Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

     ИМЯ В МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ     

Лоцман нужен для обеспечения безопасности судоходства

Украина обладает не только богатой морской историей, но и рядом специализированных структур, обеспечивающих безопасность судоходства в украинских водах. Одна из них – государственное предприятие «Дельта-лоцман», которое оказывает лоцманские услуги. Мы попросили директора ГП «Дельта-лоцман» Александра Голодницкого рассказать об особенностях деятельности предприятия, его проблемах и планах.

ИМЕНА: - Александр Григорьевич, «Дельта-лоцман» - одно из крупнейших предприятий морехозяйственного комплекса страны. Расскажите, зачем создано и чем занимается ваше предприятие.

А.Г.: - Существует ряд международных документов, обязывающих страны-участ­ницы конвенций выполнять требования в сфере безопасности судоходства. Наше предприятие образовано в 1998 г. для создания надлежащих условий обеспечения безопасности мореплавания, а также упорядочения деятельности лоцманских организаций.

Со временем оно объединило линейные и портовые лоцманские службы, а также службы регулирования движения судов в единое специализированное предприятие.

Сегодня лоцманская служба «Дельта-лоцман» имеет девять региональных подразделений в северо-западной части Черного моря, в Дунайском, Бугско-Днеп­ровском и Азово-Черноморском бассейнах. Это 3 единые морские лоцманские службы - «Дунай», «Николаев» и «Керчь», а также портовые лоцманские службы в Ильичевске, Одессе, Южном, Севастополе, Феодосии и Мариуполе. Мы выполняем лоцманские работы и оказываем услуги регулирования движения судов на судоходных каналах общего пользования и во всех морских портах Украины, от Мариуполя на Востоке, до Рени - на Западе.

Для этих целей используется собственный флот - лоцманские (21) и промерные (2) катера, многоцелевой буксир ледового класса «Гайдамака».

Кроме того, предприятие содержит и эксплуатирует судоходные пути общего пользования: Бугско-Днепровско-лиманский канал (БДЛК), Херсонский морской канал (ХМК) и глубоководный судовой ход (ГСХ) р. Дунай - Черное море. Для поддержания паспортных габаритов и повышения пропускной способности искусственных каналов Днепро-Бугского региона (общая протяженность – 65,3 морских мили) выполняются дноуглубительные работы. Проходная осадка для судов по БДЛК составляет 10,3 м, ХМК – 7,6 м.

По поручению Министерства транспорта и связи Украины (ныне Министерство инфраструктуры) ГП «Дельта-лоцман» ведет строительство стратегически важного для Украины проекта глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай - Черное море по устью Быстрое, который обеспечивает морехозяйственный комплекс Придунавья национальной водной магистралью.

«Дельта-лоцман» - действительно одно из крупнейших предприятий морской отрасли Украины. Только у нас трудятся такие специалисты, как лоцманы и лоцманы-операторы - их около 400 чел., а всего производственный персонал предприятия составляет 1500 сотрудников.

ИМЕНА: - Какова политика управления предприятием? Каким вопросам уделяется первостепенное внимание?

А.Г.: - Политика на предприятии одна - системный подход к работе.

Планирование, определение сроков, персональная ответственность за выполнение задач и контроль. Акцент был сделан на правовых, юридических и финансовых вопросах. Конечно, особое внимание уделено качеству подготовки и переподготовки лоцманов и лоцманов-операторов.

Лоцман - специфическая профессия, и современный мир выдвигает очень высокие требования к их подготовке и ежедневной работе. Техническое совершенствование морских судов и правил безопасности мореплавания, к сожалению, не обеспечивают значительного снижения аварийных происшествий. Международные эксперты утверждают, что в перечне причин аварий основным по-прежнему остается «человеческий фактор». А ведь безо­пасность судоходства в сложных условиях акваторий портов и каналов в значительной степени зависит именно от лоцмана и лоцмана-оператора. Для наших сотрудников в крупном порту обычной является обстановка, когда одновременно движется десяток судов, в том числе, водоизмещением около 100 тыс.т, все они подвержены изменчивому влиянию ветров и течений.

Подготовка таких специалистов - очень ответственная задача. Ведь ошибка лоцмана может стоить человеческих жизней, нанести огромный экологический и материальный ущерб. Поэтому у нас высокие требования к подбору будущих лоцманов. Стажерами становятся только капитаны малого и дальнего плавания с опытом работы в должности не менее года. Мы совершенствуем и модернизируем программное обеспечение и оборудование Отраслевого тренажерного центра (ОТЦ) ГП «Дельта-лоцман», который работает на предприятии с 2001 года. Только после прохождения теоретической, тренажерной и практической подготовки кандидаты получают право для сдачи экзаменов государственной квалификационной комиссии с последующим получением классности и возможности работать по специальности.

Кроме того, недавно мы выступили с несколькими предложениями. Во-первых, весь офицерский состав украинского буксирного флота может повышать квалификацию в нашем ОТЦ. А во-вторых, ввиду того, что «Дельта-лоцман» является членом Европейской ассоциации лоцманов, мы имеем возможность на базе нашего предприятия готовить не только украинских, но и иностранных лоцманов. И для этого у нас есть все необходимые условия.

ГП «Дельта-лоцман» получил в 2008 г. сертификат Национального органа Украины по сертификации (Регистр судоходства Украины), который свидетельствует о соответствии системы управления качеством предприятия требованиям ДСТУ ISO 9001-2001. Ежегодно эта система проходит аудит и процедуру ресертификации. Сейчас сертификат соответствия распространяется на:
- предоставление услуг службы РДС и лоцманских услуг;
- предоставление услуг по тренажерной подготовке и повышению квалификации государственных морских лоцманов и лоцманов-операторов СРДС, подготовке судоводителей;
- содержание судоходных фарватеров и каналов общегосударственного значения;
- выполнение топографических, геодезических и промерных работ.

ИМЕНА: - Чем занимается служба регулирования движения судов?

А.Г.: - Служба регулирования движения судов (РДС) ГП «Дельта-лоцман» обеспечивает безопасность судоходства на Азово-Черноморском побережье Украины и украинском участке реки Дунай. В ее состав входят 5 центров и 8 постов РДС, 12 автоматизированных радиолокационных постов, 4 радиотехнических поста связи. Проводятся работы по модернизации и интеграции указанных объектов в единую систему в соответствии с концепцией Евросоюза VTMIS.

Служба РДС:
- предоставляет информационные и навигационные услуги участникам движения, агентирующим организациям и береговым службам, которые действуют в сфере морского транспорта;
- регулирует движение судов с целью предотвращения опасных ситуаций и эффективного движения в зоне действия объектов РДС;
- контролирует соблюдение судоводителями Правил плавания и правил радиосвязи в регионе;
- документирует навигационную обстановку и аудио-переговоры участников движения;
- предоставляет информацию Пограничным войскам и Военно-морским силам.

ИМЕНА: - Какие из последних проектов и нововведений были воплощены в жизнь?

А.Г.: - В конце 2011 года принят в опытную эксплуатацию один из самых современных центров РДС – «Керчь», в начале 2012 года в постоянную эксплуатацию введен аналогичный ЦРДС «Ильичевск». Оба Центра оборудованы аппаратно–программным комплексом «Navi Harbour», где впервые использована опция 3D видеоизображения движения судов. Это облегчило и повысило качество работы лоцманов-операторов.

ЦРДС «Ильичевск» состоит из самого центра, автоматизированного радиолокационного поста и радиотехнического поста связи. В структуру ЦРДС «Керчь», помимо самого Центра, входят автоматизированные радиолокационные посты «Ени-Кале» и «Керчь-Крепость», а также радиотехнический пост связи «Ени-Кале».

В 2011 году Министерство инфраструктуры возложило на нас новые ответственные обязанности. ГП «Дельта-лоцман» от лица Украины принято в члены руководящего комитета по внедрению проекта Речных информационных служб (РИС) - Implementation of River Information Services in Europe II. Таким образом, мы получили возможность непосредственно участвовать в разработке стратегии, тактики, технической и организационной основы этого европейского проекта. Целью данного проекта, который будет охватывать реки Дунай и Днепр, является внедрение на внутренних водных путях услуг по обмену данными о транспортных и грузовых потоках, судах, перевозимых грузах и маршрутах следования. Также будет создана система по предотвращению чрезвычайных происшествий.

РИС «Днепр» будет введена в эксплуатацию в мае, а «Дунай» - в сентябре 2012 года.

Хочу отметить, что предприятие «Дельта-лоцман» ведет работу в области мониторинга надводной обстановки в территориальных водах Украины. На постах РДС ГП «Дельта-лоцман» в разных регионах Черного и Азовского морей уже давно и успешно работают базы данных по судам, ведется контроль за их проводками. Поэтому мы рассчитываем на поддержку правительства Украины по созданию легитимного документа об обмене информацией с другими дунайскими странами и партнерами по проекту IRIS Europe II.

В соответствии с потребностями мы продолжаем обновлять собственный флот. На ЧАО «Приморец» (Феодосия) строится 3 лоцманских катера, которые находятся в различной стадии готовности. Один из них, уже получивший имя «Лоцман Рощин», будет введен в эксплуатацию в ближайшее время.

ИМЕНА: - Александр Григорьевич, как Вы охарактеризуете взаимодействие с портами Украины?

А.Г.: - Несмотря на наличие у каждого из предприятий своих функций и задач, отечественные порты и терминалы вместе с ГП «Дельта-лоцман» составляют единый транспортный комплекс Украины. Главная задача портов и терминалов - привлечение грузопотоков и переработка грузов. Основная задача «Дельта-лоцман» - эффективная и безопасная проводка судов с грузами к причалам портов. Мы стремимся к эффективному деловому партнерству. Тандем взаимопонимания и ответственности за свою работу характеризуется ростом экономических показателей и достижением своеобразных рекордов.
Например, в 2010 году совместная работа МТП «Южный» и ГП «Дельта-лоцман» позволила начать обработку судов класса «кейпсайз». 25 апреля лоцманы ГП «Дельта-лоцман» вывели из акватории порта «Южный» и поставили на рейдовый причал для дозагрузки один из таких судов - балкер «Maxi Brazil». Это крупнейшее из судов, когда-либо заходивших в Черное море. Впервые в портах Украины на борт одного судна загружено 161 тыс. т. груза, а на рейде балкер догружен до 250 тыс.т. Крупные судовые партии снижают транспортные расходы и повышают экономическую эффективность. Представьте, сколько потребовалось бы судов водоизмещением 10-20 тыс.т для перевозки такой грузовой партии.

Для экономики страны это серьезный успех, а для ГП «Дельта-лоцман» - тем более.

ГП «Дельта-лоцман» является важным налогоплательщиком, занимая лидирующие позиции по объемам уплаченных налогов и сборов среди крупных предприятий области. Вот и в этом году по итогам первого квартала предприятие возглавило список лучших предприятий, которые стоят на учете в специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными плательщиками налогов в г. Николаеве.

Благодарим пресс-службу ГП «Дельта-лоцман» за предоставленные материалы

 
Обложка журнала №049
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01020304
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005