Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

              ИМЕННОЙ ЮБИЛЕЙ             

Александр Жолоб:
«Я верю в возрождение кораблестроения в Украине»

Украина была и остаётся морской державой, а, значит, ей нужен современный военный флот и надёжные корабли и катера пограничной службы для охраны государственной морской границы.
Президентом Украины Петром Порошенко, Министром обороны Степаном Полтораком и командованием ВМС Украины обозначены приоритеты развития национальных военно-морских сил и, в первую очередь, они связаны со строительством новых кораблей и катеров. Несмотря на все существующие проблемы и сложную политическую ситуацию, именно сейчас появился шанс возродить украинское кораблестроение. У нас в стране сохранились высококвалифицированные инженерно-технические кадры, способные решать технические задачи любой сложности, создавать проекты в соответствии с международными стандартами, а также судоверфи, на которых могут быть построены новые корабли. Проектно-конструкторскую базу в Украине представляет Государственное предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» (ГП «ИПЦК»), которому в ноябре 2015 года исполняется 40 лет. На протяжении четырёх десятков лет ГП «ИПЦК» занимается проектированием боевых надводных кораблей различных классов. В преддверии юбилея появилась уникальная возможность познакомиться с коллективом предприятия, историей его создания, достижениями, специалистами, проектами, над которыми они работают сегодня и перспективами на будущее...

Накануне юбилея предприятия «Имена» побеседовали с директором ГП «ИПЦК» Александром Григорьевичем Жолобом о коллективе, достижениях и проблемах предприятия, реализованных и перспективных проектах и, конечно же, о необходимости и шансах возрождения украинского флота

ИМЕНА: - Сегодня Украина переживает сложное время. Одной из главных, если не сказать, наиважнейшей задачей является укрепление обороноспособности нашей страны, в том числе и ВМС Украины. ГП «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» – уникальное и единственное в Украине предприятие, которое занимается проектированием военных кораблей и других плавсредств. Не раскрывая секретов, расскажите о тех проектах, над которыми работают специалисты сегодня.
А.Ж. - Вы правы, последние полтора года стали переломными для нашего государства. Украина оказалась в ситуации, когда в тяжелейших политических и финансовых условиях ей приходится создавать свои ВМС практически с нуля. Потерянными для нас оказались корабли и катера, военно-морские базы в Севастополе, Балаклаве, Донузлаве и т.д., практически вся флотская инфраструктура. Утраченными также оказались и ряд ключевых предприятий ОПК, непосредственно участвовавших в реализации ряда государственных оборонных программ. Все это, безусловно, отразилось на проектах, реализуемых нашим предприятием в интересах украинских заказчиков.
За последние несколько лет нами разработан и разрабатывается целый ряд проектов в интересах ВМС Украины и Морских частей Государственной Пограничной службы Украины. Среди них: эскизный проект патрульного катера «Лань», технический проект малого бронированного катера проекта «Гюрза-М», рабочий проект корабля проекта «Коралл» и прочие перспективные проекты. Но наиболее важным для нашего предприятия является реализация проекта национального корвета. И я бы хотел отметить, что работы над этим проектом, несмотря на все трудности, нашим предприятием ни на один день не приостанавливались!
ИМЕНА: - ГП «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» отмечает осенью своё 40-летие. По человеческим меркам – это прекрасный возраст, когда опыт, знания и силы находятся в гармонии на пике расцвета, а как Вы оцениваете этот рубеж для организации?
А.Ж. - По-моему мнению, 40 лет - замечательный возраст. К громадному желанию работать добавились накопившиеся знания, опыт от предыдущих достижений и некоторых юношеских ошибок. Выросло и возмужало уже новое поколение специалистов, это: В.Е. Борисов, Д.Е. Буссов, А.Ю. Волошин, Е.В. Юрченко, Г.В. Джурмин, А.В. Каневский, В.Ю. Руман, А.С. Кривцов, М.И. Гордиенко, Т.В. Томашевская, О.В. Савинец, С.Е. Савинец, А.М.Лесин и многие, многие другие. Но самое главное, что впереди еще очень много важных и сложных задач, которые надо решать!
ИМЕНА: - У вас в Центре кораблестроения работает много молодёжи. Как удалось обеспечить преемственность профессии «инженер-конструктор»? Кто из молодого поколения уже добился ощутимых результатов? На какие качества Вы обращаете внимание при приёме на работу молодых специалистов?
А.Ж. - В первую очередь, желание быть конструктором, готовность решать задачи повышенной технической сложности. Безусловным является наличие теоретических знаний по специальности, полученной в высшем учебном заведении. Из человеческих качеств – это, безусловно, порядочность.
Кроме того, при приеме на работу стараемся обращать внимание на разносторонность интересов, широкий кругозор. Впоследствии это приводит к очень интересным результатам. Как небольшой пример, в течение последних нескольких лет, мы полностью перешли на самостоятельную разработку видео презентаций нашей деятельности. И результаты превзошли себя, найдя одобрение у профессионалов в области рекламной деятельности. На мой взгляд, именно сочетание профессиональных знаний, разносторонности интересов наших молодых сотрудников, целеустремленность и готовность решать задачи любой сложности позволило предприятию справиться с этой задачей.
Что касается молодого поколения, то, как я говорил ранее, на нашем предприятии выросло и возмужало не просто новое молодое поколение конструкторов, а новое поколение руководителей различных уровней. Они составляют тот неоценимый кадровый потенциал, я бы сказал, «золотой запас» предприятия.
Стоит отметить, что предприятие каждый год принимает на работу молодых специалистов. Хочу подчеркнуть, что мы не только готовы делиться «секретами» проектного дела, передавать практические знания и опыт, но и поддерживаем всех специалистов, желающих заниматься научными исследованиями, получить научную степень, в том числе и материально.
ИМЕНА: - Когда попадаешь на территорию ГП «Исследовательско-проектный центр кораблестроения», обращаешь внимание на ухоженную территорию, заботливо посаженные цветы, зелёные насаждения, в производственном корпусе также царят чистота, порядок, современные рабочие кабинеты и все, кого встречаешь, приветливо здороваются. Чувствуется, что здесь замечательный микроклимат, способствующий продуктивной работе, а у коллектива давние хорошие традиции. Это действительно так?
А.Ж. - Да, таковы наши традиции, заложенные четыре десятка лет назад. Но тогда был своего рода «ренессанс» кораблестроения, который сменился затяжным кризисом отрасли. А надо отметить, что «костяк» нашего коллектива сложился в наиболее трудный для нашего предприятия период – это середина 90-х -2000 год. Тогда стояла задача выжить, сохранить высокопрофессиональные кадры, обеспечить преемственность поколений конструкторов. что удалось сделать. В настоящее время основная цель всего без исключения коллектива заключается в создании качественных и передовых образцов военной техники и вооружения в интересах ВМС Украины и Морских частей Государственной Пограничной службы Украины, а именно, разработка современных конкурентоспособных проектов кораблей и катеров различных классов и назначений. Добрые традиции для реализации обозначенной цели были заложены нашим прежним руководством (как администрацией предприятия, главными конструкторами, так и начальниками подразделений), которое в те нелегкие времена смогли сохранить бодрость духа, силу воли и преумножить научно-технический потенциал предприятия, а именно: Е.А. Борисов, Е.А. Косоруков, А.И. Балабушко, С.В. Кривко, Н.Н. Каневская, С.В. Егоров, Н.А. Хотенов, В.Г. Решетник, В.Н. Тищенко, А.В. Екименко, Н.В. Смирнова, Ю.В. Алфимов и еще целый ряд высокопрофессиональных и преданных предприятию сотрудников, перечисление фамилий которых займёт не одну страницу журнала.
ИМЕНА: - Когда-то в Николаеве строились и китобойные флотилии, и авианосцы, в общем, и гражданские суда широкого назначения, и военные корабли разного класса. Но тот широкий диапазон был рассчитан на огромную страну, другую политическую и экономическую ситуацию в стране и в мире. Сейчас все понимают, что Украине необходимо возродить судо- и кораблестроение, но, конечно, без «гигантомании». Какой флот для ВМС Украины нужен в нынешней ситуации, и какие положительные предпосылки для этого существуют в настоящее время?
А.Ж. - В последнее время по вопросу: «Какой флот для ВМС Украины нужен в нынешней ситуации, и какие положительные предпосылки для этого существуют в настоящее время» существует достаточно много высказываний и публикаций специалистов разных «мастей». Безусловно, среди них есть и высококвалифицированные специалисты в этой области, однако это очень чувствительный вопрос для обороноспособности страны, и решение по нему должно приниматься не по результатам анализа общественного мнения, а по результатам аналитической работы специалистов ВМС, Генерального штаба, Министерства обороны и Укроборонпрома.
ИМЕНА: - Центр кораблестроения – действительно уникальная организация с крепкой производственной базой, высококвалифицированными специалистами и огромным потенциалом. Наверное, это большая заслуга предыдущих поколений, тех, кто стоял у истоков становления проектной организации. Вы их помните, что это были за люди, кто ещё из ветеранов работает и сегодня?
А.Ж. - Мы, безусловно, чтим и помним историю нашего предприятия. Многие годы мы поддерживаем тесные связи с Музеем судостроения и флота. В результате нашего сотрудничества в музее создан стенд, посвященный предприятию. Экспозиция знакомит посетителей с историей проектирования боевых кораблей в Николаеве. Здесь же представлена информация обо всех руководителях предприятия в разные годы.
Научно-технический потенциал, технические и общественно-моральные традиции на предприятии, конечно же, закладывались и формировались руководителями и конструкторами предыдущих поколений.
Огромный вклад в ее создание вложили: В.Е. Седько, Ю.Г. Руденко, В.А. Аверьянов, В.И. Когут, П.И. Яроцкий, Г.С. Гладкий – эти люди, приходя на предприятие, уже имели достаточный опыт работы в кораблестроении. У них были глубокие знания, хорошая техническая подготовка и желание создавать современные боевые корабли.
В 1977 году предприятие приняло около 100 выпускников НКИ, и именно им предстояло, опираясь на опыт и знания старших товарищей, стать основой, фундаментом НИКОЛАЕВСКОЙ ШКОЛЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ.
С удовольствием и глубоким уважением произносим фамилии специалистов, которые проработали на предприятии более 30 лет: Е.А. Борисов, Е.А. Косоруков, А.И. Балабушко, С.В. Егоров, С.В. Кривко, Ю.И. Трофимов, Н.А. Хотенов, О.Ф. Сергачева, С.А. Рязапова, Л.З. Гриневич, Л.Н. Кузьмирова, Н.С. Ищик и другие. К сожалению, формат статьи не даёт возможности перечислить всех наших высокопрофессиональных специалистов, посвятивших всю свою жизнь кораблестроению.
ИМЕНА: - В ГП «ИПЦК» рождаются проекты, но для их реализации нужны партнёры. Какие предприятия на протяжении последних лет являются вашими надёжными партнёрами?
А.Ж. - Не просто надёжные, а проверенные временем, - это ГК «Укрспецэкспорт» и её дочерние предприятия, ГП НИИ «Квант», ГП «НИИ РС «Квант-Радиолокация», Представительство РОДЕ унд Шварц, Международная компания IMEDI S.A.S., ООО «Цеппелин Украина», ПАО «Завод «Ленинская кузница», ГП НПКГ «Зоря-Маш­проект», ПАО «Завод «Экватор» и еще целый ряд предприятий различных форм собственности.
ИМЕНА: - Центр кораблестроения успешно работает и с зарубежными партнёрами. Что помогло выйти на мировой рынок? В настоящее время стало легче или сложнее выполнять зарубежные заказы и вообще сотрудничать с другими странами в связи с нашей ситуацией в Украине?
А.Ж. - Увы, в тех регионах, с которыми у нас сложилось сотрудничество, проще работать не стало. Каждый день приходится своим трудом подтверждать надежность предприятия как стратегического партнера. И шаг за шагом эти усилия приносят свои результаты. За последнее время мы значительно расширили географию наших контактов, это и европейские, азиатские, и африканские компании. Также в результате совместной работы с ГК «Укрспецэкспорт» и судостроительными заводами Николаева и Киева, мы ощутимо приблизились к подписанию новых договоров в ряде стран Азии.
ИМЕНА: - Если позволить себе накануне юбилея отвлечься от проблем и немного помечтать, то каким Вы представляете современный флот ВМС Украины? Как бы возрождение кораблестроения повлияло на подъём экономики в Южном регионе Украины, в частности, в Николаеве?
А.Ж. - Ну, если «отвлечься и помечтать», то хочется увидеть сладкий сон, в котором с моря к базе, гордо и величаво подходит «корвет» в сопровождении большого количества «ланей» и «кораллов», а в прибрежной зоне их встречает огромное количество «гюрз», «кентавров» и «бризов».
ИМЕНА: - Традиционно в таких случаях хочется узнать о перспективных планах предприятия, о возможностях, потенциале. Судя по тому, что проектная организация выжила и завоевала авторитет даже за рубежом в тяжёлые 90-е годы прошлого века, у вас работают не просто компетентные специалисты, а и оптимисты, патриоты своего города и страны.
А.Ж. - О перспективах: очень хочется надеяться, что «сладкий сон» станет, наконец-то, явью.
Без оптимизма и веры в будущее, без знаний и желания их воплощать в любимое дело - не будет ни «потенциала», ни «авторитета», поэтому я верю в возрождение кораблестроения в Украине!
Совершенно очевидно, что Украина должна развивать свою армию и флот. В июне 2015 года командующий ВМС Украины, вице-адмирал Сергей Гайдук и заместитель Министра обороны Юрий Гусев проинспектировали строительство двух артиллерийских катеров «Гюрза-М». Боевые катера этого класса, спроектированные ГП «ИПЦК», используются для речного патрулирования и охраны морской границы. До 2020 года на вооружение ВМС планируется поставить 18 катеров усовершенствованной «Гюрзы», а первые два – до конца текущего года.
Президент Украины Пётр Порошенко отметил, что с целью реализации Морской доктрины Украины, начат пилотный проект возрождения и развития Военно-Морских Сил, к реализации которого привлечены как отечественные, так и иностранные эксперты. Одним из приоритетных направлений определено строительство на отечественных предприятиях новых кораблей и катеров, а именно: корвета «Владимир Великий», ракетных катеров типа «Лань», бронированных катеров типа «Гюрза» и других.
Следовательно, с учётом вышеперечисленных обстоятельств, коллективу ГП «ИПЦК» еще предстоит реализовать много интересных и современных проектов.

ИМЕНА - Нина Войтова
Фото: Валентин Письменный,
Олег Белозёров

P.S. Редакция Всеукраинского журнала «Имена» поздравляет коллектив ГП «ИПЦК» с юбилеем. Желаем солидного «портфеля» заказов, интересной, творческой работы, крепкого здоровья и мирного неба. Выражаем благодарность за участие в подготовке номера, посвящённого 40-летию ГП «ИПЦК», ГК «Укроборонпром», руководству предприятий-партнёров юбиляра: ГК «Укрспецэкспорт», ГП НИИ «Квант», Представительство РОДЕ унд Шварц, Международной компании IMEDI S.A.S. и ООО «Цеппелин Украина».

Обложка журнала №063
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005