Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ЧТОБЫ ПОМНИЛИ              

ТРИЖДЫ РОЖДЕННЫЙ

Улицами Адмиральской, 2-й Слободской, 68 Десантников обрамлен парк имени 61 коммунара в г.Николаеве. Общая площадь парка – 10 гектаров. Все аллеи парка сходятся к исполненному величия памятнику, расположенному в его центре. На суровом гранитном постаменте - величественная фигура вооруженного молодого рабочего, который подхватывает знамя из рук своего раненого старшего по возрасту товарища. Знамя не упало, оно развевается на ветру, призывает к решающему броску, к победному завершению боя, как эстафета от старшего - молодому поколению…

На прикрепленной к постаменту металлической пластине выбиты слова: «Безсмертним борцям за владу Рад. Трудящі міста». Чуть ниже была еще одна металлическая табличка с надписью: «Пам’ятник збудований у 1936 році. Зруйнований німецько-фашистськими загарбниками в 1941 році. Відновлений автором – народним художником СРСР, скульптором М.Г. Лисенком та його учнями В. Сухенком, Н. Назаренком, В. Миненком, М. Мишук. Листопад 1967 р.». Сегодня эта надпись отсутствует. По периметру гранитного постамента расположены три барельефа, каждый размером 218х165 сантиметров, запечатлевшие эпизоды революционной борьбы в городе Николаеве, а именно: сцены расстрела, раздачи оружия восставшим революционерам и деталь радостной современной демонстрации.

Памятник установлен на месте, где в ночь с 6 на 7 ноября (по старому стилю) 1919 года были расстреляны жители города Николаева: члены комсомольского подполья, заложники и др. Их выводили на площадь из здания бывшего флотского полуэкипажа, которое находилось всего на расстоянии чуть более 300 метров от места казни. Здание сохранилось, оно находится на углу пересечения улиц 2-й Слободской, 29 и Адмиральской. На его стене установлена мемориальная доска.

Эта жестокая, леденящая душу бойня была описана многократно, в воспоминаниях С.А. Асушкина, М.П. Полякова, Д.С. Щербины-Зоненберга, чудом оставшихся в живых. Они были опубликованы на страницах николаевской городской газеты «Шлях індустріалізації» за 7 и 12 ноября 1936 года.

В то время для идеологической машины нужен был лишь повод, а дальше рождались мифы, да еще какие. Так и появился на свет Божий – обобщенный светлый образ борцов за власть Советов (а были ли это все борцы – тогда никого не волновало, т. к. имела право на существование только одна идеология) и плохой – палач, генерал Я. Слащев. Из всех публикаций, появившихся позже и уже в ХХІ веке, по объективности ближе всех «Белый генерал Яков Слащев» из книги Сергея Гаврилова, Юрия Любарова «Николаев. 220 лет», изданной в 2009 году.

Если сделать краткий вывод: не были бы приняты генералом Я.А. Слащевым решительные радикальные меры в городе Николаеве, если бы не царивший хаос, намечавшиеся еврейские погромы, активизирующиеся преступные элементы, которые стали бы причиной гибели сотен, а то и тысяч его мирных жителей…

Настоящая статья не ставит целью обелить одного из героев Первой мировой войны, Якова Александровича Слащева, за его действия в г. Николаеве. Это сделает объективная, без политической ретуши сама история.

Хочу рассказать читателю историю создания одного из замечательных памятников нашего города. Он того заслуживает.

Идея строительства памятника принадлежала жителям Николаева. В период выборов городского совета ХІ созыва избиратели, в конце 1934 года, среди наказов депутатам нового состава горсовета внесли по этому поводу специальный пункт. В январе 1935 года, решением городского совета был создан комитет по строительству памятника. В его состав вошли члены президиума горсовета, члены Николаевского партийного комитета, представители заводов и общественности. Как вспоминал строитель памятника, инженер М. Шур: «За два с небольшим месяца было подготовлено четыре варианта проекта памятника, и президиум горсовета на расширенном совещании, с участием рабочей общественности, рассмотрел эти варианты. Был отобран лучший проект, разработанный по заданию украинских скульптурных мастерских скульпторами тт. Муравиным и Лысенко».

Особое внимание создатели памятника уделили подбору качественных материалов, при этом строители остановились на граните Ново-Даниловских карьеров Днепропетровской области (Николаевская область создана 22 сентября 1937 года. – Прим. авт.). В этот период карьеры были загружены выполнением ответственного заказа – обработкой большого количества материала для строящегося Московского метрополитена. За дело взялись ветераны революционных событий. Члены бывшей партизанской комиссии посетили Днепропетровский облисполком и на месте договорились о принятии заявки на поставку материалов для памятника.

Для отливки бронзовой скульптуры памятника необходим был ценный металл – красная медь и цинк, всего 20 тонн. Как вспоминал инженер М. Шур: «С разрешения начальника «Главморпрома» тов. Мукулевича эти материалы были выданы местным заводом». Ответственная работа по отливке основных фигур памятника производилась в Николаеве. Подчеркну: на то время это была первая такая большая художественная отливка на заводах города. Лепка фигур памятника происходила в спортивном зале СШ №2, а школьники, по воспоминаниям участника тех событий, при создании памятника оказали немало ценных услуг.

Очень сложной была работа: вылепленные из глины фигуры в натуральную величину были переведены в гипс. Гипсовые фигуры затем пришлось разрезать на 18 частей, и в таком виде их доставили на завод им. Андре Марти. Весь процесс формовки, литья и сбора фигур проходил в бронеплавильном цехе завода им. Андре Марти. Для проведения таких сложных работ были приглашены специалисты из Ленинграда, откуда же был привезен и специальный формовочный песок.

Когда все отливки были готовы, их доставили на барже и через территорию завода им. 61 коммунара – на площадь, где к тому времени установили пьедестал. Такелажные работы по установке фигур и барельефов производили такелажники корпусного цеха завода им. Андре Марти. Мастерские «Электромортреста» оказали помощь в процессе сборки памятника работниками и инструментами. В благоустройстве площади и прилегающей к памятнику территории приняли участие представители практически всех предприятий города. Стоимость работ по строительству памятника составила 300 тысяч рублей, из них 100 тысяч были собраны разными организациями и общественностью города, а 200 тысяч выделил горсовет из местного бюджета.

8 ноября 1936 года, в 13 часов, на площади Коммунаров состоялся торжественный митинг, который открыл председатель городского Совета И.Д. Макаров. На нем выступили: секретарь горкома партии Красницкий, комиссар Сивашской дивизии Шумов, секретарь горкома комсомола Бройт и другие. Около 100 тысяч трудящихся города в тот день приняли участие в торжествах по случаю открытия памятника, который был назван «Борцам за власть Советов».

Приветствие трудящимся города Николаева по случаю открытия памятника прислал Г.И. Петровский – Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства УССР.

В музее ЧСЗ хранится пригласительный билет Александра Федоровича Барзова – приглашение на участие в торжественном открытии памятника. А.Ф. Барзов долгие годы работал на Черноморском заводе. Этот уникальный экспонат подарил музею его сын, Ю.А. Барзов, в 1986 году.

В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты уничтожили памятник.

После окончания войны многие годы на площади Коммунаров постепенно разрушался гранитный постамент, как кровоточащая рана, напоминая об уничтоженном немецкими захватчиками памятнике. В 1965 году партийный комитет завода им. 61 коммунара принимает решение о восстановлении памятника в его первоначальном виде. Поддержал это решение и Николаевский обком КПУ. Николаевцам повезло и в том, что был еще жив один из создателей памятника, ставший уже народным художником СССР, действительным членом Академии художеств СССР, Михаил Григорьевич Лысенко.

Весной 1967 года М.Г. Лысенко со своими помощниками Н.Г. Назаренко, В.М. Миненко, Н.П. Мишуком начали работать над глиняной, а затем и над гипсовой фигурой монумента. Для воссоздания памятника скульптор использовал старые фотографии, открытки и, конечно же, свою профессиональную память. Работы по воссозданию памятника проходили в эллинге для спортивных судов.

Приближалась 50-я годовщина Октябрьской революции, и обком КПУ настаивал на завершении всех работ и открытии памятника к этому времени. Времени для отливки фигур из бронзы практически не было, и потому было принято решение применить стеклобетон. Всеми рабочими от завода им. 61 коммунара руководил заместитель директора по кадрам М.А. Личина. Работали напряженно.

3 ноября 1967 года состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятника. Площадь заполнили десятки тысяч жителей города. Митинг открыл председатель горсовета Н.Г. Брюханов. Затем выступил первый секретарь обкома КПУ В.А. Васляев: «Город корабелов славен боевыми, революционными и трудовыми традициями. В марте 1918 года пролетариат Николаева героически сражался против австро-немецких оккупантов. В борьбе против интервентов погибло около 2 тысяч рабочих. Здесь, на этой площади похоронены 16 коммунаров, погибших в мае 1919 года во время кулацкого восстания в Нечаянном. Среди замученных революционеров был и председатель большевистского комитета в Николаеве Иосиф Скляр. На площади похоронено 26 коммунаров, погибших в боях с кулацкими бандами в селе Матвеевка. В их числе и славный сын рабочего класса Яков Бондаренко. На этой же площади расстрелян 61 коммунар, в числе которых погибла секретарь городского комитета комсомола Тамара Мальт».

На митинге выступили: старый большевик А.Н. Иванченко, директор завода им. 61 коммунара В.Н. Андрианов, рабочий, Герой Социалистического Труда В.П. Посунько, секретарь Ленинского райкома ЛКСМУ Л. Байрон, автор памятника, академик М.Г. Лысенко.

Об авторе памятника хочется сказать следующее. Михаил Григорьевич Лысенко родился 16 (29) октября 1906 года, в селе Шпиливка, теперь Сумского района Сумской области. Народный художник СССР (1963 г.), действительный член АН СССР (1970 г.). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. Перечислю только часть его произведений: скульптурная композиция для павильона СССР на международной выставке в Нью-Йорке (1938 г.), памятники Н. Щорсу в Киеве (1954 г.), Н. Лысенко (1954-1962 гг.), А. Пушкину (1954-1962 гг.), Т. Шевченко (1973 г.), И. Франко (1984 г.) памятник в Бабьем Яре (1976 г.) и много других. Его памятники установлены в городах: Париже, Виннипеге, Киеве, Львове, Ашхабаде, Хмельницком...

8 мая 1972 года М.Г. Лысенко не стало. Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище. Именем скульптора назван теплоход.

Дело деда продолжает его внучка - Лысенко Л.А., кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры в г.Киеве.

Национальным банком Украины к 100-летию со дня рождения выдающегося скульптора, в 2006 году была выпущена в обращение монета номиналом 2 гривны, тиражом 30 тыс. штук. На реверсе монеты изображен портрет Михаила Лысенко и в два ряда – годы жизни «1906-1972». Автор эскизов – Н.Кочубей, автор моделей – В. Атаманчук.

На этом можно было бы и закончить историю о легендарном памятнике, если бы через год не состоялось еще одно – третье рождение памятника коммунарам.

Эту историю для нас сохранил и передал ветеран судостроительного производства, бывший главный инженер завода им. 61 коммунара, директор завода «Океан» А.А. Малярчук: «Весной 1968 года стоявшая в эллинге на Стрелке гипсовая фигура была отправлена в Ленинград, на комбинат «Монументскульптура». Туда же были доставлены два бронзовых корабельных винта по 9 тонн каждый. По заказу завода на комбинате отлили памятник в бронзе, и вскоре специальным автотранспортом его доставили в Николаев. В один из выходных дней памятник из стеклобетона сняли с пьедестала и вместо него установили бронзовый монумент».

Можно было бы поставить точку, но не сказать, что без внимания городских властей памятник погибает, - нельзя.

Сегодня эта гордость обласного центра представляет собой жалкую, печальную картину. Постамент памятника, барельефы и сама скульптура размалеваны граффити, оторваны отдельные бронзовые элементы памятника. У двух барельефов уже отсутствует по одному крепежному винту, что грозит обрушением. Если барельеф упадет, - его уже никто не восстановит. Между гранитными блоками постамента образовались зияющие пустоты… Как уже говорилось выше, табличка с фамилиями авторов памятника утрачена.

Памятник пережил свое рождение после кровопролитной, страшной войны. Не хочется думать, что мы можем его потерять в мирное время из-за чиновничьего безразличия.

Текст: Е.Г. Горбуров, преподаватель кафедры истории Украины института истории и права ННУ имени В.А. Сухомлинского, кандидат исторических наук.

Обложка журнала №043
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01020304
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005