Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

     НАЗЫВАЯ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ     

Гордиев санузел

 

«Белорусский народ будет жить плохо, но не долго»
Александр Лукашенко, президент республики Белорусь

«Правительство как грудной младенец: чудовищный аппетит на одном конце и полная безответственность на другом»
Рональд Рейган, экс-президент США

«Если вы желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте все и не выполняйте ничего»
Наполеон Бонапарт, император

В этом году Украина будет отмечать двадцатилетие своей независимости. Что и говорить, итоги прошедших двадцати лет более чем неутешительны. «Нэнька» потеряла более шести миллионов населения за счет резкого увеличения смертности и уменьшения рождаемости и примерно столько же за счет трудовой миграции, которую лучше назвать эмиграцией. И в этом нет ничего удивительного: жизненный уровень большинства граждан нашей страны в первое же десятилетие упал (иногда - в разы) или, в лучшем случае, замер на прежней точке. Целые отрасли экономики исчезли с лица земли, а иные существуют (например, судостроение) в обстановке глубокого коллапса. Даже продовольственная безопасность «житницы Европы» не может теперь считаться обеспеченной. От половины до двух третей мяса, рыбы, овощей и фруктов Украина вынуждена импортировать. Вместо рывка в число передовых стран (как обещалось двадцать лет назад) произошел процесс архаизации экономического уклада. Основными источниками пополнения финансовой системы стали: таможня, экспорт продукции первого передела металлургии (то есть: сам металл в виде чушек-слябов или же в виде проката), опять же экспорт минеральных удобрений и переводы из-за границы наших гастарбайтеров. Торговля не в счет - перепродажа не тобой произведенного, богатства страны составить не может. Доля машиностроения в структуре экспорта уменьшилась за двадцать лет втрое, а отечественная легкая промышленность фактически перестала существовать. В результате на юбилейные торжества Украина пойдет, не достигнув и 70% от уровня производства 1990 года. Но и этого мало: обычно с приходом в производство частного владельца вместо государства во всем мире наблюдался процесс наращивания социальных издержек в виде увеличения безработицы и пр., но производительность труда вырастала. В Украине не произошло даже этого. В конце 2010 года уровень производительности труда в промышленности соответствовал уровню 1986 года. Одного этого факта достаточно, чтобы вынести вердикт украинскому капитализму - недееспособен. А ведь примеры деградации нашей жизни и вопиющей неэффективности системы можно продолжать и продолжать. Впрочем, о вырождении нации в результате эпидемий туберкулеза и СПИДа, наркомании, проституции, торговли людьми можно и не упоминать. Это лишь следствие, а не причина клубка проблем, в которых барахтается страна. Деградирующая, все более архаичная экономика не может найти опоры у неэффективного, признанного одним из самых коррумпированных в мире государства, которое, в свою очередь, не имеет от экономической деятельности средств, достаточных даже для поддержания на прежнем уровне инфраструктуры и социальных институтов, не говоря уж об их развитии. Запасы, заложенные еще в советское время, уже практически проедены. Даже в сравнительно благополучной энергетике - полное исчерпание технического ресурса основных фондов достигает 60%. В любое время может произойти не одна, а сразу несколько (по цепочке) тяжелых техногенных катастроф. В стране налицо рост социальной усталости, которая проявляется как нарастанием апатии, так и подъемом агрессивных настроений (войдите в Интернет почитайте). Клубок взаимопитающих проблем сплетается во все более тугой узел. При этом правящий класс за все время не только не делал попыток как-то его развязать, но фактически самоустранился от проблем модернизации государства и общества, ограничиваясь продуцированием различных политических симулякров и, таким образом, способствовал еще худшему положению. Но теперь, когда уже почти вся государственная собственность растащена по карманам, а утешительные сказочки перестают действовать, когда доходность бизнеса резко падает, а заграница не торопится помогать, наступает момент истины. Нужна ли Украина, сознательно или подсознательно превращенная в тугой узел дурнопахнущих проблем, кому-нибудь кроме ее народа? И что себе думают наши правители?

Новая песня неуловимого Джо

Адекватность политической и хозяйственной системы страны требованиям дня - первейшая задача государственного управления. Запущенность украинского хозяйства говорит о том, что наше государство со своими задачами не справляется. И не справляется, прежде всего, в силу своей собственной неприспособленности к решению вопросов развития. Тот, кто не знает, куда ехать, не может тронуться с места. А то, что отечественный истеблишмент весьма смутно представляет роль и место Украины в современном мире - неоспоримый факт. И если еще почти десятилетие тратить на политические метания под малореальными лозунгами в ущерб собственной выгоде, то не стоит удивляться месту в рейтинге развития между Алжиром и Гондурасом. Но теперь, когда выясняется, что «волшебная рука рынка» вовсе не волшебная и перед «элитой» явственно замаячила перспектива дальнейшего упадка, с потерей амбиций, а главное - денег, снова стало популярной забытая песня про реформы. Вообще-то эти рулады жители одной шестой мира слышат уже более четверти века. Однако, именно с реформами, то есть, с эволюционным путем развития в наших краях всегда было туго. Куда успешнее проходили революции с развешиванием на столбах своих политических противников за едва уловимое различие. Видимо, устрашась именно такой перспективы, президент Янукович объявил о программе широкомасштабных реформ. Иначе, чем перепугом, невозможно объяснить намерение главы государства за год реформировать сразу 21 направление общественной и хозяйственной жизни. В прошлом году, по словам Виктора Федоровича, реформировались 7 направлений, но народ помнит только 3 и то не слишком успешных. Бои за Налоговый кодекс еще свежи в памяти и эти воспоминания, скорее всего, воспоминания о будущем. Ведь последствия этого судьбоносного документа Украине еще только предстоит ощутить. Конечно, налоги крайне важны для государства и особенно для такого как наше, где половина экономики находится вне всякого налогообложения. Но в конце-концов фискальная политика - это всего лишь способ перераспределения уже произведенной стоимости. Кто или что ее сможет приумножить? Непонятно. В качестве панацеи нам опять предлагают привлечение инвестиций (главным образом - иностранных). И это в стране, инвестировавшей Запад приблизительно на 1 триллион долларов в виде денежных и материальных средств, вывезенной прибыли и т.д. Только украинская «элита» (читай - компрадорская буржуазия) держит в западных банках, по преимуществу в офшорных зонах, по разным оценкам 100-150 млрд. вечнозеленых долларов. Почему же держатели таких средств не озаботятся созданием инвестиционного климата, привлекательного для самих себя? И что может дать им измененный порядок налогообложения мелких лоточников и «челноков», кои у нас занимаются малым бизнесом? Невидимая рука рынка в наших условиях напоминает еще более эфемерную фигуру ковбоя по прозвищу Неуловимый Джо. Неуловимого не потому, что его никто не может поймать, а потому, что он никому не нужен. Рыночная экономика не существует без растущего потребления, без конкурентной среды, без четких писаных и неписаных правил. На Украине существуют два вида потребления: едва живое массовое и демонстративно элитное, но тоже очень ограниченное, в силу малочисленности богатеев. А самое главное - потребляем-то мы то, что не мы производим. Это «там у них» рост продаж подхлестывает экономику. Рост потребления в Украине нашу экономику не подхлестнет, ну, может быть, слегка поправит дела у турок и китайцев. О конкурентной среде внутри страны для производителей чугунных чушек и говорить смешно. Как же можно надеяться на привлечение иностранных инвестиций, если наши местные олигархи, полуолигархи и различная богатая мелочь не могут найти, куда бы в этой стране инвестировать свои капиталы? Тем не менее, все понимают, что надо что-то делать. Президент даже понимает, что делать надо быстро. «Процесс реформ является болезненным, мы об этом говорили. Поэтому он не должен быть растянут во времени. Чем быстрее, тем меньше будет боли...» Что же, лучше хвост собаке отрубить сразу, чем по частям. Однако, попытка охватить все и вся в кратчайшие сроки больше напоминает жест отчаяния, чем реальную программу реформ. Неуловимый Джо вскочил на коня и бешеным галопом поскакал во все стороны сразу. И как-то не успокаивают слова пана президента: «Должна быть активная и даже агрессивная информационная позиция по каждой реформе. Ситуация, когда оппоненты нападают первыми, а правительство должно оправдываться, недопустима».

Коррупционеры и пенсионеры

Как-то, пару лет назад канал «самых честных новын» обсуждал в эфире вопросы демографии. Приглашенный эксперт - ученая дама - сообщила, что по уровню рождаемости Украина вполне соответствует большинству европейских стран. «Это значит, что Украина - европейская страна!», - с восторгом идиота заорал весьма женственный телеведущий. «В этом аспекте - да», - согласилась, запнувшись, эксперт. Низка рождаемость в Европе, но и показатели смертности - тоже. Европейские страны - это место, куда едут гастарбайтеры. А Украина - это место, откуда они едут. Про смертность умолчим... Эта история с определением европейскости всплыла в памяти в связи с пресловутой пенсионной реформой. Тогда правительство снова тыкало в нос украинскому народу пример Европы, скромно умолчав, что под голубым флагом Евросоюза мужчины после пенсии живут в среднем 10-14 лет, а женщины - 16-21 год. Тогда как под желто-голубым флагом мужчин хватает на 2 года, а вот женщин - на целых 19. Непорядок, который нужно устранить. Слов нет, экономика - становой хребет любой государственности. Но и социальный климат - такой же экономический фактор. И социальное самочувствие пенсионеров - не последний аспект этого климата, ведь пенсия ожидает всех, кому повезет. Достойная старость или отложенное умирание старшего поколения - наглядный пример перспектив для еще работающих. Сказать, что пенсионное законодательство Украины до крайности запутанно, значит ничего не сказать. Собственно, у нас нет единой пенсионной системы, их несколько. Изъятия и дополнения еще более запутывают дело. Отсутствует и механизм выравнивания пенсий, когда работники одинаковой квалификации, с примерно равным уровнем доходов за период работы, с одинаковым стажем, но вышедшие на пенсию с разрывом в 4-5 лет, получают пенсии, отличные в 2 и более раза. Все эти недостатки вроде как должна ликвидировать вводимая сейчас пенсионная реформа имени Тигипко. Вот только очевидно, что главным побудительным мотивом реформы для наших «можновладцив» стала не социальная справедливость и даже не рост числа пенсионеров в связи с демографической ямой, а Международный Валютный Фонд. Без ликвидации постоянно растущего дефицита Пенсионного фонда МВФ отказывался в предоставлении кредитов, которые нынешней Украине необходимы как воздух. Пенсионная реформа предлагается двухуровневая с накопительной частью. На бумаге все выглядит достаточно пристойно, однако с трудом верится, что в стране, в которой еще не забыты авоськи, набитые купонами, население массово поверит в то, что государство сохранит их накопления от начал трудовой деятельности до нетрудоспособного возраста, а не пустит на ветер, не конфискует с благими целями, не украдет. Так что свое пенсионное будущее я, например, представляю... сложным. И, думаю, что не только я. А пенсионеры - большой кусок электората. С остальными реформами социального пакета - образование, здравоохранение, жилье - дела обстоят примерно таким же образом. Да, без коренного реформирования этих отраслей у страны просто не будет будущего. Но здесь в остром дефиците необходимые средства (например, нет денег на коммунальные больницы), а главное - доверие. Многократно обманутый народ не спешит создавать кондоминимумы, больничные кассы и прочие атрибуты самоорганизации. Государство, сбрасывая с себя «патернализм», просто берет своих граждан за шкирку и бросает в бурную воду. И все бы ничего - многие страны так живут - но у нас еще не умерло поколение, которое помнит, от чего мы ушли и к чему приходим. И сравнение - не в пользу нынешней системы.

То же самое касается и коррупции, названной главной проблемой, тормозящей развитие страны. Бороться со взяточничеством, не покладая сил, обещает и президент, и премьер, и все министры, вместе взятые. Предполагается целый пакет мер в виде антикоррупционных законов, отягощение наказаний и т.д. Естественно, когда чиновник вымогает деньги за исполнение своих обязанностей и делает все возможное, чтобы усложнить жизнь тех, кто не платит, это, наверное, замедляет развитие. Или когда гаишник кладет штраф не в государственный, а в собственный карман - это достойно порицания. Это акт коррупции. Можно с ним бороться радикально, как президент Ющенко. Просто разогнать к чертям госавтоинспекцию. Не беда, что аварийность подскочила вдвое, зато ведь коррупции нет. Существует и такое определение коррупции как рыночный ответ на недопоставку государством услуг управления. Государство ограничивает нашу деятельность и жизнь путем различных барьеров, а мы преодолеваем их с помощью коррупционных схем. Вывод - поменьше барьеров - и будет меньше коррупции. Без коррупции не существует теневой сектор экономики. Собственно, тень - это и есть коррупция. Определитесь, наконец, это не сложно: почему бизнес уходит в «серую зону», устраните причину, и коррупция снизится в разы. А что же преподавателей и медсестер ловить за преподнесенный клиентом презент! Но более всего смущает общественность тот факт, что борьбу с «незаконным использованием служебного положения в целях личного обогащения» поручено вести обладателям этого самого служебного положения. И как же быть с основой всей жизнедеятельности «элиты» последних двадцати лет - безудержным личным обогащением любыми путями за счет общественных фондов под аплодисменты либералов? Как это так: что позавчера было доблестью, вчера нормой, сегодня уже преступление? И наказывать за него нужно своего брата - чиновника! А копошащийся под ногами люд, он ведь тоже не святой. Кто взятки носит и в руки сует? Иностранцы, повращавшись в наших «палестинах», быстро входят в курс дела и исправно «заносят», и европейское воспитание не мешает. В конце-концов каждый коррупционер, если повезет, будет пенсионером и будет получать пенсию хоть и больше, чем у учителя, но несравненно меньшую, чем доход по «месту работы». Так не мешайте человеку заработать на старость! Вам не кажется, что такие умонастроения еще не скоро станут анахронизмом вне зависимости от реформ?

Страус - птица певчая

Президент Кеннеди, придя в Белый Дом, заметил, что не ожидал, что государственные дела действительно так плохи, как он говорил. Регионалы яростно критиковали правительство Тимошенко за провальную экономическую политику, благодаря которой Украина оказалась в 2009 году ниже всех в Европе. Но первые шаги администрации Януковича и правительства Азарова обнажили некоторую растерянность, а скомканный старт программы реформ убедили даже скептиков, что реального плана «улучшения жизни уже сегодня» на самом деле у партии власти нет. Ритуальные заклинания про «европейский путь», «стабильность» и «инвестиции» только усилили это впечатление. Но если оппозиция, критикуя власть, делает это, так сказать, по должности, то людям более нейтральным хотелось бы все-таки знать: каким видится ближайшее будущее нашей страны тем, кто волею судеб поставлен у ее руля. И, наконец, чем вызвана такая лихорадочная спешка? Ведь ясно же, что реформирование такой сложной и противоречивой страны как Украина - это системная работа на многие годы. Сам президент Янукович, подводя итоги прошлого года, оценил эффективность своего управления в 30%. Не значит ли это, что задавая 21 направление реформ, глава государства на самом деле рассчитывал на семь? О том, что похоже так и будет, говорит такой факт: Государственное агентство по земельным ресурсам в рамках программы реформ разработало законопроект «О рынке земель» и намеревалось провести его через парламент в первом квартале этого года. Первый квартал закончился и закона нет. Впрочем, многие полагают, что это и к лучшему, так как введение свободной купли-продажи земли приведет к узакониванию уже сложившейся на территории Украины системы латифундий с преобладанием иностранного капитала. Устранение препятствий для транснациональных корпораций, а также увеличение капитализации украинских компаний за счет земельного ресурса, должно по идее укрепить позиции регионалов экономически и политически. Правда, земля еще несет и социальную функцию: на ней работают и живут люди, но что поделаешь, издержки...

Едва начавшись, реформы Януковича явно пробуксовывают. Им не хватает цели, конкретной цели. Если брать пример успешных реформ, то не трудно заметить, что и меры экономического стимулирования Людвига Эрхарда, и программы развития Сингапура имели количественное измерение, последовательность, этапы, персонально ответственных исполнителей и объем привлекаемых ресурсов. Ничего подобного украинские реформы не содержат. А набор благих пожеланий, называемых законами, которые еще неизвестно как будут исполняться - это разновидность страусиной политики. Что-то сделать, потом громко об этом крикнуть и тут же спрятать голову в песок. Почему же все-таки так поспешно? Потому что времени мало. Информированные люди прекрасно осведомлены о том, что мировой финансовый кризис никуда не делся. Его лишь слегка присыпали деньгами, пригасили тремя войнами. Но под золой сжигаемых бюджетов уже не стран третьего мира, а вполне европейских - Исландии, Португалии, Греции, скрывается растущая лава долгов, «плохих» активов, и разнообразных спекулятивных финансовых инструментов, позволявших Западу со времен президента Картера жить в долг за счет будущего. Вот это будущее настает. И когда эта лава выплеснется, лишенной какой-либо защиты от внешнего влияния экономике Украины придется неимоверно тяжело. Поэтому приходится спешить в закреплении статус-кво, в продвижении интересов, в демонстративной готовности к переменам перед заграницей (которая нам не помогает, но очень даже может помешать) и собственным электоратом.

Наконец-то стало достоянием общественности отношение Виктора Януковича к будущей политической системе Украины. Конституционная реформа была объявлена одной из первых и в числе первых повисла же в воздухе. До сих пор не вполне ясно, как проводить изменения в Основной Закон. То ли Конституционной ассамблеей, то ли общенародным референдумом, то ли через парламент после обретения пропрезидентской стороной конституционного большинства. Да и содержание новой Конституции заранее вносило трепет в ряды национал-демократов и недемократов тоже. А вдруг там государственный статус русского языка, вдруг там федерализация! И хотя сама федерализация теперь на западе страны находит все больше сторонников, но нельзя, только что приравнивая федерализм к сепаратизму, тут же стать «за». И хотя сам Виктор Федорович загодя успокоил «патриотов», что, дескать, все будет по старому, как же оппозиция, а в особенности Юлия Тимошенко, может согласиться с поносимым на всех углах «узурпатором»! Требовался четкий ответ. И он получен, по крайней мере, частично. Выступая перед парламентариями, пан президент высказался за смешанную мажоритарную пропорциональную избирательную систему и за повышение проходного барьера для партий до 4, а для блоков - до 5%. Точка. Теперь ясно, что сама конституционная реформа переносится на период после парламентских выборов 2012 года. Изменения в избирательном голосовании призваны отсечь наиболее радикальную часть политикума, а остальную, учитывая, что у оппозиционеров гетманов больше, чем партий, ослабить, и в конце-концов получить конституционное большинство без всяких «тушек». Впрочем, вряд ли сбудутся ожидания юго-востока станы, что и новая Конституция откажется от «позитивной дискриминации» русскоязычного большинства. Слишком велики интересы, стоящие за украинской Украиной и интересы вполне денежные. Это тем более определенно, чем ближе финансовое цунами, которое, судя по всему, по разрушительности далеко оставит позади события в префектуре Фукусима. Наш правящий класс не имеет навыка и привычки солидарности перед лицом серьезного кризиса и, как показали первые волны мировой рецессии, не готов разделить тяготы народа даже в малом. Экономика Украины претерпела рекордный обвал, а наши миллиардеры стали только богаче. Западу так же далеко до Японии в солидаризме. «Коза ностра» не станет как японские «якудза» посылать грузовики с водой и продовольствием в пострадавшие районы. Западные государства и альянсы не будут выручать свою клиентелу, как бы громко она ни кричала про «демократию» и «европейский выбор». Это почувствовали на собственной шкуре даже евросоюзные греки. Есть, правда, еще один вполне реальный сценарий ухода от всемирного дефолта - большая война. Вот, например, британский генерал, командовавший в 1999 году войсками НАТО на Балканах, недавно высказался в том духе, что авиация альянса может обеспечивать «бесполетную зону» над Ливией (читай - бомбежки всего, что движется) еще в течение десяти лет. Только вряд ли это приблизит Украину к вожделенной Европе со всеми ее ценностями.

Текст: Александр Карманов

 
Обложка журнала №044
Архив предыдущих номеров
2018 год:
010203
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005