Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

             ИМЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ               

Город, обрученный с морем


Венеция – город-музей, город-загадка, город-история… Здесь даже счет времени иной. По давней традиции время суток начинали отслеживать с заката солнца. Поэтому венецианский полдень – это около 7 часов утра! Венеция удивительна, неповторима и уникальна, это один из немногих городов, в котором сохранилось дыхание и колорит дальних эпох.
С недавнего времени этот чудесный город стал доступнее для жителей Украины. Из Киева и Львова можно улететь самолетами бюджетной компании «Виз эйр» всего за 50 евро в обе стороны! На 118 островах Венеции много как дорогих отелей, так и дешевых хостелов.
Даже сухая статистика впечатляет: в городе более 400(!) мостов, 160 каналов; общая протяженность водных «улиц», по которым проходят маршруты речных трамвайчиков – «вапоретто» - 13700 километров. Это же больше трети земного экватора! Многочисленные каналы Венеции так и называются – «рии», переводится как «улицы». Между прочим, своим возникновением город обязан России. Дело в том, что сваи, на которых стоят многие дома, сделаны из сибирской лиственницы! А еще не так давно в русском языке нормой было прилагательное «венецейский».
«Сердце» города – центральная площадь Пьяцца ди Сан Марко. Она огромна – 176 на 82 метра. Можно сказать, что это единственная по-настоящему площадь Венеции. Из-за недостатка земли остальное «пьяццале» - площадочки, или «камп» - площадки. Сан Марко – это как бы центральный зал города-музея. А его стены образуют – неповторимый собор святого Марка, дворец Дожей, Старые и Новые Прокурации, библиотеку Сансовино… Фасад собора, похожего на изящный многоярусный торт, украшает скромная, на первый взгляд, конная группа. Но сплав металла, из которого она изготовлена, не разгадан полностью до сих пор.
Грандиознее дворца Дожей (правителей в древней Венеции) трудно найти. Он перестраивался, достраивался на протяжении столетий. Каждый архитектор вносил свое в этот главный дворец Венецианской республики, где сосредоточивалась власть пожизненно избиравшихся дожей, Большого Совета, Сената, Синьории… Дворец Дожей был завершен к середине XV века. И хотя пожары не раз обрушивались на него, он остался богатейшим собранием скульптур, коллекций оружия и старинной одежды. И сохранил главное – росписи на потолках, стенах, лестницах. Здесь творения великих Веронезе, Тинторетто, Тициана…
Рядом с дворцом на набережной Скьявони находится печально знаменитая тюрьма Качери, покрытая свинцовыми листами. Поговаривают, это было сделано специально, чтобы усилить страдания узников в жаркую погоду. Между дворцом Дожей и тюрьмой повис над каналом мост Вздохов, на фоне которого так любят фотографироваться все туристы. С моста осужденный бросал последний взгляд на море и последний раз вдыхал свежий бриз. Последний раз, чтобы, может быть, навсегда скрыться в каменной темнице…
Отдельные «торговые точки» на площади Сан Марко давно слились в бесконечный торговый ряд, в галереях первых этажей – сплошь дорогие магазины. А столики таких же недешевых кафе и ресторанов рассыпаны на площади, как конфетти. Доступное питание в Венеции можно найти на окраинах города, благо, что идти до них полчаса.
Повсюду голуби – настоящий бич площади, да и всей Венеции. Чтобы «следы» от них не портили памятники архитектуры, последние покрывают специальной, почти невидимой сеткой. А за кормление птиц следует немалый штраф.
Лениво поглядывая на голубей, туристы вкушают венецианские блюда, слушают оркестровую музыку и одновременно позируют.
Да, здесь можно не только приобрести работы местных художников, но и заказать собственный портрет. Что ж, жизнь местных жителей полностью подчинена индустрии туризма. Ежегодно сюда приезжают около 10 миллионов человек, а коренных жителей - всего 200 тысяч. Чуть ли не каждый венецианец в той или иной мере работает на туризм или соприкасается с ним. Ведь крупной промышленности или сельского хозяйства здесь нет и быть не может. Самым серьезным производством здесь считается разве что изготовление знаменитого венецианского стекла. Много небольших мастерских делают вездесущие карнавальные маски. Венецианский карнавал популярен во всем мире и является главным событием года в городе.
А главная достопримечательность и «визитная карточка» Венеции – гондолы, особые черные лодки строго установленного размера – 11 метров в длину и около полутора в ширину. Профессия лодочника-гондольера уже сотни лет передается исключительно из поколения в поколение. Требуется не один год, чтобы научиться исправно водить гондолу по узким каналам, ловко орудуя одним веслом. Водные «аварии» случаются редко, ведь стоимость гондол доходит до 100 тысяч евро. Только несколько лет назад появилась первая женщина-гондольер. Кстати, она блондинка (неужели теперь жди аварий?!) и непременно из семьи потомственных гондольеров.
То здесь, то там тихую, бутылочного цвета воду рассекают первые характерные силуэты гондол. Особенно их много на Гранд-канале – самом большом в Венеции. В основном, катаются зажиточные туристы, ведь стоимость прогулки начинается от 50 евро. Более дешевый способ – прокатиться по всему Гранд-каналу на речных трамвайчиках. С их борта удобно посмотреть многочисленные «палаццо» - дворцы, которые возводила знать вдоль Гранд-канала. Их облик зодчие старались органично сочетать с окружающей средой – предусматривалось обилие света, солнца, легкость воздушного простора, учитывалась красота отражения в воде. Почти двести дворцов на берегах Большого канала построены в стилях венецианской Готики, раннего Ренессанса, Возрождения и Классицизма. Их великолепие несколько омрачает затхлый запах воды, еще одна проблема Венеции. Стоячая вода и подгнившие деревянные сваи делают свое дело. Если же появляются волны, то они разрушают фундаменты домов и сваи набережных. Дно лагуны то поднимается, то опускается. К этому добавляется сырость, губительно действующая на произведения искусства и постоянная угроза наводнений. Некоторые ученые считают, что Венеция погибнет в ближайшие 30-50 лет…
Не поэтому ли венецианцы старались всегда «задобрить» море?! Конечно, масленичный карнавал своей красотой, пышностью, искрометностью может соперничать с бразильским. Но особой популярностью в Венеции пользуется «Сенсо» - праздник обручения с морем. Издавна он проводился так: дож садился в свой богато украшенный корабль - «буцентавр», отплывал от набережной Моло и в проливе Порто Сан Николо ди Лидо – судоходном проливе, проделанном в естественной песчаной косе, защищающей Венецию от Адриатического моря – опускал в воду золотое кольцо. Так обозначалось скрепление вечного союза между городом и морем.
Праздник «Сенсо» жив до сих пор, но в современной модификации. Через обручение с морем венецианцы чувствуют глубинную связь с Адриатикой и надеются на ее милость и защиту. Они хотят жить в согласии с природой и миром. Будем надеяться, что этот «брак», а также усилия ученых, сохранят Венецию для будущих поколений.

Текст и фото – Игорь Ермолаев.


Обложка журнала №057
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005