Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Концертное агентство
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ЧТОБЫ ПОМНИЛИ             

Уйти, чтобы остаться…

Худший из миров покинула Ольга Потиевская… Просто будем считать, что Там лучше, а никакой непоправимой ошибки не произошло, и одной звездой на небосклоне стало больше. Пока шла панихида, по-немецки тихая, без стенаний, говорились речи, за пределами зала моросил дождь, а когда процессия двинулась к последнему пределу, прыснуло странное, неуместное солнце. Впрочем, может, это знак такой, что Там ее приняли. А, может, и не знак, а совпадение метеорологических и душевных состояний. Хотя, какое уж тут совпадение, когда глаза у большинства на мокром месте, и не все ли равно Там, светит ли солнце вообще. Наверное, есть какой-то неведомый смыл в том, что лучшие уходят, что называется, в расцвете. Наверное, можно понять и согласиться с тем, что смерти как таковой нет, а есть вечное движение атомов и молекул, которые после того, что мы называем смертью, самоорганизуются в нечто другое, что нам тоже неведомо. Наверное, можно понять… Вот только принять это нет совершенно никакой возможности да и, честно говоря, желания. И ты понимаешь, что что-то не обсудил, над чем-то не посмеялся, о чем-то не посоветовался, не пожал мягкую, маленькую, сухую руку без маникюра знаменитой батичницы, не насладился ее обществом за дачным столом с вкуснейшей едой, приготовленной Олей и Славой: известно ведь, что талантливый человек талантлив во всем. Отказаться же от «общества» у Потиевских вообще нельзя: пожалеешь непременно. И дело, разумеется, не в еде, хотя и в ней, конечно. Общество собирается и теперь, потому что есть Слава, вторая часть души компании. Оля тоже есть, но Там, а потому ее просто не видно.

Может ли художник, а тем более знаменитый, не быть богемной личностью? Это об Оле. Она - хранительница очага, выражаясь банально, но точнее не бывает. И очаг этот очень красивый. Они вместе его расписывали и огнем красок поддерживали постоянное тепло. Слава - незаурядный живописец и выдающийся график-дизайнер. Мастер плаката и логотипа. Если кто летал «Аэросвитом», то логотип на борту - это Славина работа. И еще сотня других известных и не очень. Сеть «ДЦ», например. Оля же художник классический. Батик - женское дело, а она - его пионер в Союзе и Украине, соответственно.

- Принято говорить - одна из первых, с конца 70-х, - вспоминает Слава. Такое у них было разделение обязанностей - Слава зарабатывал деньги (художник вовсе не должен быть голодным!), а Оля была пионером. В данном конкретном случае это означает, что ткань в ее руках перестала быть исключительно рулоно-километрами, произведенными на ткацких фабриках, но стала жить отдельными произведениями в выставочных залах. Просто (?) надо было, наверное, оказаться со своим талантом и невероятным трудолюбием (в батике без него просто невозможно) в определенном пространственно-времен­ном континуме. Было в 70-х такое время, когда, впадающая в маразм империя, в условиях «мирного сосуществования» обеспечивала народу относительное благополучие, а предметы отечественного искусства стало иметь в приличном обществе в порядке вещей… Они, как ни странно, компенсировали товарный голод при наличии накопленных денежных знаков. Приличным обществом тогда была интеллигенция, кто забыл, а уезжать, хотя и начали, но отнюдь не массово.

Собственно, и батик-то - примета времени. Об Индонезии, родине технологии, можно было узнать не только, что она борется с колониальным прошлым с помощью Советского Союза, но и посмотреть познавательные репортажи о культуре. Оля начала с одежды: кофточки, блузочки, юбки узелковым методом, предполагавшим случайный узор. «Флауер-пауер», - одним словом. Хиппи родина не любила, но и не отстреливала. Ничего с этими «хельсинками» (множественное число происходит из лексикона дорогого генсека) не поделаешь. К тому же, среди «патлатых» немало было и «мажоров». Последние, впрочем, пользовались иными потребительскими корзинами. Так вот и получилось, что в определенном смысле плохие времена, оказываются хорошими, - материализм истории, иными словами. Всем хотелось выглядеть лучше: империи перед миром, а людям друг пред другом. Интересы народа и партии временно совпали. А художнику что надо? Правильно - поле самореализации, желательно, в незанятой нише, что, впрочем, характерно для всякого нормального человека. Одновременно с одеждой Оля занялась куклами, стала расписывать ткань по классической технологии, описывать которую нет смысла, она известна уже тысячи лет, и не всякому читателю это интересно. Одно замечу, я пробовал. Даже получилось: размером 10 Х10 см, заняло же несколько часов. Так что, сами понимаете, это занятие не для всех. Требует невообразимого терпения. Создать же точную копию вручную невозможно. Поэтому, в частности, художников по батику крайне мало. Слава Потиевский, будучи художником и дизайнером, понимающим тонкости технологии, работал над плакатами во времена, когда о компьютерах никто и слыхом не слыхивал, кстати, замечает, что он сам считает батик делом, решиться на которое он бы не смог. Уж очень оно требует филигранности и особого склада характера.

Такие вот они разные - Слава и Оля Потиевские - «Художники одной постели», как называлась однажды их выставка. Вероятно, поэтому, 40 лет, прожитые с Олей, он называет временем абсолютного счастья. Я не смог не задать ему банальный эмигрантский вопрос, - почему уехали. Ответ оказался неожиданным. Во-первых, веское и решающее слово сказал не он, а Оля. Вероятно, сработал инстинкт хранительницы очага. Да и сам он вдруг ощутил, как ни странно, очевидную несвободу творчества (это, якобы, в свободной-то стране). Приятели и люди, казавшиеся друзьями на протяжении десятилетий, вдруг стали предавать, подставлять, грязно конкурировать. Произошло то, что принято называть «экзистенциальной катастрофой». Конечно, каждый вправе толковать «свободу» как угодно, в том числе, и как «познанную необходимость», для людей же «свободных» профессий «свобода» означает временнОе совпадение желаемого и действительного. Откат же на позиции, когда достигнутую свободу приходится «перепознавать», не выносим. Не говоря уже о возможности заработать на хлеб насущный, не унижаясь и не унижая. Уехав восемь лет назад, они избежали и того и другого.

екст: Дмитрий Ремественский, Хемниц (Германия)

Обложка журнала №046
Архив предыдущих номеров
2018 год:
01020304
2017 год:
0102030405
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005