Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              НАЗЫВАЯ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ             

Жрец или священник?

(богословская реплика)

Давным-давно, ещё будучи послушником в монастыре, я всё спорил с одним паломником, который упорно ставил знак равенства между приносителями жертв древних религий и православными иереями в алтаре, приносящих бескровную жертву; между индийскими йогами-аскетами и нашими преподобными монахами; между медитацией и нашей «умной молитвой» в себе; между мистикой (мистерией) и нашими таинствами.
Всем известно, что христианство любой контакт с духовным миром, кроме молитвы Богу, считает греховным, недопустимым контактом с бесами. Но мой оппонент не унимался: не Дух ли Святой диктовал авторам Библию? Не святому ли пророку Моисею показался Иегова в виде несгораемого куста? А огненная колесница Иеремии? А Иоанново Откровение? Не Христом ли был ослеплён Савл на пути в Дамаск? И не в экстазе ли он, подобному экстазу шаманов при камлании, был восхищён до «третьего неба» (2 Кор.12.2).
Да, но эти люди получили чудесное Божие откровение, не прося его. Они не лезли в духовный мир по своей воле, не ломились в дверь, где написано: «Посторонним вход воспрещён!»
Этот паломник опять не успокоился: но разве не добровольно совершают таинства наши попы? Ведь слово «мистика» (гр. mystikos) переводится как «таинство» и идёт от глагола «musteion» («закрыть рот и глаза»); т.е., посвящённые не должны были открывать свои тайны профанам. И не говорит ли дьякон: «Пожри (принеси жертву), владыко», - священнику на проскомидии в алтаре?
Что можно было ответить этому рассужденцу от лукавого? От простой молитвы и любого священнодействия ТАИНСТВО (их семь в нашей Церкви) отличается ОСОБЫМ БЛАГОДАТНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ДУХА СВЯТОГО. За движениями и словами священника этого действия не видно. Поэтому. Например, ВЕНЧАНИЕ – это ТАИНСТВО, а не ОБРЯД. И священник, совершающий его, как бы ни при чём. Хотя он имеет право совершать таинства, в отличие от иных, потому что над ним было совершено ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА, то есть, передача рукоположением от епископа АПОСТОЛЬСКОЙ БЛАГОДАТИ ДУХА СВЯТОГО (да, той самой, которую получили апостолы в Синайской горнице во время Пятидесятницы).
Во время служения литургии кульминацией является ЭПИКЛЕСИС, когда священник призывает Дух Святой на хлеб и вино при их чудесном пресуществлении в Тело и Кровь Спасителя. Но по нашему православному мнению, в этом призвании участвуют не только священник, но и все молящиеся в храме.
Тут следует упомянуть об одном существенном различии в совершении таинств наших священников и католических. У последних акцент переходит от Духа Святого к совершителю таинства. При крещении мы говорим: «Крещается раб Божий…», а они – «Я крещаю тебя…»
Наше духовенство полагается только на Духа Святого. Они – ещё и к некоему собственному магизму.
В широком понимании МИСТИКА – это возможность непосредственного общения человека со сверхъестественным началом. Ещё в ХХ веке сектанты-хлысты доводили себя до экстаза, часами бегая в хороводе и крича: «Дух Свят! Дух Бог! Накати-накати!» Потом – «свальный грех». И современные харизматы-пятидесятники в конвульсиях катаются по полу и хохочут.
Вопрос: «С каким сверхъестественным началом общаются они? С каким духом?» Ответ, по-моему, очевиден. Только Люцифер упорно хочет поставить знак равенства между своими слугами и служителями Богу.

Игумен Варсонофий (Подыма)

Обложка журнала №060
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005