Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

     ИМЕНА И ПОДВИГИ     

Герои–маяки

Идут в атаку катера,
Торпеды вовсе не игра,
Удар и взрыв, и тонет борт,
И жив лишь тот, кому везёт.

Как страшно тонут корабли,
Доплыть попробуй до земли,
Кругом холодная вода,
Вас примет с радостью всегда.

Была Великая война,
Когда Победа нам нужна,
Спускают на воду венки,
Здесь умирали моряки!

(Марк Львовский)

2015 год – это год знаменательный, когда все человечество отмечает 70-летие Победы над фашизмом. Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память…
Всё это – Победа. Яркой, негасимой звездой сверкает она на небосклоне истории. Ничто не может затмить её – ни годы, ни события.
Имена и подвиги фронтовиков, обеспечивших величайшую Победу в самой тяжелой войне, когда-либо пережитой человечеством, бессмертны и навсегда останутся в благодарной памяти народной.
Мы родились и выросли в мирное время, но обязаны помнить подвиг наших предков в этой войне, ценить их героическую волю и стремление к свободе, чтить память тех, кто подарил свободу!
Мы расскажем вам о человеке, который внес свой вклад в великую Победу.

Родился Попов Николай Михайлович 26 мая 1919 г. в Вологодской области, в крестьянской семье. Окончил 7 классов и поступил в Вознесенское речное училище Северо-Западного речного пароходства. В 39-м году призван на срочную службу, на Черноморский Флот. Война застала этого двадцатидвухлетнего парня в Очакове, вскоре его перевели в Новороссийск. С момента оккупации в августе 1942 года Новороссийск оставался прифронтовым городом. Сам порт также имел мощную противодесантную оборону. В числе 156 торпедных катеров, катер, на котором служил Николай Михайлович, принимал участие в освобождении Новороссийска. Это было довольно быстроходное судно, дававшее 55 узлов в час, имеющее две торпеды. Когда выпускалась левая торпеда, катер должен уйти вправо и, наоборот, при запуске правой, маневр катера происходил влево. Это и было основной задачей Николая.
Не раз их экипаж оказывался на волосок от гибели, а страшно было так, что и не описать словами. Черное море было черным от дыма и красным от огня. Вчерашние мальчишки взрослели быстрее своих ровесников, ведь война не давала скидок на возраст и неопытность. Сколько полегло их на дорогах войны, сколько скрыто в волнах Черного моря… Потому и не любил вспоминать о войне Николай Михайлович.
Попыток освобождения Новороссийска было две. Первая операция была предпринята в феврале 1943 года, в рамках общего наступления Красной Армии на Кавказе. Вторая - в середине сентября этого же года. В боях за Новороссийск немеркнущей славой покрыли себя герои легендарной «Малой земли». Попов Николай Михайлович награжден медалью «За отвагу» в боях за освобождение Новороссийска.
30 марта на левом крыле фронта войсками 28-й армии с помощью морского десанта был освобождён Очаков и развёрнуто наступление на Одессу. Оборона Одессы – это героические 73 дня беспримерного мужества защитников города!
10 апреля 1944 г. в ходе Одесской операции, проведённой 26 марта — 14 апреля 1944 г., войсками 3-го Украинского фронта была освобождена Одесса. На суше и на море советские солдаты и моряки сражались за свободу города. В их числе сражался и Попов Николай, о чем свидетельствует коротенькая отметка в краснофлотской книжке и заслуженная медаль «За боевые заслуги».
Освобождение Одессы от фашистов было успешным: врага прогнали за считанные дни, причем дали ему сбежать морем — авиация нанесла удар по вражеским судам в акватории порта, сорвав таким образом эвакуацию фашистов, а торпедные катера добивали по мере своих сил противника, нанося ему значительный урон. Имея всего две торпеды на борту, Николаю Попову приходилось часто возвращаться для перевооружения, чтобы продолжать бой.
В августе 1944-го шли ожесточенные бои за Измаил. Освобождая город от немецких и румынских захватчиков войска 3-го Украинского фронта штурмом брали крепость, поддерживаемые Черноморским Флотом.
На берегу Дуная, на постаменте стоит бронекатер №134, ставший исторической реликвией. На таком же катере воевал Николай Михайлович.
За свою героическую службу Николай Попов награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Служба не закончилась для Попова Н.М. в мае 1945-го. Дальше была сверхсрочная служба в порту приписки г.Очакова.
Страсть к морю в душе моряка не могла оставить его вдали от морского дела. В 1950 году он пришел в службу госгидрографии, был начальником группы средств навигационного оборудования, или попросту – маяков.
Дело свое любил и ценил. Воспитал целую династию «маячников»: сын, внук, а теперь, уже после его смерти правнук собирается продолжить семейную династию.
За послевоенные годы на предприятии работало много ветеранов войны, в канун юбилея Победы хочется вспомнить этих достойных людей, благодаря которым мы живем в свободной стране. Это: Литвинов Владимир Андреевич, Ерофеев Константин Федорович, Борисенко Петр Ильич, Рулик Сергей Евгеньевич.
Госгидрография обеспечивает безопасность мореплавання, безопасность кораблей и моряков.
В ведении Николаевского района госгидрографии - морские пути от мыса Аджияск до административной зоны Херсонской области и Крыма. Это 3 морских порта и 1 речной с подводящими каналами, 7 портовых пунктов и несколько грузовых терминалов, акватории нескольких судостроительных заводов.
Служба госгидрографии обслуживает 187 плавучих знаков, 24 створных светящихся, 19 несветящихся, 28 маяков, из которых 14 - с постоянным обслуживающим персоналом.
Все это хозяйство требует постоянного внимания и заботы.
Маяк – это прощание с домом перед дальней дорогой и начало трудного пути. Это ожидание встречи и конец разлуки. Это верный и надежный помощник моряка в плавании и дружеская рука в беде. Его последним видит моряк, покидая порт, и первым, возвращаясь из дальнего похода.
Такие герои, как Николай Михайлович Попов, словно маяки светят будущим поколения, указывая путь к миру и безопасности.

Текст: Елена Мыльникова
Фото из семейного архива героя публикации

Обложка журнала №061
Архив предыдущих номеров
2017 год:
010203
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005