Всеукраинский общественно-политический журнал
О журнале
Подписка
Рекламодателям
Контакты

Последний номер

Netexchange.ru

Ukrainian banner network

     ИМЕННОЙ КОНТРОЛЬ     

Скупой платит дважды

Как оградить предприятие от хищений топлива

Топливо, не меньше, чем деньги, имеет право называться «кровью экономики». Энергоносители – часть себестоимости любого товара и услуги. Каждое предприятие среднего размера – сельскохозяйственное, автотранспортное, строительное, судоходное – расходует десятки и сотни тонн бензина и солярки ежегодно. И хотя в последние полтора года стоимость нефти упала в три раза, на украинском рынке это отразилось слабо – в гривневом исчислении цены на АЗС только выросли. А что будет дальше, ведь производители топлива не могут работать на минимуме цены, себе в убыток?!
Как ни крути, а расход топлива нужно тщательно контролировать. Но не все руководители знают, что у них есть реальные инструменты и возможности, чтобы сократить расход топлива на своем предприятии на 20% и даже больше только за счет перекрытия каналов его хищений.
Как это сделать? Об этом мы и хотим рассказать.

Александр Бриленко в бизнесе давно, с 1994 года, когда, заработав стартовый капитал на Севере, в Якутии, вернулся в родной Херсон. За это время с успехом освоил много видов деятельности. Все они плодотворно работают. Сегодня мы расскажем об одном из них, на наш взгляд, самом интересном.
– Как-то раз мне, человеку с высшим инженерно-техническим образованием, один судовой механик признался, что живет вовсе не за счет зарплаты, – вспоминает Александр Васильевич. – Он продавал с судна солярку, и именно это было для него основным источником доходов. «Как же так?» – удивился я. - «А вот так! Есть нормы расхода топлива на моточас для каждых оборотов, есть коэффициенты на волну, ветер, течение, можно идти на одном двигателе вместо двух, дизель-генератор при полной нагрузке потребляет в два раза больше топлива и т.д., короче, творческих возможностей для составления топливного отчёта очень много. Даю отчеты судовладельцу, но проверить их невозможно, контролировать фактический расход он не в состоянии. Так и зарабатываю, в каждом порту при бункеровке принимаю меньше, отписываю больше, разница при небольшом откате у меня в кармане». Так родилась бизнес-идея!!!
А с этого разговора и началась история нынешней деятельности компании «Югспецприбор», директором которой является Александр Бриленко. Компания занимается тем, что помогает руководителям предприятий бороться с хищением топлива.
Большинство из нас родом из СССР, где самым массовым движением были отнюдь не тимуровцы, стахановцы или физкультурники. Самым массовым было неформальное, но мощное, наносящее колоссальный ущерб экономике движение «несунов». Повсеместно исповедовался принцип «все вокруг колхозное, все вокруг моё», и грехом было хоть что-нибудь не стащить с работы. Страна давно изменилась, но психология многих людей осталась прежней, и, что хуже всего, передается из поколения в поколение.
Часть директоров считает, что воровство на предприятиях неискоренимо, и старается держать своеобразный паритет: я вам плачу низкую зарплату, а остальное вы все равно украдете. Другие делают установку на моральные ценности, фактор доверия.
Лучше всех поступает тот директор, который следует старой народной мудрости: «доверяй, но проверяй». Да, нужно доверять, уважать подчиненных, но в то же время помнить, что отсутствие тотального контроля развращает людей.
Топливо – одна из основных статей расходов в сельском хозяйстве и на транспорте. Следовательно, его расход нужно тщательно контролировать. Как это делать? Это решение стратегическое…
Существует два пути. Первый – поставить некие устройства на входе в двигатель, фиксирующие расход топлива и отражающие его, то ли визуально, то ли в электронном виде, удаленно, на компьютере. Второй, наиболее распространенный, – контролировать топливо с помощью датчика уровня топлива (ДУТ) в баке, которыми оборудованы транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. Во втором случае логика проста – если объем топлива в баке снижается постепенно, значит, его расходует двигатель. Но это в теории. А на практике наши люди находчивы и придумали массу ухищрений, как сливать топливо, обманывая ДУТ.
ДУТ – это, условно, трубка в баке, определяющая уровень топлива. Компьютерная программа определяет воровство топлива, как мгновенное падение его уровня в баке без движения авто. Если падение меньше 5 л при работающем двигателе и колебании уровня вверх/вниз, то это не слив, а просто колебание жидкости, например, во время движения. И вот водитель ненадолго останавливается на трассе, якобы, по нужде, даже не глуша двигатель, GPS при этом фиксирует кратковременную остановку. А водитель, открыв бак и обыкновенной палкой разболтав топливо, сливает немного меньше 5 л, что с помощью ДУТ определяется как не слив, а обычное колебание во время движения. В отчёт по предполагаемым сливам это событие не попадёт. Потом еще остановка, и еще. Так за сутки можно слить сколько угодно в пределах 10-20% от общего расхода. В день до 40 литров, легко. Считайте, 600 грн. у вас в кармане. За день!!!
Далее, другой способ. ДУТ откалиброван под определенный вид топлива, а оно может быть разным – летнее, зимнее, с разными добавками и присадками, разной плотности, а калибровался этот ДУТ однажды при установке. Это вызывает большую погрешность при измерении. Достаточно сказать, что небольшое количество спирта (или самогона 70 градусов) в баке позволяет изменить сопротивление топлива и заставить систему контроля поверить, будто объем топлива в баке вырос сразу на 10%. Т.е. при заправке в 400 литров достаточно влить в бак литр самогонки ценой 20 гривен и последние 40 литров заправки вместо бака слить в канистры на продажу. Те же 600 гривен… И таких способов мошенничества масса!
Датчик уровня топлива не обезопасит от воровства, всё, что он может достоверно дать – это место и время заправки – поясняет директор ООО «Югспецприбор», остальное бутафория. Достичь объективного контроля расхода можно с помощью расходомеров, установленных максимально близко к точке потребления – двигателю, опломбировав все соединения и исключив возможность слива из системы. Контроль за пломбами и ответственность за них водителя или тракториста – залог успеха!
Но и это еще полдела. Нужно обратить внимание на минимальную погрешность не только расходомеров, но и всей системы. Поясним на примере.
Современные двигатели внутреннего сгорания оснащены электронным управлением впрыска топлива (Common Rail), что не позволяет установить расходомер на высокой стороне давления топливной системы. Можно предположить, что разница между поданным к двигателю и возвращенным топливом в бак и составляет реальный объем потребления. Следовательно, один из способов контроля – установка расходомеров на подачу и «обратку». Насос, благодаря которому циркулирует топливо, обычно обладает производительностью раз в десять больше реального потребления. Например, насос подает 300 л/час, а двигатель потребляет только 30 л. Если у расходомера погрешность 1%, то на подаче она составит 3 л., а на обратном потоке (300-30=270 л) – 2,7 л. Соответственно, при потреблении 30 л/час допустимая погрешность расходомеров суммарно составит 3+2,7= 5,7 л/час. Вот здесь и закрадывается фатальная ошибка, ведь погрешность прибора учета действительно 1%, а всей системы до 19%, что намного выше и вряд ли имеет смысл такой контроль.
По сути, наш бизнес антикризисный, – продолжает А.Бриленко. – Серьезные экономические встряски всегда заставляют задуматься о минимизации расходной части. Экономика должна быть экономной, а в условиях кризиса – особенно. И мы помогаем минимизировать расходы по топливу с помощью систем учета его использования. Мы, как и многие используем проточный расходомер, но у нас есть своя схема его использования, свои технические решения, своя система. Жидкостные расходомеры, которые мы монтируем, вещь давно и хорошо известная. Вопрос в том, как их использовать с максимальной эффективностью на автомашинах, сельхозтехнике, тепловозах, сухогрузах, буксирах, плавкранах. Наша «фишка» в том, что мы даем гарантию точности не просто на расходомеры, а на всю систему в целом. Мы разработали устройство – топливно-воздушный ресивер, позволяющее снять давление с обратного потока, выгнать воздух и, минуя основной бак, отправить это топливо на подкачивающий насос. Все это обеспечивает минимальную погрешность системы учета расхода топлива. Мы используем качественные материалы. Качество в мелочах!
Компания «Югспецприбор» является импортером необходимого оборудования, сама его устанавливает и обслуживает на всей территории Украины, несет ответственность за качество. Это – залог успеха, ведь на рынке такого оборудования очень много, оно отличается по принципу действия, качеству изготовления, материалу и простоте обслуживания. Поэтому, лучше не изобретать велосипед и довериться профессионалам «Югспецприбора».
У компании есть такая услуга, как тестовая установка на срок до 30 дней, позволяющая оценить оборудование в действии на своей технике. Потенциальный клиент на практике может убедиться, что цена оборудования, поначалу кажущаяся немалой, быстро «отбивается» за счет экономии, буквально за 2-3 месяца, в зависимости от мощности, интенсивности эксплуатации и других факторов. По оценке специалистов, потери от воровства составляют от 20% и выше. Условно, если предприятие потребляет 100 тонн дизтоплива в год, то 20 тонн – это неоправданные потери. А это 300 тыс. грн. в год! Услуги по установке систем учета расхода топлива стоят куда дешевле, причем это разовые затраты (без учета сервиса), а вот экономический эффект обеспечен на долгие годы!
К сожалению, наш человек устроен так, что нередко на предприятиях формируется т.н. «внутренняя мафия»: водители, механизаторы, машинисты, считающие, что им мало платят, входят в сговор со средним руководящим звеном и имитируют экономию топлива, на деле разворовывая его. А после установки систем учета устраивают групповой саботаж, стараясь доказать, что расходомеры затрудняют работу транспортных средств, мол, двигатель «не тянет», машина «не едет» и т.д. А у руководителя – масса проблем, ему нужно пахать, сеять, собирать урожай, обеспечить сроки и объемы перевозок. Расчет на то, что в итоге руководитель психанет, махнет рукой: «Да снимайте вы эту систему!».
В такой ситуации нужно проявить волю, не поддаться на шантаж подчиненных, показать, что на этом предприятии нужно зарабатывать честно, а не жить за счет слива топлива. А не хочешь – уходи, возьмем другого водителя, честного.
Совсем недавно водители одной крупной зерноторговой компании на Николаевщине устроили демарш, мол, расходомеры не дают машинам нормально работать. Зерновозы у них новые – «MAN», «Scania». Прибыли представители автосервиса, подключили свой ноутбук со специальными программами, отражающими все параметры работы топливной системы, к бортовому компьютеру автопоезда массой 70 тонн и пустили его на крутой подъем: сначала с системой учета расхода топлива, потом – без. Расхождения в параметрах топливной системы составили 0,5%. Вердикт однозначен: никаких проблем расходомеры не создают, поток топлива не затрудняют. Стало очевидно, что налицо саботаж со стороны водителей, и последние, дабы избежать наказания, кинулись сочинять другие причины своих «страшилок», разумеется, тоже мнимые: клапан заклинил, фильтр забился, плохое топливо.
В таких случаях есть простое решение. Руководитель должен пригласить наших представителей для выяснения причин, и если те докажут наглядно, убедительно, на практике, что система работает корректно, их услуги, расходы на приезд, суточные и командировочные должны оплатить эти саботажники. Нытье обычно тут же прекращается, ведь расходомеры не влияют на топливную систему. Это очевидный факт!
До сих пор мы вели речь об автомобилях. Но «Югспецприбор» помогает защитить топливо от хищений и на всех видах транспорта. В начале статьи мы уже коснулись проблем на судах. Там потребителей топлива много – двигатели, дизель-генераторы, котлы отопления, и списывают его по нормам, а не по факту. Потому и экономия колоссальна, иногда до 40%! Нередко после установки систем учета, с судна начинают уходить члены экипажа, жившие за счет хищений топлива. И… ищут другого беспечного и доверчивого судовладельца, чтобы продолжить свой сомнительный «бизнес».
Системы учета на судне помогают сформировать отчет по каждому двигателю, дают возможность контролировать количество моточасов, а датчики оборотов позволят вывести оптимальный по расходу топлива режим их работы. Все эти данные аккумулирует бортовой электронный модуль, позволяющий накапливать и обрабатывать информацию на неограниченный срок. Оператору в Украину эта информация передается через сети мобильных операторов с помощью обычных SIM-карт, как украинских, так и турецких, российских или операторов тех стран, куда судно заходит чаще всего. Вкратце, эффект ошеломительный!
Компания устанавливает системы учета и на маневровых тепловозах, здесь экономия тоже составляет до 20%.
Системы учета расхода топлива с использованием GPS-мониторинга позволяют также контролировать движение транспорта, соблюдение маршрутов, пробег сельхозтехники к зоне работ, площадь обработанных угодий, использовать «тревожную кнопку».
Всего за годы работы специалисты «Югспецприбора» установили свыше 8 тысяч систем учета разного уровня сложности. Были и ошибки, но день ото дня росли навыки и мастерство. Сегодня мы – лидеры! Мы открыты к общению и сотрудничеству.
Практика показывает, что предприятия, заказывавшие у нас установки и сумевшие побороть внутреннее противостояние, позже, приобретая новую технику, снова обращаются в «Югспецприбор», – говорит Александр Бриленко. – На собственном опыте руководители убеждаются: использовать наши системы очень выгодно. Верю, что придет время, когда все будут работать честно, и необходимость в таких системах отпадет. Но пока воровство по месту работы у нас продолжают считать не позором, а доблестью, до этих времен, к глубокому сожалению, еще очень далеко.
В самом конце нашей беседы, немного задумавшись, Александр Васильевич сказал: «Я очень люблю свою работу», а я добавил: « как говорит мудрец, когда есть любовь, тогда есть удача и богатство»…


Компания «Югспецприбор»
Сайт: uspi.com.ua
Тел. (050) 494-00-25, (067) 552-42-52
Подготовил: Станислав Козлов
Фото - Елена Мыльникова

 
Обложка журнала №065
Архив предыдущих номеров
2017 год:
0102
2016 год:
010203040506
2015 год:
0102030405
2014 год:
01020304
2013 год:
0102030405
2012 год:
010203
2011 год:
010203040506
2010 год:
0102030405
2009 год:
010203040506
2008 год:
010203040506
2007 год:
010203040506
2006 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2005 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06
2004 год:
01 02 • 03 • 04 • 05 • 06

  Укра?нськ_ 100x100

  Укра?нськ_ 100x100

Наши партнеры






META-Ukraine
Украинский портАл


 

Designed by Vladimir Philippov, 2005