Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ             

Маяк Эйфеля нужно сохранить
И тогда в Скадовске появится своя Эйфелева башня

История человечества неразрывно связана с мореплаванием, покорением морей. А вместе с ними развивались навигация и гидрография – науки, позволяющие определить местонахождение судна и проложить его безопасный курс, а также составить карты и описания района плавания. Решением этих важных для моряков задач занимается государственное учреждение «Госгидрография», филиалом которого является Николаевский район «Госгидрографии», база которого расположена в Николаеве на Каботажном молу, а зона ответственности простирается в Северном Причерноморье от мыса Аджияск на западе до самого Мариуполя и границы с Россией на востоке.
На «Госгидрографию» возложено навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания. И важное место в этом вопросе занимает маячная служба. Маяки для моряков, наверное, то же самое, что храм для истинно верующего. Ориентирование по береговым сооружениям и огням маяков активно применялась еще с глубокой древности. А Александрийский маяк в древнем мире был даже признан одним из семи чудес света.
Прошли тысячелетия. Сегодня мореплаватели используют современные системы радиолокации и космической навигации. Но, несмотря на РЛСы, GPS, АИСы и прочие технические чудеса века информационных технологий, маяки до сих пор не утратили своего значения (особенно – при плавании в фарватерах и «узкостях»). Причем, не только как навигационное оборудование, но и как памятники истории и культуры. Трепетное отношение к маякам передается у моряков из поколения в поколение. Да и что способно заменить маяк, посылающий прощальный огонь при расставании с портом и первым возвещающий о долгожданном приближении к суше?! А в сознании общественности слово «маяк» ассоциируется с тем, к чему необходимо стремиться, что должно служить ориентиром. Каждый, кто был на побережье моря, выделяет маяки из общей панорамы, а ночью в прибрежных городах маяки своим светом создают неповторимое ощущение причастности к чему-то таинственному.
– Маяк – это сооружение особой конструкции, которое должно выделяться на общем береговом фоне, – рассказывает начальник Николаевского района Госгидрографии Василий Подгорный. – Иногда среди маяков попадаются настоящие памятники истории и технической мысли. Например, в зоне нашей ответственности в Днепровском лимане, на территории Херсонской области находятся два маяка, построенных в начале прошлого столетия по чертежам знаменитого русского инженера Владимира Шухова, автора проекта водонапорной башни в Николаеве. Эти маяки расцениваются специалистами как памятник инженерной и архитектурной мысли мирового значения. Причем, по оценке его прямого потомка, тоже, кстати, Владимира Шухова, возглавляющего благотворительный фонд «Шуховская башня», благодаря украинской «Госгидрографии», маяки конструкции Шухова находятся в столь отличном состоянии, как нигде в мире. Действительно, мы обрабатывали старый коррозирующий металл пескоструйным способом, проводили ремонтные работы, затем покрыли сооружение специальной дорогостоящей краской. По мнению специалистов, наша работа – это образец для подражания всем тем странам, где находятся металлические гиперболоидные сооружения В.Шухова, наиболее известным из которых является старая Шаболовская телевышка в Москве.
Но, оказывается, в зоне ответственности Николаевского района «Госгидрографии» находится не менее уникальный объект, проект которого приписывают самому Эйфелю. Да-да, вы не ослышались, речь идет о том самом знаменитом Гюставе Эйфеле, выдающемся инженере и специалисте по проектированию металлических конструкций, который известен всему миру благодаря построенной по его чертежам Эйфелевой башне – одному из символов Парижа.
Этот маяк, высотой 24 метра, с секторными огнями, был построен в 1902 году на острове Джарылгач, неподалеку от города Скадовска, на месте старого, предположительно еще деревянного маяка, функционировавшего там еще с 1826 года. Маяк Эйфеля, установленный на мощном железобетонном основании, представляет собой огромную полую трубу с ажурными конструкциями, внутри которой расположена металлическая винтовая лестница. А фонарное сооружение маяка увенчано крышей из меди.
Этот маяк долгие годы верой и правдой служил морякам. Возле него был выстроен маячный городок, где жили смотрители маяка со своими семьями – одни из немногих постоянных обитателей заповедного острова Джарылгач. Здесь же находится единственный на острове источник пресной воды.
В «лихие девяностые» вблизи острова производилась подводная добыча песка. А море таких вольностей не прощает. Природа устроена так, что весь нанесенный ей ущерб должен компенсироваться. И волны начали активно размывать береговую линию в районе старого маяка, а вымытая земля уходила в подводные ямы, вырытые человеком ради бездумной, хищнической добычи песка. За последние годы Черное море «съело» часть берега - около пятидесяти метров вглубь острова, и маяк очутился непосредственно возле уреза воды. А теперь и вовсе омывается морскими водами. Он накренился и уже давно бы рухнул, но пока его спасает мощное железобетонное основание, на совесть выполненное безвестными строителями 112 лет назад.
После одного из сильных штормов маячный городок был частично затоплен и разрушен. Семья последнего смотрителя, проживавшая здесь, была эвакуирована на материк.
В 90-х годах по соседству с маяком Эйфеля выросла башня нового современного маяка, работающего в автоматическом режиме. А старый маяк в 1997 году был выведен из эксплуатации.
Шли годы, маяк постепенно приходил в аварийное состояние. Пронизывающие ветры и агрессивная морская среда постепенно делали свое дело: маяк ржавел, его несущие конструкции и ажурные архитектурные детали разрушались. Свою лепту в его постепенное разрушение вносят и «дикие» туристы, прибывающие летом на остров. Они поднимаются на башню маяка, устраивают импровизированные «пикники», засоряя окрестную территорию мусором. Немалый вред наносится сооружению и «вандалами», промышляющими незаконным сбором металлолома. Сотрудники «Госгидрографии» делали, что могли: заваривали вход в маячную башню, ограждали маяк колючей проволокой, устанавливали предупредительные и запрещающие надписи. Но избежать проникновения в башню посторонних людей не удавалось. А круглогодичную охрану тут организовать невозможно.
Уникальный в своём роде маяк конструкции Эйфеля мог бы стать визитной карточкой г. Скадовска, но вместо этого он стоит в воде и продолжает разрушаться, – задумались в «Госгидрографии». И, посовещавшись с администрацией Скадовского морского торгового порта и Скадовским горисполкомом, предложили такой вариант: демонтировать медленно умирающий маяк, перевезти его с острова, отреставрировать, восстановить в первозданном виде и установить как памятник возле первой проходной Скадовского порта. Под это дело портовики и городские власти даже согласились выделить посильную финансовую помощь. Такой шаг был одобрен и Херсонской облгосадминистрацией. По указанию начальника государственного учреждения «Госгидрография» Сергея Симоненко уже просчитывалась смета проекта, выполнялись необходимые расчеты…
Но тут в дело спасения маяка неожиданно вмешалась инспекция по охране памятников истории и культуры Херсонской области. Дело в том, что еще 14 лет назад старая башня Джарылгачского маяка была отнесена к памятникам истории, и для осуществления проекта необходимо было получить согласие этой самой инспекции. Но её начальник И.Солоницкий выступил против затеи по переносу конструкции в Скадовск. Согласно ст. 24 Закона Украины «Об охране исторического наследия» собственник обязан ремонтировать памятник, защищать его от повреждения или разрушения. Тогда почему «с целью сохранения аутентичности памятника и исторической среды, где он находится, инспекция считает нецелесообразным перемещение и демонтаж указанного недвижимого историко-культурного объекта»?
Согласитесь, странный ответ. Вместо того, чтобы самой позаботиться о сохранении памятника, инспекция запрещает делать это другим. Чтобы сохранить маяк, вокруг него придется строить защитную дамбу, чего просто так нельзя делать на территории заповедника, каковым является Джарылгач. Кроме того, чтобы обезопасить маяк от вандализма, нужна круглосуточная охрана, а чтобы проводить ремонтные работы на месте, в заповедник нужно ввозить тяжелую строительную технику. Вдобавок ни строителей, ни охранников селить здесь просто негде. Значит, нужно строить еще и какое-то жилье (охрана-то нужна постоянно!). Все это потребует колоссальных затрат и массы согласований. Пока «суд да дело», старый маяк, заливаемый морской водой, может просто рухнуть. Неужели этого желают чиновники инспекции по охране памятников?
Инспекция высказала и еще один сомнительный аргумент: маяк-де на новом месте не будет способствовать доступу к нему туристов. Но ведь это не так! Именно в Скадовске, на берегу моря, возле порта памятник увидит намного больше, чем на пустынном острове, людей, включая отдыхающих, которые ежегодно приезжают сюда, причем не только летом. Ведь многие из тех, кто приезжает на несколько часов на остров, о маяке и его истории просто не знают. А тут, в центре города, памятник увидят все. И все узнают о его удивительной истории.
У нас в стране есть примеры переноса памятников. Вот, скажем, памятник потемкинцам в Одессе. Его перенесли с Екатерининской площади на Таможенную. И кому от этого стало хуже? Почему же одесситам можно это делать, а николаевцам и скадовчанам – нельзя?
Остается выразить надежду, что в итоге маяк, который когда-то спроектировал инженер Гюстав Эйфель, всё же будет перенесен в Скадовск, сохранен и восстановлен. И тогда у жителей этого курортного городка появится своя, пусть и не такая большая, но все-таки по-настоящему «Эйфелева башня».

Р.S. Эта статья публикуется по инициативе руководства государственного учреждения «Госгидрография» с целью обсуждения широкой общественностью.

«Имена» - Станислав Козлов
Фото – из архива предприятия



Обложка журнала №059
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005