Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ              

Валерий Золотухин,
народный артист России:
«Я боюсь скандала…»

ИМЕНА: - Валерий Сергеевич, насколько тяжелы переезды для актера? Ведь это такой напряженный график, когда в ночь - переезд, утром - репетиция, вечером - спектакль, и снова переезд...
В.З.:
- Ну, во-первых, переезды начались ведь не вчера и, я надеюсь, не завтра они закончатся. Поэтому, если я себя отчетливо представляю в роли артиста, то это… с пяти, с семи лет. А активное такое передвижение в агитбригадах, в самодеятельности - это с пятого, с шестого класса. Сначала на конях, потом - на тракторе, потом - на разных телегах, поездах, самолетах… И, в общем, движение - это жизнь. А жизнь - это движение. Конечно, с возрастом появляются проблемы. И, конечно, восемь часов просидеть в автомобиле, даже в хорошем, это трудно. Но, тем не менее, так приспосабливается организм, что он каждую минуту, каждую свободную секунду может отдыхать. Привычка помогает переносить. И, более того, я без этого, как говорится, и жить-то не могу. Без того, чтобы подо мной не гудела дорога, чтобы была перспектива, что я сейчас из Донецка рвану во Львов или, я не знаю, в Сыктывкар. Или в Барнаул. Ну, в Барнаул, конечно, самолетом. И потом, вот эта гостиница, отель - это, собственно говоря, мой дом. Я провожу время в отелях гораздо больше, чем в семейной постели.

ИМЕНА : - Вы только что сказали о режиме. Вы имели ввиду что-то конкретное или абстрактно говорили о режиме в целом?
В.З.:
- И абстрактно, и конкретно. То есть, режим в каком смысле? Сон! Достаточно пять - шесть часов, даже четыре, если короткого сна. Потом молитва, потом зарядка, стояние на голове. Обязательное. И вот сегодня я стоял вот здесь, в номере, семь минут на голове. И это, конечно, очень важно! Кроме того, что это физическая форма, это еще и, так сказать, сознание того, что ты в семьдесят лет стоишь семь минут на голове, это уже дает тебе превосходство некоторое. Перед жизнью что ли! Это не то, что подвиг, но во всяком случае, в течение сорока лет и даже больше я этим занимаюсь. К тому же, я вегетарианец. Для меня нет обжираловки. Сейчас я вижу, некоторые актеры наши, они уже до такой степени расползлись, костюмы уже новые надо шить. И давно сшили. А у меня тот же самый. То есть, режим во всем. Ну, и кроме того, конечно, в первую очередь, воздержание от спиртного.

ИМЕНА : - А в каком возрасте и благодаря чему Вы поняли, что станете актером непременно?
В.З.:
- Это произошло очень давно. В пять лет. Когда я понял, что за то, что я пою, мне платят. Молоком, пирожком или еще чем-нибудь… Я понял, что тоже можно зарабатывать на хлеб. Конечно, у меня в жизни не так все гладко и .романтично представляется. Потому что я в шесть лет упал и у меня случился, по диагнозу того времени, туберкулез костей…Я три года лежал, привязанный к кровати, просто в горизонтальном положении. С 7 до 10 лет. У меня нога была в гипсе, до восьмого класса я ходил на костылях. А поступил я на отделение оперетты. Это все было, конечно, тоже случайно. Я готовился в простаки, плясать, танцевать на сцене, петь и прочее, но… У нас преподаватель была, Галина Сергеевна Анисимова, которая сказала: «Молодой человек, Вы пришли не на тот факультет.» А она работала в театре Моссовета. И она меня сразу сориентировала… Я знал, что у меня есть свой театр, в котором я работал то время, что учился. Если бы я участвовал в каких-то массовках… А так, я, деревенский мальчик, я же из деревни, и в московских театрах…

ИМЕНА : - То есть, волею Судьбы…
В.З.:
- Да, именно волей Судьбы!

ИМЕНА: - Скажите, а в каком спектакле Вы считаете работу для себя наиболее плодотворной и интересной? И с какими актерами?
В.З.:
- Каждый спектакль - это как новая страна. Последняя премьера - это спектакль по пьесе Артура Миллера «Все мои сыновья». Постановку осуществил великий польский режиссер Кшиштоф Занусси. И он провел кастинг среди российских актеров. И вот он отдал мне роль, выбрал на эту роль меня. Мне было очень сложно. Потому что я же работаю в стационарном у Любимова, в театре на Таганке. Но Кшиштоф написал письмо Любимову с просьбой, чтобы он нашел возможность освободить меня на две с лишним недели для репетиций. И Любимов пошел навстречу и отпустил, и мы в Польше репетировали дома у Кшиштофа, работали над пьесой. А замечательной моей партнершей, с которой мы много уже снимались, была Екатерина Васильева, она играет мою жену. Настя Виденская играет… И, конечно, факт в том, что играть с этими людьми великолепно. И для меня это интересно. А также огромную радость я получаю в «Собачьем сердце». Потому, что это моя постановка, и в общем-то, я - хозяин спектакля, роли, сцены, собственной судьбы. То есть, сценической, в первую очередь. Это для меня очень дорогой спектакль. Просто там разбросаны какие-то символы. Например, вот шапочку мне сшила моя гражданская жена, Линдт Ирина. Мы с ней играли «Мастера и Маргариту». Я играл Мастера в театре на Таганке… А там, значит, шапочка у Мастера. Она сшила мне ее своими руками. Говорит: «Маргарита сшила Мастеру шапочку». И она ведь такая выворотная шапочка, двойная. И на ней вензель вышит: «ВВ». Ваня, Валера. Ванька, когда только родился, ну, ему был год тогда. Поэтому «ВВ». Там тайна. Во всем заключена тайна. Пепельница, которую я держу в руках, сова, латунная пепельница, это мне подарила, отдала свою любимую пепельницу моя жена. Законная жена. Тамара. Она, значит, говорит: «Возьми пепельницу, она тебе поможет». У актера, хотя я человек верующий, такие вещи тайные разбросаны по спектаклю. Четки мне подарил мой сын - священник. Когда идет разговор у Преображенского с Борменталем: «…У вас же нет подходящего происхождения…».А он: «Что Вы! Отец - судебный следователь…». «А у меня еще хуже: отец - кафедральный протоиерей.» А у меня - сын - священник. Четки и сын - священник. Для зрителя это может ничего не значить. Но это дает атмосферу внутреннюю для актера. А вообще, в этом варианте два портрета висит. Сделано новое сценическое оформление. И там портрет молодого Золотухина. Не знаю, но почему-то это напомнило портрет Капицы и Семенова, наших академиков и лауреатов Нобелевской премии, в исполнении Модельяни. Ну, любил он портреты маслом. И вот в этом стиле тоже… Вот эта вся символика такая, она внутренняя символика! Для Вас она, так сказать, невидима! Не разгадана… Да и не нужно, это я Вам просто говорю для того, чтобы понять, из каких камушков складывается мозаика атмосферы, образа, роли. Для меня это очень важные вещи, они помогают мне существовать в образе… Вот Вы спросили о партнерах, это тоже партнеры! Ведь партнеры - не только живые актеры, но и вещи, как вот: четки, пепельница там, шапочка… Все это имеет для меня значение.

ИМЕНА: - А есть ли в этой роли, в спектакле «Все мои сыновья», такие «камушки», как в «Собачьем сердце», которые помогают строить роль?
В.З.:
- Есть. Там тоже. Они, эти «камушки», набираются, они накапливаются, понимаете? Ну, например, там речь идет о том, что он владелец завода, Келлер, и касается самолетов. Я Ваньке делал такие вот прыгающие лягушки из бумаги…

ИМЕНА: - Оригами, кажется?...
В.З.:
- Да-да! Всякие там самолетики. И это все собирается туда… И вот эта трубка, которую он курит, это трубка отца Кшиштофа Занусси. То есть, тут тоже есть связь какая-то. И так далее…

ИМЕНА : - Вы уже объездили немало городов. Чем они Вам запоминаются?
В.З.:
- Вообще, каждый город чем-то запоминается. Как-то раз я был в Киеве, у нас была вечерняя съемка, и я просидел за письменным столом шесть часов, не поднимаясь. Настоящий писатель работает десять часов в сутки, а то и больше… И вот, у меня почему-то запомнился тот день, когда я был в отеле, в номере, и написал рассказ. Запомнился Милан, где я написал удачное эссе. То есть, все это связано с какими-то вот такими…тараканами. Не красоты города. Я в этом плане мало любознательный человек и из номера почти не выхожу никогда. Ну, только вот в редких случаях, за кефиром.

ИМЕНА : - Как правило, люди, которые имеют глубокий внутренний мир, не нуждаются в мире окружающем…
В.З.:
- О-о! Сейчас запишу (улыбается) то, что Вы сказали…

ИМЕНА : - Как Вы отметили свой 70-летний юбилей?
В.З.:
- А вот юбилей я отлично отметил! Потрясающе! Отметила меня Родина, она мне подарила театр. Совершенно замечательный театр, и там была премьера «Бумбараша». И потом мне подарили корову. (смеется) Так случилось, что когда Ванька маленьким был, я ему привозил коров разных: дутых, глиняных, мягких, да разных!... И на Алтае ему подарили даже такую огромную корову игрушечную, когда ему два года было. И вот, в деревне, где мы отдыхали, мы туда приехали на один день, отметить 70-летие, к ограде, где мы жили, подводят корову… Причем, в феврале-месяце должен быть теленок. Я, наверное, на отел в феврале поеду, и к лету будет молоко. Так что, приглашаю Вас. Видите, как судьба распорядилась?... 53 года тому назад отец продал корову, а к 70-летию она вернулась...

ИМЕНА: Ангелина Крихели
Фото: Андрея Шаповаленко

Обложка журнала №048
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01020304
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005