Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЯ СОБСТВЕННОЕ             

Андрей Скибяк,
начальник Государственной Финансовой инспекции в Николаевской области:
«Хороший инспектор отличается cпособностью четко держать линию правды»

Наш рассказ о буднях, достижениях и проблемах Государственной финансовой инспекции в Николаевской области. Не обо всех проблемах и достижениях, а лишь о малой их части, о которой мы беседуем с Андреем Юлиановичем Скибяком, начальником Николаевской инспекции с марта 2012 года. За этот период служба, являющаяся, без сомнения, центральным звеном в структуре государственного финансового контроля, добилась заметных успехов. Несколько резонансных дел подряд приковали внимание общественности. Были вскрыты масштабные финансовые нарушения, предотвращены многомиллионные финансовые потери в сфере АПК, здравоохранения, «Укроборонпрома».

К сожалению, в общественном сознании деятельность бывшей КРУ вряд ли представлена во всей полноте. Стремясь, по возможности, уменьшить этот пробел, редакция нашего журнала посчитала необходимым задать ряд вопросов руководителю Государственной финансовой инспекции в Николаевской области.
ИМЕНА: - Андрей Юлианович, все, конечно, хорошо понимают, что государство не существует без финансов – это кровеносная система экономики. Также государство не может существовать без контроля над финансовым оборотом. Но не все понимают, что такое Госфин­инспекция. Это спецслужба, карательный орган или что-то иное?
Андрей Скибяк: - Если мы обратимся к истокам нашей службы, то можно увидеть из истории, что она существовала, так сказать, в глубине веков, разве что под другим названием, при любых правительствах и общественных системах. Если же мы обратимся к реалиям нынешних дней, то, прежде всего, должны заметить, что итоги деятельности службы ни в коей мере не сводятся только к наказаниям. Что они не выражаются исключительно привлечением к ответственности, административной или уголовной. Функция контроля заключается не в том, чтобы спокойно наблюдать, а потом схватить за руку и посадить. Во-первых, меру ответственности, характер и мотивы тех или иных нарушений определяют уже другие органы. Во-вторых, нашей основной функцией является контроль за использованием бюджетных средств, предотвращение финансовых нарушений.
ИМЕНА: - Значит, Вы ближе к разведке? Предоставляете информацию, а действуют другие?
А.С.: - Я все же стою на той позиции, что мы ближе к контролю. Ведь наша деятельность строго регламентирована и полностью опирается на законодательные и нормативные акты. Смотрите: если мы проанализируем саму структуру службы, в том числе и до реформирования, то должны будем заметить, что первоначально мы концентрировались на вопросах аудита. Что такое аудит? Это контроль финансовой деятельности в сопровождении. Мы стремимся выявить и предупредить действия, которые могут в дальнейшем, если их не корректировать, привести к тем или иным нарушениям. И, естественно, к административным и финансовым штрафным санкциям, а то и к уголовному преследованию. Вторым направлением, второй функцией было осуществление контроля путем ревизионных действий, которые уже определяли суть и цель нарушений. Тут уже мы не говорим о предупреждении, разъяснении правильности действий для руководителей предприятий и бухгалтеров в использовании бюджетных средств. Тут уже речь идет о соблюдении норм закона.
Дальнейшая, так сказать, третья позиция уже не полностью наша. Это совместная работа с правоохранительными органами, которые дают правовую оценку выявленным нарушениям. Такие нарушения можно разделить на несколько категорий. Первая – систематические нарушения, которые дают повод предполагать, что тут может существовать злой умысел. Вторая – ошибки и нарушения, в основе которых лежит человеческий фактор. Мы люди и можем ошибаться даже просто в арифметике. Задача - определить, к какой категории относятся выявленные нарушения, а уж дальнейшую оценку им дадут следственные органы и прокуратура.
ИМЕНА: - Вы осуществляете контроль только на государственных предприятиях или частный сектор охватываете тоже?
А.С.: - Мы работаем, прежде всего, с государственными деньгами. Поэтому, естественно, акцентируем внимание на государственных предприятиях, а частные фирмы нас интересуют тогда, когда они используют бюджетные средства.
ИМЕНА: - Ваша работа связана, прежде всего, с финансовыми документами. Скажите, фининспектор отличается чем-то от обычного бухгалтера или нет?
А.С.: - Я скажу так: у каждого своя специфика работы, но легче работать бухгалтером после того, как поработал инспектором. Потому что работа бухгалтера – это счета и проводки, а работа инспектора – это, прежде всего, нормы закона. Кроме того, бухгалтерский учет, проводки жестко регламентированы, они не могут быть иными. У нас же – другая специфика. Приведу такой пример. В строительстве, помимо нормы, касающейся чисто финансовой сферы, общей для всех, существуют свои строительные нормы привязки, расходования материальных средств, которые также надо учитывать. Не забывайте, что мы живем в условиях рыночной экономики и моменты рыночного регулирования не всегда четко прописаны в нормативных актах.
ИМЕНА: - Хотелось бы знать, как становятся инспекторами, ревизорами? Какие люди к Вам приходят? Что от них требуется?
А.С.: - В первую очередь, это зависит от самого человека. Если он хочет быть профессионалом высокого уровня, он над этим работает. Изучает нормы закона, порядки, инструкции. Если предприниматель в какой-то конкретной ситуации может поступить по-разному, пойти окольными путями, то у ревизора не может быть разных позиций. Позиция всегда одна, и она определяется законом и порядком его исполнения. Все!
ИМЕНА: - Чем отличается хороший фининспектор от не слишком хорошего?
А.С.: - Умением, готовностью и правом отстаивать свою позицию. А по большому счету, хороший инспектор отличается способностью четко держать линию правды.
ИМЕНА: - Сколько у вас работает специалистов? Или это государственная тайна?
А.С.: - В позапрошлом году мы попали под административную реформу. Объемы работы остались те же, территориальное обслуживание – то же, а народа стало меньше. На сегодняшний день у нас в инспекции работают 162 человека. Я считаю, что этого мало. Получается, после реформы одна межрайонная инспекция обслуживает пять-шесть районов и численность такой инспекции, включая обслуживающий персонал, максимум девять человек. Это по одному человеку на район. А если учитывать, что расстояние между районными центрами в отдельных случаях достигает 100 км, то возникают определенные сложности. В том числе, и с обычной физической утомляемостью людей.
ИМЕНА: - Вы упомянули о реформе. В чем она заключалась?
А.С.: - В ходе реформы изменилось не только название нашей службы с Контрольно-ревизионного управления на Государственную финансовую инспекцию, изменились территориальная структура и принципы работы. Реформа нашей службы была лишь частью общей целостной административной реформы, которая проводилась и проводится в нашей стране. В частности, реформированию подвергся весь аппарат финансового контроля. Как говорил Президент, у нас 9 служб рассматривали одни и те же вопросы. Сейчас у нас нет необходимости постоянно быть на предприятии, мы вполне можем осуществлять действенный контроль дистанционно, через систему мониторинга. Отслеживаются операции по казначейству, по банкам, по программам.
ИМЕНА: - Вы полагаете, что реформа закончена? Или еще что-то надлежит сделать?
А.С.: - Видите ли, я - сторонник разделения теории и практики. Теоретическую часть мы выполнили. Что же касается практики, то тут еще работать и работать. Затем следует обобщить полученный опыт и внести соответствующие изменения. И главной целью при этом должно быть улучшение качества работы, качества государственного контроля. В немалой степени достижение этой цели будет зависеть от социального самочувствия работников службы государственного финансового контроля.
ИМЕНА: - Вы говорите об оплате труда?
А.С.: - Не только, но обо всем социальном пакете. О законе «О государственной службе», который мы ожидаем в будущем году. Ведь если работник является высококвалифицированным, если стоит на страже государственных интересов, если обеспечивает сбережение огромных общественных средств, он вправе ожидать от государства адекватной оценки своего труда, своей деятельности.
ИМЕНА: - Вы постоянно упоминаете нормы закона. Достаточно ли в Украине, на Ваш взгляд, развито законодательство?
А.С.: - Работая с предприятиями различных отраслей хозяйства, по различным программам, в условиях рыночных отношений мы постоянно сталкиваемся с несовершенством законодательства, с упущениями нормативной базы, с недоработками на уровне местного самоуправления. Жизнь не стоит на месте и нельзя, как говорится, объять необъятное, да, наверное, это и не нужно. Нужна хорошо отлаженная машина контроля с четким механизмом взаимодействия всех служб и ведомств, быстрая реализация полученного опыта.
ИМЕНА: - Расскажите, пожалуйста, о Вашем коллективе. Как он формируется?
А.С.: - Основу нашего коллектива составляют люди, которые проработали в системе контроля государственных финансов не один год, а то и не один десяток лет. Есть, конечно же, у нас и молодые специалисты. Но как вы, наверное, знаете, наша молодежь хочет все и сразу. Это желание понятно и законно, но оно должно всегда сопровождаться вопросом: «А ты что можешь отдать? Каков твой вклад в общее дело?». Если это происходит, если молодой человек понимает, что в профессиональном, карьерном росте необходимы этапы, что его квалификация неотделима от опыта, то тогда из него получится специалист.
У нас есть с кого брать пример. Основные направления деятельности фининспекции возглавляют профессионалы, которые выполняют возложенные на них функции и задачи: Ирина Васильевна Царенко – руководитель подразделения внутреннего аудита, Светлана Михайловна Николенко – начальник отдела инспектирования в сфере образования, Лариса Александровна Мацицкая – заместитель начальника отдела инспектирования в сфере образования, Любовь Алексеевна Сенатор – начальник отдела инспектирования в сфере материального производства и финансовых услуг, Елена Аркадьевна Муханова – начальник отдела инспектирования в сфере услуг, Елена Николаевна Комарницкая – заместитель начальника отдела инспектирования в сфере услуг, Дмитрий Анатольевич Степанюк – начальник отдела инспектирования в агропромышленном комплексе и сфере использования природных ресурсов. Стабильно работают структурные подразделения Госфининспекции – Николаевская объединенная государственная финансовая инспекция под руководством Светланы Вячеславовны Курсы, Врадиевская межрайонная государственная финансовая инспекция под руководством Валентины Григорьевны Лысенко, Новоодесская межрайонная государственная финансовая инспекция под руководством Инны Борисовны Тимощук, Вознесенская объединенная государственная финансовая инспекция под руководством Натальи Анатольевны Герасименко.
ИМЕНА: - Вы ведь профессиональный экономист. Как Вы попали в государственные служащие? Это был осознанный выбор или случайность?
А.С.: - Я вам так скажу: у меня два высших образования – экономическое и юридическое. В свое время я получил право заниматься адвокатской деятельностью, но быстро убедился, что это - не мое. Одно время занимался и преподавательской деятельностью и так же пришел к выводу, что занимаюсь не своим делом. Когда писал диссертацию, то познакомился с интересными людьми, узнал много нового, но убедился, что и научная стезя – это не мой путь. Видите, что к своему нынешнему положению я пришел в поиске.
ИМЕНА: - Специалисты Государственной финансовой инспекции в своей деятельности опираются, как Вы сказали, на совершенное знание норм закона. Но это значит, что они также имеют ясное представление о том, как обойти эти требования. Коммерческие структуры не пробовали переманивать ваших специалистов?
А.С.: - Я уже говорил, что инспектору гораздо проще работать бухгалтером, чем наоборот. Не скрою, что другие государственные службы, да и коммерческие структуры охотно берут на работу наших специалистов. Государству следует обратить на это внимание.
ИМЕНА: - Может быть, имеет смысл организовать оплату работы вашей службы в зависимости от суммы средств, возвращенных государству?
А.С.: - Уверен, что мы к этому идем. Есть страны, в которых оценивается деятельность служб контроля именно таким образом. Ведь почему человек не участвует в коррупционных проявлениях? Потому что он защищен социальным пакетом и уверен, что его ценят сообразно пользе, принесенной государству.
ИМЕНА: - Таким образом, Ваша структура, сохраняя государственные средства, и, контролируя их надлежащее применение, находится на переднем крае борьбы с коррупцией. Ведь если в финансовой сфере государства сделано все правильно, то коррупции остается место лишь на бытовом уровне. У Вас есть право предлагать изменения в законодательство?
А.С.: - Конечно, мы постоянно это делаем. Мы постоянно обнаруживаем лазейки для нецелевого расходования или даже хищения средств, несовершенство нормативной базы. Обобщаем опыт и подаем наши предложения и в Кабмин, и в Верховную Раду. Есть депутаты, с которыми мы постоянно контактируем по этим вопросам. Но это, конечно же, работа не одного дня.
ИМЕНА: - Я неспроста упомянул передний край. Вы ведь были в Афганистане, верно? Кем Вы там были? Пригодился ли Вам афганский опыт «на гражданке»? Что для Вас главное?
А.С.: - Я был сержантом. Прошел два рода войск – артиллерию и связь. Целенаправленно попал в афганскую учебку еще в начале службы. И прошел подготовку от стрельбы гаубицей Д-30 калибра 122 мм до вопросов сопровождения огня, обеспечения и многое другое. Надо было научиться всему, вплоть до вождения грузовика. Помогло ли мне это на гражданке? Однозначно – да. Я всегда говорил и говорю, чтобы не было вопросов: отец мой работал в ЖЭКе, а мать – на автобусном заводе. Я всегда с благодарностью вспоминаю майора из штаба нашего полка, который трижды приводил части в Афганистан. Благодаря его жесткой и бескомпромиссной требовательности, я считаю, многие остались живы и в добром здравии. Он два раза команды не повторял. Если сказал, что когда начинает темнеть, никто не курит, значит, никто и не курил. А если он замечал солдата с сигаретой, то тому доставалось немедленно и чем попало… А все потому, что на второй-третьей затяжке вполне можно было получить пулю от снайпера. Мы всегда были в готовности и автомат держали под подушкой. Когда я работал в МЧС, хотя и по своей специальности – финансовой части, но МЧС – это целая армия, мне помогло знание структуры, задач. Ведь в МЧС есть даже подразделения разминирования. Короче, чтобы научиться считать, надо научиться понимать. Но скажу прямо – в Афганистане было попроще. Там все было как бы черно-белое. Есть наша сторона и есть вражеская. А в нашей нынешней жизни не так, подлости много. От того, кто не может действовать прямо, отстаивать свою позицию открыто, вполне можно получить удар в спину, исподтишка. Армия еще научила не делить коллектив – все - единая команда, все работают на конечный результат. Есть служебные отношения с девяти до шести, и есть личные – все остальное время. Все это – жизненный опыт, который я, как профессиональный менеджер, могу использовать в различных ситуациях. Но главное в нашей жизни и главная проблема Украины, я считаю, не ясное осознание цели и движение к ней, а борьба за дорогу. Нужно пробовать разные пути, неуклонно двигаясь к цели.

ИМЕНА: Александр Карманов
Фото: Валентин Письменный, из личного архива героя публикации

Обложка журнала №055
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005