Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

             МИР ДУХОВНЫЙ               

Епископ Вознесенский и Первомайский Алексий:
«Сейте семена! Придёт время и буд ут всходы!»


ИМЕНА: – Бог – одинаково любящий и многомилостивый во все времена. Только у каждого из людей путь к Богу разный. Как Вы пришли к Богу и почему решили не оставаться в миру?
Еп. А.: – Скажу Вам сразу, что у нас в семье, особенно по материнской линии, все были верующими. Еще учась в школе, когда нам говорили, что Бога нет, я слышал, как мать читает молитвы, видел, как крестится, и в старших классах это меня в какой-то степени даже возмущало – к сожалению, я тоже проникся безбожной пропагандой. И только в армии произошло мое воцерковление. Дело в том, что моя юность пришлась на 90-е годы ХХ века, когда появилось множество сект и прочей ереси, вроде оккультизма и различных учений, и мне, как молодому человеку, было тоже интересно. У меня начали появляться мысли о своей дальнейшей жизненной перспективе: закончу школу, получу профессию, потом армия, потом женюсь, родятся дети, обустрою быт: дом, машина. Потом женятся мои дети, родятся внуки... И что дальше? Гробовая доска? А в чем тогда смысл жизни? Или его нет? И вот, во время службы в армии, в Золотоноше Черкасской области, я познакомился с одной семьей. Александр и Галина были людьми верующими, оба пели в церковном хоре. Александр научил меня правильно креститься, дал мне прочитать книгу Закон Божий, объяснил, что такое крестное знамение, впервые там я прочитал Новый Завет. Помню, как сидел за армейским клубом и плакал, потому что не мог понять, за что распяли Христа, за что Его убили, ведь Он помогал людям и делал много хороших дел. Впоследствии я понял, что в Писании есть ответ на мой вопрос – из зависти. Но тогда я был настолько поражен богоотступничеством, что мне эта мысль не давала покоя. Так, в армии, я потихоньку начал воцерковляться. Помню, как отправили меня посыльным за одним из офицеров, я зашел в храм в солдатской форме и, хотя знал, что с оружием заходить нельзя, куда подевать штык-нож, не придумал, а просто спрятал его под шинель, за пазуху. Перекрестился, постоял, порассматривал (в то время у нас в Запорожской области практически не было храмов), и тут ко мне подошла женщина со словами: «Батюшка нас благословил давать солдатам крестики и молитвословы». Молитвослов был маленький, в тонком переплете, но именно по нему я начал произносить первые молитвы. И так я потихоньку приобрел этот опыт. Сейчас, когда люди воцерковляются, я советую им то же самое, чтобы не нагружать себя чрезмерно молитвами, а почувствовать к ним вкус. Позже, даже во время строевой я начинал молиться... И Господь в то время давал все, даже по окончании службы, уже опаздывая на поезд, я был спокоен, потому что Господь давал мне такой душевный мир.
Я пришел из армии, 1995-й год, работы нет, зарплату не платили, я начал думать, куда определиться. Интересно, что я храм еще не посещал, но посты соблюдал. Моя соседка была человеком верующим, сказала мне как-то, что завтра Сретение, что служба в храме начинается в 7.30 утра. Я не стал заводить будильник, решил, что если Богу угодно, так на богослужение не просплю. Так и стал ходить в храм Божий, стоял обычно в конце, потому, что был самым молодым. Помню, была у меня непреодолимая жажда исповеди и причастия, но как это делается, я не знал, но смотрел, как это делают другие, читал об этом, и Господь даровал мне и это. Потом настоятель, о.Михаил благословил меня на клирос, это было мое первое церковное послушание, где я начал читать и потихоньку учиться духовному пению. А потом я сказал отцу-настоятелю, что, наверное, мне пора учиться, хотя у самого было представление, что в семинарии учатся одни академики. Отец-настоятель ответил мне, что я и на месте могу всему научиться, что ничего мудреного нет. Но я все-таки пошел учиться в Киевскую духовную семинарию, первое время был кандидатом: два дня работал, четыре дня учился, а потом с Божьей милостью и началось мое духовное образование. После семинарии я раздумывал: жениться или не жениться. И друзья, и в семинарии говорили, что я буду монахом. А я отвечал, что знаю чего хочу – семью, детей. Как-то раз отец моего одноклассника сказал владыке Ионе, который служит сейчас в Канаде, что тот станет епископом. И вот мы приехали к ним в гости, и как семинаристы – с песнями, весело время проводили, и его отец сказал мне: «А ты будешь архиереем». Я был готов пожертвовать всем, лишь бы стать священником. Я готов был принять монашество. Так Господь и управил.
Меня поражает поток грязи, который сейчас хлынул на людей: «бабки», экстрасенсы, ведуны. Я понимаю, что это такой обман, сатана обманывает людей, и я загорелся тем, чтобы говорить: «Опомнитесь, люди, остановитесь! Не идите на поводу у зла»».
Моя духовная карьера началась в Бердянской епархии. Владыка Елисей рукоположил меня в дьяконы, потом в День памяти моего небесного покровителя в миру, Алексия человека Божьего, меня рукоположили в иерея, и вот так все и началось.

ИМЕНА: – Какие задачи Вы ставите перед собой, вступив на кафедру нового правящего архиерея – епископа Вознесенского и Первомайского?
Еп. А.: – Самая первая задача – проповедь слова Божьего. В Евангелии от Матфея написано: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (Мф.28:19-20). Именно, сначала научите, а потом крестите. Это самое главное – чтобы строились не только храмы – стены возводились, но, в первую очередь, строить храмы в душах людей. Это очень важно. Сейчас у нашего народа духовный голод, и эту пустоту мы должны заполнить. К нам приезжают разные проповедники, в том числе, из-за границы, но мы должны четко понимать, что мы приняли религию и культуру Византии, мы – наследники великих праотцев Киевской Руси.
Православие не имеет национальной окраски, в отличие от иудаизма и прочих религий.
Возрождение духовности, проповедь Евангелия и исполнение Заповедей Божиих – вот первостепенные задачи. Начиная с самого себя, священнослужителей, прихожан. Сейчас на проповедях я стараюсь говорить людям о том, чтобы они поучались в Законе Божьем и не стыдились рассказывать о Боге, о Христе, о Крестном знамении своим родственникам, знакомым, соседям. Сейте семена! Придет время, и будут всходы!
: – Всеобщим бичом последних времен является маловерие и отношение к церкви как к супермаркету, когда на большие праздники бегут и стар, и млад, чтобы побыстрее посвятить и употребить, а на каждодневной литургии в обычный день стоит лишь с десяток прихожан. Должна ли православная церковь «идти к людям», каким образом православный священник может зажечь веру в сердцах людей в век телевидения и Интернета?
Еп. А.: – Господь сказал апостолам: «Вот Я посылаю вас, как овец среди волков...» (Мф.10:16). Слово «апостол» означает «посланник», «посланный проповедовать». Конечно, мы должны идти в народ, не должны ограничиваться церковной оградой. Конечно, мы должны принимать участие в светской жизни нашего народа – будь то город, или село. Даже, если это какое-то личное мероприятие. И использовать надо все возможные средства, в том числе, и Интернет. Но первым делом я хотел бы отметить личный пример, потому что, например, как почитание Святителя Николая Чудотворца живо и действенно. Человек своим личным примером показал все! Ведь говорить красиво, в той или иной степени, мы все умеем, вести беседы, используя богословские термины, но наше слово должно быть приправлено «солью», благодатью Божьей. Церковь должна выходить на тот уровень, который предлагает общество. У приходов должны быть сайты, ведь многие люди сейчас «сидят» в Интернете и с его помощью, в том числе, могут узнавать о службах, праздниках, традициях. Мы должны быть современными людьми, не обособляться. А если сам не разбираешься, не гордись, пригласи того, кто разбирается, чтобы тебе помочь, рассказать, научить.
Конечно, человеческие качества очень важны. Ведь даже, если «имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто» (1Кор.13:2). Если ты не употребляешь свои знания во благо, ты – злой гений. Я хочу сказать, что все то, что сейчас нам дано, надо использовать, чтобы самим учиться и других учить.

ИМЕНА: – Было ли в Вашей жизни чудо? Расскажите, если можно.
Еп. А.: – Расскажу о самом последнем – это те люди, та земля, на которую мне довелось ступить в сане архиерея, земля с богатыми традициями, с хорошими людьми. Это дар Божий. Кто-то, может быть, этого не замечает, а я это вижу.
Чудо то, что я подвизался в Киево-Печерской лавре, то, что Господь показал мне такие святыни на Святой Земле, Святой горе Афон. На Святой Земле я впервые, без спешки и суеты рассматривал мироточивую икону... Чудо то, что у меня был хороший отец и есть такая хорошая мать, которые смогли воспитать во мне достойные человеческие качества, чувство совести, которое я считаю очень важным. Ведь что такое совесть? Это голос Божий внутри человека! Если человек к нему прислушивается, он будет поступать правильно. Вот сегодня даже священники приходят с вопросом: «Владыка, а вот как поступить?», ответ прост: «А как сделать правильно?», и они понимают, о чем речь.
Чудо то, что Господь дарует нам добрых друзей, которые могут разделить с тобой и радости, и скорби.
Чудо – то, что мы с вами можем общаться, что у нас есть разум, что руки делают то, что нам надо, ноги несут, куда мы хотим. Ведь нас окружает в большей или в меньшей степени множество чудес, просто мы их не всегда замечаем. Даже воздух, которым мы дышим – чудо. Все вокруг чудесно, сотворено Богом именно для человека, но, к сожалению, суета, греховные наклонности выхолащивают истинное мировосприятие. А ведь вся жизнь – это чудо!

ИМЕНА: – Во все времена особым почитанием у православных верующих и мирян пользовались прозорливые старцы и старицы. Бывало, к ним заезжали за духовным советом и первые лица государства, и патриархи. Есть ли сейчас такие люди на земле украинской и где получить утешение и совет человеку, не имеющему доступа к такому редкому духоносному источнику, как прозорливый старец?
Еп. А.: – Бич нашего времени – младостарчество. Сейчас людей обмануть очень просто, под личиной добра скрывая корыстные цели. Что говорит царь и пророк Давид: «Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими» (Пс.11:2). Всегда были духоносные люди, они и сейчас есть, «но люди более возлюбили тьму, нежели свет...» (Ин.3:19). «По своим прихотям будут избирать учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:24). Почему так? Это тяжелый духовный труд найти духовника для себя, это необязательно будет монах или священник, это может быть простой человек, но Господь обязательно на жизненном пути пошлет вам человека, который действительно сможет вас поддержать, дать совет. Когда я еще был студентом, мой преподаватель, протоиерей Александр Журавлев сказал, что от сельского батюшки я могу больше ответов услышать, чем от монастырских старцев. И это действительно так. Как говорится, «устами младенца глаголется истина», но истину эту я не хочу слышать сейчас. Потому отношение к этому у нас извращенное. Ведомым людям надо, чтобы их благословили так, как им хочется.
В наше время не хватает людям решительности, было бы ее больше, было бы и подвигов больше, и подвижников больше.
Конечно, к духовнику за советом приходить надо, можно поговорить с батюшкой, с другими церковными людьми. Ведь у нас как: есть прихожане, есть «захожане», а есть «прохожане», которые два раза в год заходят в храм – на Пасху и на Крещение. И при этом спрашивают: «Батюшка, а что моему сыну, идти поступать в институт, или не идти?». Ну, вот что тут сказать, если я ни ее, ни ее сына не видел, ничего не знаю ни о его духовных дарованиях и наклонностях, ни о характере и привычках. Миссия священника – не говорить, с чем сегодня вареники лепить, а призывать людей к спасению и покаянию. Ведь даже некоторые крестные ходы – это Дон Кихот, который борется с ветряными мельницами. Эти люди ходят с крестными ходами, вместо того, чтобы приносить плоды покаяния, нести молитвенный подвиг. Они борются непонятно с кем, не зная, что это и как к этому правильно относиться, церковь для них – не авторитет и батюшка для них безблагодатный, и все плохое, только они «хранители мира».
Читайте Святое Писание – Книгу Жизни, творения святых отцов, на все вопросы там даны ответы. Люди уже ходили этими путями. Не хватает рассуждения самому, попроси у Бога, как ребенок просит отца или мать, и Он все даст. Сейчас у нас все дистанцировались – Бог высоко, архиерей далеко. Так неправильно. Все, что нужно для спасения души человеческой есть здесь и сейчас. Только нужно научиться это видеть и правильно использовать.

ИМЕНА: – Как Вы думаете, почему в последнее время появилось так много сект, и каково отношение к ним православной церкви?
Еп. А.: – Следует признать, что многие люди отступают от Бога. Я уже цитировал, что сказано в Писании о лжепророках. Один из американских политиков как-то сказал: «Если хочешь разбогатеть, придумай свою религию». Многие секты – это бизнес, зарабатывание денег. На чем попадаются многие люди? – на алчности. Кроме того, события, которые поглотили наше Отечество в период безбожия и атеизма, тоже сыграли немалую роль. Потом был период вседозволенности. Но будем честны – не свободы совести, а свободы от совести! И вот теперь, когда люди идут в эти секты, когда видишь их беснования, сердце кровью обливается. И главная наша задача, да и всего Христианства – духовное возрождение. Помню, когда я только пришел в церковь, меня отправили читать лекцию детям в канун праздника Рождества Христова, учителя с опаской на меня смотрели, а я им сказал: «Наша обязанность – рассказать, научить, дети имеют право знать, а как потом этими знаниями воспользоваться, они сами дадут ответ». Общество должно знать свою историю, свои духовные корни. В Писании сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф.18.15-17). Ведь и за Христом не все шли. Секты деструктивны и приносят не только духовный, а материальный и общественный вред: распадаются семьи, люди попадают в зависимость... Церковь свою позицию должна отстаивать не только среди простых людей, но и у власть имущих. Почему у нас не составит проблем получить регистрацию религиозной общины, тогда как за рубежом могут и десять лет за тобой наблюдать перед тем, как дать разрешение?

ИМЕНА: – Что делать простому человеку, чтобы наследовать жизнь вечную?
Еп. А.: – Перво-наперво, это наполнять свою душу любовью, ибо Бог есть Любовь. Часто люди говорят «Бог у меня в душе», но это самообман. Зачастую в душе человека находятся грехи, страсти, пороки, суета мирская, там нет места для Бога. А когда человек приходит на исповедь, кается в грехах, священник имеет власть от Бога очищать душу, не своей силой, а Духом Святым, вот тогда появляется в душе человека место, куда вселяется Бог и мир Христов.
Исполнение заповедей Божьих – путь достижения Истины. И Заповеди учат человека правильно относиться к Богу и человека к человеку. И если баланс духовного и материального состояния общества нарушился, это общество обречено на погибель. Святые отцы говорят, что если ты неправильно умеешь любить Бога, то неправильно можешь любить и свою семью, и свою работу, и свое Отечество. Заповеди Божьи не являются какой-то оградой, которой нас отгородили от других, заповеди – это указательные знаки, следуя которым, ты достигнешь Царствия Небеснаго. Помимо десяти заповедей, которые получил Моисей на горе Синай, есть еще девять заповедей блаженства, которые говорят не о том, чего ты не должен делать, а каким ты должен быть для достижения спасения. Заповеди блаженства очень важны для нас сейчас, в которых «пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор13:13).

ИМЕНА: – Может ли заказать молебен, венчание, панихиду человек, если у него нет на это денег?
Еп. А.: – Господь посылает своих учеников и говорит им: «И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе» (Мк.6:8). К сожалению, надо отметить, что наше общество потеряло одну руку, и сейчас знают только слово «дай», слово «возьми» многие позабыли. А ту десятину, что принес еще Авраам Мелхиседеку, царю Салима, никто не отменял. И князь Владимир построил Десятинную церковь, и мы должны нести десятую часть Богу в знак благодарности. Но люди не поступают так. Допустим, на те же поминки у людей всегда хватает и на вино, и на колбасу в постный день, а на требы почему-то нет. Когда у человека нет денег, а ему нужна треба, священник должен отслужить, помолиться. Это уже грех священника, если он не делает этого. К сожалению, часто меркантильность берет верх как у прихожан, так и у некоторых церковнослужителей. Многие сейчас превращают помощь в шоу, а ведь Господь ясно сказал: «Чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:4). А поступки напоказ – это лицемерие. Безплатно исполнять требу нужно, ведь это помогает людям и оставляет светлый след во многих душах людских.

ИМЕНА: – Как понять, когда Господь тебя благословляет на это дело, а к чему-то не допускает, либо это препятствие, которое позволит стать сильнее?
Еп. А.: – Есть такое понятие, как требы. На начало доброго дела, на продажу или покупку имущества, на работу, на любую потребность. Несложно прийти и заказать молебен, ты будешь потом спокоен, что Господь даст тебе нужных людей, например. Конечно, Господь ведет нас разными путями, но «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Мф.7:7). Просить в молитве – это тоже духовный труд. Конечно, бывают моменты замешательства, тогда возьми Псалтырь, почитай, помолись, закажи не один, а три молебна. Ведь в молитве «Отче наш», которую мы несколько раз в день произносим, есть слова «да будет воля Твоя». А ведь многие из нас думают, произнося их, ну, вот сегодня еще моя воля, а завтра уже точно Твоя...

ИМЕНА: – Что такое любовь?
Еп. А.: – В 13 главе послания к Галатам апостол Павел в полной степени раскрывает сущность любви, как совокупности добродетелей. Там же дальше сказано, если ты не имеешь любви, все твои подвиги, все твои заслуги – ничто, это мишура, которая пропадет. Так и есть. Бог есть Любовь. Но не та суррогатная любовь, которую пропагандирует современный мир – к телу, деньгам, благам и прочему. Вернемся в историю человечества, в Книге Бытия мы много чего можем узнать: и кто был первым металлообработчиком, и кто построил первые города, и кто придумал медицину, и кто придумал искусство – потомки Каина, люди, лишенные духовного, и вот эту духовную пустоту они заполняли, выдумывая что-то искусственное. Наше общество уже устало от этих искусственных суррогатов. На нас лежит ответственность: нести людям чистоту, целомудренность, то есть, целость мудрствования, когда рассудок, чувства, воля направлены к одной цели, к Богу. Апостол Павел говорит, что в конце времен не будет ни веры, ни надежды. Останется только любовь, чистая, непорочная, самоотверженная. Вот этой любви нам сейчас и не хватает, каждой человеческой душе. Ведь в каждом из нас есть источник Божественной благодати, главное, чтобы он не был забит грехами, страстями, отступничеством, теплохладностью. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16). Не бойтесь злых, бойтесь равнодушных. Злой может стать добрым и наоборот, равнодушный же – ни тем, ни другим. В Книге Апокалипсиса сказано о теплохладности, это то, что лежит камнем на источнике любви. Если в нас нет любви, то и слова наши пусты, и нет в нас ни благодати, ни света. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).

ИМЕНА: Юрий Минин
Фотографии предоставлены
диаконом Николаем Лищенюком

Обложка журнала №051
Архив предыдущих номеров
2017 год:
01020304
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005