропорту ожидает самолет. Она идет в кафе, покупает пачку печенья, заказывает кофе и садится за столик. Когда кофе готов, она идет к стойке, берет чашку и, вернувшись, видит, что за ее столиком сидит молодой человек, пьет свой кофе и есть ее печенье (Какая реакция у девушки?). Она садится, пьет кофе и берет печенье из пачки. Молодой человек улыбается, подвигает ей пачку ближе и пытается познакомиться (Какая реакция у девушки?). Тут объявляют посадку, девушка допивает кофе, доедает последнее печенье и, подойдя к регистрационной стойке, открывает сумочку, чтобы взять билет. В сумочке лежит ее пачка печенья (Какая реакция у девушки?).
Как часто мы оказываемся в подобных ситуациях, и как нам потом бывает стыдно за свои поступки, совершенные под влиянием эмоций и односторонней информации.

Родители часто спрашивают: «Как избежать конфликтов с детьми?». Конфликтов избежать нельзя, можно избежать тяжелых последствий от них.

Взрослые, обычно, считают, что они всегда правы и их действия обусловлены благими намерениями для детей.

Однако, понятие добра и зла очень относительно, и то, что кажется хорошим для нас, далеко не всегда бывает хорошим для других. Поэтому надо уметь становиться на позицию другого человека, особенно ребенка, и учиться проявлять разумный конформизм, толерантность, взаимопонимание.

Конечно, бывают ситуации, когда для блага ребенка надо заставить или запретить ему делать что-то (схватить электропровод, сунуть руку в огонь и т.д.), но делать это надо так, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Эмоциональная память самая сильная, и психологические травмы гораздо долговечнее и тяжелее физических.

Современным детям очень не хватает живого общения, живого слова, да и нам, взрослым тоже.

Конфликты сопровождают человека до самой смерти. Надо учиться не провоцировать конфликты, а пытаться гасить их на начальной стадии возникновения.

Итак:
1. Конфликты не вне, а внутри нас.
2. Не делайте из мухи слона.
3. Не добивайтесь пирровой победы.
4. Действуйте по принципу: «Выиграл-выиграл».
5. Не делайте скоропостижных выводов, имейте достаточную информацию.
6. Больше общайтесь с детьми, гасите конфликты на начальной стадии.

Конфликт - это прекрасно, значит, вы еще живы.

Текст: Алексей Целищев, директор общеобразовательной школы № 45 г.Николаева

Обложка журнала №041
Архив предыдущих номеров
2018 год:
0102
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005