Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ             

Самый известный театр

Милан для Италии - город образцово-показательный. Символ успеха, прогресса и цивилизации, второй по величине город всей страны. Символ европейской Италии, претендующей на достойное место в Евросоюзе.
Когда-то давно в Милане было много каналов и небольших домов - его даже сравнивали с Венецией. Потом каналы закопали, построили широкие бульвары и большие каменные дома –и стали сравнивать с Парижем. Кстати, еще большую схожесть с французской столицей пытался придать Милану Наполеон. Во время короткого периода своего гоcподства в Италии он приказал построить в Милане арку Мира по типу Триумфальной в Париже и заложить сады по типу Тюильри. Но несмотря на все ухищрения - прошлые и нынешние - Милан все-таки город неисправимо итальянский... В квартале дорогих магазинов, модных дизайнеров и стилистов - Монтенаполеоне, в галерее Витторио Эммануила, в артистическом квартале Брера - Милан представлен в своем блеске, красоте и эстетстве. Здесь самая большая концентрация красиво одетых, обутых, причесанных мужчин. Недаром Милан считается столицей мужской моды. Здесь демонстрируются достоинства и успех, всегда хороший вкус - этого у итальянцев не отнять!
Любой турист, еще до того, как его нога ступит на миланскую землю, планирует, какие достопримечательности он хотел бы посетить. Естественно, каждый человек имеет свои вкусы и предпочтения, однако одно памятное место просто невозможно обойти стороной. - это театр «Ла Скала», «главный» театр планеты, вечный символ оперы! Один из главных культурных брендов Новейшей истории цивилизации. Где же легенда? Где красота? Не может быть, чтобы самый известный «оперный дом планеты» имел такую неказистую наружность! Однако не стоит торопиться с выводами. В Италии, стране, на мой взгляд, с рекордной концентрацией прекрасного, красота бывает разная. Порой она не бьет в глаза и требует внимательного подхода, как тихие церквушки, за скромными фасадами которых спрятаны сокровища искусства. Так и этот театр - его невозможно «брать приступом», как рядовой туристический объект. С ним нужно провести время, и тогда несколько разочаровывающее поверхностное знакомство сменится глубоким увлечением и трепетной любовью. Чтобы взаимоотношения превратились в роман, нужен всего один вечер...
Примечательно, что история театра началась с трагической случайности. В феврале 1776 года пожар уничтожил Королевский Герцогский Театр. Идея создания на этом месте нового театра была благосклонно воспринята императрицей Марией-Терезой Австрийской. Она хотела, чтобы Милан сохранил за собой славу столицы итальянской оперы. А еще раньше на этом месте стояла церковь «Санта Мария делла Скала», откуда и появилось название театра - «Ла Скала».
Разработкой архитектурного проекта занимался Джузеппе Пьермарини, и в середине 1776 года был дан старт грандиозному строительству. Все работы, начиная с расчистки территории и заканчивая наведением финального лоска, заняли два года. Исключительной заслугой архитектора и его команды стали элегантный неоклассический стиль здания, оборудованный даже специальным порталом для подачи конных экипажей. А потрясающая акустика зала стала легендой на века. Зрительский зал был построен в форме громадной подковы (100 х 38 м), снабженный классической ярусной моделью расположения лож - пять ярусов лож и еще галерея! Лож было всего 194, не считая шикарной «королевской» ложи. Учитывая, что каждая могла принять до 10 посетителей, общая вместимость театра получалась весьма внушительной.
Внешняя строгость здания театра подчеркивала богатство и красоту внутреннего убранства. Изящная художественная отделка, выполненная в красных и тепло-золотистых цветах, сочеталась с удобным расположением мест и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Между тем, внутренние помещения постройки предусматривали ряд развлечений для праздной публики, в том числе - игорные комнаты и буфеты. Интересно, что для завсегдатаев в стенах театра происходили не только камерные постановки, но и такие экстравагантные мероприятия, как коррида и большие картежные посиделки. По сути, театр становится центром светской и культурной жизни страны. Сцена театра была довольно невелика. В партере первоначально не было кресел - их заменяли складные и передвижные стулья. Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как сверху на них капал расплавленный воск! Позже театр освещался более чем восемью тысячами ламп, а на случай пожара несколько комнат были заполнены сотнями водоотливных помп. В дальнейшем масляные лампы были заменены на газовые, а те, в свою очередь, на электрические в 1883 году. Отопления в театре не было и в холодное время публика сидела, одетая в меха и шубы. Можно только посочувствовать тогдашним актерам и балеринам… В общем, «Ла-Скала» обошелся Милану в 1 миллион тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города.
Путь к славе самого знаменитого театра оперы «Ла Скала» начал 3 августа 1778 года. Событие было пышно оформлено и ознаменовалось премьерой оперы «Узнанная Европа». Композитор Антонио Сальери специально создал это произведение к этому важному для европейского театрального мира дню. Как известно, проклятием Сальери стал миф о его причастности к смерти Моцарта, распространившийся, несмотря на постоянные опровержения, в некоторых странах главным образом благодаря одной из «маленьких трагедий» Александра Пушкина. Попутно замечу, что состоявшийся в 1997 году суд окончательно и официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги.
Вслед за оперой была организована постановка нескольких балетных представлений. Неизменно полный зал показал, что публика благоволит к новому театру! В начале XIX века значительную часть репертуара «Ла Скала» составляли произведения великого мастера бельканто - Россини. Именно он ввел моду на многогранную вокальную технику и оперу-сериа (серьезную оперу). Дебютом Джоаккино Россини на сцене «Ла Скала» стала опера «Пробный камень». В свое время блеск итальянской оперы и пышные светские мероприятия, проходившие в «Ла Скала», вскружили голову английскому поэту Байрону, французскому писателю Стендалю и произвели неизгладимое впечатление на русского композитора Михаила Ивановича Глинку.
С приходом в «Ла Скала» виртуозного итальянского композитора Джузеппе Верди итальянская опера становится главным искусством страны и даже Европы. Помимо чисто эстетического удовольствия, итальянцы получали эмоциональный посыл к единению нации, призыв освободиться от власти Австро-Венгерской империи. Верди умело маскировал революционные порывы в исторических сюжетах своих произведений, однако звание «маэстро революции» прочно закрепилось за ним. Оперное творчество Верди имело оглушительный успех и преобразило сущность театра. Отринув легкость и веселье, зритель внимал пламенным речам истинного патриота своей страны. Интересно, что Верди и сегодня настолько популярен в Милане среди молодежи, что можно даже увидеть граффити (настенные рисунки) с его портретом!
Ярким событием в жизни театра стало появление молодого Артуро Тосканини - одновременно невероятное стечение обстоятельств и судьба. Прежний дирижер театрального оркестра не отвечал запросам высокородной публики и был с позором изгнан. Тогда за пульт пригласили Тосканини, который, несмотря на свои 20 лет, уже прославился исполнением оперы «Аида». Экспрессивный и харизматичный, Тосканини играючи завоевал любовь пресыщенных театралов. Он становится дирижером и художественным директором театра, что предопределило большие перемены в жизни «Ла Скала». Кипучая деятельность маэстро затронула все, начиная от подъема занавеса - не горизонтально вверх, а раздвижение по вертикали, до обязательного правила сдавать головные уборы в гардероб, чтобы гарантировать хороший обзор зрителям, сидящим в задних рядах.
В начале XIX века в «Ла Скала» рождаются «звезды», специально для него выдающиеся композиторы пишут оперы. Вокруг театра создаются музыкальные журналы, а также открываются уютные кафе для любителей пения. Балерины и певцы становятся любимцами города. Наступает время сопрано. Капризные и красивые дамы- певицы вытесняют со сцены юношей - кастратов. Великолепная Мария Каллас для всего мира стала олицетворением «Ла Скала». В этом театре оперная дива никогда не пропускала ни одного спектакля, тогда как в Римской опере, например, могла не явиться на спектакль, сославшись на «дурное настроение».
Волнующая история рассказывается об исполнении «Турандот» - оперы, которую Пуччини не успел закончить. После смерти композитора её дописал, как известно, Франко Альфано. Премьерой в «Ла Скале» дирижировал Артуро Тосканини. Дойдя до того момента, где прерывается запись Пуччини, Тосканини положил свою палочку, повернулся к публике и сказал: «Здесь опера кончилась. Маэстро умер», после чего покинул дирижёрский пульт...
Тучи политических интриг все больше сгущались над Европой, не обошли стороной они и Италию. В 1943 году, в ходе Второй мировой войны «Ла Скала» был разрушен в результате бомбежек. Однако труппа продолжает репетировать в непростых военных условиях и давать представления на подмостках других заведений. «Ла Скала» восстает из пепла войны, чтобы вернуть итальянцам любовь к опере, жажду к новой, мирной жизни. После восстановления театра Артуро Тосканини вновь стал «повелителем оркестра». Во второй половине ХХ века колыбель оперы стремится стать ближе к публике. В стенах театра выступали звезды мировой оперы – Э.Карузо, П.Доминго, М.Кабалье, Л.Павароти, а также российские голоса - Ф.Шаляпин, Т.Милашкина, С.Захарова, Р.Нуриев, Л.Собинов.
В послевоенные годы театр пережил несколько реконструкций. Последняя из них была начата в 2001 году архитектором М.Ботта и продлилась вплоть до 2004 года. Современные требования пожарной безопасности оставили на откуп зрителям 2030 мест. Истинные ценители оперы предпочитают устраиваться в галереях, где, по их мнению, наблюдается самая лучшая акустика. Сегодня, как и несколько столетий назад, оперный театр Ла Скала начинает свой сезон 7 декабря, в праздник святого Амвросия, покровителя города Милана. Всю зиму, до июня месяца, театр является храмом оперы. Помимо этого, в театре существует собственный хор и балетная труппа. Современный репертуар театра рассчитан на самый разнообразный вкус, здесь можно пойти на постановку классиков - Верди, Вагнера, Пуччини, Беллини, Россини, Гуно, Чайковского, Мусорского, Доницетти. Однако новые веяния также не чужды режиссерам театра, модные новинки и альтернативное прочтение известных произведений регулярно присутствует в репертуаре «Ла Скала».
Этот театр - заветная цель музыкантов всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или дирижера в «Ла Скала» - это всемогущая визитная карточка. С ней он будет всегда и везде принят. В этот театр также целенаправленно стремится и публика. Богатые туристы из Европы, Америки и Японии всегда требуют от тур­агентств возможности провести вечер в этом знаменитом театре. Они любят величие и роскошь, чем так славится театр: например, здесь можно увидеть не менее ста рядовых певцов или статистов, одетых так, как во Франции одевают актеров на первых ролях. Для одного из балетов сшито было сто восемьдесят пять (!) костюмов из элитного бархата и атласа.
Попасть в знаменитый театр, как можно догадаться, не так-то просто. О билетах лучше всего позаботиться заранее. Если вы собираетесь в Милан, то загляните на сайт театра и закажите билет по интернету. Чем раньше вы это сделаете, тем шире будет выбор ценовых категорий. Места с хорошим обзором будут стоить больших денег. Наиболее ценны места в партере, на галерее, фронтальные ряды в ложах. Если желание сходить в оперу посетило вас прямо в Милане, то стоит попробовать обратиться в Центральную кассу на площади Duomo - она открыта с 12.00. Другой вариант - отправиться к 18.00 в вечерние кассы в самом здании театра. Там вас занесут в список и, если повезет, вы сможете занять одно из сотни мест на галерке (ценой около 20 евро) или купить нераспроданные билеты со скидкой. Наконец, есть черный рынок - спекулянты (иногда уже и наши) дежурят под аркадами левого фасада. Надеяться на покупку с рук по официальной цене - бессмысленно. Есть еще абонементы на весь сезон, которые тоже надо заказывать заранее. Ваш шанс попасть на спектакль возрастает, если речь идет о неходовых иностранных постановках. Труднее достать билеты на знаменитые итальянские оперы. Самым малодоступным зрелищем считается открытие сезона: большинство зрителей приходят по приглашениям. Местные говорят, что оставшиеся немногочисленные билеты идут по баснословной цене, достигающей 2 000 евро! Приятным бонусом после посещения «Ла Скала» может стать ужин в одном из ресторанов в галерее Эммануила Второго. Там легко оказаться за соседними столиками с певцами и танцорами, которых вы всего полчаса назад видели на сцене. При театре функционирует музей, наполненный красивыми, удивительными и чудесными вещами, имеющими непосредственное отношение к жизни театра. На стенах музея можно увидеть портреты знаменитых оперных певиц. Экспозиция включает в себя бюсты нескольких выдающихся композиторов, посмертную маску Дж. Верди, макеты к наиболее выдающимся постановкам и другие симпатичные памятные экспонаты.
Двери театра открываются для «почтеннейшей публики» всего за полчаса до спектакля. Внутри всё чётко и организованно: на каждом этапе следования можно получить помощь от множества приветливых администраторов, гардеробщиков и официантов. Приятно, что все они одеты в стильные костюмы XIX века. Похоже, программки выдаются бесплатно. Когда заходишь в зал театра, он настолько огромен и внушителен, что просто перехватывает дыхание. Такое приятное впечатление, будто ты находишься внутри огромного чудесного торта. Впечатление усиливает красота огромной хрустальной люстры, будто бы парящей над головами зрителей. В зале множество итальянских женщин, одетых в вечерние платья черного цвета. Говорят, что здесь есть постоянные зрительницы Ла Скала - своеобразный клан, в который не пускают чужаков. Они живут по каким-то своим законам и легко опознают друг друга. А может, это еще одна легенда театра? Иностранок выдает пестрота стилей и цветов в одежде.
Немного смущает чрезвычайно просторная оркестровая яма, способная вместить большой симфонический оркестр. Будет ли хорошо видно артистов? И вот, наконец, начало представления: свет плавно гаснет, а на сцене происходит неуловимое движение, как дуновение волшебного ветра: половинки темно-красного занавеса раскрываются и симметрично взлетают, собираясь красивыми складками (с австрийских времен это называется «Имперским открытием занавеса»). В этот вечер давали изумительный балет «In den winden im nichts» на музыку И. С. Баха. Я давно не видел на сцене столько талантливых и просто красивых людей. Создается впечатление, что при отборе артистов в труппу также немаловажное значение имеет красота лиц. Конечно же, здесь есть и наши – выдающиеся танцоры Светлана Захарова и Тимофей Андриященко. Сложнейшая хореография понятно рассказывала зрителям о жизни и любви. Потрясающая гибкость, изящество и плавность движений, безупречная синхронность пируэтов и прыжков, талантливая игра актеров - вот чем запомнился этот блестящий спектакль. Иногда даже создавалось впечатление, будто танцоры на секунду зависали в воздухе… Полтора часа красочного шоу прошло практически незаметно, и восхищенная публика долго аплодировала актерам. Собственно говоря, на этой, самой известной в мире оперной сцене может происходить все что угодно - чудесный театр «Ла Скала» навсегда останется в вашей памяти.

Текст: Игорь Ермолаев
Фото: Игоря Ермолаева и из архива театра

 

Обложка журнала №062
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005