Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЕННАЯ ИСТОРИЯ             

Николаевский джаз: страницы истории

Первое послеоктябрьское десятилетие, после 1917 года, несомненно, наложило свой отпечаток на развитие не только новой общественно-экономической формации в молодом государстве, но и на свежие ростки в театральном, музыкальном, изобразительном искусстве, литературе, кинематографии и т. д. Как грибы после дождя в этих и других направлениях пролетарской культуры создавались творческие союзы, объединения, самодеятельные коллективы и т. п.
В этот период особенно сильно эволюционировало музыкальное искусство, состоявшее из разнообразных жанров и периодов.
В 20-е годы ХХ ст. в СССР зарождается джаз-сцена, одновременно с ее расцветом в США. Джаз (англ. jazz) – форма музыкального искусства, возникшая в конце ХІХ – начале ХХ века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая повсеместное распространение.
Первый джаз-оркестр был создан в Советской России в Москве в 1922 году поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом. Официальное его название – «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первый концерт этого коллектива состоялся 1 октября 1922 года – этот день считается днем рождения джаза в СССР.
Джаз стал регулярно звучать в радиоэфире, появились пластинки с записями советских джаз-оркестров, специализировавшихся на исполнении мюзикл-танцев: фокстрот, чарльстон. В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с участием Утесова «Веселые ребята» (первоначальное название «Джаз-комедия», режиссер Г. В. Александров, 1934 г., - прим. авт.) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским).
Л. Утесов и Я. Скоморовский сформировали оригинальный театральный джаз, основанный на смеси музыки с театром, опереттой. Большую роль в нем играли вокальные номера и элементы представления.
Наркомат просвещения РСФСР сначала запретил картину. Обвинения звучали в плагиате и халтуре, отсутствии «революционного пафоса». Но вмешался Максим Горький. Он организовал просмотр членам Политбюро, добился одобрения самого И. Сталина, отменившего запрет. В дальнейшем фильм имел колоссальный успех. За рубежом он демонстрировался под названием «Москва смеется» и был удостоен приза Венецианского кинофестиваля (1934 г.). Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».
Популяризация джаза среди молодежи не заставила долго ждать появления джаз-оркестров и в городе Николаеве. Об этом писали николаевские газеты, перед николаевскими зрителями выступали джаз-оркестры из Москвы, Ленинграда, предприятий и организаций г. Николаева.
В газете «Шлях індустріалізації» от 12 мая 1936 года (№4583) на 3-й странице опубликовано фото Я. Аврутина, под которым читаем: «Во время обеденного перерыва в мартеновском цеху часто выступает самодеятельный джаз-оркестр, который существует уже скоро два года. На фото – участники джаза - слесари т.т. Лебедев М. М. (скрипка) – организатор оркестра, аккомпанирует на гитаре тов. Н. И. Бондарь» (здесь и дальше – перевод с украинского, - прим. авт.).
В газете «Більшовицький шлях» за 13 июля 1940 года (№159) опубликовано объя­вление о предстоящем выступлении 14 и 15 июля в театральном парке завода им. А. Марти (сегодня – ЧСЗ, - прим. авт.) Московского джаз-ревю под руководством С. Самойлова.
В той же газете за 12 сентября 1940 года в заметке «Самодіяльний джаз-оркестр» читаем: «При клубе Николаевского завода им. А. Марти организован джаз-оркестр, который состоит из 23 человек. В оркестр привлечены работники разных цехов и отделов завода. Днями коллектив приступает к изучению репертуара. Первые концерты джаза пройдут в дни ХХІІІ годовщины Великой Октябрьской революции».
В газете «Більшовицький шлях» за 8 декабря 1940 года (№ 283) под рубрикой «Хроніка мистецтва» читаем: «Участники джаз-оркестра под руководством Я. Скоморовского, которые сейчас находятся на гастролях в Николаеве, посетили коллектив самодеятельного джаза Николаевского кораблестроительного института. Я. Б. Скоморовский, композитор его джаза И. Жак и солистка Е. Легар дали ряд практических указаний по дальнейшей творческой работе самодеятельного коллектива» (Яков Борисович Скоморовский, 19 августа 1889 г., г. Херсон – 4 июля 1955 г., Ленинград, обучался в Одесском музыкальном училище по классу трубы, с отличием в 1912 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу трубы. В 20-30-е годы организовал в Ленинграде один из первых джаз-бэндов. С 1929 года – музыкальный руководитель Теа-джаза Л. О. Утесова. В 1930-40-е годы возглавлял концертный джаз-оркестр, с которым записывал пластинки и работал на радио. С оркестром Скоморовского работал И. О. Дунаевский, доверив ему запись музыки к кинофильмам «Волга-Волга», «Цирк», «Вратарь» и др. – прим. авт.)
К сожалению, позже о судьбе джаз-коллектива НКИ и других коллективов газетных публикаций нет. Предвоенный год отодвинул на второй план культурную жизнь, и тем более отношение советских властей к джазу было неоднозначным. Отечественных джаз-исполнителей не запрещали, но была жесткая критика джаза как такового в свете критики западной культуры в целом.
Архивные документы, материалы далеких 40-х годов ХХ столетия больше ничего не оставили о судьбе джазовых коллективов нашего города. Не осталось в живых и николаевских участников и зрителей увлекательных джаз-концертов.
Как свидетель тех лет до нас дошел старый значок. Значок имеет круглую форму диаметром 19 мм, вес без закрутки – 5,1 г. Изготовлен из серебра.
На лицевую сторону значка наложена накладка – саксофон высотой 25 мм под углом делит окружность пополам. Слева в верхней части –горизонтальная серебряная накладка длиной 12 мм, на которой изображен нотоносец (так называют пять линий, на которые записывают ноты, - прим. авт.). На нем помещен скрипичный ключ и слово «Джаз». Справа внизу – три буквы «НКИ».
Верхняя половина окружности, разделенная саксофоном, покрыта голубой эмалью, нижняя – белой.
На оборотной стороне значка по горизонтали штихелем вырезаны годы – «1935-1940». В нижней части по окружности вырезана фамилия владельца (как предполагают авторы, – участника джаз-коллектива НКИ) – «Яровицкий С. Н.».
На оборотной стороне значка имеются нарезной штифт и гайка, при помощи которых он крепится к одежде.
Значок был выпущен в честь пятилетнего юбилея джаз-оркестра НКИ. Возможно, такие же значки были вручены и джазменам из Ленинграда, в т. ч. и знаменитому Я. Б. Скоморовскому в период проведения мастер-класса с николаевскими коллегами. Так, спустя 74 года, значок приоткрыл нам еще одну страницу в культурной истории нашего города.

ИМЕНА - Евгений Горбуров, Кирилл Горбуров, кандидаты исторических наук.

Обложка журнала №058
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005