Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

             ИМЯ В МОСТОСТРОЕНИИ               

Новруз Аллахвердиев:
«Азербайджан дал мне крылья, а Украина – великое пространство для полета»


В украинских степях Новруз Аллахвердиев появился ровно сорок лет назад – в 1973 году, когда стал мастером мостоотряда №73. До этого он успел закончить факультет мостов и тоннелей Бакинского политехнического института. А здесь – здесь его жизнь повернулась по-новому.
– Сорок лет, которые я прожил в этой благословенной стране, – солидный возраст, именно столько лет Моисей водил евреев по пустыне, – говорит он. – Украина и украинцы дали мне очень многое. По воле судьбы я изъездил эту страну вдоль и поперек. Я по-настоящему полюбил ее. Меня покорила украинская природа – море, степь, леса, горы, которые органично переплетаются. Конечно же, полюбил я украинский народ – великодушный, терпеливый, добрый и работящий, говорящий на прекрасном, певучем языке. И хотя я родился в Азербайджане, Украина стала для меня вторым домом. Азербайджан дал мне крылья, а Украина – великое пространство для полета. Только здесь я стал настоящим человеком, специалистом, цельной личностью. Все, что у меня есть в жизни, приобретено исключительно благодаря Украине.
Эти сорок лет жизни Новруз Аллахвердиев целиком посвятил украинскому мостостроению, стал неотъемлемой частью нашего государства, его истории. Ныне он заслуженный строитель Украины и России. Это высокое звание россияне присвоили ему за участие в строительстве железной дороги Кизляр – Карланюрт в 1996–1997 годах. Прежде железная дорога, соединяющая Россию с Закавказьем, проходила по Чеченской республике – через Грозный и Гудермес. Но после окончания первой чеченской войны Россия потеряла над ней контроль и железнодорожное полотно пришлось строить по-новому, теперь уже на территории Дагестана. Время было сложное: бандитизм, двоевластие, фактически царившее на Северном Кавказе, постоянные вылазки боевиков. Но, несмотря на все трудности и невзгоды, мостостроители России и украинцы, командированные в Дагестан по линии «Мостобуда», в кратчайшие сроки – за четыре с половиной месяца – сумели проложить 76 километров железной дороги и построить 12 мостов на этой дороге.
На этом «российский период» в жизни Новруза Искендеровича не закончился. В составе ЗАО «Строймонтаж» украинского треста «Мостобуд» он участвовал в работах на трассах Москва – Минск, Москва – Воронеж, Москва – Нижний Новгород. Больше всего запомнилась минская трасса М-1, где работы велись на протяжении 456 километров – от белорусской границы до самой Москвы. Объем работ здесь был значительным, выполнять их приходилось в короткие сроки, а вдобавок строители постоянно натыкались на бомбы, снаряды, мины – безмолвных свидетелей Второй мировой войны.
Вообще о своих загранкомандировках Новруз Аллахвердиев может рассказывать долго. В 1980 году он был направлен в Афганистан. Участвовал в строительстве инженерных сооружений на автотрассах Кабул – Чарикар – Саланг – Мазари-Шариф – Хайратон и др. (в Хайратоне располагался знаменитый «Мост дружбы», через который осуществлялся вывод советских войск из Афганистана), строил мосты на файзабадском и кундузском направлениях. Командировка была не просто тяжелой – смертельно опасной. Вернулись из нее далеко не все. Однажды вертолет, в котором летел Новруз, был обстрелян, получил значительные повреждения и только чудом сумел приземлиться. А в 1995 году он был направлен в командировку в Ливан для строительства дорог и мостов.
Следует отметить, что первый в Советском Союзе «Мостострой» образовался именно в Украине, еще в годы войны. Причем украинские мостостроители работали не только у себя на родине. Наши мостопоезда строили мосты через Волгу, Оку, Москву-реку. Мостопоезда были поездами в буквальном смысле этого слова: платформы с материалами и техникой, товарные вагоны, теплушки, оборудованные под жилье для мостостроителей. Здесь справлялись свадьбы, рождались дети. Школы, детские сады, поликлиники – все было там. Всего в украинский трест «Мостобуд» входило 11 мостопоездов, которые впоследствии стали мостоотрядами.
Сегодня в Николаеве расположен Мостостроительный отряд-73. Его предшественником был мостовосстановительный поезд №444, созданный в сороковых годах для восстановления разрушенного войной народного хозяйства. В первую очередь, тогда старались восстанавливать железнодорожные мосты, которые играли важнейшую роль в обеспечении транспортных грузопотоков. Мостопоезд-444 не имел постоянной дислокации и кочевал с объекта на объект­.
Новая страница в истории этой организации открылась в конце пятидесятых, когда мостостроители осели в Николаеве и приступили к сооружению Варваровского, или, как он правильно называется, Южно-Бугского, моста. Мостовики думали, что остались в городе ненадолго – до окончания строительства, но мостоотряду пришлось связать свою дальнейшую судьбу с Николаевом.
Варваровский мост, общая протяженность которого вместе с насыпной частью составляет около 2 километров, а поворотная (разводная) часть – 128,5 метров, стал уникальным объектом не только для Украины, но и для СССР. Здесь применялись новейшие на тот момент технологии. Варваровский мост стал единственным в стране, разводка которого осуществляется горизонтально. Основное строительство завершилось в 1964 г. Сразу 13 человек, принимавших участие в его строительстве, стали лауреатами Ленинской премии.
Во время строительства Варваровского моста мостоотряд располагался рядом, в районе Большой Морской. Здесь создавалась производственная база, возводилось жилье для рабочих. Так в Николаеве родилась улица Мостостроителей.
Очередным достижением Мостоотряда-73 стал Ингульский мост, возведение которого началось в семидесятых годах. На его строительстве с первого дня работал и Новруз Аллахвердиев. Мосто­отрядом тогда руководил знаменитый мостостроитель Лев Георгиевич Карели. Началось строительство с того места, где нынче находится разводная часть моста. Он был сдан в эксплуатацию в декабре 1980 года. Еще раньше Новрузу Искендеровичу довелось поработать на строительстве путепроводов на повороте в аэропорт «Николаев» и в районе транспортной развязки за микрорайоном Варваровка, там, где начинается дорога на Доманевку. А после сдачи Ингульского моста Николаевские мостостроители строили огромный мост через Днепр в районе Херсона. Только его речная часть составляет 1400 метров.
С 2004 года Новруз Аллахвердиев возглавил Николаевский мостоотряд-73. На этой должности он зарекомендовал себя не только как отменный специалист, но еще и как человек искренний, отзывчивый, интеллигентный, уважительно относящийся к своим подчиненным. Ему присущи такие черты, как пунктуальность, добросовестность, ответственность, высокая требовательность к самому себе. «Если работать, то в два раза лучше остальных, если бежать, то в два раза быстрее», – так в шутку характеризует он свое жизненное кредо. Украинская общительность в этом человеке (кстати, он весьма прилично говорит по-украински) удивительным образом сочетается с восточным радушием и гостеприимством.
…По своей конструкции мосты бывают самые разные – свайные, балочные, арочные, вантовые, безопорные, неразрезные. Каждый мост отражает индивидуальность его создателей. А мосты, построенные в Николаеве, к слову, являются еще и самыми сложными в Украине.
Наверное, корпорация «Мостобуд», в состав которой входит мостоотряд-73, тоже отражает индивидуальность определенных, можно сказать, знаковых, личностей – ее руководителей. Судьба этой организации как синусоида – то вверх, то вниз. И кто знает, что бы произошло с ней, если бы не ее акционер и нынешний председатель наблюдательного совета, бизнесмен от Бога Владимир Продивус. Благодаря ему предприятие выстояло и обрело новые горизонты развития. А в прошлом году Владимир Степанович решил, что пора и Новрузу Аллахвердиеву переходить в руководство корпорации. Так Новруз Искендерович в 2012 году был назначен заместителем председателя правления «Мостобуда» по маркетинговым вопросам.
Разумеется, о Николаеве, Новруз Аллахвердиев не забывает.
– Николаев – полуостров, и объездной мост здесь нужен как воздух, – говорит он. – Без него город попросту задыхается. Планы по строительству этого моста есть, он будет вантовым с длиной основного пролета 570 метров. Я лично прошел пешком с проектировщиками с одного берега на другой для определения экономической целесообразности строительства будущего моста. Общая протяженность этого сооружения с подъезд­ной частью и развязками составит около 9,3 километра. Для строительства моста есть все, кроме самого главного – денег. Мы ждем, что кредит на реализацию проекта нам предоставит Япония. Построить этот мост – моя давнишняя мечта!
Уже сорок лет Новруз Аллахвердиев живет в Украине со своей супругой Солмаз Алиевной, педагогом по профессии. Он воспитал двух прекрасных сыновей, у него уже есть два внука. И, конечно же, он помнит о родном Азербайджане, где родился и вырос, окруженный заботой любящих родителей, братьями и сестрами. Его отцу-долгожителю Искендеру Маггерам-оглы пошел уже 96-й год. Несмотря на столь почтенный возраст, отец по-прежнему бодр, много двигается и проходит каждый день пешком не менее 8 километров.
Новруз Аллахвердиев считает, что два наших государства просто обречены дружить и сотрудничать. Сегодня товарооборот между Украиной и Азербайджаном превышает 2 миллиарда долларов и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Украина заинтересована в том, чтобы покупать азербайджанские нефть и газ. А мы, в свою очередь, можем строить в Азербайджане и мосты, и метро, и тоннели.
– Украина стала для меня второй Родиной, настоящим домом, – признается Новруз Искендерович. – А украинские мостостроители – самые трудолюбивые в мире. Я убедился в этом на собственном опыте. И любовь к нашей благодатной земле, ее народу всегда живет в моем сердце.


ИМЕНА: Станислав Козлов
Фото: Олег Белозеров

Обложка журнала №052
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005