Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЕННАЯ ИСТОРИЯ             

70-летию освобождения Украины посвящается

Меч Победы ковался в тылу

В дни празднования победных дат, отдавая должное фронтовикам, в большей части своих материалов авторы скромно освещают или вовсе умалчивают о трудовом героизме тружеников тыла. Это наши матери, отцы и деды, подростки, жители городов и сел все свои силы, энергию, ум, талант, здоровье отдавали во имя освобождения родной земли, полного разгрома немецких захватчиков и их союзников.
Тыл жил одной целью с фронтом и, приложив огромные усилия, сумел в короткие сроки ликвидировать превосходство противника в боевой технике и вооружении. Создание слаженного военного хозяйства героическим трудом тружеников тыла позволило бесперебойно и во все возрастающих размерах обеспечить фронт новейшей боевой техникой, оружием, снаряжением, боеприпасами и продовольствием.
Но это было чуть позже. Впереди были горькие поражения, отступление и эвакуация предприятий и населения.
В середине июля 1941 года в Николаеве была создана и утверждена обкомом партии и облисполкомом эвакуационная комиссия. Центральный эвакопункт размещался на железнодорожной станции Снигиревка, через которую проходил основной поток грузов и эшелонов с людьми.
В связи с нависшей угрозой оккупации Николаевской области и областного центра вглубь страны было эвакуировано наиболее ценное и современное оборудование, станки, детали судостроительных заводов им. 61 коммунара, им. Андре Марти, завода «Дормашина», Николаевской ТЭЦ, швейной фабрики им. Кирова, парфюмерно-косметической фабрики «Астра», а самое главное – квалифицированные кадры, инженеры, техники, рабочие.
С 20 по 26 июля 1941 года тремя эшелонами была произведена эвакуация Первомайского машиностроительного и сталелитейного завода им. 25 октября. 113 вагонов с оборудованием, ценными материалами, продукцией предприятия были направлены в г. Балаково Саратовской области на завод им. Дзержинского. Ценное оборудование николаевских заводов и фабрик, специалисты были направлены в Туапсе, Поти, Астрахань, Сталинград, Навашино, Гороховец, Пермь, Барнаул, Челябинск, Тюмень, Поволжье, Урал, Сибирь, Среднюю Азию, Дальний Восток, Заполярье. И там, в большинстве случаев еще до строительства производственных корпусов, под открытым небом налаживали выпуск продукции для фронта.
А как ни вспомнить о героической судьбе арктического ледокола «Анастас Микоян», ушедшего в море 5 августа 1941 года. Сдаточная команда завода им. Андре Марти, участвовавшая в испытаниях ледокола, добровольно вошла в состав экипажа, участвовала в обороне Одессы. Затем было легендарное плавание вокруг света. Сотни миль сквозь немецкие заслоны прошла команда на безоружном судне, мастерски уклоняясь от атак торпедных катеров и авиации врага, на ходу ликвидируя пожары. Это плавание получило название «Огненный рейс». В нем участвовали 58 работников завода. Среди них – Федор Хилько (позже – Герой Социалистического Труда, 1960, – прим. авт.), Александр Гройсман, Александр Колобков, Михаил Улинич, Владимир Добровольский.
В конце сентября 1941 года бывший главный инженер завода им. 61 коммунара И.С. Прибыльский с группой коммунаровцев в составе 25 человек прибыли в Горьковскую область на Навашинский судостроительный завод, что на Оке. Завод был небольшим, на нем работали всего 3000 человек. Но он был единственным на то время предприятием, выпускавшим понтоны, на которых переправлялись войска, автомашины, танки, железнодорожные составы и другая техника. Завод выполнял и другие важные заказы ГКО, в том числе, стаканы для реактивных снарядов. И если на других специализированных предприятиях Наркомата обороны стаканы обрабатывались за 30 минут, на Навашинском заводе на их обработку уходило 3 часа. Технологи, рабочие-коммунаровцы включились в решение проблемы, и выпуск стаканов резко возрос.
Завод работал круглосуточно в две смены по 12 часов. Трудились без выходных. Работать было трудно, питались скудно, донимали морозы, неустроенность с жильем, с фронта приходили похоронки на родных и близких. Николаевцы трудились не хуже «коренных» заводчан. Опытные и знающие судостроители служили примером для других. У них учились, на них равнялись.
Многие николаевцы трудились на Сталинградском судостроительном заводе, расположенном в южной части города в Сарепте. Главной оборонной продукцией сталинградских судостроителей с начала войны стали танковые корпуса.
Николаевцы, знакомые с электросваркой, быстро освоили новое дело. Их опыт очень пригодился сталинградцам. Работали с большим напряжением и упорством, малейший срыв графика выпуска танковых корпусов – ЧП для завода. Цель трудового коллектива – как можно больше выпустить продукции для фронта. И тут николаевцы И.П. Наумов, С.С. Литвинов, Б.К. Бабак, Е.К. Левицкий, П.С. Демьянов, Н.В. Михневич, Л.Г. Минаков были в авангарде.
Один из работников Сталинградского судостроительного завода, николаевец В.С. Никифоров писал о работе николаевских судостроителей в эвакуации в своих воспоминаниях: «…Мы, строители кораблей, быстро переквалифицировались в танкостроителей… задание систематически перевыполнялось. 14-15 танковых комплектов мы ежедневно отправляли на Сталинградский танковый завод, где происходила сборка танков. Надо сказать, что коллектив николаевских судостроителей выделялся на заводе своей сплоченностью, самоотверженностью, высокой культурой производства. На ежедневных совещаниях у директора завода Суворова николаевцев ставили в пример. А в 1942 году многие бывшие судостроители были награждены орденами и медалями».
Среди них – коммунаровцы С. Коломийцев, С. Новаковский, В. Перчинский, А. Петренко, М. Алехин, А. Байрон, Ф. Гущин, М. Щербина, И. Олейников, А. Копырин, Ю. Копырин, А. Недо, А. Попиней, Д. Мирошниченко, А. Пшеничный, Г. Кишкикьян и многие другие.
Большинство специалистов с основной частью оборудования завода им. Андре Марти (сегодня – ЧСЗ, – прим. авт.) эвакуировались в Астрахань. В срочную перестройку местной верфи активно включились и николаевцы. Вместе с астраханцами они ремонтировали корабли и танки, строили бронекатера, выпускали минометы и узлы артиллерийских орудий, фугасные и зажигательные бомбы, снаряды. Опытные специалисты Л.А. Сахновский, В.П. Голубов, П.К. Охотников, А.М. Чеканов, П.А. Абикулов, А.И. Ермолаев, невзирая на нехватку продуктов, топлива и материалов, выпускали продукцию, осваивали новые специальности, учили молодежь. Часть прибывших из Астрахани судостроителей создавала базу по достройке кораблей в Баку и Поти.
По указанию Наркомата судостроительной промышленности 450 судовых сборщиков и электросварщиков, других рабочих и инженерно-технических работников в начале июля 1941 года были командированы в г. Горький на завод «Красное Сормово», который переключился на производство танков Т-34.
Имена наших судостроителей И.С. Уса, А.К. Теременко, В.П. Субботина, А.С. Перевозенко и многих других не сходили с Досок Почета и страниц многотиражной газеты «Красное Сормово».
«Хорошие ребята – николаевцы, преданные, сообразительные, любую работу сделают. Тяжело было в войну – ни кола ни двора, а работали как! Перевезенко сказал как-то: «Я здесь, на Волге, борюсь за свой дом на Буге». Чем могли, мы с ними делились, очень мы их уважали», – вспоминал сормовчанин В.П. Монахов.
Рабочие и специалисты завода им. Андре Марти трудились и на красноармейской верфи в Сталинграде – осваивали строительство корпусов танков Т-34, самолетов ИЛ-2.
Многие корабелы были награждены орденами и медалями, среди них: А. Птухин, Н. Иваненко, И. Горбенко, И. Чумаков, Д. Могилевский, В. Никифоров, Д. Гетьман, Л. Пеленков, Л. Каменский, В. Царев, М. Пищадов. Главный механик завода Н.Г. Иваненко вместе с И.С. Скибой и А.Г. Симчаком восстанавливали поврежденную городскую электростанцию, заменив энергетическую установку мощным судовым двигателем.
Когда предстояло покинуть Сталинград, эвакуировались на заводы Куйбышева, Урала, Сибири, Алтайского края. Бригаду по монтажу и отгрузке оборудования возглавил А.И. Птухин. Станки весом по 25-30 тонн люди выносили на своих плечах!
Нельзя обойти вниманием воспоминания ветерана труда ЧСЗ, бывшего сборщика, а затем мастера по сварке корпусов танков Т-34, работавшего в Красноармейске (пригороде Сталинграда), – С. Когона. В своей статье «Мы строили танки», опубликованной в газете «Трибуна рабочего» (№17) от 2 марта 1995 года, он, как непосредственный участник тех событий, постарался вспомнить николаевцев, активных участников трудового фронта. Приведем несколько выдержек из его статьи:
«Большая группа рабочих и инженерно-технических работников и служащих корпусно-стапельного цеха, где я начал свой трудовой путь до войны, трудились на заводах Сталинграда и Нижнего Тагила. Всех вспомнить очень тяжело – очень много времени с тех пор ушло, но некоторые фамилии запомнились на всю жизнь. Называю их. Это: И.М. Горбенко, В.Н. Никифоров, И.Р. Чумаков, А.В. Чумаков, И.М. Розенблит, З. Краснопольский, Д.Н. Гетман, Л.И. Теленко, Л. Каменецкий, М. Каменецкий, Ф. Сабинд, Я. Гурович, С.В. Глупов, Федоренко, Л.И. Кувшинов, Твардовский, Н. Посошков, М. Басозский, Ф. Бакарь, Д. Могилевич, Дубочинский, Щербина, Довгань и многие другие.
С августа 1941 года мы работали в Красноармейске – пригороде Сталинграда. Один из цехов красноармейской верфи был переоборудован под сборку и сварку корпусов танков Т-34. Начальником цеха назначили И.М. Розенблита, старшим мастером – И.Р. Чумакова. Работали мы в две смены по 12 часов, при пересмене (раз в десять дней) – по 16 часов в сутки.
Когда фашистские войска подошли к Сталинграду, начались бомбежки и нашего завода. Частично был разрушен один из пролетов цеха, но мы не покидали своих рабочих мест, потому что фронту нужны были танки.
25 августа 1942 года, когда прекратилась поставка бронедеталей для корпусов танков, нас эвакуировали за Волгу в город Ленинск.
…В числе других я попал в Нижний Тагил на «Уралвагонзавод», переоборудованный под полное производство танков Т-34.
В тяжелых климатических условиях (морозы достигали 50 градусов), живя в деревянных бараках, недоедая, мы работали под девизом «Все – для фронта, все – для победы!»
Только один наш завод за годы войны дал фронту 35 тысяч танков Т-34». (Арифметический подсчет: за 6 с половиной лет, с 1940 по 1946 гг., было выпущено более 61 тысячи танков Т-34. По массовости это – первое место в мире, на втором месте – американский танк «Шерман», 48 071 шт., – прим. авт.).
Большинство отечественных и зарубежных специалистов считают Т-34 лучшим танком Второй мировой войны. Этой оценки он заслуживает благодаря уникальному сочетанию боевых качеств: мощному вооружению, надежному бронированию, высокой маневренности и надежности, простоте в обслуживании, ремонте и технологичности производства. Мы гордимся, что к большому количеству этих знаменитых боевых машин прикасались руки николаевских инженеров, рабочих, делавших все возможное и невозможное для победы над врагом.
6 июня 1945 года была учреждена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В Указе Президиума Верховного Совета СССР указывалось, что медалью награждаются: рабочие, инженерно-технический персонал и служащие промышленности и транспорта; колхозники и специалисты сельского хозяйства; работники науки, техники, искусства и литературы; работники советских, партийных, профсоюзных и других общественных организаций, обеспечившие своим доблестным и самоотверженным трудом победу СССР над Германией в Великой Отечественной войне.
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» награждено 16 096 750 человек. Это – еще одно доказательство всенародного характера победы над нацистской Германией и ее союзниками. Среди награжденных – сотни тысяч юных тружеников, тех, кто, подставив под ноги ящики, по нескольку смен не отходили от станков, кто на колхозных полях заменили ушедших на фронт отцов.
Награждены и николаевцы, заслужившие эту награду своим самоотверженным трудом, строя и ремонтируя боевые корабли, танки, изготовляя различное оружие и боеприпасы и др. Они создавали условия Красной Армии для победы над ненавистным врагом. Среди них: И.С. Прибыльский, В.Н. Андрианов, А.Б. Ганькевич, Е.М. Горбенко, И.М. Горбенко, Е.Д. Телух, Захарченко А.Г., И.П. Максименко и многие тысячи наших земляков.
Сотни николаевских корабелов за проявленный трудовой героизм в тылу были награждены значком «Отличник соцсоревнования Наркомтанкопрома». Среди награжденных хочется вспомнить С.И. Файнермана, заведующего группой завода №77.
На самом знаке, который выдавали награжденным, изображен танк Т-34. Этот танк не зря называют еще «оружием победы», «щитом Москвы». Недаром Т-34 изображен на медали «За оборону Москвы».
В послевоенные годы Т-34 был на вооружении 45 стран, до 1997 г. – в российской армии, до сих пор находится на вооружении ряда государств третьего мира.
В журнале «Имена», №56 за 2014 год, в статье «Танк Т-34: николаевский след» мы рассказали о непосредственных создателях, конструкторах, как образно называли танк австралийцы: очень красивое творение рук человека. В этой статье, к сожалению, нами названы только некоторые фамилии тех героев, кто создавал это оружие победы.
А сегодня мы рассказали о тех, кто изготовлял знаменитые танки, ковал победу в тылу, кто самоотверженно отдавал все свои силы, знания и умения с такой же целью, как и на фронте, – уничтожить врага, освободить родную землю.
У авторов есть просьба к вам, дорогие читатели: если кто помнит об участии в строительстве танка Т-34 ваших родственников, отцов, дедов, прадедов, имеет интересные документы, фотографии, пришлите их в редакцию журнала «Имена» для использования в готовящейся книге.
Мы всех помним, мы всем благодарны за свободу.

С большим уважением,
Евгений Горбуров, Кирилл Горбуров, кандидаты исторических наук.

Обложка журнала №057
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005