Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

            ИМЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ              

Путешествуя
по Индии

Дели - далеко не вся Индия. Ознакомившись с шумной и подчас шокирующей столицей, стоит отправиться дальше по не­объят­ному экзотическому Индостану. И тут первая проблема, с которой сталкиваются все путешественники в мегаполисах - как быстрее и дешевле выбраться из огромного города. Автостопом трудно, местные часто представляют белых «мистеров» «денежными мешками». К тому же, мало кто понимает английский язык. Лучше всего выбрать автобус. В Дели не меньше пятисот маршрутов (наверное, не все номера задействованы, т.к. есть автобусы с номерами свыше 1000). Посадка и высадка часто происходит на ходу, двери всегда открыты. Автобус чуть притормозил, кто-то запрыгнул, кто-то выскочил. Есть и междугородние рейсы. Автобусы на них, как правило, довольно чистые и ходят почти по расписанию.

Прежде всего, советую посетить города Агра и Джайпур, находящиеся неподалеку от столицы. Главная достопримечательность - Агра и, в какой-то мере, визитная карточка Индии - Тадж-Махал. Это огромная пятикупольная мечеть из белого мрамора. По сторонам Тадж-Махала стоят такие же высокие четыре башни - минареты. Перед ним - красивый прямоугольный бассейн, в воде которого отражается все сооружение.

Тадж-Махал был возведен в середине XVII века в качестве мавзолея жены Шах-Джахана, тогдашнего правителя Индии. Фотографировать можно везде, а вот видеокамеры почему-то заставляют сдавать в специальную камеру хранения.

Рядом с Тадж-Махалом имеется огромный форт-крепость, величиной не меньше московского Кремля и вызывающий уважение своей нескрываемой стариной и запущенностью. Вообще, Индия полна развалин и остатков всяких древних построек, осмотреть их полностью невозможно. Остальная, «неисторическая» Агра, к сожалению, - грязный трущобный город. Даже обезьяны на улицах больные и облезлые.

Далее путь лежит в Джайпур. Многие едут на попутных грузовиках, причем, число пассажиров в машине может быть любым. Коллега-путешественник из Москвы рассказывал об уникальном случае - 21 человек в кабине одного грузовика (из них: 2 водителя, 3 «наших» и 16 «местных»). В таком состоянии ехали около 100 километров!

Грандиозный дворец-крепость махараджи на холме - самое интересное в Джайпуре. Подняться к нему можно как пешком, так и верхом на слоне. Дворец изобилует множеством резных дверей, расписных окон, изящных скульптур и хитроумных оборонных башен, мостиков и переходов. С далеких времен и до нашего времени - штат Раджастан имеет особый статус в Индии, а махараджа Джайпура является фактически местным правителем и пользуется большим уважением в народе.

Дворец охраняет его собственная стража, одетая в пеструю восточную форму и большие чалмы, вооруженная настоящими саблями.

Внутри - музеи и личные покои махараджи и его многочисленной семьи. Интересно посмотреть огромные серебряные трехметровые «бочки» для пресной воды, занесенные в Книгу рекордов Гиннесса (самое большое изделие из серебра).

Также стоит съездить в центр Джайпура, чтобы увидеть одно из чудес Индии - дворец Хава Махал (Дворец Ветров), построенный в 1799 году. Необычный фасад дворца состоит из десятков красивых балконов с небольшими окнами. Находящийся там человек может видеть все, что происходит на площади, а его не видит никто. Дело в том, что такую конструкцию дворца заказал ревнивый махараджа Партар Синг, чтобы никто не мог увидеть его многочисленных жен, которые любили наблюдать красочные процессии, фестивали и просто людей на площади. Много храмов, посвященных разным богам. Индусы - народ высокой религиозности. В деревне - деревенский храм, в трущобах - трущобный, на перевалах, горах, дорогах - свои храмы. Половина водителей, если не больше, возят в своих машинах изображения или статуэтки, соответствующие религии шофера. У индусов эти идолы по ночам подсвечиваются всякими цветными лампочками. У сикхов в кабине висят обычно портреты их десяти гуру, у кришнаитов - изображение Кришны и т.д. Иногда в машине - целый алтарь. Перед стартом водитель зажигает пахучие палочки и водит ими перед алтарем и вокруг руля, тушит и едет. Некоторые имеют привычку останавливаться перед придорожными храмами и бегать туда молиться. Пассажиры вынуждены терпеливо ждать, часто в тесноте и жаре. И вы еще критикуете украинские «маршрутки»?

У индусов нет такого, как у нас, чувства времени. Жизнь их медленна. Некоторые водители едут медленно, останавливаясь у каждой чайханы, чтобы выпить 50 граммов чая с молоком, или, чтобы охладить машину, или просто так, без видимой цели. Сидят за чаем, разговаривают. Торговцы тоже «вялые». Назовет тебе высокую цену и ждет, что ты купишь. Предлагаешь ему продать со скидкой - продавец отказывается (хотя мог бы продать, особенно, когда местным жителям называет одну цену, а нам - другую). Торговаться любят лишь продавцы безделушек и открыток, тусующиеся перед историческими объектами Индии.

Еще медленнее ехать призывают водителей примечательные и в общем мудрые вывески на трассах: slow drive – long live (тише едешь - дальше будешь); reach home late, but reach home safe (лучше приехать позже, но целым); leave early, drive slowly, arrive safety (выезжай рано, двигайся медленно, приезжай в сохранности).

И впрямь, здесь все ездят медленней, чем в Украине. Но объясняется это не благотворным воздействием плакатов, а другими факторами. Безобразные дороги, заполненные идущими ослами, коровами, буйволами и телегами... Велосипедисты, вело- и моторикши, и прочий пешеходный транспорт... Грузовики «ТАТА» (самые распространенные в Индии) с максимальной конструктивной скоростью 55 км/ч в принципе не способны к лихачеству, а паршивые дорожные условия не дают им разогнаться и до этой скорости. К тому же, мы уже знаем, что само устройство индуса таково, что из четырех часов, проведенных за рулем, обыкновенно часа полтора он тратит на чай. Это не мешает некоторым местным юмористам писать на своих грузовиках «Super fast» (супербыстрый). Почти на всех имеется надпись «Good’s carrier» (возиль­щик товаров). Несколько раз попалась опечатка «God’s carrier» (возильщик Бога). Хотя, возможно, это не описка, а отражение религиозных взглядов водителей.

К тому же, на каждой машине сзади призыв «Horn, please!» (Гудите, пожалуйста.) Индийские водители испытывают странную любовь к гудению. Любое действие, будь то обгон или поворот, они сопровождают гудком. В путеводителе я прочитал, что индийские водители, по подсчетам ученых, делают 20 гудков на километр. Вероятно, так оно и есть. Над мелкими индийскими городками висит в воздухе целое облако гудков.

Можно, конечно, перемещаться и в электропоездах. Но если в телефонную будку поместить трех человек и вдобавок осла, в ней останется больше места, чем в индийской электричке. Люди висят снаружи и внутри. Если вагон киевского электропоезда вмещает (официально) 108 пассажиров, то на индийском вагоне написана вместимость 230 (это номинал, в реальности набивается еще в 2 раза больше и в те, и в другие). По величине же их вагоны не намного отличаются от наших: они несколько шире, но короче.

Возвращаясь к надписям, остается лишь удивляться тому, что хотя большинство индусов неграмотны, и, тем более, совершенно не знают английского языка, вывески и плакаты выполняются, как правило, на английском. Некоторая часть дублируется на местных языках. Самая распространенная и, пожалуй, актуальная для любой страны: keep you city green and clean (сохраним наш город зеленым и чистым). Озадачила необычная вывеска на местном «райсовете» - government work is God’s work (работа правительства - это Божья работа). Не появится ли такая вывеска вскоре и в Украине?

На сих широтах тепло, и путешественник вынужден употреблять большое количество воды. Иногда выпиваешь 4-5 литров в день. Понятно, что воду следует кипятить или покупать бутилированную. Интересно, что в Индии в магазинах меньше поводов обсчитывать покупателей - на каждом фабричном товаре, даже на хлебе, воде и мороженом, написана максимальная розничная цена. Ее, конечно, могут превышать, но не намного.

Индусы никогда не пьют чай, подобный нашему, оранжево-коричневого цвета. Заваривая в большой кастрюле смесь воды, молока, сахара и чаинок, они получают молочный чай белого цвета и пьют его из маленьких 50-граммовых чашечек. Каждый раз когда я делал в местных харчевнях свой чай в литровой кружке и без молока, индусы искренне дивились на это. В северных районах Индии, ближе к Гималаям, местные добавляют в чай еще масло и пряности. В Джайпуре на улице продается дешево лимонный сок. Выпьешь и думаешь: а живут ли в нем какие-нибудь лямблии или нет? Ведь индийская природа богата всякими тварями. Под оранжевой кожей свежей папайи оказались тысячи личинок - пришлось срезать ножом. Из насекомых особенно пакостны комары. Необходимо пить профилактические таблетки, чтобы избежать малярии. А тараканы просто огромны - размером с зажигалку. И бегают они очень шустро. Есть, конечно, муравьи, термиты и полчища бродячих собак. На базарах рыба и мясо часто обсижены мухами. Вот так! Всякая жизнь священна! Незыблемый принцип и для человека, и для самого последнего червяка. За это можно простить индусам все.

А еще достойно примера почтительное отношение к пожилым людям. Вообще, стариков в Индии относительно мало. Редко увидишь человека, которому под шестьдесят. Что до 70-80 летних, их изображения попадаются только на иконах, в виде какого-нибудь святомудрого гуру. Особенно колоритны старики сикхи. Они никогда не стригут волос и бороды. Взрослые мужчины прячут волосы под чалмой, а усы и бороду подвязывают специальной сеткой. Но старики, не обремененные суетой, не применяют сеток и ходят, развевая бородами, как флагами.

Кстати, сикхизм - это особая религия, которой более 500 лет, нечто среднее между индуизмом и мусульманством. Сикхи почитают единого, неизображаемого Бога и десять учителей-гуру, носят с собой символический (а иногда и очень натуральный) кинжал, в каждом своем храме имеют священное озеро для омовения. Всего сикхов в мире более 20 миллионов человек, но большая часть из них проживает в индийском штате Пенджаб. Самый главный, Золотой храм, место паломничества находится в столице Пенджаба, в Амритсаре.

Сикхов отличает бескорыстие и практическое применение заветов своей религии. Например, сикхи-водители никогда не требуют деньги за подвоз. В любом сикхском храме каждый может получить бесплатно еду, ночлег и другие блага. Надо только знать, во сколько и куда подходить. А еще понимать, что бесплатное угощение - это не повод для злоупотребления, а своего рода причастие. Причастие к добру, бескорыстию, милосердию. Это, скорее, еда не для желудка, а для души. Сострадание всегда исцелит больше грехов, чем осуждение. Индия может научить многому. Ее стоит постараться понять и полюбить.

Текст и фото - Игорь Ермолаев

Обложка журнала №042
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005